I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Эмоциональный настрой на работу. Звучит в записи пьеса П. И. Чайковского «Святки» (декабрь) из цикла «Времена года». На доске – репродукция картины И. И. Шишкина «Зима» | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Конкурс чтецов. – Прочитайте загадку. Отгадайте её. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. В. Волина – Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шепотом, громко; выразительно | Читают стихи наизусть. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | – Рассмотрите репродукцию картин И. И. Шишкина. – Что хотел нам сказать художник? – Кто догадался, как называется эта картина? («Зима».) – Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа | Отвечают на вопросы учителя. Внимательно слу- шают | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
IV. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа со стихотворением Я. Акима «Утром кот принёс на лапах…». 2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…». 3. Словарная работа | Чтение учителем стихотворения Я. Акима. – Какое настроение у этого стихотворения? – Какой день представили себе, услышав это произведение? – Что принес кот? – Что имеет первый снег? – Какой он, первый снег? – Какие детские зимние забавы вы знаете? – Прочитайте стихотворение про себя. Затем мы прочитаем его вместе. Проверка первичного восприятия. – Какое настроение создаёт стихотворение? – Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании. – Какими красками вы рисовали бы иллюстрацию? – Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его. Повторное чтение стихотворения. Чародейка – волшебница, колдунья. Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свиса- ющими кистями. Снежная бахрома – это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры. Мещет (форма слова «метать») – бросать, кидать; современная форма глагола – мечет. Затрепещет – задрожит | Отвечают на вопросы. Читают стихотворение про себя, а затем вслух вместе с учителем. Выполняют задания. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательства. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи; выполняют контроль и оценку учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владеют способами конструктивного взаимо- действия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания, работа со словарной статьей |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Стихотворения каких авторов мы сегодня анализировали? – Что общего у этих произведений? – Какое настроение у вас сейчас? – Закончите предложения: ••Я сегодня узнал… ••Я научился… ••Мне было… ••На этом уроке я похвалил бы себя… ••Сегодня я сумел… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выполнить рисунок к одному из стихотворений | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |