СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я работаю психологом

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья про технологии в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Я работаю психологом»

Андрюсишина Яна Николаевна,

Педагог-психолог,

МБОУ г.Иркутска СОШ №66

Психолого – педагогические технологии в работе педагога-психолога начальной школы

«Нельзя считать запланированное дело бесполезным только потому,

что оно идет не так, как вам хотелось бы»

Томас Эдисон

На сегодняшний день, слово «технология» повсеместно употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин «психологические технологии» можно рассматривать, как это целенаправленное моделирование и осуществление учебного процесса, участие в котором актуализирует определенные психологические качества личности, обеспечивает опосредованную передачу социального опыта, воспроизводящего соответствующие алгоритмы действий и поведения. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели, которая рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, а так же уметь их комбинировать и модифицировать. При этом не забывать, что педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры.

Попробуем рассмотреть, какие психологические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога.

XXI век называют веком информации. Информационные технологии, на сегодня используются в образовательном процессе повсеместно, реализуются в различных сферах жизни, стали неотъемлемой частью современной культуры. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка.

Внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологи) в школьную психологическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Поэтому, использование ИКТ-технологий позволяет школьному психологу расширять диапазон основной (диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультирование педагогов и родителей, психологическое просвещение учащихся и взрослых) образовательной деятельности.

Например, диагностической работе психолога отводится большое количество времени, необходимо в ограниченный промежуток времени провести, обработать и проанализировать результаты диагностики. А использование электронной базы диагностических материалов, значительно сокрощает процесс мониторинга. В работе родительских собраний все чаще обращаемся к ИКТ- технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и/или фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения. Даже при создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций и т.д. без компьютера обойтись очень сложно.

Использование ИКТ-технологий способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся и творческих возможностей самого психолога и учащихся.

Так же наиболее популярны и актуальны игровые технологии в работе школьного психолога, поскольку позволяют выполнять три основные функции:

  • Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений;

  • Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся;

  • Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков.

Неотъемлемой составляющей игровых технологий является развивающее обучение, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся, развивают познавательную, социальную, профессиональную активность всех участников образовательного процесса.

Спектр данных технологий очень широкий:

  1. Организационно-деятельностные игры, направлены на развитие концепций, стратегий перспективного развития: проблемно-деловые игры, имитационно-моделирующие игры, рефлексивные, поисково-апробационные.

  2. Деловые игры, направленные на проигрывание ролевых профессионально-личностных ситуаций: исследовательские игры, аттестационные (квалификационные) игры, дидактические (учебные), производственные игры.

  3. Ситуационно-ролевые игры, направленные на разыгрывание различных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы.

Данные технологии эффективны в работе со всеми участниками образовательного процесса и всех возрастных категорий.

Как здоровьесберегающие технолологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохрангение здоровья учащихся на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, в рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.

К данным технологиям относятся такие технологии, как: музыкотерапия, ароматерапия, цветотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, арт-терапия, сказкотерапия, логотерапия и другие. Данные технологи позволяют оказывать психологическую коррекцию (активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья), а так же психологическую реабилитацию (процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды).

Хочется отметить, что все технологии выше упомянутые находят своё целесообразное место в целостном психолого-педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.


Список литературы:

  1. Князев А.М., Одинцова И.В. Акмеологические технологии активно-игрового обучения. – М., 2007. – 215 с.

  2. Князев А.М., Одинцова И.В. Системные деловые игры в образовании. – М., 2006. – 230 с.

  3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.,2006 – 315 с.

  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2003 – 216 с.

  5. Цветков В.Я., Омельченко А.С. Инновация и инновационный процесс как сложная система// Качество. Инновации. Образование. – 2006. – №2.С. 10-13

  6. Асророва М. У. Современные психолого-педагогические технологии обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 156-159. — URL

  7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

  8. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

  10. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

  11. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!