Конспект занятия курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык» во 2 классе
на основе методических рекомендаций и рабочей тетради Мищенковой Л.В. Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тема «И снова пословицы, пословицы, пословицы…»
Цель: познакомить учащихся с новыми для них пословицами; развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти; развитие познавательной активности.
Оборудование: проектор, цветные карандаши.
Ход занятия
– Посмотрите на иллюстрацию. Опишите, что вы видите. (Слайд 2)
- Какое предложение можно подобрать к этой иллюстрации?
-«Друг познаётся в беде». Как вы понимаете такое высказывание? Как называются такие высказывания? (Пословицы).
-Назовите тему сегодняшнего занятия. (Пословицы).
-Для чего люди в своей речи используют пословицы? (ответы учащихся).
Задание 1. Закончите пословицу. (Слайды 3 – 4)
-Мир строит, а война…(разрушает)
-Делу время, потехе … (час)
-Мал золотник, да…(дорог)
-Тише едешь – дальше …(будешь)
-Ученье свет, а неученье …(тьма)
-Лучше поздно, чем…(никогда)
-Семь раз примерь, один раз …(отрежь)
-Готовь сани летом, а телегу …(зимой)
Задание 2. Работа в паре. Соедините линией начало и конец пословицы. Объясните смысл своему товарищу.
Лучше быть в деревне первым, | тот плачет зимой. |
За большим погонишься, | чем в городе последним. |
Чтобы из ручья напиться, | а мёд будет. |
Кто веселится весной, | малое теряешь. |
Были бы пчёлы, | надо наклониться. |
Проверка. (Слайд 5)
Задание 3.
-Дети очень любят сочинять. Я вам предлагаю послушать истории, которые сочинили ваши ровесники, и из трёх предложенных пословиц вам надо выбрать одну, которая выражает основную мысль текста.
История 1. «Часы»
Один мой знакомый — Вася — взялся перевести стрелки на больших настенных часах, потому что вся страна переходила с летнего на зимнее время. Но родителям о своей затее ничего не сказал. И вот, стоя на стуле, он стал откручивать болтики, державшие стекло. И вдруг стекло выскользнуло у него из рук, ударило Васю по голове и разбилось. Вася свалился со стула и потерял сознание.
Я как раз в это время шёл к Васе домой. Только очутился у двери, как услышал страшный грохот. Я позвонил в дверь несколько раз, но мне никто не открыл. Стало ясно: что-то случилось. Я кинулся к соседям и от них позвонил спасателям.
Служба спасения выломала замок в двери и пришла на помощь моему незадачливому приятелю.
Когда пришли с работы Васины родители и узнали обо всём, то они, конечно, не стали ругать Васю за разбитое стекло и испорченный замок — он ведь и так пострадал. Но мама всё же сказала: «Пусть это будет тебе уроком»
Пословицы.
Не зная броду, не суйся в воду.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Век живи, век учись.
История 2. «Хвастун»
Однажды дети пошли за грибами в лес. Вова сказал, что он — мастер по сбору грибов и наберёт больше всех.
В лесу было солнечно и тепло. Дети разбрелись в поисках подосиновиков, подберёзовиков и моховиков. Вова же в гордом одиночестве удалился в самую глубь леса. Он думал, что там будет много грибов. Но ему не повезло — там он почти ничего не нашёл.
Когда дети вышли из леса, то оказалось, что у всех полные корзинки, а у Вовы лишь на дне лежало несколько грибочков. Мальчику стало стыдно за своё хвастовство. А дети ему сказали: «...». Вот так-то!
Пословицы.
Правда глаза колет.
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
Всякое дело мастера боится.
История 3. «Тошка и Шарик»
Привет! Меня зовут Пушистик. Я расскажу вам такую историю. Однажды мои друзья собаки Тошка и Шарик остались во дворе одни. Хозяин ушёл и приказал им стеречь дом. Но Шарик и Тошка заигрались и забыли про то, что им хозяин наказывал. Незаметно в дом пробрался вор. Хозяин пришёл, а дом ограблен. Тошке и Шарику здорово досталось! И поделом…
Пословицы.
Делу время, потехе час.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Новая метла по-новому метёт.
Привал. Задание – раскрасьте узор. (Слайд 6)
Задание 4. Угадай пословицы, решив ребусы. (Слайды 7 – 8)
О
твет: Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Ответ: Человек без друзей, что дерево без корней.
Задание 5.Две пословицы «рассыпались». Наведите в них порядок. (Слайды 9 - 10)
ДОБРОЕ У СЛОВО СТРАХА ГЛАЗА И КОШКЕ ВЕЛИКИ ПРИЯТНО
Ответ:
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. У страха глаза велики.
Задание 6.
-Вспомните и назовите пословицы, которые прозвучали сегодня на занятии.
-Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал …». Оцените себя. (Слайд 11)