Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Я памятник себе воздвиг из песен…»
(к 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова)
Автор:
Кузовенина Ирина Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №15
г.о.г.Арзамас
2024 год
Пояснительная записка
Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: «Я памятник себе воздвиг из песен…» Классный час, посвящённый 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 5-7 классов ( 12-13 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данное воспитательное мероприятие было подготовлено и проведено в рамках Всероссийского Гамзатовского урока в сентябре 2023 года, посвященного юбилею поэта. Оно удачно вписывается в общешкольный план воспитательной работы в модуль «Основные школьные дела», в котором уделяется внимание юбилеям великих людей России.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование культурной компетенции учащихся, привлечение в исследовательскую деятельность и развитие творческих способностей.
Задачи: знакомство учащихся с основными вехами жизни и творчества выдающегося аварского поэта Расула Гамзатова,
обогащение и расширение их литературного и общекультурного кругозора,
приобщение к таким важнейшим нравственным ценностям, как дружба, любовь, семья, патриотизм, уважение к многонациональной культуре России.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: устный журнал.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: беседа, демонстрация видеороликов.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): сценарий, интерактивная панель или компьютер/ноутбук с выходом в интернет или мультимедийный проектор и экран для показа презентации и видеофрагментов; музыкальные колонки для воспроизведения музыкального фрагмента.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данную методическую разработку можно дополнить выступлениями учащихся-чтецов стихотворений Р.Гамзатова.
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Для подготовки была использована следующая литература:
1. Р.Гамзатов Стихотворения и поэмы.- М. :Молодая гвардия, 1992.
2. Мой Дагестан : [Повесть]. Кн. 1-я и 2-я / Расул Гамзатов; [Перевод с авар. В. Солоухина. - Махачкала : Дагучпедгиз, 1985.
Интернет-источники:
https://lit-ra.su/rasul-gamzatov/patimat
https://www.bibliotemryuk.ru/news/news_2293.html
https://bbf.ru/quotes/author/42015/
Для создания презентации использованы фотографии из сети Интернет
В сценарии использованы видеоролики:
https://youtu.be/Iy1K90vHAKk «Живописные красоты Дагестана с высоты птичьего полёта» Е.Борисов
https://youtu.be/iSDhN82dS6k Расул Гамзатов «МАМА» Читает Л. Толмачёва.
https://youtu.be/O0MLvtm2nNE Песня «ЖУРАВЛИ», композитор- Ян Френкель, слова-Расул Гамзатов. Исполняет Марк Бернес. Irina Sadakova
https://www.youtube.com/watch?v=vAd6-SjYVfA Берегите друзей | Автор стихотворения: Расул Гамзатов. Читает Шавкат Тухтаев.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап
(Демонстрация слайдов 1-5 презентации с фотографиями Р. Гамзатова). Слово учителя.
Его имя носят библиотеки, школы и колледжи, улицы и скверы. Памятники ему установлены в Москве и Махачкале, Санкт-Петербурге и Цхинвале. О нём снято несколько фильмов, написаны книги и песни. Его именем названа ГЭС на горной реке Каракойсу в Дагестане. Это же имя можно увидеть на борту самолёта «Дагестанских авиалиний» и на борту пограничного сторожевого корабля на Каспии. Его именем назван астероид №7509, открытый в 1977 году, и марка Почты России, выпущенная в 2023. Кто же это?
(слайд 6)
Это великий сын Дагестанской земли, выдающийся аварский поэт, прозаик и публицист, переводчик, общественный и политический деятель Расул Гамзатов. 8 сентября 2023 года исполняется 100 лет со дня его рождения. У него немало высоких званий и государственных наград , но для большинства людей в нашей стране он прежде всего автор прекрасных стихотворений, многие из которых стали популярными песнями. Сегодня мы обязательно с ними познакомимся.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся.
В начале нашего занятия хочу процитировать слова Расула Гамзатовича: «В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня».
Давайте и мы совершим небольшое виртуальное путешествие на его родину – в Дагестан. (просмотр видеоролика «Дагестан с высоты птичьего полёта» https://youtu.be/Iy1K90vHAKk )
Красивая страна, правда? Доводилось ли вам, ребята, бывать в этих краях? Возможно, вы совершали туристическую поездку в этот регион нашей Родины во время летних каникул? (Ответы детей)
(слайд 7) Что ещё вы знаете о Дагестане? ( ответы детей) Само название «Дагестан» известно с XVII века и означает горную страну (от тюркского «даг» — гора, персидского «стан» — страна, земля). Расположен этот регион на юге европейской части России. В северной части республики расположены равнины и степи, в южной — предгорья и горы Большого Кавказа. С востока территория Дагестана омывается водами Каспийского моря. Через центральную часть республики протекают реки Терек и Сулак.
