Модуль раздела рабочей программы | Развитие коммуникативной деятельности |
Тема занятия: | «Я тебя принимаю» |
Количество часов на тему: | 1 час |
Цель занятия: | формирование партнерского общения, отработка навыков ведения конструктивного диалога |
Задачи: | обучающая: подвести обучающихся к пониманию индивидуальных особенностях одногруппников и способах взаимодействия друг с другом. |
коррекционно - развивающая: способствовать развитию навыков общения с другими людьми. |
воспитательная: способствовать развитию рефлексии ,навыков сотрудничества, работы в группе. |
Вид деятельности: | ценностно-ориентационная деятельность (представляет собой процесс формирования отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей) |
Форма организации деятельности: | групповая, индивидуальная |
Методы | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Приемы | организационные технические логические |
Материально-дидактическое оснащение занятия | |
Формируемые УУД: | регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий. |
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность педагога | Деятельность нейротипичных обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
1. Организационный этап (5 мин.) Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу. |
Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся. Приветственное упражнение – «Как хорошо, что ты пришел» Обучающиеся садятся в круг, каждый по очереди говорит соседу «Как хорошо, что ты пришел, у тебя сегодня очень (говорим что-то доброе, хорошее, позитивное). Очень важно прикоснуться к своему соседу. | Выполнение приветственного упражнения. | Выполнение приветственного упражнения с помощью педагога. |
2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.) Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия. |
Постановка целей занятия Прежде, чем пойти дальше, давайте выясним, почему мы начали именно с этого упражнения? Что происходило во время игры? Следует подвести к ответу: прикоснулись друг к другу; осуществили простое взаимодействие, представились. В нашем упражнении возникли 3 очень важных компонента общения. Касания. Почему оно важно? Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук». Возраст и пол роли не играли. Как это проявляется в нашем с вами общении? Молодые люди здороваются за руку. Эта традиция имеет давнюю традицию. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг другу в щеку. Такие же знаки используют и парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и дружеских. У близких друзей есть свои особые приветствия – более сложные. Это своего рода ритуал. У кого-то из вас есть такие ритуалы? Кто-то может показать свое приветствие? Ведущий: Что касается второго аспекта – взаимодействия – почему это важно при общении? Совместная деятельность является и причиной, и средством, и результатом общения. И, наконец, имя. Очень важный компонент при общении. Имя – это то, что позволяет нам при общении выделять конкретного человека, дать понять, что мы обращаемся именно к нему. Или говорим именно об этом человеке. И тема нашего сегодняшнего занятия «Я тебя принимаю». Мы сегодня научимся принимать другого человека таким, какой он есть и постараемся научиться вести с ни конструктивный, то есть правильный диалог. | Выделяют главную мысль. Формулируют тему занятия, отвечают на поставленные вопросы. | Воспитанниками повторяют тему урока, читают тему на доске. По наводящим вопросам формулируют цель и задачи занятия. |
3. Актуализация знаний (5 мин.) Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы. |
Ребята, были ли у вас в жизни ситуации, когда вы не могли донести до человека нужную информацию, когда вас не понимали? Какие вы предпринимали действия, чтобы вас поняли? Было ли это для вас сложной задачей? Сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение, где вам надо будет донести именно свое видение. Упражнение «Рисунок вдвоем» Группа делится на пары по принципу соседства за партой. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему (3 минуты). Затем рисунки представляются в группе, обсуждаются вопросы: Что нарисовано на рисунке? Как проходил процесс рисования? Какую стратегию поведения выбрал участник? (материал с прошлого занятия) Делается вывод о том, что в ситуации противоречия интересов люди могут выбирать разные способы поведения, но к лучшему результату приведет только сотрудничество. | Ребята отвечают на поставленные вопросы педагога, выполняют упражнение «Рисунок вдвоем». | Ребята отвечают на поставленные вопросы педагога, выполняют упражнение «Рисунок вдвоем». |
4. Основной этап-информационный (10 мин.) Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий. |
Ребята, нам нравятся люди, которые похожи на нас. Мы их считаем «своими»: относимся к ним хорошо, прощаем им ошибки, дружим с ними. Не нравятся те люди, которые на нас не похожи. Мы считаем их «чужими», отказываемся с ними разговаривать, плохо к ним относимся, обижаем их. Могут ли непохожие на нас люди быть хорошими? Что нужно, чтобы узнать: какой человек? Нужно с ним пообщаться, поговорить. По одному внешнему виду нельзя делать никаких выводов. С непохожими на нас людьми нужно разговаривать, чтобы понять их. Похожи ли друзья друг на друга? Не всегда. Друзья, как пазлы, дополняют друг друга. Можем ли мы считать своим другом человека, который на нас не похож? Упражнение «Закончи фразу». Инструкция: каждому из вас я дам клубочек и попрошу закончить предложение. Это мы сделаем для того, чтобы понять, какие люди нравятся нашей группе, а какие - не нравятся (упражнение можно выполнить письменно в рабочих тетрадях) Мне нравятся / не нравятся люди, которые… Самое лучшее качество человека – это… Самое плохое качество человека – это… Я не хочу дружить с некоторыми людьми, потому что…. | Обучающиеся слушают информацию, рассуждают, выполняют упражнение «Закончи фразу». | Обучающиеся слушают информацию, рассуждают, выполняют упражнение «Закончи фразу» при помощи педагога. |
Динамическая пауза (3 мин.) Цель: снятие напряжения, разрядка. |
Педагог предлагает упражнения Для глаз 1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Для общего воздействия 1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать. Для улучшения мозгового кровообращения 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. | Воспитанники выполняют упражнение по инструкции | Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога. |
Основной этап-аналитико-практический (10 мин.) Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий. |
| Ребята принимают участие в играх «Я глазами других», «Мы», «Стульчики». | Ребята принимают участие в играх «Я глазами других», «Мы», «Стульчики». |
Игра «Я глазами других» Один из участников группы выходит за дверь, а группа загадывает кого-то из членов группы. Задача «водящего» определить, кого загадали. Для этого можно спросить группу о том, с чем ассоциируется «загаданный» человек (цвет, дерево, музыка, животное, еда, мебель и т.д.). В конце обсуждается важность доверия для общения в классе, отмечаются те «открытия», которые ребята сделали при выполнении упражнения. Игра «МЫ» Группа рисует «Городок», учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д.). Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка, отмечают привлекательность получившегося рисунка. Педагог обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде. Игра «Стульчики» |
5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью. |
Упражнение «Лист пожеланий» Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет пожелание хозяину имени, после чего лист опять передается соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить учащихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Рефлексия занятия. Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой? Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений? Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным? | Ребята отвечают на вопросы рефлексии, выполняют упражнение «Лист пожеланий». | Ребята отвечают на вопросы рефлексии, выполняют упражнение «Лист пожеланий». |