«Я погибаю совершенно напрасно».
Я стар ,но нет еще склероза
А Павлодар опять к себе зовет.
Здесь каждый год в декабрьские морозы
Меня мой брат окаменевший ждет.
Не Пушкин он, не Лермонтов, не Тютчев
Но и не иже этих великан.
Он был и есть певец из самых лучших
Поэзии разбойный атаман.
Мы празднуем его здесь день рожденья
И вспоминаем смерти страшный день
Когда оборвались стихотворенья.
В глазах заледенела голубень.
Он мученик, погибший за поэзию.
Израненный, истерзанный, родной.
К такому дорогому надо съездить
Припасть к граниту низко головой.
Ведущий: Этот эпиграф оставил в 1995 году Виктор Николаевич Васильев, брат Павла Васильева.
Содержание этого стихотворения не может не трогать. Ибо в нем содержится и боль утраты, и радость воспоминания.
Ведущий: 1999год – год юбилейный. В декабре исполнится 90 лет со дня рождения великого нашего земляка Павла Васильева.
Ведущий: П. Васильев как поэт и человек оставил немало загадок о себе. При жизни он не успел издать ни одного сборника стихотворений и поэм. Более двух десятилетий его имя было под запретом. Но как много он успел написать, сколько успел сделать! Ведь из неполных 27 лет он имел возможность зрело писать всего каких-то неполных 6-7 лет, если взять за счет его 18-19 летний возраст и учесть два ареста до 1937 года, когда он сидел в тюрьме по подлым доносительным письмам в « инстанции» его коллег – поэтов и писателей.
Ведущий: П.Н.Васильев родился 23 декабря 1909 года в городе Зайсан (ныне Восточно -Казахстанская область). Отец- Николай Корнилович – преподаватель математики женской гимназии. Мать Глафира Матвеевна Васильева (урожденная Ржанникова ), дочь Матвея Васильевича Ржанникова - известного купца второй гильдии, обладателя лавки скобяных товаров. Глафира Матвеевна была увлеченной, образованной женщиной. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова увлекала ее до самозабвения.
Ведущий: Павел был третьим ребенком в семье, но двое старших умерли в младенчестве. Маленький Павлик часто бывал в доме деда, в Павлодаре, а с 11 сентября 1920 года семья Васильевых поселилась здесь надолго.
Детство ,отрочество, юность поэта связаны с этим домом. Вот что пишет о детстве младший брат Павла Виктор.
Я помню детство, вольное ,степное
И городок наш – пыльный Павлодар.
Трава дымилась в августе от зноя.
Зимой буран метался как пожар.
Я в глыбе плавал вместе с осетрами
Вихрастый, загорелый и худой
Когда вся степь сверкала ковылями
Я был крещен Иртышскою водой.
Степной простор я получил в наследство
А брат ушел в стремительный полет
Из радостного песенного детства
К которому лечу я каждый год!
Ведущий: именно здесь сложились первые стихи поэта. Позже когда Павел уехал из Павлодара и стал довольно известным поэтом, он иногда приезжал сюда, в родные места, к деду. Но мысленно возвращался сюда гораздо чаще. И это нашло отражение в его стихах.
Далекий край, внезапно проблесни
Студеным паром первой полыньи
Июльским лугом, песней на привале
Что родины далекие огни.
Навстречу мне, затосковав, бежали.
Ведущий: Приезжая в Павлодар, Павел всегда с замиранием сердца останавливался у порога родного дома.
Как перенесть я расставанье смог?
Вот Родина ! она почти что рядом
Остановлюсь. Перешагну порог
И побоюсь произнести признанье:
Так вот где начиналась жизнь моя?
Здесь канареечные половицы
Поют легонько, рыщет свет лампад
В углах подвешен. Книга «Жития святых», псалмы
И пологи из ситца: так вот где жил я 20 лет назад.
Ведущий: Еще не раз образ родного дома,где прошло босоногое детство возникает в произведениях П.Васильева. этот образ навсегда останется в памяти. Именно поэтому по инициативе трудящихся творческой интеллигенции руководство области в 1990 году присвоило дому детства Павла Васильева статус Дома – музея.
Это единственный во всем мире Дом – музей Павла Васильева и находится он в Павлодаре, на углу улиц Чернышевского и Достоевского на берегу величественного Иртыша.