Респу́блика Дагеста́н— субъект Российской Федерации, самый многонациональный её регион. Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику: с аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский языки. Столица — город Махачкала.
( слайды 8-9) Однако будущий поэт родился не в столице, а в небольшом аварском селе Цада, поэтому родной язык его – аварский. Расул Гамзатов рос, как и все аульские мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу волчат в папахе, слушал сказки бабушки, сидя перед очагом. Однако в один из дней Расул, лежа на бычьей шкуре на крыше отцовской сакли, сочинил первое своё стихотворение . Было ему тогда 9 лет. Учителем и наставником Расула Гамзатова в поэтическом искусстве был его отец - народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Он читал сыну свои стихи – с малых лет Расул знал их все наизусть. Тогда же в детстве Расул начал изучать русский язык. Свою русскую учительницу Веру Васильевну он будет помнить всю жизнь. Когда Расул учился в 7-м классе, в аварской газете «Большевик гор» было опубликовано его первое произведение. Потом его стихи стали постоянно появляться и в районной газете, и в газете города Буйнакска, и в других изданиях. Сначала он подписывал их псевдонимом отца – «Цадаса»( т.е. родом из с. Цада). Позже Расул станет подписывать стихи «Гамзатов» (т.е. сын Гамзата).
(слайд 10) Отец был примером для Расула во всем. В своей книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов описывает один случай, когда он не пошел в школу, весь день прогулял с мальчишками, порвал брюки, а придя домой, соврал отцу, что был в школе, а брюки порвал случайно. Отец наказал Расула, а потом спросил: «Ты знаешь, за что я тебя побил? Не за порванные брюки и не за то, что прогулял уроки, а за то что врал».
В 1939 году Расул окончил педучилище и до 1941 года служил школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. Тогда же, во время войны, в 1943 году, вышел первый сборник стихов Расула Гамзатова на русском языке - «Пламенная любовь и жгучая ненависть».
После окончания войны талантливый юноша из Дагестана приехал учиться в Москву и получил там высшее образование. Это позволило ему не только развить свой собственный дар, но и стать прекрасным переводчиком - он переводил с русского на аварский стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского, Есенина и других великих поэтов, делал переводы с арабского. В свою очередь его собственные стихи с аварского прекрасно перевели для русских читателей его друзья-поэты Наум Гребнев, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и многие другие.
(слайд 11) Как и все горцы, Гамзатов высоко ценил настоящую дружбу. И друзья отвечали тем же. Расул умел объединять людей самых разных возрастов и профессий. Люди, встретившиеся впервые в его доме, потом становились друзьями. Застолье в доме Гамзатова всегда сопровождалось беседами о литературе. Он читал свои новые стихи, говорил о творческих планах. Неповторимый гамзатовский юмор был визитной карточкой поэта, с которым всегда было легко общаться, потому что он сам умел шутить и ценил шутку и находчивость собеседников. О величайшей ценности дружбы и друзей напоминает нам Расул Гамзатов в своих прекрасных строчках. (просмотр видеоролика с чтением ст-я о друзьях https://www.youtube.com/watch?v=vAd6-SjYVfA )
Понравилось вам стихотворение? Какую важную мысль вы из него извлекли? (Друзей нужно ценить, т.к. потерять дружбу легко, а найти – непросто.)
(слайд 12) Когда мы слышим, что кому-то исполнилось 100 лет , то в первый миг мы думаем: как это много! Как далеко от нас сегодняшних, от современности с её проблемами… Но это ощущение исчезает, когда начинаешь слушать поэтические строки Расула Гамзатова, потому что они - о том вечном, что волнует человека всегда - вчера , сегодня и завтра… О родине, которая у человека одна. О матери, которая тоже одна. О настоящей Любви. О дружбе и друзьях. О жизни, которая даётся человеку тоже – только однажды…
Давайте послушаем одно из прекрасных стихотворений Расула Гамзатова, посвящённых Матери ( демонстрация видеоролика с чтением ст-я «Мама» https://youtu.be/iSDhN82dS6k )
Понравилось вам это стихотворение? Какие стихи Расула Гамзатова о маме вы читали или, может быть, даже учили наизусть для праздника День Матери? На слайде вы можете видеть фотографию матери Расула- Хандулай. Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Была мудрой, понимающей, поддерживала своих близких людей в горе и радости. Она вместе с мужем вырастила достойных сыновей. Два старших брата Расула – Ахильчи и Магомет - ушли на фронт. Один из них скончался от ран в госпитале, другой пропал без вести. Младший брат поэта Гаджи стал известным в Дагестане учёным- литературоведом, академиком РАН.
