СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. Соколов-Микитов "Листопадничек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. Соколов-Микитов "Листопадничек"»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Студентка группы ПНК-4Б
Севрюкова Елена Сергеевна
Специальность 44.02.02







Конспект урока литературы

Тема «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»»




Место проведения: МБОУ Средняя Школа № 12, 3 «Б» класс
Дата проведения: 25.01.22 г.

Учитель: Невмятуллина Е.В.


___________________

Методист: Борисова Л. Н.


___________________



Дзержинск – 2022

Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

УМК: Школа России

Класс: 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Цель: знакомство с рассказом «Листопадничек».


Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с рассказом «Листопадничек»;

- Формировать умение анализировать и работать с текстом.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с текстом.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Знают содержание рассказа «Листопадничек»;

- Умеют грамотно строить свои высказывания.

Метапредметные

  • Умеют работать с текстом.

Личностные:

- Проявляют интерес к чтению и книге.

Оборудование: учебник Климановой Л. Ф., презентация.

План урока:

1) Организационный этап (1 мин)

2) Актуализация знаний (7 мин)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)

4) Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

5) Первичная проверка понимания (10 мин)

6) Первичное закрепление (6 мин)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

8) Рефлексия (2 мин)

Ход урока

Этапы фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Речь учителя

Презентация

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу я. Давайте начнём!

Слушают учителя

Фронтальная

Самоконтроль


РУУД: контроль своих действий


2. Актуализация знаний

Повторить тему прошлого урока

Речь учителя.

Беседа.

Презентация

















- Откройте учебники на странице 55. Здесь сразу мы можем заметить четыре книги. Рассмотрим же их!

- Прочитайте название первой книги.


- Подумайте. О ком или о чём может быть эта книга? Какие рассказы там могу быть представлены?

- Хорошо. Молодцы.

- Теперь посмотрим на обложку второй книги. Какие рассказы могут быть в её содержании?

- Интересные предположения.

- Кого вы видите на обложке третей книги?

- Прочитайте название.


- Что такое энциклопедия?

- На самом деле, Энциклопедия – это сборник знаний, собранных во всего мира, и найденных в разных книгах и исследованиях.

- Что же тогда мы сможем прочитать в этой книге – энциклопедии?

- Молодцы. У нас осталась последняя книга. Познакомимся с её обложкой.


- Хорошая работа! Вспомните, какие книги о животных вы читали? Давайте дополним ими этот список.

- В самом конце страницы представлен небольшой список рассказов, которые вы можете прочесть.



- «Кто как живёт»
























- О диких животных и как они живут; О домашних животных…

- «Лесная газета»

- Разные истории и факты о лесных животных…



- «Энциклопедия МИР ЖИВОТНЫХ»





Ответы детей

Фронтальная, самостоятельная

Самоконтроль


Р: осознают цель и задачи предстоящей деятельности

К:

-умеют оформлять мысли в устной форме;

К:

- умеют слушать и понимать речь других;


3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовить учащихся к выполнению заданий

Подвести детей к теме урока

Речь учителя.

Беседа.

Презентация














- Сегодня на уроке, мы познакомимся с биографией русского писателя Ивана Соколова-Микитова, что тоже писал рассказы про животных. А также прочитаем один из них.

Слушают учителя

Фронтальная

Самоконтроль


КУУД: уметь слушать других людей


Формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Первичное усвоение новых знаний


Познакомить детей с новым произведением

Речь учителя


Презентация












- Я сейчас вам раздам на парту по одной части биографии писателя:

1 ряд – детство писателя

2 ряд – юность

3 ряд – последние годя жизни

- Вам нужно правильно сопоставить предложения, чтобы получились правильные части биографии Ивана Соколова-Микитова. Работаете в парах. Затем зачитываете что у вас получилось. А остальные внимательно слушают и думают, получился ли рассказ у каждого ряда?


1 ряд:

- Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в деревне Осеки Калужской губернии в 1892 году.

Его отец был управляющим лесными угодьями у купцов. Когда Ивану было три года, его семья переехала на родину отца в село Смоленской губернии.

В памяти маленького мальчика остались воспоминания о его раннем детстве, и в дальнейшем во многих произведениях он описывал калужскую природу, считая ее своей родиной.

В возрасте 10 лет Иван Соколов-Микитов поступает в Смоленское Александровское училище.

2 ряд:

- Важным событием в биографии писателя была его работа в 1912 году в городе Ревеле в качестве секретаря газеты «Ревельский листок».

Он побывал во многих заграничных городах и зарубежных странах, увлекался авиацией, был матросом на торговом судне.

