СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я человек- я посередине мира

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережливого отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Я человек- я посередине мира»

Внеклассное мероприятие «Я человек я посередине мира»

Цель: опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережливого отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Задачи:

  • осознать свое положение в природе;

  • развивать экологическое мышление;

  • формировать экологическую совесть;

  • учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.

Тип урока: обобщающий.

Методы и приемы обучения: словесно-наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые моменты.

Форма проведения: ролевая игра.

Х о д у р о к а
  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. У нас сегодня урок-обобщение по разделу «Введение в экологию». Почему урок назван именно так? Думаю, что в конце урока вы найдете на это ответ.

Герои рассказа Рея Бредбери «И грянул гром» из исполнительного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый, и, казалось бы, невинный поступок : он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, не похожим на тот, что был, - и «грянул гром».

Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет…(рассказ ведущего на фоне музыки.)


  1. Экологическая разминка.


Учитель: Сегодня мы попробуем взглянуть на самих себя со стороны. Побудем гостями у землян. Полет ваших экипажей на корабле «Экология» будет нелегким, и поэтому начнем мы с экологической разминки для всех экипажей.


    1. Дайте определение терминам.

Экосистема – предложил английский эколог Тенсли в 1935 году. Эта любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды.

Лимитирующий фактор – ограничивающий фактор, то есть такой ресурс, которого недостаточно или который в избытке.

Биосфера – оболочка планеты, заселенная организмами; совокупность всех экосистем земного шара.

Гумус – детрит; главное вещество почвы; «дитя Солнца» и работа экосистемы.

Антропогенный фактор – воздействие человека на экосистему, приводящее к ее изменению.


2.Что изучают прикладные экологические науки?


Медицинская экология – болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения.

Сельскохозяйственная экология – способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов пашни и лугов, при сохранении окружающей среды и производства экологически чистых продуктов.

Юридическая экология – разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.

Промышленная экология – изучает влияние выбросов промышленных предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния за счет совершенствования технологий и применения очистных сооружений.

Экономическая экология – моделирует экологические процессы, то есть изменения в природе, которые произойдут при изменении экологических условий.

(Во второй части разминки демонстрируются схемы, рисунки, иллюстрирующие прикладные экологические науки.)


3.Экологические задачи.


Задача 1. В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыболовства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает таким образом нормальное состояние популяции.

Задача 2. Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников обитающих здесь же.

Ответ: для стеклянного сома яркий солнечный свет становится средством защиты благодаря прозрачности его тела.

Задача 3. Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску?

Ответ: это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания – сажа – оседал на стволах берез, и в результате выживали особи с темными крыльями.

Задача 4. Медузы обладают несколько большей плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их добыча?

Ответ: активное движение, светочувствительные органы и органы равновесия на зонтике.

  1. Экипажи на задании.

Учитель: Ну вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы. У вас есть конверты с заданиями. Найти нужно не только правильное, но и быстрое решение.


ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ Э к и п а ж № 1
  1. На какие группы делятся организмы по способу питания? Приведите примеры.

  2. Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут редуценты?

  3. Может ли загрязнение водоема теми или иными токсическими веществами привести к росту численности тех или иных организмов?

Э к и п а ж № 2
  1. Что такое биогеоценоз? Какие компоненты его образуют? Как биогеоценозы связаны друг с другом?

  2. Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут продуценты?

  3. Природные заказники Волгоградской области богаты реликтовыми растениями. Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительной природы в целом.

(Во время подготовки ответов звучит музыка, члены экипажа могут совещаться, работать с дополнительной литературой, справочниками.)


  1. Представление домашних заданий экипажей.

Учитель: Ну что ж, думается жителям Земли не так тяжело будет нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой еще и различные советы, рекомендации, предостережения для землян. (Экипажи представляют свои домашние задания.)

Экипаж №1 – «Пессимистический прогноз!.

Экипаж №2 – «Возвращение в лоно природы» (в виде рекламных блоков)


  1. Подведение итогов.

Подсчитывается количество жетонов. Экипаж –победитель получает сосуд с «живой водой» для «залечивания ран Земли», «нанесенных человеком» и «рецепт» приема этого средства.


  1. Заключение. Литературный монтаж.


Под музыку звучат стихи современных поэтов, посвященные проблемам экологии.

Предупреждение

Еще в скорлупке висим на хвощах,

Мы, ранняя проба природы.

У нас еще кровь не красна, и в хрящах

Шумят силурийские воды.

Еще мы в пещере костра не зажгли

И мамонтов не рисовали,

Ни белого неба, ни черной земли

Богини еще назвали.

А мы уже в горле у мира стоим

И бомбою мстим водородной

Еще не рожденным потокам своим

За собственный грех первородный.

Ну что ж, златоверхие башни смахнем,

Развеем число Галилея,

И Моцарта флейту пробуем огнем,

От первого тлена хмелея.

Нам снится немая, как камень, земля,

И небо нагое без птицы,

И море без рыб и без корабля,

Сухие, пустые глазницы…

А. Тарковский


Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все меньше окружающей среды.

Р. Рождественский


Человек

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

В. Шефнер


Учитель: Урок окончен. Всем спасибо. До встречи!





























Экипаж № 2

  1. На какие группы делятся организмы по способу питания? Приведите примеры.

  2. Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут редуценты?

  3. Может ли загрязнение водоема теми или иными токсическими веществами привести к росту численности тех или иных организмов?


Экипаж № 1

  1. Что такое биогеоценоз? Какие компоненты его образуют? Как биогеоценозы связаны друг с другом?

  2. Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут продуценты?

  3. Природные заказники Волгоградской области богаты реликтовыми растениями. Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительной природы в целом.


Задача 1. В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыболовства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?


Задача 2. Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников обитающих здесь же.


Задача 3. Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску?

Задача 4. Медузы обладают несколько большей плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их добыча?





Экосистема


Экосистема


Лимитирующий фактор



Лимитирующий фактор

Биосфера

Биосфера




Антропогенный фактор



Антропогенный фактор


Медицинская экология



Медицинская экология


Промышленная экология


Промышленная экология


Сельскохозяйственная экология


Сельскохозяйственная экология


Юридическая экология



Юридическая экология


Экономическая экология



Экономическая экология








Г.У. «Чапаевская ср.школа»














( 10 класс)



















Каблукова Н.Н.

2009г.

Зачетный лист



№ п/п




Ф.И.О. учащегося

Оценки за выполнение заданий

Экологическая разминка


Экипажи на задании

Домашнее задание

Итоговая оценка

Дать определение терминам

«Что изучают прикладные экологические науки?»


Экологические задачи

1

Аженева Эльмира







2

Байдолина Эльвира







3

Сергеева Юлия







4

Старостина Клавдия







5

Ульжабаева Асель







6

Данилов Олег







7

Татабаев Бауржан







8

Сулейменов Меир







9

Лутай Сергей







10

Натарова Мария







11

Танатова Кымбат







12

Смагулова Ляйля







13

Рыбина Юлия







14

Лукьянченко Марина







15

Смагулова Жанна







16

Чидиринова Асель