Просмотр содержимого документа
««Я учитель, или как создаётся «Черный квадрат»»»
Эссе «Я учитель, или как создаётся «Черный квадрат»».
Часто, глядя на картину «Черный квадрат» К. Малевича, люди говорят: «Я тоже так могу!» Но мало кто из них знает, что ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина; что для создания этой картины Малевич не использовал ту самую пресловутую, чёрную краску; она появилась как результат смешения разных цветов. Так же, как и о картине, порой можно услышать от непосвящённых, что профессия педагога несложная: красная ручка в руках да учебник на партах…
Но мало кто догадывается, что каждый урок – это тот самый «чёрный квадрат», на изготовление которого у художника ушло три месяца, а у учителя уходит от нескольких часов до нескольких дней. Малевич использовал для своей картины разные техники нанесения мазков: горизонтальные, вертикальные и даже круговые. Учитель тоже использует для достижения филигранности своего урока различные методики, техники и приёмы. «Чёрный квадрат» ограничен белой рамкой, урок тоже ограничен временем, местом и классом. И как художник не мог написать второй такой же «Черный квадрат», так и учитель не может повторить свой собственный урок.
Малевич на выставке отвёл для своей картины так называемый «красный угол», считая, что это его лучшая работа. Учитель же готовит каждый свой урок так, как будто это самый важный урок в его жизни. «Чёрный квадрат» - произведение искусства, которым любуется весь мир, находя в нём всё новые и новые грани и смыслы. «Чёрным квадратом» учителя любуются только дети, его ученики. Но «чёрный квадрат» учителя, наверное, не только не менее важен, но и более значим, чем картина Малевича, потому что от этого самого «чёрного квадрата» учителя зависит будущее его «зрителей». От одного неверного штриха, сделанного учителем, может быть испорчена чья-то жизнь, а переписать, изменить, исправить учитель уже ничего не сможет. Учитель – «художник» без права на ошибку. Каждый раз, «рисуя» «чёрный квадрат» на уроке, мы меняем внутренний мир наших детей, тот мир, в котором все будем жить.
Конечно, найдутся те, кто скажет про учителя и его урок: «Я тоже так могу!», - но сможет только тот, для кого профессия педагога перестала быть работой, для кого она стала жизнью, призванием, любимым делом; кто день за днём, подобно Малевичу, знавшему об искусстве всё, знает всё о той науке, которую преподаёт; тот, кто знает, как научить школьников любить то, что так дорого ему самому; и тот, кто день за днём кропотливо создаёт тот самый шедевральный свой собственный «чёрный квадрат».