СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я и и интересные люди Южного Урала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Я и и интересные люди Южного Урала"»




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я и интересные люди Южного Урала»

на период обученияс 2020 по 2024гг.

для 1-4 классов






















Программавнеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» духовно-нравственного направления разработана на основе образовательных программ и учебного плана МКОУ «ООШ № 19».

УчебникиИменная история Челябинской области: тыл – фронту. [Электронныйресурс] / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, отд. краеведения; сост.: Л. В.Каменская, Т. Н. Кичева. – Челябинск, 2015. – Режим доступа:

http://chelreglib.ru/ru/pages/kray/projects/industry-front/ (дата обращения13.01.2017).

-Башкирский праздник [Текст]: хрестоматия по литературе Урала дляначальной школы / сост. М. А. Литовская, Е. К. Созина. — Екатеринбург:У-Фактория, 2002. – С. 192-193.



Цели реализации программы:

Достижение обучающимися результатов изучения предмета внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» духовно-нравственного направления.

Задачами реализации программы внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» являются:

1) создание условий для развития личности,способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализацииобучающихся, в том числе одаренных;

2) создание условий для формированияценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

3) включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды,формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,реализации социальных проектов и программ;

4) создание условий для формирования уобучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности










Планируемые результаты освоения учебного предмета


Достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов на конец каждого года обучения


Класс

(период обучения)

Личностные результаты обучения


Метапредметные результаты обучения


Предметные результаты обучения


Выпускник научится


Выпускник получит возможность научиться


1

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»

– осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

– владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

– проявлять интерес к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям;

– мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимания и сопереживания чувствам других людей;

– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

2

Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.

— более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

— представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

— овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

— понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

— познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

— представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

— этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

— установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

_ бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отдельными отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.


Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать поставленную задачу, сформулированную совместно с учителем;

— сохранять здание урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

— выделять из заданий известные и неизвестные знания и умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятие (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— оценивать правильность выполнения заданий, предложенные учителем;

— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.



Познавательные

Обучающийся научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации;

— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

— составлять небольшие рассказы на заданную тему.


у обучающегося будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

  • уважительное отношение к собственной семье, её членам, традициям;

– осознанность своей этнической и национальной принадлежности;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

–этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • уважительного отношения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.


3

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) умение работать в материальной и информационной сре­де в соответствии с содержанием внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»

В третьем классе

у обучающегося будут сформированы:

– осознанность своей этнической и национальной принадлежности;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

– уважительное отношения к собственной семье, её членам, традициям;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;

– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– эстетические потребности, ценности и чувства;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– эстетических потребностей, ценностей и чувств

4

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»


у выпускника будут сформированы:

– осознанность своей этнической и национальной принадлежности;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– уважительное отношение к собственной семье, её членам, традициям;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;

– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– эстетические потребности, ценности и чувства;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.





Содержание учебного предмета


Люди культуры Южного Урала (1 класс)

Люди творческих профессий Южного Урала

(писатель, художник, актер, музыкант, художник и др.)

После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определённый язык, своя одежда, своя культура.Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры пока Урал не отошёл к России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

В XVIII–XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры – палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.

Южный Урал гордится своими писателями и поэтами. О сказочных богатствах Урала ярко и красочно рассказал в своих сказках о хозяйке Медной горы писатель П. Бажов.


Библиотеки моего города. Профессия библиотекарь

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории её социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со временем библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества. Библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Её принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительница документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование, на пользование достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.

Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Библиотекарь – самая прекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Библиотекарь – это профессия, одной из основных функций которой является осуществление связи временкак в истории человечества, так и в истории самой науки.

Культурные центры моего города.Театр. Мир театральных профессий

Мир театра – самое драгоценное, что есть у человека разумного. Недаром посещение театров считается весьма престижным времяпрепровождением. Для того, чтобы пойти в театр, нужен определённый настрой. Люди любят ходить в театр. Им интересна динамика действия: то, как меняются декорации, игра света, музыкальное сопровождение. Если это классическое произведение, всегда любопытно, как режиссёр интерпретирует его и то, какой отклик это вызовет у зрителя. Всегда приятно смотреть на талантливую игру актёров, вживаться в роль того или иного персонажа, тем самым проживая другую жизнь.

