СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (6 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (6 класс)»






Пояснительная записка

Актуальность.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на основе нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;

4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);

5. Основная образовательная программа основного общего образования школы.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности.

Задачи:

  1. дать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

  2. помочь обучающимся овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  3. сформировать основные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную;

  4. создать оптимальные условия для развития и реализации способностей обучающихся;

  5. сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширить общий кругозор;

  6. развивать опыт творческой деятельности;

  7. развивать опыт взаимодействия, сотрудничества.

Методы и средства педагогической диагностики

  • Наблюдение

  • Тестирование

  • Анкетирование

Ожидаемые результаты

Овладение курсом позволит обучающимся знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности,

  • основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,

  • основные источники поиска необходимой информации.

уметь:

  • определять характеристику объекта исследования,

  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов,

  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в группе,

  • пользоваться библиотечными ресурсами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации об объектах.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности. В связи с особенностями календарного учебного графика школы на 2017-2018 учебный год (в 5 классе – 35 учебных недель, а также с учётом общероссийских праздничных дней), календарно-тематическое планирование рассчитано в 5 классе на 34 часа, при этом содержание учебного материала оптимизировано и предполагает усвоение программы в полном объеме.

Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов

  • Формирование банка данных


Формы организации обучения

  • Мозговой штурм

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Экскурсия

  • Конкурсы

  • Коллективно – творческое дело


Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

- широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

- ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин у спешности / неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.


Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

  • общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

  • способы хранения информации;

  • что такое социологический опрос, микроисследование;

  • что такое учебное сотрудничество;

  • способы преодоления трудностей в реализации проектов.

Обучающийся будет уметь:


  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • выбирать пути решения задачи исследования ;

  • составлять план действий совместного коллективного исследования;

Планируемые результаты

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея­тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников средней школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений;

Не подлежат итоговому оцениванию:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики.

Обобщенный результат образовательной деятельности средней школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

Формы и виды контроля

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

  • школьная научно – практическая конференция;

  • конференция «Первые шаги в науку»

  • «Аксаковские чтения»

Задания для рефлексии

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы























































Календарно-тематический план программы

6 класс.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

I

Тренинг

1

Научные исследования и наша жизнь

1

1


2

Методы исследования

1

1


3

Наблюдение как метод исследования

1


1

4

Эксперимент – познание в действии

1

1


5

Гипотезы и провокационные идеи

1


1

6

Анализ и синтез

1

1


7

Как давать определения понятиям

1


1

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

1


9

Наблюдение и экспериментирование

1


1

10-11

Основные логические операции

2


2

12

Искусство задавать вопросы

1


1

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1


1

14

Ассоциации и аналоги

1


1

15

Суждения, умозаключения, выводы

1


1

16

Искусство делать сообщения

1

1


17

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

1

1


II

Исследовательская практика

18

Как выбрать тему собственного исследования

1

1


19-21

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия»

3


3

22

Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов»

1


1

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия»

1


1

24

Семинар «Топонимия моего района»

1


1

25-28

Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора».

4


4

29

Оформление результатов исследования

1


1

30

Мини-конференция

1


1

III

Мониторинг исследовательской деятельности

31

Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей

1


1

32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

1


1

33-34

Защита собственных исследований

2


2

Итого:

8

26



п/п

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Всего часов

Дата

I

Тренинг

1

Научные исследования и наша жизнь

Формулировать понятие исследование, открытие. Знакомить где и как используют научные открытия.

1

05.09

2

Методы исследования

Уметь наблюдать, провести эксперимент. Исследовать несложные реальные связи и зависимости.

1

12.09

3

Наблюдение как метод исследования

Уметь использовать различные методы

1

19.09

4

Эксперимент – познание в действии

исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследовать несложные реальные связи и зависимости.

1

26.09

5

Гипотезы и провокационные идеи

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

1

03.10

6

Анализ и синтез

Уметь проводить простые эксперименты и фиксировать данные. Исследовать несложные реальные связи и зависимости.

1

10.10

7

Как давать определения понятиям

Уметь выдвигать гипотезы, осуществлять их проверки.

1

17.10

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку.

1

24.10

9

Наблюдение и экспериментирование

Уметь делать обобщение. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации

1

31.10

10-11

Основные логические операции

Уметь использовать приемы определения понятий в практике исследовательской деятельности. Определять существенные признаки предмета.

2

14.11

21.11

12

Искусство задавать вопросы

Формулировать умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку.

1

28.11

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

05.12

14

Ассоциации и аналоги

Уметь строить и задавать вопросы. Формулировать полученные результаты. Излагать полученную информацию по заданным вопросам.

