Урок 45 литература 5 класс
Тема: И.С. Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима. Протест против крепостничества
Цели урока: обучение учащихся элементам литературоведческого анализа.
Предметные: умеет делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды;
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информации, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Эмоциональная подготовка к восприятию произведения. Просмотр фрагмента х/фильма «Муму»: «Герасим находит щенка, приносит его в свою каморку и нежно ухаживает» (5 мин)
II. Cлово учителя. Ребята, мы продолжаем знакомиться с удивительной историей немого крепостного Герасима. Вы посмотрели фрагмент из фильма, какое впечатление оставил он в вашей душе? Что было особенно трогательно? (учащиеся отвечают) (5 мин)
III. Наблюдение. Учитель: Найдите в тексте этот эпизод (учащиеся читают)
- О каких качествах характера Герасима говорит его поступок? (доброта)
- Почему Герасим с нежностью относится к Муму? Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать, а собачка была такая маленькая беспомощная, так нуждалась в защите. Герасим привязался к ней. Всю нерастраченную любовь и заботу перенес на спасенную им собаку). Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
- Как к новому жильцу отнеслась барыня? Почему? (обращение к тексту)
Пересказ «Герасим – какой он?» от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки ( по выбору учащихся).
III. Сопоставление героев. (Герасима и барыни).
- Кто из героев вызывает симпатию, сострадание? Подберите ключевые слова, характеризующие каждого из этих персонажей. (Учащиеся работают с текстом, находят слова, записывают в тетрадь в две колонки). (10 мин.)
- А теперь из этих слов составим синквейны (образец):
1. Герасим 1. Барыня
2. Глухой, заботливый 2. Капризная, жестокая
3. Работает, ухаживает, страдает 3. Вредничает, наказывает, приказывает
4. Глухонемой дворовый 4. Взбалмошная старуха
5. Крепостной 5. Помещица (3 мин)
Учащиеся читают составленные синквейны, сравнивают получившиеся характеристики героев, делают вывод: Так ли забит и бесправен Герасим? Какие поступки говорят о силе его характера, о стремлении к свободе? (7 мин.)
Вывод: Автор любуется своим героем, его силой, трудолюбием, характером. Несмотря на зависимость от своеволия барыни, Герасим остается внутренне свободен: не боится пойти на поиски Муму, возвращает ее. Немой от рождения, он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. Именно это возвышает его над остальной челядью. Это понимает и барыня и потому так жесток ее приказ: утопить Муму.
Работа с текстом.
Найдём в тексте слова и выражения, которые передают настроение Герасима. Чем он может выразить свои переживания и настроения? (Только действием).
Находим глаголы движения и поясняющие их слова.
О чём говорят эти глаголы? ( Показывают неодолимое стремление домой, на родину)
Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола).
Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»).
Какие слова придают возвышенный строй концовке повести? (Домой, родина – противопоставляется чужая сторона).
Как автор относится к Герасиму?
Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы».
Как барыня отнеслась к уходу Герасима?
Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки?
Чем объясняются её поступки? (Скука и злость).
Словарная работа.
Вспомним, что такое экспозиция.
Сегодня мы познакомимся с новым словом «Эпилог». На доске записано его определение. Прочитаем его и занесём в тетрадь.
Найдём и прочитаем эпилог в повести. С какой частью текста его можно сопоставить?
Исследовательская работа по тексту. Сопоставление экспозиции и эпилога.
На слайде проецируется часть «экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы.
Сопоставим эпилог с экспозицией
Экспозиция | Эпилог |
немой и могучий | здоров и могуч по-прежнему |
работал за четверых | работает за четверых по-прежнему |
смахивал на степенного гусака | важен и степенен |
сложенный богатырём | богатырская сила |
Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования?
Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.
Вывод по исследованию.
Слово учителя.
В имении Тургеневых Спасском, где вырос писатель, служил немой дворник Андрей, «красавец с голубыми глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов». С ним случилась вся эта история. Он по приказу матери Ивана Сергеевича Тургенева Варвары Павловны, утопил преданную ему собачку, очень горевал, но до самой своей смерти верно служил своей барыне.
Откуда Тургенев взял историю, положенную в основу повести?
Можно ли сказать, что история Герасима и Муму взята целиком из жизни?
Прочитаем слова критика В.Г.Белинского, мнением которого писатель очень дорожил, о призвании И.С.Тургенева:
«…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию, но не опираться только на фантазию».
О чём говорят слова В.Г.Белинского?
Почему Тургенев изменил концовку своей истории? Зададим себе этот вопрос, на который ответим чуть позже.
Вспомним, при каких обстоятельствах был написан рассказ «Муму». (И.С.Тургенев писал его, находясь в тюрьме).
Какую сцену он наблюдал, стоя у окна камеры? (Как наказывали плетью крепостных крестьян).
Тогда же писатель дал себе клятву, которую назвал «Аннибаловой клятвой». Прочитаем, как он говорит об этом:
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право … против чего я решил бороться до конца…Это была моя «аннибалова клятва», и не один я дал её себе тогда.
Против чего решил бороться Иван Сергеевич Тургенев?
Почему же Тургенев изменил концовку истории дворника Андрея?
Итог урока.
Давайте подведём итог всему, что мы говорили на уроке.
Какие же испытания выпали на долю Герасима?
В экспозиции обозначены 2 главных героя: Герасим и барыня. Можем ли мы согласиться с этим, прочитав всю повесть целиком?
Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?
Какое отражение в рассказе нашла клятва, данная И.С.Тургеневым самому себе?
Как изменила Герасима гибель Муму? (Он взбунтовался против рабской покорности).
Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?
Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос «Как изменила Герасима гибель Муму?»