Формирование «Я–концепции».
Цели: Способствовать формированию собственной «Я–концепции», как необходимому условию самосовершенствования человека.
Ожидаемые результаты: Осознает себя как уверенную, самодостаточную личность. Разовьет положительную «Я–концепцию».
Оборудование: Раздаточный материал, табличный материал по теме, цветная бумага, маркеры.
Ход классного часа.
Введение. Послушайте старинную притчу: «Когда я был молодым, то планировал изменить весь мир. Когда я стал немного старше, понял, что это самонадеянно, поэтому решил изменить свое государство. Став старше, понял: и это было самонадеянно, поэтому я решил изменить свой город. Когда понял, что не смогу даже этого, то попытался изменить свою семью. Теперь я старый человек и знаю, что должен был начать изменения с себя. Может быть, если бы я начал с самого себя, мне бы удалось изменить свою семью, город или государство и, кто знает, может, даже мир». В притче очень хорошо видно становление в человеке образа его «Я», его самосознания. Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются, прежде всего, другие люди. Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний. Как научиться понимать самого себя? А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?
Мозговой штурм: «Кто Я?» Опишите собственный образ «Я», ответьте на вопрос: «Кто Я?» (ответы учеников).
Основная часть.
- Мини-лекция: «Я–концепция» Примерно в 15 лет после поисков себя, личностной нестабильности у юношей и девушек формируется «Я–концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Они разнообразны и отражают все богатство жизни подростка. «Я–концепция» – это целая система качеств личности, среди которых можно назвать: Я способен. Я могу. Я знаю. Я управляю. Я владею и т.д. Каждый человек уникален. Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, меняли образ своего я: в школе я – ученик в магазине я – покупатель на дороге я – пешеход в транспорте я – пассажир в библиотеке я – читатель в театре я – зритель для друзей я – друг в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра в родной стране я – гражданин Я человечества состоит из множества я. Наше «Я» – одна из самых больших загадок. Иногда это «Я» обладает большим здравым смыслом, иногда – в нем звучит голос обиды, иногда – проявляется собственное самолюбие, иногда – это голос озарения, творчества, фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые действия мы совершаем вопреки своей воле. Как же разобраться в такой многоликости собственного «Я»?
- Самостоятельное изучение: Я–концепция» Внимательно изучите информационный материал (Приложение 1). Подготовьте и задайте вопросы по непонятным моментам.
- Игровое упражнение: «Я люблю себя за то, что…»» Сидя в кругу, учащиеся по очереди продолжают фразу: «Я люблю себя за то, что…» Привести несколько примеров ответов учеников.
Я люблю себя за то, что:
• родилась 9 мая, по времени – во сколько подписывали приказ о победе над фашизмом;
• рос в деревне, на свежем воздухе. Дружу с хорошими 220 людьми. Весело провожу время, особенно когда слушаю РАШ;
• я милая, обаятельная, общительная, преуспевающая, причем блондинка;
• я – оптимист!
• любить себя надо обязательно, я, например, люблю себя за то, что быстро бегаю;
• я высокая (1,85) и занимаюсь карьерой модели! Все мною восхищаются;
• ну как можно не любить себя?!
• а я люблю себя за то, что у меня красивые глаза.
• я люблю себя за то, что я верю в свои мечты и пытаюсь их осуществить, и не останавливаюсь на достигнутом.
• быстро прощаю людей. И они меня тоже за это любят, но, к сожалению, часто этим пользуются;
• я люблю себя за непредсказуемость;
• люблю себя за нос, все говорят, что у меня орлиный нос, я им горжусь;
• я люблю себя за смелость;
• мне 14 лет, вчера я занял первое место по бизнес-проектам. Мой проект «дороги будущего»;
• я люблю себя за свою честность, я не врал с самого детства;
• я люблю себя за умение отстаивать собственную точку зрения, за умение разбираться в людях, и за свой характер;
• любить себя такая же неотъемлемая часть, как любить кого-то другого;
• люблю себя за то, что не прогнулся под влиянием других, не пью не курю, матом не ругаюсь;
• люблю себя за свою исключительность; • красиво рисую, и отлично танцую тектоник;
• я в 16 лет умею чинить машины, ремонтировать двигатели и т. п;
• родилась в Кыргызстане;
• похожа на маму и вредным характером на папу;
• я себя люблю за свой смех. А это главное!
