Пояснительная записка
Актуальность.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
5. Основная образовательная программа основного общего образования школы.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности.
Задачи:
дать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
помочь обучающимся овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
сформировать основные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную;
создать оптимальные условия для развития и реализации способностей обучающихся;
сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширить общий кругозор;
развивать опыт творческой деятельности;
развивать опыт взаимодействия, сотрудничества.
Методы и средства педагогической диагностики
Наблюдение
Тестирование
Анкетирование
Ожидаемые результаты
Овладение курсом позволит обучающимся знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности,
основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,
основные источники поиска необходимой информации.
уметь:
определять характеристику объекта исследования,
самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов,
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в группе,
пользоваться библиотечными ресурсами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации об объектах.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности. В связи с особенностями календарного учебного графика школы на 2017-2018 учебный год (в 5 классе – 35 учебных недель, а также с учётом общероссийских праздничных дней), календарно-тематическое планирование рассчитано в 5 классе на 34 часа, при этом содержание учебного материала оптимизировано и предполагает усвоение программы в полном объеме.
Реализация программы предусматривает
Формы организации обучения
Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин у спешности / неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
способы хранения информации;
что такое социологический опрос, микроисследование;
что такое учебное сотрудничество;
способы преодоления трудностей в реализации проектов.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
выбирать пути решения задачи исследования ;
составлять план действий совместного коллективного исследования;
Планируемые результаты
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников средней школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
Не подлежат итоговому оцениванию:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности средней школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Формы и виды контроля
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
школьная научно – практическая конференция;
конференция «Первые шаги в науку»
«Аксаковские чтения»
Задания для рефлексии
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
Календарно-тематический план программы
6 класс.
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
I | Тренинг |
1 | Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | |
2 | Методы исследования | 1 | 1 | |
3 | Наблюдение как метод исследования | 1 | | 1 |
4 | Эксперимент – познание в действии | 1 | 1 | |
5 | Гипотезы и провокационные идеи | 1 | | 1 |
6 | Анализ и синтез | 1 | 1 | |
7 | Как давать определения понятиям | 1 | | 1 |
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |
9 | Наблюдение и экспериментирование | 1 | | 1 |
10-11 | Основные логические операции | 2 | | 2 |
12 | Искусство задавать вопросы | 1 | | 1 |
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | | 1 |
14 | Ассоциации и аналоги | 1 | | 1 |
15 | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | | 1 |
16 | Искусство делать сообщения | 1 | 1 | |
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 1 | 1 | |
II | Исследовательская практика |
18 | Как выбрать тему собственного исследования | 1 | 1 | |
19-21 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия» | 3 | | 3 |
22 | Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов» | 1 | | 1 |
23 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия» | 1 | | 1 |
24 | Семинар «Топонимия моего района» | 1 | | 1 |
25-28 | Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора». | 4 | | 4 |
29 | Оформление результатов исследования | 1 | | 1 |
30 | Мини-конференция | 1 | | 1 |
III | Мониторинг исследовательской деятельности |
31 | Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | | 1 |
32 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 1 | | 1 |
33-34 | Защита собственных исследований | 2 | | 2 |
Итого: | 8 | 26 |
№ п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Всего часов | Дата |
I | Тренинг |
1 | Научные исследования и наша жизнь | Формулировать понятие исследование, открытие. Знакомить где и как используют научные открытия. | 1 | 05.09 |
2 | Методы исследования | Уметь наблюдать, провести эксперимент. Исследовать несложные реальные связи и зависимости. | 1 | 12.09 |
3 | Наблюдение как метод исследования | Уметь использовать различные методы | 1 | 19.09 |
4 | Эксперимент – познание в действии | исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследовать несложные реальные связи и зависимости. | 1 | 26.09 |
5 | Гипотезы и провокационные идеи | Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. | 1 | 03.10 |
6 | Анализ и синтез | Уметь проводить простые эксперименты и фиксировать данные. Исследовать несложные реальные связи и зависимости. | 1 | 10.10 |
7 | Как давать определения понятиям | Уметь выдвигать гипотезы, осуществлять их проверки. | 1 | 17.10 |
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку. | 1 | 24.10 |
9 | Наблюдение и экспериментирование | Уметь делать обобщение. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации | 1 | 31.10 |
10-11 | Основные логические операции | Уметь использовать приемы определения понятий в практике исследовательской деятельности. Определять существенные признаки предмета. | 2 | 14.11 21.11 |
12 | Искусство задавать вопросы | Формулировать умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку. | 1 | 28.11 |
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | 05.12 |
14 | Ассоциации и аналоги | Уметь строить и задавать вопросы. Формулировать полученные результаты. Излагать полученную информацию по заданным вопросам. | 1 | 12.12 |
15 | Суждения, умозаключения, выводы | Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно делать выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. | 1 | 19.12 |
16 | Искусство делать сообщения | Использовать методы ассоциаций и аналогий для активизации мышления. | 1 | 26.12 |
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | 1 | 16.01 |
II | Исследовательская практика |
18 | Как выбрать тему собственного исследования | Уметь выбирать тему собственного исследования. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлекать необходимую информацию из источников. | 1 | 23.01 |
19-21 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия» | Владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | 3 | 30.01 06.02 13.02 |
22 | Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов» | | 1 | 20.02 |
23 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия» | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности. | 1 | 27.02 |
24 | Семинар «Топонимия моего района» | Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности. | 1 | 06.03 |
25-28 | Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора». | Владеть приемами исследовательской деятельности. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). | 4 | 13.03 20.03 03.04 10.04 |
29 | Оформление результатов исследования | 1 | 17.04 |
30 | Мини-конференция | 1 | 24.04 |
III | Мониторинг исследовательской деятельности |
31 | Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей | Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Уметь слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё. | 1 | 08.05 |
32 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 1 | 15.05 |
33-34 | Защита собственных исследований | 2 | 22.05 29.05 |
3. Содержание программы
Раздел 2.Тренинг – 17 часов
Тема 1.1.Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области филологии и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку. Просмотр видеофильма.
