СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - пешеход и пассажир,Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Я - пешеход и пассажир,Программа внеурочной деятельности»

2


Рабочая программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительная деятельность

«Я – пешеход и пассажир»

1-4 классы

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я –пешеход и пассажир» составляют следующие документы.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)

Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)

Программа составлена на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2009 и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2007.

Программа направлена на создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности обучающихся.

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Новизна данной программы в том, что в центре образовательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Цель программы:

 создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

 обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

Задачи:

  • Научить основным правилам дорожного движения;

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному

поведению на улицах и дорогах;

  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные

знания по данному вопросу;

  • Сформировать умение применять на практике полученные знания,

обеспечив тем свою собственную безопасность.

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной

ситуации;

  • Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного

поведения на дорогах и улицах

  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на

улице и в транспорте.

  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,

активность, аккуратность;

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного

движения;

  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного

движения.

Основные идеи, принципы, особенности программы

Программа «Я – пешеход и пассажир» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования

учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.

  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования

универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от

простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей (формирование целостного

мировоззрения ребенка);

  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами

по нарастающей объема информации);

  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся

воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях;

  • принцип единства воспитания и обучения.

Реализация данной программы рассчитана на детей 7 – 10 лет на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Место курса в учебном плане

Общее количество часов в год – 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классе.

Количество часов в неделю – 1 час.

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по

Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется

культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,

плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия,

макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками

проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

Гражданское Патриотическое направление воспитания:

Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;

Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.

Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Духовно- нравственное направление воспитания:

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям.

Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей.

Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).

Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.

Эстетическое направление воспитания:

Проявляющий уважение и интерес к художественной

культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства.

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Физическое направление воспитания:

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом.

Бережно относящийся к физическому здоровью и

душевному состоянию своему и других людей.

Владеющий основными навыками личной и

общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

Трудовое направление воспитания:

Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.

Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Экологическое направление воспитания:

Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы.

Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.

Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.

Познавательное направление воспитания:

Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.

Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности.




Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка

на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по

программе «Я - пешеход и пассажир»»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной

форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и

других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и

результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные. В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от

собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся получат следующие знания:

  • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской

Федерации;

  • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

  • основы страхования.

Учащиеся усвоят следующие правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов

и светофоров в зоне видимости;

  • воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных

средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по

обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со

взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого

можно выезжать на улицы и дороги;

Знания обучающихся на конец 1 класса:

  • опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к

несчастным случаям и авариям;

  • опасности, связанные с погодными условиями и освещением;

  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых

коньках, самокатных средствах, санках;

  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых

знаков для водителей;

Умения обучающихся 1 класса:

  • переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и

пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении

группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Знания обучающихся на конец 2 класса: (кроме перечисленного):

  • правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним

движением транспорта и трамвайными путями;

Умения обучающихся 2 класса:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при

посадке и высадке из маршрутного такси;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий

и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта,

во время движения в салоне;

Умения обучающихся 3-4 класса: (кроме перечисленного):

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких

факторов зависит;

Умения обучающихся 3-4 класса:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с

двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей

части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной

местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-

транспортных происшествиях;

В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Уровни воспитательных результатов

Социальные знания

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

правила дорожного движения, значимость их выполнения;

сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;

сигналы светофора и регулировщика;

правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;

виды транспорта, правила движения на велосипедах;

правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);

о работниках ГИБДД, их обязанностях;

культура поведения граждан на улице, в общественных местах;

режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.

ценить жизнь свою, близких и окружающих людей;

заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;

быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;

дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;

бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;

правильно переходить дорогу, перекрёсток;

выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;

различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;

передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;

применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ;

Содержание курса внеурочной деятельности

Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:

  • Улица полна неожиданностей

  • Наши верные друзья

  • Это должны знать все

В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.

В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

1 класс

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

Безопасность на улице. Видеофильм

Наш город, где мы живём. Экскурсия

Опасности на наших улицах.

Встреча с представителями ГИБДД

Мы идём в школу

Безопасная дорога в школу

Школа безопасности. Практическое занятие, путь в школу

Движение пешеходов и машин

Правила перехода через дорогу

Школа безопасности. Практическое занятие о переходе через дорогу

Посвящение в пешеходы. Праздничная программа

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

Наши друзья – дорожные знаки. Игра

Знакомство со знаками.

Рисуем дорожные знаки.

