СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»»

Урок 59. Я. Аким «утром кот принес на лапах…»,
Ф. Тютчев «чародейкою зимою…» (с. 192–194)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о зиме; способствовать развитию навыков чтения, анализа стихотворного текста

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; читать стихи наизусть; получат возможность научиться: чувствовать ритм и мелодику стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/614195/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Эмоциональный настрой на работу. Звучит
в записи пьеса П. И. Чайковского «Святки»
(декабрь) из цикла «Времена года».

На доске – репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Конкурс чтецов.



– Прочитайте загадку. Отгадайте её.


Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой.

В. Волина

– Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шепотом, громко; выразительно

Читают стихи наизусть.


Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации
из текстов.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

Беседа

– Рассмотрите репродукцию картин
И. И. Шишкина.

– Что хотел нам сказать художник?

– Кто догадался, как называется эта картина? («Зима».)

– Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа

Отвечают на вопросы учителя.




Внимательно слу-
шают

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа
со стихотворением
Я. Акима «Утром кот принёс
на лапах…».









2. Работа
со стихотворением
Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…».



3. Словарная работа

Чтение учителем стихотворения Я. Акима.

– Какое настроение у этого стихотворения?

– Какой день представили себе, услышав это произведение?

– Что принес кот?

– Что имеет первый снег?

– Какой он, первый снег?

– Какие детские зимние забавы вы знаете?

– Прочитайте стихотворение про себя. Затем мы прочитаем его вместе.






Проверка первичного восприятия.

– Какое настроение создаёт стихотворение?

– Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.

– Какими красками вы рисовали бы иллюстрацию?

– Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.

Повторное чтение стихотворения.

Чародейка – волшебница, колдунья.

Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью.

Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свиса-
ющими кистями.

Снежная бахрома – это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры.

Мещет (форма слова «метать») – бросать, кидать; современная форма глагола – мечет.

Затрепещет – задрожит


Отвечают на вопросы.






Читают стихотворение про себя, а затем вслух вместе с учителем.




Выполняют задания.








Дают толкование слов

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи; выполняют контроль и оценку учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владеют способами конструктивного взаимо-
действия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания, работа со словарной статьей

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Стихотворения каких авторов мы сегодня анализировали?

– Что общего у этих произведений?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Закончите предложения:

••Я сегодня узнал…

••Я научился…

••Мне было…

••На этом уроке я похвалил бы себя…

••Сегодня я сумел…

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выполнить рисунок к одному из стихотворений

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!