Ведущий: Большинство музейных экспонатов (документы, фото),предметы домашнего обихода свидетельствуют о жизни поэта. Здесь же находятся прижизненные издания поэта с авторскими автографами : « Люди в тайге», « В золотой разведке», « Тот же в том же году» .
Ведущий: Одно из самых известных приобретений музея – это фотокопия личного дневника поэта. Дневник велся с 1927 года по 1934 год. Так на одном из листов, датированном 1933 годом несколько карандашных набросков: « Я погибаю совершенно напрасно», « страшно, совершенно не заметил, как прошла моя молодость» очевидно, эти записи сделаны под влиянием разворачивавшейся в 1933 году травли поэта. 7 марта 1933 года П.Васильев писал своей жене Галине Анучиной» Не успел я приехать в Москву, как услышал о довольно неприятной вещи для меня».
«А именно? Конфискован номер « Нового мира» с моей поэмой « Песнь о гибели Казачьего войска». Успело разойтись лишь 100 экземпляров журнала. Само собой и книжка моя задержалась с выходом. Все это вместе взятое сделало меня чрезвычайно популярным в литературных кругах, но боже мой упаси от такой популярности»
Ведущий: « Песнь» все же выходит отдельным изданием, но с ограниченным тиражом в 500 экземпляров! Отдельной книгой « Песня» не вышла. А по Москве кто-то распространял злобный пасквиль на поэта « Кораковские буераки». В 1935 году в газете « Правда» за 24 мая и 18 июня были помещены материалы, шельмующие П.Васильева как контрреволюционера и хулигана.
Ведущий: 5 февраля 1935 года начальник секретно- политического отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР Г.А. Молчанов доложил наркому внутренних дел Г.Г. Ягоде « О продолжающихся антисоветских настроениях поэта П.Васильева, сопроводив рапорт заверенный копией собственноручно написанного Васильевым стихотворения контрреволюционного характера «добытого оперативным путем». В рапорте Молчанов настаивал на необходимости вновь поставить вопрос об аресте Павла Василева и просит соответствующей санкции своего наркома.
Ведущий: Ягода , однако, на это не пошел. Наложив на рапорт резолюцию «надо подобрать еще несколько стихотворений». Было ли выполнено это поручение наркома – неизвестно, , Васильева по- прежнему находился под контролем НКВД.
«Оперативная разработка» увенчалась в 1935 году судом над П.Васильевым, приговорившим его за хулиганство к заключению в исправительно- трудовом лагере.
Ведущий: в свете новых данных не подлежит сомнению: хулиганские похождения поэта, слухи, о которых всячески раздувались, были лишь дымовой завесой, под которой творилось политическая расправа над ним.
Два года спустя она завершилась расстрелом.
Ведущий: долгое время оставалось неизвестным место захоронения поэта. В период массовых политических репрессий палачи от НКВД как правило тщательно скрывали места погребения своих жертв.
Дочь П.Васильева Наталья Фурман, проживающая ныне в Рязани, долго добивалась у компетентных органов ответа на вопрос, где захоронене ее отец. В конце концов Федеральная служба контрразведки РФ официально уведомила, что П.Васильев 15 июня 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен в расстрелу. Приговор приведен в исполнение 16 июня 1937 года. Предан погребению на Донском кладбище в Москве.
В настоящее время установлено, что на кладбище Донского монастыря есть могила №1,в которой с 1937 года по 1942 годы хоронили расстрелянных « врагов народа»
Ведущий: место вечного успокоения П.Васильева именно в ней… Сейчас там установлена плита, а рядом с ней появляются таблички с именами погибших.
Ведущий: Имя Павла Васильева навсегда останется в памяти человека любящего поэзию, ценящего слово. Ведь, писать так, как писал Павел Васильев, не мог никто. А писал он чудно, просто волшебно. У Павла Васильева в поэзии- все свое: и образные краски, и самобытность языка. Слова ритмичности, напевности и вся палитра его поэзии. Он рано освободился от плена подражания, быстро сумел отыскать свой почерк в поэзии, свою неповторимую интонацию.
Не добраться к тебе!
На чужом берегу
Я останусь один
Чтобы песня окрепла.
Все равно в этом гиблом,
Пропащем снегу.
Я тебя дорисую
Хоть дымом, хоть пеплом.
Я над теплой губой
Обозначу пушок.
Горсти снега оставлю
в прическе и все же.
Ты похожею будешь
На дальний дымок
На старинные песни
На счастье похожа.