Тема 1.2.Методы исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмами исследования в лингвистической области.
Тема 1.3. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение – один из методов исследования. Практическая работа «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор.
Тема 1.4. Эксперимент – познание в действии. Знакомство с различными экспериментами. Эксперимент со словом. Работа со словарями и ЭОР.
Тема 1.5. Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы при организации лингвистического исследования. Выдвижение провокационных идей. Работа с ЭОР.
Тема 1.6. Анализ и синтез. Работа с понятиями «анализ», «синтез». Построение цепочки доказательств. Сравнительный анализ слов из одной тематической группы.
Тема 1.7. Как давать определения понятиям? Признаки классификации слов. Работа со словарём синонимов.
Тема 1.8.Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Практическая работа по карточкам, со словарями. Работа с поэтическими текстами А.Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина.
Тема 1.9. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа с текстами художественных произведений. Формирование умения уверенно пользоваться различными источниками информации.
Тема 1.10.-1.11. Основные логические операции. Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе со словом, текстом.
Тема 1.12. Искусство задавать вопросы Определение предмета исследования. Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Практическая работа «Зачем это нужно…»
Тема 1.13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры.
Тема 1.14. Ассоциация и аналоги. Понятие «ассоциация», «аналог». Практическая работа со словарём синонимов, фразеологизмов. Игра «Подбери похожее слово».
Тема 1.15. Суждения, умозаключения, выводы. Практическая работа «От примеров к выводам». Разработка речевых клише.
Тема 1.16. Искусство делать сообщения. Повторение правил оформления доклада, реферата. Практическая работа по оформлению титульного листа, библиографического списка.
Тема 1.17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Композиция представления продукта деятельности. Практическая работа «Правильно произноси звуки и слова». Работа над выразительностью речи.
Раздел 2.Исследовательская практика – 14 часов
Тема 1.18. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем лингвистического исследования. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.
Тема 1.19-1.21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия».Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.
Тема 1.22. Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов». Практическая работа с этимологическим и толковым словарями. Игра «Откуда есть пошло…»
Тема 1.23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия». Поиск информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.
Тема 1.24. Семинар «Топонимия моего района». Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях.
Тема 1.25.-1.28. Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Экскурсия в местное лесничество. Оформление результатов проделанной работы.
Тема 1.29. Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в оформлении работ обучающихся.
Тема 1.30. Мини-конференция. Выступление обучающихся с результатами исследования.
Раздел 3.Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа
Тема 1.31. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований по пройденным темам. Рецензирование работ. Формирование умения правильно выражать свои мысли в устной форме.
Тема 1.32. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.
Тема 1.33-1.34.Защита собственных исследований. Участие в конкурсах «Первые шаги в науку», «Сретенские чтения», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться).
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Колонки
Экран
Литература для учителя:
Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) /авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В. Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А. Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
Шустина И.В. Кроссворды для школьников. РУССКИЙ ЯЗЫК. /Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия «Учиться надо весело»)
Литература для обучающихся:
Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание. Русский язык
/ Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+, 2001.
http://detskiy-mir.net/rating.php
http://www.allbest.ru.union
http://www.lib.com.ua
http://ru.wikipedia.org
http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp
http://www.books.kharkov.com
http://www.encyclopedia.ru
http://www.megakm.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Новомирской СОШ Азовского района от 23.08.2017 №1 Руководитель МС _____________ С.А. Ведерина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________ М.С.Феодосьева _______________2017 г. |