(слайды 13-14) Семья в жизни Гамзатова всегда играла очень важную роль. Он сам со своей любимой женой с красивым именем Патимат создал большую дружную семью, был любящим мужем, отцом и дедом. У них выросли три дочери и четыре внучки. Любовь к женщине - тема многих прекрасных стихотворений Расула Гамзатова. Многие из них посвящены любимой супруге - Патимат Саидовне. Она ушла из жизни тремя годами раньше своего мужа. Долгие годы она возглавляла Дагестанский музей изобразительных искусств в Махачкале. Теперь он носит её имя.
(слайд 15) Стихи и проза Расула Гамзатова очень мудры и афористичны. Кажется, что устами автора говорит сам народ с его многовековым жизненным опытом. Посмотрите, например, на это высказывание из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан»: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Как вы понимаете эту фразу? (Рассуждение детей). Главная мысль, заключённая в этой фразе, состоит в том, что нельзя забывать прошлое, его уроки, чтобы не получить негативных последствий от этого в будущем. Какая актуальная в наше время мысль! Сам Расул Гамзатов никогда не забывал трагических страниц прошлого нашей Родины.
(слайд 16) Памяти всех павших в борьбе с фашизмом посвящено стихотворение «Журавли», ставшее знаменитой песней на музыку Оскара Фельцмана в исполнении Марка Бернеса (слушаем песню https://youtu.be/O0MLvtm2nNE ).
Слышали ли вы раньше это произведение? С каким событием, памятной датой оно у вас прежде всего ассоциируется? (ответы детей). Согласны ли вы, что эта песня - своего рода памятник? Памятник тем, кого сегодня нет с нами. Почему именно образ летящих журавлей стал главным в этой трогательной песне? Сам поэт рассказывал в своих воспоминаниях, что в конце 60-х годов он был в Японии, в Хиросиме, где видел памятник жертвам ядерной бомбардировки 1945 года в виде белых журавлей. Дело в том, что у японцев существует поверье, что если больной человек сложит из бумаги 1000 фигурок журавликов, то он выздоровеет. В это верила и японская девочка Садако, одна из жертв последствий взрыва атомной бомбы. Она не успела сделать всех журавликов, умерла. Когда Гамзатову рассказали её историю, он был потрясён. Но вскоре его ждало ещё одно потрясение. Ему вручили телеграмму, сообщавшую о смерти матери. « Я вылетел в Москву и в самолёте, думая о матери, вспомнил и умершего отца и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так было написано это стихотворение.»
3. Заключение. Рефлексия
(слайд 17) «Мы все умрём, людей бессмертных нет, и это всё известно и не ново. Но мы живём, чтобы оставить след: дом иль тропинку, дерево иль слово…» 3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия Он успел отметить своё 80-летие. Перед смертью, в своих последних стихах он размышлял о том, что с каждого человека спросится на том свете за то, что сделал он для своей страны, своей земли, своего народа. Я думаю, что своим талантом, всем своим творчеством этот человек заслужил нашу благодарную память. И пусть плывут корабли с его именем на борту, летят самолёты с его именем на борту, а люди приезжают каждую осень 22 октября на родину поэта в Дагестан на Праздник Белых Журавлей – день поэзии и день памяти павших на полях сражений во всех войнах- и читают его стихи - о жизни, которая продолжается, несмотря ни на что.
(слайд 18)
Жизнь капризна. Мы все в её власти.
Мы ворчим и ругаем житьё.
…Чем труднее она, чем опасней,
Тем отчаянней любим её.
Я шагаю нелёгкой дорогой,
Ямы, рытвины- только держись!
Но никто не придумал, ей-богу,
Ничего, что прекрасней, чем жизнь.
На этом наш разговор о прекрасном поэте и очень мудром человеке Расуле Гамзатове подошёл к концу. Понравились ли вам стихотворения Гамзатова? Какие образы из них запомнились? Может быть, что-то вам захочется выучить наизусть. Какие факты жизни поэта показались наиболее интересными? Если вам понравились его произведения, вы всегда можете продолжить общение с поэтом, читая его книги.