Внеклассное мероприятие «Я человек я посередине мира»
Цель: опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережливого отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи:
осознать свое положение в природе;
развивать экологическое мышление;
формировать экологическую совесть;
учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.
Тип урока: обобщающий.
Методы и приемы обучения: словесно-наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые моменты.
Форма проведения: ролевая игра.
Х о д у р о к а
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. У нас сегодня урок-обобщение по разделу «Введение в экологию». Почему урок назван именно так? Думаю, что в конце урока вы найдете на это ответ.
Герои рассказа Рея Бредбери «И грянул гром» из исполнительного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый, и, казалось бы, невинный поступок : он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, не похожим на тот, что был, - и «грянул гром».
Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет…(рассказ ведущего на фоне музыки.)
Экологическая разминка.
Учитель: Сегодня мы попробуем взглянуть на самих себя со стороны. Побудем гостями у землян. Полет ваших экипажей на корабле «Экология» будет нелегким, и поэтому начнем мы с экологической разминки для всех экипажей.
Дайте определение терминам.
Экосистема – предложил английский эколог Тенсли в 1935 году. Эта любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды.
Лимитирующий фактор – ограничивающий фактор, то есть такой ресурс, которого недостаточно или который в избытке.
Биосфера – оболочка планеты, заселенная организмами; совокупность всех экосистем земного шара.
Гумус – детрит; главное вещество почвы; «дитя Солнца» и работа экосистемы.
Антропогенный фактор – воздействие человека на экосистему, приводящее к ее изменению.
2.Что изучают прикладные экологические науки?
Медицинская экология – болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения.
Сельскохозяйственная экология – способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов пашни и лугов, при сохранении окружающей среды и производства экологически чистых продуктов.
Юридическая экология – разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.
Промышленная экология – изучает влияние выбросов промышленных предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния за счет совершенствования технологий и применения очистных сооружений.
Экономическая экология – моделирует экологические процессы, то есть изменения в природе, которые произойдут при изменении экологических условий.
(Во второй части разминки демонстрируются схемы, рисунки, иллюстрирующие прикладные экологические науки.)
3.Экологические задачи.
Задача 1. В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыболовства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает таким образом нормальное состояние популяции.
Задача 2. Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников обитающих здесь же.
Ответ: для стеклянного сома яркий солнечный свет становится средством защиты благодаря прозрачности его тела.
Задача 3. Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску?
Ответ: это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания – сажа – оседал на стволах берез, и в результате выживали особи с темными крыльями.
Задача 4. Медузы обладают несколько большей плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их добыча?
Ответ: активное движение, светочувствительные органы и органы равновесия на зонтике.
Экипажи на задании.
Учитель: Ну вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы. У вас есть конверты с заданиями. Найти нужно не только правильное, но и быстрое решение.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ Э к и п а ж № 1
На какие группы делятся организмы по способу питания? Приведите примеры.
Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут редуценты?
Может ли загрязнение водоема теми или иными токсическими веществами привести к росту численности тех или иных организмов?
Э к и п а ж № 2
Что такое биогеоценоз? Какие компоненты его образуют? Как биогеоценозы связаны друг с другом?
Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут продуценты?
Природные заказники Волгоградской области богаты реликтовыми растениями. Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительной природы в целом.
(Во время подготовки ответов звучит музыка, члены экипажа могут совещаться, работать с дополнительной литературой, справочниками.)
Представление домашних заданий экипажей.
Учитель: Ну что ж, думается жителям Земли не так тяжело будет нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой еще и различные советы, рекомендации, предостережения для землян. (Экипажи представляют свои домашние задания.)
Экипаж №1 – «Пессимистический прогноз!.
Экипаж №2 – «Возвращение в лоно природы» (в виде рекламных блоков)
Подведение итогов.
Подсчитывается количество жетонов. Экипаж –победитель получает сосуд с «живой водой» для «залечивания ран Земли», «нанесенных человеком» и «рецепт» приема этого средства.
Заключение. Литературный монтаж.
Под музыку звучат стихи современных поэтов, посвященные проблемам экологии.
Предупреждение Еще в скорлупке висим на хвощах,
Мы, ранняя проба природы.
У нас еще кровь не красна, и в хрящах
Шумят силурийские воды.
Еще мы в пещере костра не зажгли
И мамонтов не рисовали,
Ни белого неба, ни черной земли
Богини еще назвали.
А мы уже в горле у мира стоим
И бомбою мстим водородной
Еще не рожденным потокам своим
За собственный грех первородный.
Ну что ж, златоверхие башни смахнем,
Развеем число Галилея,
И Моцарта флейту пробуем огнем,
От первого тлена хмелея.
Нам снится немая, как камень, земля,
И небо нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы…
А. Тарковский
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого … пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все меньше окружающей среды.
Р. Рождественский
Человек
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!
В. Шефнер
Учитель: Урок окончен. Всем спасибо. До встречи!
Экипаж № 2 На какие группы делятся организмы по способу питания? Приведите примеры. Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут редуценты? Может ли загрязнение водоема теми или иными токсическими веществами привести к росту численности тех или иных организмов? | Экипаж № 1 Что такое биогеоценоз? Какие компоненты его образуют? Как биогеоценозы связаны друг с другом? Составьте пищевую цепь из имеющихся организмов (рисунки растений, животных, стрелки). Что произойдет в биогеоценозе, если вдруг исчезнут продуценты? Природные заказники Волгоградской области богаты реликтовыми растениями. Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительной природы в целом. |
Задача 1. В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыболовства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить? | Задача 2. Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников обитающих здесь же. |
Задача 3. Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску? | Задача 4. Медузы обладают несколько большей плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их добыча? |
Экосистема | Экосистема |
Лимитирующий фактор | Лимитирующий фактор |
Биосфера | Биосфера |
| |
Антропогенный фактор | Антропогенный фактор |
Медицинская экология | Медицинская экология |
Промышленная экология | Промышленная экология |
Сельскохозяйственная экология | Сельскохозяйственная экология |
Юридическая экология | Юридическая экология |
Экономическая экология | Экономическая экология |
Г.У. «Чапаевская ср.школа»




( 10 класс)

Каблукова Н.Н.
2009г.
Зачетный лист
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Оценки за выполнение заданий |
Экологическая разминка | Экипажи на задании | Домашнее задание | Итоговая оценка |
Дать определение терминам | «Что изучают прикладные экологические науки?» | Экологические задачи |
1 | Аженева Эльмира | | | | | | |
2 | Байдолина Эльвира | | | | | | |
3 | Сергеева Юлия | | | | | | |
4 | Старостина Клавдия | | | | | | |
5 | Ульжабаева Асель | | | | | | |
6 | Данилов Олег | | | | | | |
7 | Татабаев Бауржан | | | | | | |
8 | Сулейменов Меир | | | | | | |
9 | Лутай Сергей | | | | | | |
10 | Натарова Мария | | | | | | |
11 | Танатова Кымбат | | | | | | |
12 | Смагулова Ляйля | | | | | | |
13 | Рыбина Юлия | | | | | | |
14 | Лукьянченко Марина | | | | | | |
15 | Смагулова Жанна | | | | | | |
16 | Чидиринова Асель | | | | | | |
| | | | | | | |