Дорожные знаки – пешеходам.

Игра «Угадай знак»

Светофор и его сигналы

Виды пешеходных переходов

Чтение дорожных знаков. Практическое занятие

Безопасный путь в школу. Художественное занятие

А знаешь ли ты? Игра-практика, передвижение в группе

Почитаем знаки? Заочная экскурсия

ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

Правила движения в колонне

Где можно играть? Занятие – размышление

Где можно играть? Обучающий фильм

Мы пассажиры общественного транспорта

Правила поведения в транспорте

Мы пассажиры личного транспорта.

Загородная дорога

Пешеход на загородной дороге

Учимся соблюдать ПДД.

Итоговое занятие

2 класс

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Основные правила поведения учащихся на улице

Детский дорожно-транспортный травматизм.

Ошибки поведения на дорогах. Обучающий фильм

Движение пешеходов по улице и дорогам. Практическое занятие.

Как мы идём в школу. Игра-путешествие

Опасные ситуации на дорогах. Инсценирование.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Обучающий фильм

Тормозной путь машины. Беседа

«Ловушки» на дороге. Заочное путешествие

Опасности на дороге зимой. Экскурсия

Обобщающее занятие по теме: «Улица полна неожиданностей».

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

Дорожные знаки и их группы. Рисуем знаки

Элементы улиц и дорог. Игра-путешествие

Дорожная разметка. Рисуем дорогу

Сигналы светофора. Игра-путешествие

Изготовление макета светофора.

Сигналы регулировщика. Инсценировка

Волшебный жезл. Обучающий фильм

Правила перехода через улицу. Экскурсия

Перекрёстки и их виды. Видеофильм

Сигналы подаваемые водителями транспортных средств

Большой город. Конкурс рисунков

Экскурсия по городу.

Обобщающий занятие по теме: «Наши верные друзья».

ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

Обязанности пассажиров.

Остановки общественного транспорта

Посадка и высадка пассажиров

Правила перехода улицы при выходе из транспорта

Знакомство с транспортом города

Изготовление макета машины.

Разметка на дорогах

Обобщающее занятие по теме: «Это должны знать все».

Итоговое занятие

Экскурсия «Улицы нашего города»

3 класс

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

Основы безопасности

Виды транспортных средств.

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

Влияние погодных условий на безопасность движения.

Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

Правила дорожного движения

Скорость движения транспортных средств.

Световые обозначения при движении.

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

Места остановки и стоянки транспортных средств

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

Светофорное регулирование.

Дорожные знаки

 Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

Запрещающие знаки дорожного движения.

Предписывающие знаки дорожного движения.

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

Знаки сервиса.

Знаки приоритета.

Знаки дополнительной информации (таблички).

Дорожные указатели

Государственное страхование

Страхование жизни, медицинское страхование

Страхование имущества и транспортных средств.

Мы – пассажиры

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

Метро. Особенности передвижения.

Практическое занятие «Настольные игры по ПДД».

Викторина «Азбука города»

Медицина

Действия при ДТП.


Оказание первой доврачебной помощи


Проектные работы

Практическое занятие по правилам дорожного движения


Экскурсия по городу


4 класс

Вводное занятие.  Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров.


Основы безопасности

Современный транспорт-зона повышенной опасности.


Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.


Влияние погодных условий на безопасность движения.


Проектная работа «Виды транспорта».


Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»


Правила дорожного движения

Скорость движения транспортных средств.


Световые обозначения при движении.


Правила движения транспортных средств в жилой зоне.


Места остановки и стоянки транспортных средств.


Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств


Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.


Организация движения, технические средства регулирования движения.


Сигналы светофора и регулировщика.


Дорожные знаки

 Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.


Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.


 Предупреждающие знаки дорожного движения.


Запрещающие знаки дорожного движения.


Предписывающие знаки дорожного движения.


Информационно-указательные знаки дорожного движения.


Знаки сервиса.


Знаки приоритета.


Перекрёстки и их виды.


Дорожные указатели


Государственное страхование

Страхование жизни, медицинское страхование


Страхование имущества и транспортных средств.


Мы – пассажиры

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.


Метро. Особенности передвижения.


Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения».


Перевозка учащихся на общественном транспорте.


Медицина

Действия при ДТП.


Оказание первой доврачебной помощи


Велосипед – друг или враг.


Викторина «Азбука города».


