СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя сатирика.

Методы: сообщение, составление кратких конспектов.

Оборудование: портрет писателя.

 

Ход урока

 

I.  Оформление тетради

Живость боли и непрерывное её ощущение

служили источником живых образов.

М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется

привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть

и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.

Н.М. Сеченов

 

    План

1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Традиции русской литературы в творчестве писателя.

3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. «Эзопов язык» в произведениях писателя.

 

II.  Слово преподавателя

     М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

     Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

     Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

 

III. Сообщение обучающегося «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина»

         15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в 1856 г., он появился на свет ещё раз, но уже как литератор Салтыков-Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошёл в историю русской литературы.

         «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...» –   вспоминал писатель.

Просмотр содержимого документа
««Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя»

РАЗДЕЛ XI.

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина


Урок 1. «Я писатель, в этом моё призвание».

Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Художественный мир писателя


Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя сатирика.

Методы: сообщение, составление кратких конспектов.

Оборудование: портрет писателя.


Ход урока


I. Оформление тетради

Живость боли и непрерывное её ощущение

служили источником живых образов.

М.Е. Салтыков-Щедрин


Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется

привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть

и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.

Н.М. Сеченов


План

1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Традиции русской литературы в творчестве писателя.

3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. «Эзопов язык» в произведениях писателя.


II. Слово преподавателя

М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.


III. Сообщение обучающегося «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина»

15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в 1856 г., он появился на свет ещё раз, но уже как литератор Салтыков-Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошёл в историю русской литературы.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...» – вспоминал писатель.

Своё детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлёвых».

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков-Щедрин говорил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».

В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях», а также не мешает его литературной работе. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» – появилось под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он ещё состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать груды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора – чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М.Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.

«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.

В 1855 г. указом императора Александра I чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». 1848 по 1856 г. в литературной деятельности был перерыв, И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принёсшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице-губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика!» – эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьёзный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.

Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить всё своё время литературному труду.

По приезде в Петербург он вошёл в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в тот период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства. С 1864 по 1868 г. вновь служит чиновником из-за материальных затруднений. Действительный статский советник 1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я – писатель, в этом моё призвание», – говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускает Н.А. Некрасов вместо запрещённого журнала «Современник». 1877 г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А.Н. Островского, роман «Подросток» Ф.М. Достоевского, рассказы и повести В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина-Сибиряка и многих других.

Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...». Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...». Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.


IV. Сообщение обучающегося «Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина»

В своём творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недоросля», выступая против крепостного права. Рисуя пороки современного общества, Фонвизин показывал одновременно их смешную и страшную, трагическую сторону. Это сочетание смешного и трагического – одна из характерных черт и сатиры Щедрина.

Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отношения между классами в рамках существующего общественного строя. Например, в конце «Недоросля» порок наказан, справедливость восстановлена и добродетель торжествует. Беспощадная же сатира Салтыкова-Щедрина не знает благополучных концов.

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создаёт широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мёртвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, – утверждал Чернышевский, – картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реализма – характерная черта щедринской сатиры. Не столько слёзы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писатель однажды пошутил, назвав среди них «цензурные сердцебиения».


V. Домашнее задание

Составить план-схему по биографии Салтыкова-Щедрина, используя материал урока и дополнительные источники.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!