СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я.П.Полонский. "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри - какая мгла..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об авторе. биография Творчество. Анализ стихотворений. Вопрсоы+ответы. Тема. Идея. Образы. Комопзиция.

Просмотр содержимого документа
«Я.П.Полонский. "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри - какая мгла..."»

Биография Из дворянского рода . Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Рязанскую гимназию  (1838). Учился на  юридическом факультете  Московского университета (1838—1844). В студенческие годы Полонский зарабатывал на жизнь частными уроками. В это время Полонский сблизился со многими поэтами и будущими деятелями России. В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение . Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». По окончании университета жил в Одессе . В 1846 г . получил назначение в  Тифлис , где служил до 1851 года ; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность . С 1851 года жил в Санкт-Петербурге , редактировал в 1859—1860 годах журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры , в Совете Главного управления по делам печати (1860—1896). Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в  Ольговом монастыре под Рязанью ; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля.

Биография

  • Из дворянского рода . Родился в семье бедного чиновника в 1819 году.
  • Рязанскую гимназию  (1838). Учился на  юридическом факультете Московского университета (1838—1844). В студенческие годы Полонский зарабатывал на жизнь частными уроками. В это время Полонский сблизился со многими поэтами и будущими деятелями России.
  • В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение . Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».
  • По окончании университета жил в Одессе . В 1846 г . получил назначение в  Тифлис , где служил до 1851 года ; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность .
  • С 1851 года жил в Санкт-Петербурге , редактировал в 1859—1860 годах журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры , в Совете Главного управления по делам печати (1860—1896).
  • Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в  Ольговом монастыре под Рязанью ; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля.
Творчество Литературное наследие Полонского очень велико, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844). В Одессе выпущен второй сборник - «Стихотворения 1845 года» В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году . Романы  «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и « Женитьба Атуева» (1869),  «Дешёвый город» (1879) Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, А. Г. Рубинштейном  и стали популярными  романсами и песнями . Например, « Песня цыганки » (« Мой костёр в тумане светит »), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Творчество

  • Литературное наследие Полонского очень велико, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы.
  • Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844).
  • В Одессе выпущен второй сборник - «Стихотворения 1845 года»
  • В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа.
  • Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году .
  • Романы  «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и « Женитьба Атуева» (1869), «Дешёвый город» (1879)
  • Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, А. Г. Рубинштейном  и стали популярными  романсами и песнями . Например, « Песня цыганки » (« Мой костёр в тумане светит »), написанная в 1853 году, стала народной песней.
Стихотворение

Стихотворение

Анализ стихотворения  «По горам две хмурых тучи…» На стихотворение какого поэта походит это стихотворение? Назовите это произведение. М.Ю.Лермонтов «Утёс» Мотивы, черты и ритмы каких поэтов напоминает это стихотворение? Какие поэты также динамично описывали природу? Тютчев, Фет. Какие образы возникают в стихотворении? Тучи и скала. Что лежит в основе их изображения. Докажите текстом стихотоврения. Олицетворение . «..д ве хмурых тучи … блуждали», « на грудь скалы горючей / К ночи медленно сползали», « Но сошлись — не уступили…», « Эхо резко засмеялось», « скала…/Стоном жалобно сказалась», «вздохнула», «не смели/ Повторить удара тучи», «И у ног скалы горючей /Улеглись и обомлели… ». Перенесите ситуацию в мир людей. Как бы она выглядела. Какие бы герои были в ней? Опишите ее.

Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…»

  • На стихотворение какого поэта походит это стихотворение? Назовите это произведение.
  • М.Ю.Лермонтов «Утёс»
  • Мотивы, черты и ритмы каких поэтов напоминает это стихотворение? Какие поэты также динамично описывали природу?
  • Тютчев, Фет.
  • Какие образы возникают в стихотворении?
  • Тучи и скала.
  • Что лежит в основе их изображения. Докажите текстом стихотоврения.
  • Олицетворение . «..д ве хмурых тучиблуждали», « на грудь скалы горючей / К ночи медленно сползали», « Но сошлись — не уступили…», « Эхо резко засмеялось», « скала…/Стоном жалобно сказалась», «вздохнула», «не смели/ Повторить удара тучи», «И у ног скалы горючей /Улеглись и обомлели… ».
  • Перенесите ситуацию в мир людей. Как бы она выглядела. Какие бы герои были в ней? Опишите ее.
Анализ стихотворения  «По горам две хмурых тучи…» Какой можно сделать вывод, если мы можем перенести эту ситуацию в природе в мир человеческих отношений? Определим тему и идею. Тема: природа, процессы в природе. Идея: природа – живое существо. Всё в природе находится в таких же, как и в мире людей, взаимоотношениях.

Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…»

  • Какой можно сделать вывод, если мы можем перенести эту ситуацию в природе в мир человеческих отношений?
  • Определим тему и идею.
  • Тема:
  • природа, процессы в природе.
  • Идея:
  • природа – живое существо. Всё в природе находится в таких же, как и в мире людей, взаимоотношениях.
Стихотворение

Стихотворение

Анализ стихотворения  «Посмотри – какая мгла…» Все ли слова в тексте стихотворения вам понятны? Какие вызвали затруднение? Ракита — ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из ивовых. Сонм – 1 . устар ., книжн. собрание, сборище; толпа. 2 . устар.книжн ., множество. Фосфорический – светящийся бледным светом, подобно фосфору. В какой форме написано стихотворение? На что просит нас «посмотреть» лирический герой*? Восхищение лирического героя передается при помощи монолога , адресованного неведомому собеседнику . Лирический предлагает взглянуть н а ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя . На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите тему каждой части. Стихотворение можно условно разделить на две части . 1) В первой представлен описанием долин . 2) Во второй поэт акцентирует внимание на месяце . 

Анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»

  • Все ли слова в тексте стихотворения вам понятны? Какие вызвали затруднение?
  • Ракита — ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из ивовых.
  • Сонм 1 . устар ., книжн. собрание, сборище; толпа. 2 . устар.книжн ., множество.
  • Фосфорический – светящийся бледным светом, подобно фосфору.
  • В какой форме написано стихотворение? На что просит нас «посмотреть» лирический герой*?
  • Восхищение лирического героя передается при помощи монолога , адресованного неведомому собеседнику . Лирический предлагает взглянуть н а ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя .
  • На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите тему каждой части.
  • Стихотворение можно условно разделить на две части . 1) В первой представлен описанием долин . 2) Во второй поэт акцентирует внимание на месяце
Анализ стихотворения  «Посмотри – какая мгла…» Следуя из композиции проследите за «взглядом» лирического героя? Куда он смотрит сначала, а куда – потом? Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Какой контраст возникает благодаря этому? Таким образом возникает образ мира земного и мир небесного . Едины ли эти миры? Автор утверждает единство мира земного и небесного. Каким настроением проникнуто стихотворение? Стихотворение проникнуто не только чувством радости и восторга от ночной природы, также присутствует ощущение грусти, некоторая задумчивость. Какова тема и идея стихотворения? О чем задумывается автор? Тема: природа, процессы в природе. Идея: в мире все едино , все в природе находится в гармонии . Человек должен стремиться к такой же гармонии с природой и самим с собой.

Анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»

  • Следуя из композиции проследите за «взглядом» лирического героя? Куда он смотрит сначала, а куда – потом?
  • Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц.
  • Какой контраст возникает благодаря этому?
  • Таким образом возникает образ мира земного и мир небесного .
  • Едины ли эти миры?
  • Автор утверждает единство мира земного и небесного.
  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Стихотворение проникнуто не только чувством радости и восторга от ночной природы, также присутствует ощущение грусти, некоторая задумчивость.
  • Какова тема и идея стихотворения? О чем задумывается автор?
  • Тема: природа, процессы в природе.
  • Идея: в мире все едино , все в природе находится в гармонии . Человек должен стремиться к такой же гармонии с природой и самим с собой.

Домашнее задание Наизусть одно из стихотворений в соответствии с оценкой: «По горам для хмурых тучи…» - «5» «Посмотри - какая мгла…» - «4»

Домашнее задание

  • Наизусть одно из стихотворений в соответствии с оценкой:
  • «По горам для хмурых тучи…» - «5»
  • «Посмотри - какая мгла…» - «4»