Формы организации и виды деятельности:

  • коллективная, групповая работа, парная, индивидуальная работа;

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая

педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение

заданий);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные),

  • демонстрация фильмов и видеороликов,

  • экскурсии, викторины на лучшее знание правил дорожного движения,

  • создание плакатов, стенгазет,

  • беседы с инспекторами дорожного движения

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Методы, способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);

наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);

видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Литература

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.

  3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

  4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.

  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1988.

  6. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  7. Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

  8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

  9. Л.С. Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

  10. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.

  11. Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.

  12. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

  13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

  14. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

  5. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  6. Правила дорожного движения для детей./Сост. В. Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.

  7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.


























Я – пешеход и пассажир

Календарно-тематическое планирование 1 ___класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

12



1

Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Экскурсия

Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, рисование,

практическое занятие, инсценировка

Практическое занятие

Игры по правилам


2

Безопасность на улице. Видеофильм

1


3

Наш город, где мы живём. Экскурсия

1


4

Опасности на наших улицах.

1


5

Встреча с представителями ГИБДД

1


6

Мы идём в школу

1


7

Безопасная дорога в школу

1


8

Школа безопасности. Практическое занятие, путь в школу

1


9

Движение пешеходов и машин

1


10

Правила перехода через дорогу

1


11

Школа безопасности. Практическое занятие о переходе через дорогу

1


12

Посвящение в пешеходы. Праздничная программа

1


НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

11



13

Наши друзья – дорожные знаки. Игра

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность.

Игры ролевые и сюжетные, инсценировки,

загадки, шарады,

беседа ПДД, практическая работа, видеофильмы

Создание схемы безопасного маршрута


14

Знакомство со знаками.

1


15

Рисуем дорожные знаки.

1


16

Дорожные знаки – пешеходам.

1


17

Игра «Угадай знак»

1


18

Светофор и его сигналы

1


19

Виды пешеходных переходов

1


20

Чтение дорожных знаков. Практическое занятие

1


21

Безопасный путь в школу. Художественное занятие

1


22

А знаешь ли ты? Игра-практика, передвижение в группе

1


23

Почитаем знаки? Заочная экскурсия

1


ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

10



24

Правила движения в колонне

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Экскурсия

Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, рисование,

практическое занятие,

Игры по правилам


25

Где можно играть? Занятие – размышление

1


26

Где можно играть? Обучающий фильм

1


27

Мы пассажиры общественного транспорта

1


28

Правила поведения в транспорте

1


29

Мы пассажиры личного транспорта.

1


30

Загородная дорога

1


31

Пешеход на загородной дороге

1


32

Учимся соблюдать ПДД.

1


33

Итоговое занятие

1















































Я – пешеход и пассажир

Календарно-тематическое планирование 2 _____ класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

11ч



1

Основные правила поведения учащихся на улице

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Экскурсии

Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, рисование,

практические занятия, инсценировки

Игры по правилам


2

Детский дорожно-транспортный травматизм.

1


3

Ошибки поведения на дорогах. Обучающий фильм

1


4

Движение пешеходов по улице и дорогам. Практическое занятие.

1


5

Как мы идём в школу. Игра-путешествие

1


6

Опасные ситуации на дорогах. Инсценирование.

1


7

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Обучающий фильм

1


8

Тормозной путь машины. Беседа

1


9

«Ловушки» на дороге. Заочное путешествие

1


10

Опасности на дороге зимой. Экскурсия

1


11

Обобщающее занятие по теме: «Улица полна неожиданностей».

1


НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

13ч



12

Дорожные знаки и их группы. Рисуем знаки

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность.

Экскурсия

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, рисование,

практическое занятие, инсценировка

Практическое занятие

Игры по правилам


13

Элементы улиц и дорог. Игра-путешествие

1


14

Дорожная разметка. Рисуем дорогу

1


15

Сигналы светофора. Игра-путешествие

1


16

Изготовление макета светофора.

1


17

Сигналы регулировщика. Инсценировка

1


18

Волшебный жезл. Обучающий фильм

1


19

Правила перехода через улицу. Экскурсия

1


20

Перекрёстки и их виды. Видеофильм

1


21

Сигналы подаваемые водителями транспортных средств

1


22

Большой город. Конкурс рисунков

1


23

Экскурсия по городу.

1


24

Обобщающий занятие по теме: «Наши верные друзья».

1


ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

10ч



25

Обязанности пассажиров.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Экскурсия

Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, рисование,

практические занятия



26

Остановки общественного транспорта

1


27

Посадка и высадка пассажиров

1


28

Правила перехода улицы при выходе из транспорта

1


29

Знакомство с транспортом города

1


30

Изготовление макета машины.