Ходить в театр – это значит давать своей душе развиваться, расти за счёт включенности, максимального присутствия, размышлений, поисков ответов на разнообразные вопросы. Это свидетельствует о стремлении к высокому, к красоте и совершенству. В театре присутствует момент искренности. Несмотря на то, что актёры просто играют свои роли, они в этот момент наиболее искренни с залом и с самими собой. Они переносятся в своём сознании в другую эпоху, в другую ситуацию, что позволяет зрителю переживать вместе с ними.

Театр жил, живёт и будет жить, пока горит огонь в сердцах и в глазах людей. Только театр и жизнь способны научить нас думать и любить.

Южноуральцы в годы войны (2 класс)

Земляки, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны

Война… Там, где война, там люди теряют близких, лишаются крова, страдают от холода, голода, мучаются от ран. От южноуральцев война была далеко, они не бежали в бомбоубежище, не знали, что такое затемнение, но война чувствовалась во всем – ушли на фронт отцы и братья, появились длинные очереди за хлебом, не хватало мыла, сахара, соли, всё продовольствие строго ограничивалось карточками. Но и в это трудное время люди сумели сохранить главное – человеческую доброту, милосердие и сострадание.

В начале войны Челябинск обрёл второе неофициальное имя – Танкоград. Челябинский тракторный завод в годы войны называли Танкоградом, отсюда направлено на фронт более 18 тысяч танков и самоходных орудий, а почти половина выпущенных в стране танков и самоходных артиллерийских установок были оснащены изготовленными здесь дизельными моторами. Всё это – результат героического труда не только кадровых рабочих, но и женщин, стариков и детей, которые заменили у станков ушедших на фронт, результат жгучего желания вернуть на землю мир и счастье.

Книга памяти. «Имена южноуральских героев Великой Отечественной войны»

Южноуральцы не только строили боевые машины. Свыше одного миллиона жителей Челябинской области стали участниками боевых сражений, более ста пятидесяти тысяч из них погибли.  Из Челябинской области на фронт ушло более шестидесяти соединений разных родов войск. Нет такого рода войск, где бы не сражались воины-уральцы. Особую гордость составил Уральский добровольческий танковый корпус, который участвовал в освобождении Украины, земель Польши, штурмовал Берлин и первым пришел на помощь восставшей Праге. 

Прославились наши земляки на полях сражений. Они воевали на всех фронтах, и всюду слово «уралец» звучало синонимом доблести и отваги. Ратные подвиги десятков тысяч из них отмечены орденами и медалями, а наиболее отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза.

Проект «Мой дедушка – защитник Родины»

Нет в России такой семьи, где б не памятен был свой герой. Эти имена в семьях передаются из поколения в поколение. Их нельзя забыть, потому что память о Великой Отечественной войне должна сохраниться, чтобы не повторилась та страшная беда, которая пришла на нашу землю в 1941 году.

Никто не забыт, ничто не забыто.«История Великой Отечественной войны в названиях улиц города»

Если человек не любит старые дома, старые улицы,

пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,

значит, он равнодушен к своей стране.

Д. С. Лихачев

В названиях улиц города отражаются не только особенности жизни и история города, но и всей страны. А чьими именами названы улицы нашего города? Каждый человек должен знать и о своей малой родине, и о своей стране как можно больше. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ. Знать своих героев и гордиться их подвигами – одна из важнейших обязанностей граждан нашей страны.

Имя улицы – это не только дань уважения к человеку, это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. Улицы, парки, проспекты и площади – это визитная карточка города.

Многонациональный Южный Урал (3 класс)

Люди разных национальностей.«Народы, населяющие мой город»

Заселение территории Южного Урала человеком началось в эпоху палеолита. 

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Большая часть населения Южного Урала отличалась своей набожностью, честностью, повиновением старшим в семье. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Исконный уралец… Кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей наша земля была заселена. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые Вогулкой.

Не остался Южный Урал в стороне и от Великого переселения народов. Такие известные народы древности, как скифы и саки, населяли степи Южного Урала в VII–V веках до н. э., в IV веке до н. э. их сменили сарматы. В III–II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков.

В XIII веке территория Южного Урала входит в состав монгольской империи. Одним из самых ярких памятников позднего ордынского времени, сохранившихся до наших дней, является мавзолей Кесене, расположенный близ поселка Варна. Первые русские поселения на территории, входящей в современную Челябинскую область, появились в конце XVII в. – Белоярская Теченская слобода (село Русская Теча) и Багарякская слобода (село Багаряк).

