С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Отличительной особенностью данной программы является продуктивная работа всех обучающихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все обучающиеся будут работать увлечённо. К занятиям можно привлекать учителей-предметников, краеведов, родителей, представителей социума.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться на уроках, классных часах, в семье. Программа предусматривает предупреждение правонарушений среди обучающихся начальных классов.
Для реализации программы в полном объёме возможна корректировка рабочей программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением обучающимися пройденных тем.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» предназначена для обучающихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.. В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности.
Приём обучающихся осуществляется по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей). Желание выражается как в устной, так и в письменной форме.
Численный состав первого года обучения составляет не менее 7-9 человек, последующих лет обучения не менее 8-11 человек.
1 класс |
№ | Наименование тем | Форма | Вид деятельности | Содержание | Работа с детьми с ОВЗ |
Категория | Методы | Формы |
1. | «Знакомство» | Познавательная беседа с элементами игры | Досугово-развлекательная деятельность | Знакомство обучающихся дуг с другом, сплочение через игру | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов, наблюдение |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов, наблюдение |
2. | «Кто я? Какой я?» | Познавательная беседа с элементами игры-теста | Познавательная деятельность | Обучающиеся выделяют свои положительные качества, выполняя ряд психологических упражнений | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, наблюдение, применение наглядных материалов |
3. | «Правила поведения в школе» | Познавательная беседа с викториной | Познавательная деятельность | Обучающиеся знакомятся с правилами поведения в школе, а в конце занятия проводится викторина, проверяющая усвоенный материал | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, наблюдение, применение наглядных материалов |
4. | «Школа – мой новый дом» | Познавательная беседа, экскурсия по школе | Туристско-краеведческая | Знакомство обучающихся с планом работы на год, со школой | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, наблюдение, применение наглядных материалов |
5. | «Школьный музей» | Познавательная беседа, экскурсия по школьному музею | Туристско-краеведческая | Знакомство обучающихся со школьным музеем | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
6. | «Моё хобби» | Познавательная беседа с элементами дидактической игры | Игровая деятельность | Беседа с обучающимися об их увлечениях, дидактическая игра | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
7. | «Моя семья» | Познавательная беседа с выставкой рисунков | Досугово-развлекательная деятельность | Беседа с обучающимися об их семье, художественная деятельность | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
8. | «Кто мои бабушка и дедушка? В чём я должен им помочь? Старинные игры наших бабушек и дедушек» | Познавательная беседа с элементами дидактических игр | Досугово-развлекательная деятельность | Беседа с обучающимися об их бабушках и дедушках, о том, какую помощь необходимо им оказывать, о старинных играх бабушек и дедушек, игровая деятельность | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
9. | «Наш школьный двор» | Экскурсия | Туристско-краеведческая | Проведение экскурсии по школьному двору для обучающихся | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
10. | «Золотая осень» | Познавательная беседа с элементами викторины и творчества | Познавательная | Беседа с обучающимися об осени, проведение викторины на тему «Золотая осень», творческая деятельность | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
11. | «С чего начинается Родина?» | Познавательная беседа с элементами дидактической игры | Познавательная | Беседа с обучающимися о Родине и о Малой Родине, проведение дидактической игры | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
12. | «Дружба» | Познавательная беседа с элементами творчества | Досугово-развлекательная | Беседа с обучающимися о дружбе, об их друзьях, изготовление подделок для своих лучших друзец | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
13. | «Вологодчина – родина Деда Мороза» | Заочная экскурсия | Туристско-развлекательная | Беседа с обучающимися о родине Деда Мороза, заочная экскурсия в Володчину» | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
14. | «Здравствуй, Новый Год!» | Познавательная беседа с элементами викторины | Познавательная | Беседа о новом годе, проведение викторины, чаепитие | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
15. | «Птицы нашего края» | Познавательная беседа, викторина | Познавательная | Беседа о птицах, викторина, творческая деятельность | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
16. | «Доброта спасёт мир» | Познавательная беседа с элементами творчества | Познавательная | Беседа с элементами творчества с детьми о доброте | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
17. | «Покорми птиц» | Экологическая акция | Социально преобразующая добровольческая деятельность | Проведение акции «Покорми птиц» | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
18. | «Символы России» | Познавательная беседа с викториной | Познавательная | Беседа о символах России, викторина | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
19. | «Масленица» | Познавательная беседа, выставка, викторина | Познавательная, игровая | Беседа о Масленице | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
20. | «Мои родные – защитники Родины» | Познавательная беседа, творческая деятельность | Познавательная, творческое | Беседа о родных-защитниках, изготовление подделок для них | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
21. | «Моя будущая профессия» | Познавательная беседа о профессиях с элементами творчества | Познавательная, творческое | Беседа с обучающимися о профессиях, о том, кем они хотят стать в будущем, художественное творчество на тему «Моя будущая профессия» | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
22. | «Весна» | Познавательная беседа с элементами творчества | Познавательная, художественная | Беседа с обучающимися о весне, изготовление подделок на тему «Весна» | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
23. | «8 марта» | Познавательная беседа с элементами творчества | Познавательная, художественная | Беседа с обучающимися о празднике «8 марта», изготовление праздничных открыток для мам, сестёр ибабушек | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
24. | «История родного края» | Познавательная беседа, экскурсия | Познавательная, туристско-краеведческая | Беседа о Родном крае, экскурсия в музей города | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
26. | «Маленькие герои большой войны» | Встреча | Проблемно-ценностное общение | Встреча с детьми войны | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
27. | «Мои права и обязанности» | Познавательная беседа | Познавательная | Беседа с обучающимися об их правах и обязанностях | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
28. | «Планета заболела» | Конкурс | Социальное | Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
29. | «В гости к зелёной аптеке» | Познавательная беседа и экскурсия | Познавательная, туристско-краеведческая | Беседа о природе, экскурсия-выход на природу | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
30. | «Укрась кусочек планеты» | Трудовой десант | Социально-преобразующая добровольческая деятельность | Проведение трудового десанта | Зрение | Словесные, практические, наглядные | Беседа, проведение гимнастики для глаз, применение наглядных материалов, наблюдение |
Слух | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |
Речь | Словесные, практические | Беседа, артикуляционная гимнастика |
ЗПР | Словесные | Беседа, наблюдение |
ОДА | Словесные, наглядные | Беседа, применение наглядных материалов |