1


31

Разметка на дорогах

2


32

Обобщающее занятие по теме: «Это должны знать все».

1


33

Итоговое занятие

1


34

Экскурсия «Улицы нашего города»

1





































Я - пешеход и пассажир

Календарно-тематическое планирование 3 ____ класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1.

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

1

Творческая, игровая, познавательная, деятельность.



Основы безопасности

5



2

Виды транспортных средств.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, практическое занятие


3

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

1


4

Влияние погодных условий на безопасность движения.

1


5

Проектная работа « Таблица определения тормозного пути»

1


6

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1



Правила дорожного движения

8



7

Скорость движения транспортных средств.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы,

инсценировки,

рисование практические занятия по теме


8

Световые обозначения при движении.

1


9

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

1


10

Места остановки и стоянки транспортных средств

1


11

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

1


12

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1


13

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1


14

Светофорное регулирование.

1



Дорожные знаки

10



15

 Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская

деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, практическое занятие





16

Установка дорожных знаков. Ответственность за  повреждение дорожных знаков.

1


17

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

1


18

Запрещающие знаки дорожного движения.

1


19

Предписывающие знаки дорожного движения.

1


20

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

1


21

Знаки сервиса.

1


22

Знаки приоритета.

1


23

Знаки дополнительной информации (таблички).

1


24

Дорожные указатели

1



Государственное страхование

2



25

Страхование жизни, медицинское страхование

1

Творческая, игровая, познавательная деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы


26

Страхование имущества и транспортных средств.

1



Мы – пассажиры

4



27

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

1

Творческая, игровая, познавательная деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы, практические занятия


28

Метро. Особенности передвижения.

1


29

Практическое занятие «Настольные игры по ПДД».

1


30

Викторина «Азбука города»

1



Медицина

2



31

Действия при ДТП.

1

Творческая, игровая, исследовательская

деятельность. Беседы ПДД, игры,

видеофильмы, практические занятия


32

Оказание первой доврачебной помощи

1



Проектные работы

2



33

Практическое занятие по правилам дорожного движения

1

Творческая, игровая, исследовательская

деятельность. Беседы ПДД, экскурсия, игры, видеофильмы, практические занятия


34

Экскурсия по городу

1











Я – пешеход и пассажир

Календарно-тематическое планирование 4 __В__ класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1.

Вводное занятие.  Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров.

1

Творческая, игровая, познавательная, деятельность. ТБ


Основы безопасности

5




2

Современный транспорт - зона повышенной опасности.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность.

Беседы ПДД и ТБ,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы,

инсценировки, практическое занятие


3

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

1


4

Влияние погодных условий на безопасность движения.

1


5

Проектная работа «Виды транспорта».

1


6

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1


Правила дорожного движения

8




7

Скорость движения транспортных средств.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Беседы ПДД и ТБ,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы,

инсценировки,

рисунки, практическое занятие


8

Световые обозначения при движении.

1


9

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

1


10

Места остановки и стоянки транспортных средств.

1


11

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

1


12

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1


13

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1


14

Сигналы светофора и регулировщика.

1


Дорожные знаки

10




15

 Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

1

Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

рисунки

видеофильмы,

инсценировки, практическое занятие




16

Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.

1


17

 Предупреждающие знаки дорожного движения.

1


18

Запрещающие знаки дорожного движения.

1


19

Предписывающие знаки дорожного движения.

1


20

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

1


21

Знаки сервиса.

1


22

Знаки приоритета.

1


23

Перекрёстки и их виды.

1


24

Дорожные указатели

1


Государственное страхование

2




25

Страхование жизни, медицинское страхование

1

Творческая, игровая, познавательная деятельность.

Беседы ПДД,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы


26

Страхование имущества и транспортных средств.

1


Мы – пассажиры

4




27

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

1

Творческая, игровая, познавательная деятельность.

Беседы ПДД и ТБ,

игры сюжетные и ролевые,

видеофильмы, практические занятия


28

Метро. Особенности передвижения.

1


29

Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения». Промежуточная аттестация.

1


30

Перевозка учащихся на общественном транспорте.

1


Медицина

2




31

Действия при ДТП.

1

Творческая, игровая, исследовательская

деятельность. Беседы ПДД, экскурсия, игры, видеофильмы, практические занятия

викторина


32

Оказание первой доврачебной помощи

1


33

Велосипед – друг или враг.

1


34

Викторина «Азбука города».

1