Классный час
Тема: «Я чувствую себя счастливым, если…»
Форма проведения: дискуссия, работа в группах
Педагогическая цель: определить из чего складывается человеческое счастье.
Цель: подвести детей к пониманию того, что человек сам должен строить свое человеческое счастье.
Задачи:
1. Формирование умения понимать себя и других людей.
2.Усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки.
3. Развитие умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
4. Создание условий для дальнейшего развития коллектива.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами поговорим на очень непростую, но интересную тему. Но в начале я бы хотела, чтобы вы внимательно прослушали отрывок песни из мультфильма «Летучий корабль».
Прослушивание отрывка
- Как вы думаете, о чём я хочу с вами поговорить?
О счастье
- Часто в жизни мы слышим такие фразы:
«Я так, счастлива!» или «Ох, какой я несчастный». Слышали?(Да)
- А вот что же такое счастье, как стать счастливым человеком, мы постараемся разобраться вместе на сегодняшней встрече.
Ученик читает стихотворение:
Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?
Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.
Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?
Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки...
А вот счастья нет!
Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.
Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!
Учитель:- Что же такое счастье?
- В словаре Даля слово «счастье» трактуется как эмоциональное состояние человека, при котором он испытывает внутреннее удовлетворение условиями своей жизни.
- Но психологи утверждают, что счастье – это категория сугубо личная. Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть конфетку и испытать «счастье».
- Хотите на минутку стать счастливыми?(Да)
- Ну что же, представьте, что я волшебница.
Раз, два, три. Вот! Угощайтесь! Достаю вазочку с конфетами
- Вкусно? Вы стали счастливее? (Да)
- А хотите сделать счастливыми наших гостей? (Хотим)
- Так угостите всех! Угощаем гостей
- Быстренько садимся и продолжаем. Но не только конфеты делают человека счастливым. Некоторые люди испытывают счастье от занятия спортом, другие от посещения театров, третьи – от общения с близкими или друзьями. Счастливым человек может быть тогда, когда он ведёт здоровый и активный образ жизни.
- Расскажите случаи из вашей жизни, когда вы чувствовали себя счастливыми?
- Как вы думаете, ребята, злой, унылый человек может быть счастливым?
- А почему? Ответы детей
- Конечно, злой человек не желает счастья другим, потому что он сам несчастлив.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
- Ответить на вопрос из чего же слагается счастье? Поможет нам солнышко. Солнышко висит на доске
- Смотрите! Оно доброе и счастливое. Оно нам дарит свои теплые лучики и согревает нас. Давайте и мы ему что – нибудь подарим? Например слова, которые по вашему мнению могут помочь не только солнышку, но и нам быть счастливыми.
Дети пишут слова между солнечных лучей: мама, добро, нежность, забота, велосипед, друзья, шоколад, поездка на море, цветы, пение птиц, подарки или сюрпризы, компьютер, телефон, нетбук и т.д.
- Молодцы, ребята. Мы видим, что у каждого из вас своё представление о счастье.
- А вот, что думает о счастье поэт Эдуард Асадов:
«А счастье, по –моему, просто
Бывает разного роста.
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.» 3 слайд
- Ребята, а помните мультфильм «Ледниковый период». Там был забавный зверёк – белка. Как вы думаете, что для неё было настоящим счастьем?
Получить орех
- Молодцы!
- Но там был ещё один герой ленивец Сид. Помните? А как вы думаете, что для него было счастьем?
Дружба с мамонтом, спасение малыша, забота о яйцах динозавра. 5 слайд
- Конечно, счастье его заключалось в заботе о близких, любви к природе, спасении человеческого детёныша.
- Видите, какое оно разное, счастье.
- А вы можете вспомнить мультфильмы, где бы герои старались сделать других счастливыми?
«Аленький цветочек», «Морозко», «Летучий корабль»
- Счастливыми других людей могут сделать только добрые, счастливые люди.
-Счастье бывает разное: материальное и духовное. Но материальное счастье приносит не так много радости, как духовное.
-Часто люди забывают, в чём смысл жизни, и часто материальное счастье ( машина, компьютер, красивая одежда) принимают за истинное. Но это не так. А вы ребята как считаете?
Настоящее счастье: любовь, вера, добро, забота, помощь другим.
-Учитель: Послушайте сказку о счастье «Однажды шло счастье по лесу…» (РАССКАЗЫВАЕТ УЧЕНИК)
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы: Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
Я хочу много красивых и дорогих машин.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
- Спасибо, ребята за ваши ответы. Очень хорошо, что вы высказываете и отстаиваете своё мнение. На то нам и дана жизнь, чтобы учиться, как поступать правильно, учиться разбираться в себе, понимать себя и других, уметь входить в положение других людей, развивать этические нормы общения, анализировать свои чувства.
- А чтобы было вам лучше во всём разобраться, я предлагаю вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик – Семицветик».
Дети вспоминают, как бабушка девочки подарила цветик-семицветик, который исполнял желания. Она истратила 6 лепестков, цветок исполнил 6 желаний.
- А принесли эти желания девочки счастье?
Нет.
- А какое было её последнее, седьмое желание?
Вылечить больного мальчика.
- А это желание сделало её счастливой?
Да. Она совершила правильный поступок.
- И в заключении я хочу, чтобы вы подумали и определили, из каких слагаемых состоит человеческое счастье?
- Я вас разделю на две группы. Каждая группа получает цветик-семицветик и слова. Вам предлагается выбрать и наклеить на лепестки цветка те слова, которые по вашему мнению слагают человеческое счастье.
Слова: друзья, родители, дом, семья, общение с близкими, машина, конфеты, любовь, мир во всём мире, радость, помощь людям, велосипед, новая кукла, зло, зависть, честность, вера, чтобы тебя понимали, надёжность.
Учитель помогает ребятам выбирать слова, направляет.
-Ребята, умейте отличить истинные слагаемые счастья от ложного понимания.
- Закончили? Очень хорошо. Первая команда зачитывает свои слагаемые счастья.
- Молодцы!
–А теперь вторая команда зачитывает свои слова.
- И вы молодцы!
- Приклейте, пожалуйста, свои цветики-семицветики возле нашего солнышка. Оно будет их оберегать и укрывать их от бурь и невзгод своим зонтиком.
Вывод: Мы сегодня с вами, ребята, рассмотрели одно не простое понятие – понятие «счастье», с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Я вам хочу пожелать, чтобы ваше счастье всегда шло с вами в ногу. Но для этого вы должны быть какими?
(Добрыми, честными, трудолюбивыми людьми.)
- Правильно, ребята. И тогда, я уверена, что счастье вас не покинет.
Ученик читает стих.
Был вопрос, ответ искали
И по капли собирали,
Разное у всех оно
Получилось как в кино
Вот в руках у нас синица,
А в мечтах у всех жар-птица.
Мы её поймать хотим,
И за ней вперёд летим
Хоть оно так быстротечно,
Но, а всё же счастье вечно!
Что же в чаше – счастье наше.
- Ещё раз благодарю вас за сотрудничество, помощь и понимание. Вместе с вами я была сегодня счастлива.