Учитель: Вполне возможно, что «Я» создается слоями, так же, как земная кора. Вот мы и совершили такую экскурсию вглубь своего «Я». Именно в подростковом возрасте мечтаем о том, какими мы будем в будущем и стремится развить в себе желательные качества. Поэтому, если ты хочешь стать сильным и ловким, то запишись в спортивную секцию, если хочешь быть эрудированным – подбери для чтения художественную и научную литературу. С таких «первых» шагов ты сможешь осуществить программу по самосовершенствованию. А для этого в первую очередь необходимо научиться находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности, сильные стороны.
- Индивидуальное упражнение: «Я – Солнце» Нарисовать солнце и в центре солнца написать крупно букву «Я». Затем прочертить солнечные лучи, на которых написать законченные фразы, обозначающие самоизучение и самосознание себя:
• мое любимое занятие –…
• мой любимый цвет –…
• мое любимое животное –…
• мой лучший друг –…
• мой любимый звук, запах, игра, одежда, музыка, время года –…
• что я на свете больше всего люблю делать –…
• место, где я больше всего на свете люблю бывать –…
• мой любимый певец или группа –…
• мои любимые герои –…
• я чувствую у себя способности к –…
• человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете –…
• лучше всего я умею –…
• я знаю, что смогу –…
•я уверен в себе, потому что –…
Заслушать по желанию несколько исследований самого себя.
Учитель: Такое «солнце с яркими лучами» показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает нас уникальными и объединяет. У каждого из нас есть сильные стороны, т. е. что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в себе, в своих силах. Назовем их точкой опоры, ведь именно эти качества помогают нам в трудные минуты и благодаря им мы заслуживаем уважения. А мое уважение к вам я выражу в подарке под названием «Зарядка позитивного мышления – ИМЕННО СЕГОДНЯ» Д. Карнеги (Приложение 2) – вручается всем учащимся.
Подведение итогов.
В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про человека. Каждый человек неповторим и уникален. Вы вправе про себя сказать: «Я такой один!» И еще один подарок: «Кодекс развития личности», автором которого был величайший английский комик Чарли Спенсер Чаплин. (Приложение 3)
Домашнее задание: Задание: Написать эссе «Каким я буду через год?». 222 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Приложение 1. Структура «Я-концепции»:
- Реальное «Я» – представление о собственной внешней привлекательности, представление о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах.
Познавательное «Я» – познание себя, своих различных качеств. Оценочное «Я» – человеку важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Поведенческое «Я» – представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.
- Идеальное «Я» – мечты, образы, которые старшеклассник желает достичь. Только когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит юношей и девушек к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Я-концепция – система представлений человека о самом себе. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.
Основными источниками Я-концепции выступают:
1.Сравнение себя с другими;
2.Свидетельства восприятия другими;
3.Оценка результатов деятельности;
4.Переживание внутренних состояний;
5.Восприятие своего внешнего облика.
Выполняет функции:
• структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,
• мотивирования к повышению собственной значимости.
Структура. Выделяют следующие ее составляющие:
• Я-физическое, как схему собственного тела;
• Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);
• Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.
• Я – это Я!
Приложение 2.
Зарядка позитивного мышления – «Именно сегодня». Д. Карнеги
Каждое утро работайте над собой. Ведь человек помимо физических упражнений нуждается в духовных и умственных упражнениях, которые стимулируют нас к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве, силе, покое и счастье.
• Именно сегодня я буду счастлив. Счастье заключено внутри нас, оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым.
• Именно сегодня я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, мою учебу, обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь приноровиться к ним.
• Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей, чтобы мой организм охотно выполнял все мои требования и установки.
• Именно сегодня я уделю внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное для себя. Я не буду лентяем в умственном отношение. Я прочитаю с интересом то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
• Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю что- то хорошее, полезное конкретному человеку и выполню два дела, которые мне не хочется делать.
• Именно сегодня я буду ко всем доброжелателен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезным и щедрым на похвалы, не буду придираться к людям или пытаться их исправить.
• Именно сегодня я буду жить сегодняшним днем, не стремясь решить проблему всей моей жизни сразу. Я выполню легко любую, даже рутинную работу.
• Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.
• Именно сегодня я буду радоваться жизни и буду счастливым. Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.
Приложение 3. «Кодекс развития личности» Чарли Спенсер Чаплин.
1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
6. Изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.
7. Любите людей, и они ответят вам тем же.