1

12.12

15

Суждения, умозаключения, выводы

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно делать выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

1

19.12

16

Искусство делать сообщения

Использовать методы ассоциаций и аналогий для активизации мышления.

1

26.12

17

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

1

16.01

II

Исследовательская практика

18

Как выбрать тему собственного исследования

Уметь выбирать тему собственного исследования. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлекать необходимую информацию из источников.

1

23.01

19-21

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия»

Владеть приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).


3

30.01

06.02

13.02

22

Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов»


1

20.02

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия»

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования. Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.

1

27.02

24

Семинар «Топонимия моего района»

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования. Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.

1

06.03

25-28

Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора».

Владеть приемами исследовательской деятельности. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

4

13.03

20.03

03.04

10.04

29

Оформление результатов исследования

1

17.04

30

Мини-конференция

1

24.04

III

Мониторинг исследовательской деятельности

31

Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей

Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  Уметь слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё.


1

08.05

32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

1

15.05

33-34

Защита собственных исследований

2

22.05

29.05







3. Содержание программы

Раздел 2.Тренинг – 17 часов

Тема 1.1.Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области филологии и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку. Просмотр видеофильма.

Тема 1.2.Методы исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмами исследования в лингвистической области.

Тема 1.3. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение – один из методов исследования. Практическая работа «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор.

Тема 1.4. Эксперимент – познание в действии. Знакомство с различными экспериментами. Эксперимент со словом. Работа со словарями и ЭОР.

Тема 1.5. Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы при организации лингвистического исследования. Выдвижение провокационных идей. Работа с ЭОР.

Тема 1.6. Анализ и синтез. Работа с понятиями «анализ», «синтез». Построение цепочки доказательств. Сравнительный анализ слов из одной тематической группы.

Тема 1.7. Как давать определения понятиям? Признаки классификации слов. Работа со словарём синонимов.

Тема 1.8.Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Практическая работа по карточкам, со словарями. Работа с поэтическими текстами А.Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Тема 1.9. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа с текстами художественных произведений. Формирование умения уверенно пользоваться различными источниками информации.

Тема 1.10.-1.11. Основные логические операции. Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе со словом, текстом.

Тема 1.12. Искусство задавать вопросы Определение предмета исследования. Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Практическая работа «Зачем это нужно…»

Тема 1.13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры.

Тема 1.14. Ассоциация и аналоги. Понятие «ассоциация», «аналог». Практическая работа со словарём синонимов, фразеологизмов. Игра «Подбери похожее слово».

Тема 1.15. Суждения, умозаключения, выводы. Практическая работа «От примеров к выводам». Разработка речевых клише.

Тема 1.16. Искусство делать сообщения. Повторение правил оформления доклада, реферата. Практическая работа по оформлению титульного листа, библиографического списка.

Тема 1.17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Композиция представления продукта деятельности. Практическая работа «Правильно произноси звуки и слова». Работа над выразительностью речи.

Раздел 2.Исследовательская практика – 14 часов

Тема 1.18. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем лингвистического исследования. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.

Тема 1.19-1.21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия».Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.

Тема 1.22. Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов». Практическая работа с этимологическим и толковым словарями. Игра «Откуда есть пошло…»

Тема 1.23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия». Поиск информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.

Тема 1.24. Семинар «Топонимия моего района». Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях.

Тема 1.25.-1.28. Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Экскурсия в местное лесничество. Оформление результатов проделанной работы.

Тема 1.29. Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в оформлении работ обучающихся.

Тема 1.30. Мини-конференция. Выступление обучающихся с результатами исследования.

Раздел 3.Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа

Тема 1.31. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований по пройденным темам. Рецензирование работ. Формирование умения правильно выражать свои мысли в устной форме.

Тема 1.32. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.

Тема 1.33-1.34.Защита собственных исследований. Участие в конкурсах «Первые шаги в науку», «Сретенские чтения», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться).


Технические средства обучения.

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Колонки

  • Экран



Литература для учителя:

  1. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) /авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В. Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А. Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

  5. Шустина И.В. Кроссворды для школьников. РУССКИЙ ЯЗЫК. /Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия «Учиться надо весело»)









Литература для обучающихся:

  1. Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание. Русский язык

  2. / Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+, 2001.

  3. http://detskiy-mir.net/rating.php

  4. http://www.allbest.ru.union

  5. http://www.lib.com.ua

  6. http://ru.wikipedia.org

  7. http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp

  8. http://www.books.kharkov.com

  9. http://www.encyclopedia.ru

  10. http://www.megakm.ru



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ Новомирской СОШ Азовского района от 23.08.2017 №1

Руководитель МС

_____________ С.А. Ведерина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________ М.С.Феодосьева

_______________2017 г.