Нагайбаки– существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещёных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ Российской Федерации. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка одного миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень.

Проект «Национальные традиции моей семьи»

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью, любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Сказки разных народов Южного Урала

Из национальных сказок можно узнать много интересного о быте людей, их образе жизни. У всех народов, исстари населяющих Урал: башкир, коми, манси, хантов, удмуртов – есть свои сказки, то есть, созданные народом (фольклорные) рассказы с заведомо фантастическим, невозможным в реальной жизни содержанием. В сказках разных народов много общего, потому что много общего в жизни людей. Но всё равно у каждого народа свой уклад – люди живут в разных жилищах, по-разному добывают себе пропитание, живут в разных географических условиях.И это, конечно же, отражается в сказках. Излюбленным героем башкирского фольклора является Алдар, который обманывает чёрта, муллу, бая и других своих противников. В удмуртских сказках это, чаще всего, ловкий мужик, умеющий победить злого духа леса – шайтана – или водяного –вумурта.

Праздники разных народов Южного Урала

…Бог однажды оповестил все народы на Земле: «В такой-то день прибудьте получить свои праздники...»

Каждый народ отправил к Богу своих самых расторопных и пронырливых людей. Явился человек и от башкир. На долю каждого из посланцев выпало по пять праздников…

Люди труда Южного Урала (4 класс)

Человек инженерной и рабочей профессии(инженер, металлург, шахтер, плавильщик и др.)

Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец…

А. Твардовский

По производству чугуна и стали Челябинская область занимает одно из первых мест в мире. Крупнейшие предприятия: металлургические предприятия, предприятия в горно-заводской зоне – в Златоусте, Аше, Чебаркуле, Карабаше, Кыштыме.

Велико значение Уральской горной страны и как индустриального района России. Ещё в XVIII веке слава Урала гремела на весь мир. Его тогда называли железным. Но Урал с таким же основанием можно было назвать и медным, и золотым, и платиновым. Здесь также, кроме чёрных, цветных и драгоценных металлов, давно известны драгоценные камни и камни-самоцветы. Это зелёные изумруды, кроваво-красные рубины, фиолетовые аметисты, голубые топазы, золотистые бериллы. Уральские цветные камни (малахит, яшма, орлец, мрамор) украшают памятники русского зодчества и современные сооружения, например, залы Московского метрополитена.

Мир профессий Южного Урала

Мир профессий огромен, их насчитывается более сорока тысяч, причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. Профессия род трудовой деятельности, требующей определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Проект «Герой моей малой Родины»

Герой– это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки. Народным или национальным героем называют человека, чьё мужество и бесстрашие вызывает восхищение большого количества людей, населяющих ту или иную страну, представляющих ту или иную нацию.









Тематическое планирование


Люди культуры Южного Урала – 33 часа

1 класс

Тема занятия

Количество часов

  1. Люди творческих профессий Южного Урала – 10 часов


1.

Творческие профессии Южного Урала.

2

2.

Как правильно вести диалог-беседу со взрослым человеком.

2

3.

Подготовка к встрече гостей.

2

4.

Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.).

2

5.

Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома.

2

  1. Библиотеки моего города. Профессия – библиотекарь – 10 часов

1.

Зачем нужна человеку библиотека.

2

2.

Какие бывают библиотеки.

2

3.

Посещение школьной библиотеки.

2

4.

Посещение детских библиотек своего города (посёлка).

2

5.

Ролевая игра «Я библиотекарь».

2

  1. Культурные центры моего города. Театр. Мир театральных профессий – 10 часов

1.

Культурные центры моего города (села).

2

2.

Я – культурный человек. Правила поведения в общественных местах.

2

3.

Театры моего города.

2

4.

Посещение театра.

2

5.

Памятка посетителя театра.

2

  1. Резервные часы - 3 часа

Южноуральцы в годы войны – 34 часа

2 класс

Тема занятия

Количество часов

  1. Земляки, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны – 8 часов

1.

Южноуральцы в годы Великой Отечественной войны.

2

2.

Танкоград.

2

3.

Подготовка к встрече гостей.

2

4.

Встреча с земляками, воевавшими на фронтах Великой Отечественной войны.

2

  1. Книга памяти «Имена южноуральских героев Великой Отечественной войны» – 8 часов

1.

Значение Победы в Великой Отечественной войне для нашего региона.

2

2.

Имена южноуральских героев Великой Отечественной (воевавших на фронтах).

2

3.

Имена южноуральских героев Великой Отечественной (тружеников тыла).

2

4.

Составление Книги памяти Южного Урала.

2

  1. Проект «Мой дедушка – защитник Родины» – 8 часов

1.

Подготовка к проектной деятельности «Мой дедушка – защитник Родины».

2

2.

Интервьюирование старших членов семьи «Мой дедушка – защитник Родины».

2

3.

Работа над проектом «Мой дедушка – защитник Родины».

2

4.

Защита проекта «Мой дедушка – защитник Родины».

2

4. Никто не забыт, ничто не забыто.

«История Великой Отечественной войны в названиях улиц города» 8 часов

1.

Никто не забыт, ничто не забыто. Сочинение «История Великой Отечественной войны в названиях улиц города».

2

2.

Путеводитель по названиям улиц.

2

3.

Изучение карты города Челябинска. Подготовка к экскурсии.

2

4.

Экскурсия по улицам города. Я – экскурсовод.

2

Резервные часы 2 часа

Многонациональный Южный Урал – 34 часа

3 класс

Тема занятия

Количество часов

  1. Люди разных национальностей. «Народы, населяющие мой город» 8 часов

1.

Южный Урал многонационален.

2

2.

Подготовка к встрече гостей.

2

3.

Встречи с людьми разных национальностей.

2

4.

Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома.

2

  1. Проект «Национальные традиции моей семьи» - 8 часов

1.

Подготовка к проектной деятельности «Национальные традиции моей семьи».

2

2.

Интервьюирование старших членов семьи «Национальные традиции моей семьи».

2

3.

Работа над проектом «Национальные традиции моей семьи».

2

4.

Защита проекта «Национальные традиции моей семьи».

2

  1. Сказки разных народов Южного Урала – 10 часов

1.

Чтение сказок. Башкирские сказки: «Лиса и петух». «Cказка о курае». «Большая медведица». «Девушка и месяц». «Калым». «Происхождение башкир». «Легенда о первых богатырских конях-тулпарах».

2

2.

Чтение сказок. Татарские сказки: «Три дочери». «Гульчечек»).

2

3.

Чтение сказок (русские сказки).

2

4.

Литературная викторина «Герои народных сказок Южного Урала».

2

5.

Инсценировка отрывков из сказок «Эти мудрые сказки».

2

  1. Праздники разных народов Южного Урала – 6 часов

1.

Праздник – что это такое? Традиция – что это? Отличия традиции от праздника.

2

2.

Особенности традиционных праздников разных народов Южного Урала.

2

3.

Моделируем фрагменты народных праздников.

2

Резервные часы -2 часа

Люди труда Южного Урала – 34 часа

4 класс

Тема занятия

Количество часов

  1. Человек рабочей профессии – 10 часов

1.

Рабочие профессии Южного Урала.

2

2.

Подготовка к встрече гостей.

2

3.

Встречи людьми рабочей профессии (инженер, металлург, шахтёр, плавильщик и др.).

2

4.

Экскурсии на предприятия.

2

5.

Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома.

2

  1. «Мир профессий Южного Урала» – 10 часов

1.

Мир профессий Южного Урала.

2

2.

Фотовыставка «Мир профессий».

2

3.

Сочинение «Кем я хочу стать в будущем».

1

4.

Презентация «Профессии моей семьи».

3

5.

Ролевая игра «Я и моя будущая профессия».

2

  1. Проект «Герой моей малой Родины» – 10 часов

1.

Кто такой герой?

2

2.

Подготовка к проектной деятельности «Герой моей малой Родины».

2

3.

Интервьюирование старших членов семьи «Герой моей малой Родины».

2

4.

Работа над проектом «Герой моей малой Родины».

2

5.

Защита проекта «Герой моей малой Родины».

2

  1. Резервные часы – 4 часа







Лист корректировки

по внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала»

Уроки, которые требуют коррекции

Уроки, содержащие коррекцию

Утверждено зам. директора по УВР

(дата, подпись)

Дата, класс

№ урока по КТП

Тема урока

Причина коррекции

Дата

Форма коррекции








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!