Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»
(метапредметные проекты)
Уровень образования: начальное общее образование
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результаты усвоения учебного предмета
Личностные результаты:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал.
Выпускник получит возможность для формирования:
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Содержание курса
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.
Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-Microsoft Power Point.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза Решение задачи.
Анкетирование. Требования к составлению анкет для проекта.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Количество часов |
1 | Кто я? Моя семья. | | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | https://uchebnik.mos.ru/material/app/276053?menuReferrer=catalogue | 1 |
5 | Повторение. Давай вспомним. | | 1 |
6 | Проблема. | | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | | 1 |
8 | Гипотеза. Предположение. | | 1 |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | | 1 |
10 | Цель проекта. | | 1 |
11 | Задача проекта. | | 1 |
12 | Выбор нужной информации. | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10041896?menuReferrer=catalogue | 1 |
13 | Интересные люди - твои помощники. | | 1 |
14 | Продукт проекта. | | 1 |
15 | Виды продукта. Макет. | https://uchebnik.mos.ru/material/app/288541?menuReferrer=catalogue | 1 |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | | 1 |
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | | 2 |
19-20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | | 2 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | | 1 |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | | 1 |
25 | Повторение. Давай вспомним. | | 1 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | | 1 |
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | | 1 |
28 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | | 1 |
29 | Тест «Чему я научился?» | | 1 |
30 | Памятка для учащегося-проектанта. | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9408530?menuReferrer=catalogue | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | | 1 |
32-35 | Резервное время | | 4 |
2 класс
№ п/п | Название темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Количество часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | https://uchebnik.mos.ru/material/app/277690?menuReferrer=catalogue | 1 |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над текстом. | | 1 |
5 | Этапы работы над проектом. | https://uchebnik.mos.ru/material/app/288541?menuReferrer=catalogue | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10041896?menuReferrer=catalogue | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | | 1 |
9 | Цель проекта | | 1 |
10 | Задачи проекта | | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point | | 1 |
21 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | | 1 |
23 | Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | | 1 |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | | 1 |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | | 1 |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | | 1 |
27 | Играем в ученых. Это интересно | | 1 |
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | | 1 |
29 | Памятка жюри конкурсов | | 1 |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | | 1 |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | | 1 |
32 | Играем в ученых. Это интересно | | 1 |
33-35 | Резервное время | | 3 |
3 класс
№ п/п | Название темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Количество часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | https://uchebnik.mos.ru/material/app/277690?menuReferrer=catalogue | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10041896?menuReferrer=catalogue | 1 |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | | 1 |
5-6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | https://uchebnik.mos.ru/material/app/288541?menuReferrer=catalogue | 2 |
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | | 2 |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9419144?menuReferrer=catalogue | 1 |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | | 1 |
11-12 | Практическая работа. Создание мини-постера | https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1103790?menuReferrer=catalogue | 2 |
13-15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | | 2 |
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | | 2 |
18-19 | Программа МРР. Дизайн | | 2 |
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | | 2 |
22-23 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | | 2 |
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | | 2 |
26-27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | | 2 |
28-29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | | 2 |
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | | 1 |
32 | Пожеланиям будущим проектантам | | 1 |
33-35 | Резервное время | | 3 |
4 класс
№ п/п | Название темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Количество часов |
1 | Твои новые интересы и увлечения | | 1 |
2 | Виды проектов | https://uchebnik.mos.ru/material/app/288520?menuReferrer=catalogue | 1 |
3 | Исследовательско-творческий проект | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10041896?menuReferrer=catalogue | 1 |
4 | Творческий проект | | 1 |
5-6 | Ролево-игровой проект | | 2 |
7-8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | | 2 |
9- 10 | Информационно-исследовательский проект | | 2 |
11 | Информационно-ориентированный проект | | 1 |
12 | Практико-ориентированный проект | | 1 |
13-14 | Монопредметный проект | | 2 |
15 | Межпредметный проект | | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | https://uchebnik.mos.ru/material/app/288520?menuReferrer=catalogue | 1 |
17 | Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции | | 1 |
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2105881?menuReferrer=catalogue | 1 |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | | 1 |
20-21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | | 2 |
22-23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | | 2 |
24 | Типичные ошибки проектантов | | 1 |
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | | 1 |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | | 1 |
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | | 1 |
28 | Практическая работа | | 1 |
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | | 1 |
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | | 1 |
31 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом Пожелания будущим проектантам | | 1 |
33-35 | Резервное время | | 3 |