Тема: Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть?».
Цели: формировать у учащихся навыки осознанного и правильного чтения текста вслух целыми словами;
развивать речь учащихся, учить работать с текстом; пересказывать текст по плану;
содействовать воспитанию дружбы, взаимопомощи.
Оборудование: таблички со словами, пословицами, слогами, иллюстрация из произведения, тесты, простые карандаши, план пересказа текста, карточки НаШтоБуЗУ, «Нужна помощь».
Ход урока:
Организационный этап.
Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться!
ІІ. Подготовка к работе на основном этапе
- Что может сделать наш урок плодотворным, интересным? (Ответы детей…Совместная работа)
-Какую тему мы изучаем на уроке литературы? (Страна Детства)
-С какими произведениями мы уже познакомились? «Мальчик –огонек»-сказка Э.Киселевой, «Кто всех глупее» В.Осеевой, «Ответ», С.Михалкова, С Маршак «Кот и лодыри», »Ежели вы вежливы»
ІІІ. Этап проверки домашнего задания.
НаШтоБуЗУ
Смогу прочитать правильно, выделяя голосом главные слова.
Смогу передать настроение героя мимикой и жестами.
Смогу прочитать выразительно, передавая тон, темп, логические ударения, паузы.
Оценю свое чтение
Лист оценки
Критерии оценивания по ролям | Моя оценка + ; -; ? |
а) Правильность Б) Выразительность В) Артистичность (мимика, жесты) | |
|
|
Дыхательная, речевая, артикуляционная разминка
Дыхательная разминка
Упражнение «Сдуй пушинку»
Расслабьте мышцы шеи. Сделайте вдох на выдохе голова покачивается со звуком [ Ф]
Артикуляционная разминка
Упражнение «Оса».В класс залетела оса, она не может вылететь.
Жужжание звука [ В-В-В ]
Не произносите звук громко, не давите на губы, старайтесь ,чтобы согласный был звонким, четким.
Речевая разминка
По щедрости руки видно, какое сердце.
Произнесите спокойно, громко, уверенно.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
ІV. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Я предлагаю послушать «Притчу о жизни»
Как-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность….. Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
1)-Как вы понимаете смысл этой притчи (главная мысль)
2) -Согласны ли вы с главной идеей притчи?
Отвечая на вопрос внука, старик имел в виду следующее - в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Но мы всегда можем выбрать, какими нам быть, на что обратить свое внимание и «какого волка кормить»
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать, размышлять?
-Давайте поставим себе цели на урок. исходя из пословицы и притчи?
Цели на урок на языке учащихся
Будем учиться читать о дружбе
Будем учиться рассуждать, выбирать главное, оценивать поступки героев
Будем учиться беречь друзей, дружбу
Карточки с целями учащиеся открывают на парте.
Прочитайте цели молча, затем друг другу в паре проговорите.
V. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель читает рассказ «Кем быть и кем не быть?»
-О ком этот рассказ?
- Кем были Петя и Коля?
Словарная работа
угрюмо- мрачно, неприветливо
товарищ - знакомый, друг
одолжить- дать взаймы
Зрительная гимнастика.
Дети «пишут» слово «дружба « своими глазами.
Физкульминутка
VІ.Этап закрепления новых знаний и способов действий
Я предлагаю вам прочитать этот рассказ так: комбинированное чтение (девочка- мальчик) по абзацам.
Работа с текстом
-Почему Петя на смог купить книгу в магазине?
-Как отреагировал Коля на просьбу Пети?
-Прочитайте, что сказала мальчику продавщица?Как вы понимаете ее слова?
-Почему Коля покраснел и вышел из магазина?
-Осознал ли Коля , что он поступил неправильно?
-Определите главную мысль рассказа?
Коллективное составление плана по рассказу «Кем быть и кем не быть?».
1. Два товарища
2. Покупка книг Колей
3. Маловато денег
4. Кем не быть?
5. Деньги зажав в кармане.
Пересказ текста по плану в группах.
НаШтоБуЗУ
Смогу построить 2-3 предложения
Смогу передать последовательность событий
Смогу сделать вывод о происходящем событии
Оценю свою работу
Карточка «Нужна помощь»
Проверка пересказа. Из каждой группы по одному человеку для пересказа текста.
VІІ.Этап обобщения и систематизации знаний
- Можем ли мы сказать, что Коля друг Пети? Почему?
-Вспомните нашу притчу, какого волка надо в себе растить?
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Продолжите пословицу По щедрости руки видно, ….(какое сердце. )
Соедини пословицы. Работа в парах.
НаШтоБуЗУ
Смогу прочитать пословицу.
Смогу правильно соединить две части.
Смогу объяснить две пословицы.
Оценю свою работу
Живи не скупися, не оскуднеешь.
2.Худо тому, с друзьями веселися.
3.От доброты кто добра не делает никому.
Проверка. Карточка «Нужна помощь»
VІІІ. Этап контроля и самоконтроля.
Тест
Куда пришли мальчики?
а) в магазин
б) в библиотеку
в) на выставку
2. Какие книжки купил Коля?
а ) с картинками
б) без обложки
в) интересные
3. Почему Петя не купил книжку?
а) не захотел
б) не хватило денег
в) купит позже
Проверка Ключ к тесту 1.а) 2) а) и в) 3. б)
IX. Этап информирования о домашнем задании.
Прочитать. Пересказ рассказа «Кем быть и кем не быть?»
X. Этап подведения итогов урока.
Игра с кубиком.
-Что показалось самым главным на уроке?
-Какое настроение принес рассказ вам?
Не причиняйте никогда
Друг другу вы душевной боли,
Ни второпях, ни поневоле –
Не причиняйте никогда! (Л. Чуников)
Давайте вернемся к целям урока и проверим все ли мы выполнили.
Цели на урок на языке учащихся
1. Будем учиться читать о дружбе +
2. Будем учиться рассуждать, выбирать главное, оценивать поступки героев +
3. Будем учиться беречь друзей, дружбу +
X I. Рефлексия
Продолжите предложения.
-Я буду стараться …
-Меня этот рассказ научил …
-Теперь я буду внимательнее …