Находясь в вынужденной эмиграции в 1921-1922 года, писатель публикует свои рассказы в эмигрантских журналах, после чего Максим Горький помог Соколову-Микитову вернуться на родину.

Писатель участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути, побывал на Кавказе и за Полярным кругом, и каждый раз привозил новые рассказы с описанием событий, очевидцем и участником которых являлся он сам.

3 ряд:

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги.

С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета».

В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

- На экране вы можете увидеть несколько его произведений:




- Теперь нам предстоит прочесть один из известнейших рассказов этого писателя под названием «Листопадничек».

- Узнав название произведения, как вы думаете, о чём будет этот рассказ?



- Хорошие предположения, но это мы узнаем только когда прочитаем сам рассказ.

Откройте учебник на странице 56.


- В этом рассказе нам могут встретиться несколько слов, которые вы, возможно, не знаете:

  • долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

  • обглоданные – объеденный;

  • робеть - пугаться, стесняться, бояться;

  • озяб – замёрз, продрог;

  • ходко работают - работают быстро;

  • настлано – настелено;

  • запрудили – перегородили реку плотиной;

  • хатка – название небольшого дома на Украине.

- Теперь мы знаем все слова. Приступим к чтению текста.

Слушают учителя


























































































Ответы детей

Фронтальная

Самоконтроль

Понимают о чем идет речь в прочитанном произведении

Определяют вид рассказа

-умеют оформлять мысли в устной форме;
- умеют слушать и понимать речь других.

Формирование интереса к уроку



5. Первичная проверка понимания

Проверить понимание главной мысли произведения

Речь учителя

Беседа


Презентация












Чтение учителя – чтение учеников


- Ребята, какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?

- А почему Иван Соколов-Микитин назвал своё произведение «Листопадничек»?

- Какое название вы бы дали этому рассказу?

- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором говориться, почему зайчиков назвали Листопадничками?

- Так почему зайчат так называют охотники?


- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?


- Правильно. Почему младший Листопадничек решил побежать за журавлями в тёплые страны?


- Найдите и прочитайте, как Листопадничек ушел из дома.


- Кого встретил зайчонок во время путешествия?


- А понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему же он там остался?


- Правильно. Молодец.

- Каких страхов натерпелся зайчонок за долгую зиму?


- О чём он часто вспоминал?


- Найдите и прочитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью.


- Что стали говорить о Листопадничке, с тех пор как он вернулся домой?


- Верно.




Ответы детей





(читают первые 2 предложения рассказа)

- Потому что они родились осенью.



- Он боялся, что замёрзнет зимой.



Работают с текстом


Фронтальная

Самоконтроль

Отвечают на вопросы по произведению

КУУД: грамотно выражают свои мысли


6. Первичное закрепление.)

Создать условия для закрепления полученных знаний

Речь учителя, беседа

Презентация

- А как вы думаете, почему именно так писатель закончил историю про зайчика? Что он этим хотел сказать писателю? Подумайте и обсудите это в парах в течении 2-3 минут.



- Ребята, попробуйте описать Листопадничка.

- Каким он вам представился при прочтении рассказа?



- Дайте характеристику бобрам. Какие они?



- Понравился ли тебе главный герой сказки? Почему?



- Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас открыть свои тетради, записать число, «Классная работа» и составить синквейн о зайчике

(На слайд выносится план работы с синквейном)

1 строчка – существительное;

2 строчка – 2 прилагательных;

3 строчка – 3 глагола;

4 строчка – ключевое предложение (из текста);

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)


Пример:

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

Листопадничек познакомился с бобрами.

Листопадничек.


Работают в парах





Ответы детей

Фронтальная, парная

Самоконтроль

Показывают свои знания о прочитанном произведении

КУУД: умеют работать в паре, слушать и слышать друг друга


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дать задание на дом и провести его инструктаж

Речь учителя




Фронтальная

Самоконтроль


КУУД: умеют слушать и слышать


8. Рефлексия


Организовать подведения итогов урока, анализ и оценка качества работы на уроке.

Речь учителя, беседа

Презентация

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Поднимите ручку, если вы считаете, что вы хорошо работали сегодня на уроке и вы довольны ей.

- Поднимите простой карандаш, если считаете, что могли работать больше и лучше, и обязательно будете проявлять свою активность на следующем уроке

- Вы все молодцы! Спасибо за урок.


Ответы детей

Фронтальная

Самоконтроль


КУУД: уметь четко формулировать мысли

Умение адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности