СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я учусь видеть душу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Я учусь видеть душу" направлен на формирование у студентов представления о людях с ограниченными возможностями здоровья; воспитание уважительного, гумманного, внимательного отношения к инвалидам и признание их полноценными членами общества.

Просмотр содержимого документа
«"Я учусь видеть душу"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА





Разработала классный руководитель:

Дворядкина В. В.










Свердловск

2022-2023

Классный час: «Я учусь видеть душу»

Цели:

  1. Сформировать представление о людях с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;

Задачи:

  1. Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов;

  2. Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

  3. Закрепить понятие толерантности (принятие человека таким, какой он есть)

Ход классного часа

Здравствуйте, студенты и уважаемые гости нашего мероприятия! Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту гор, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.

Наш мир не совершенен…и в жизни, и в быту подстерегают нас опасности, болезни, экологические катастрофы, а иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. Никто не виноват в том, что у родившегося ребёнка вместо 46 хромосом, 47. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности, таланты.

Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Я учусь видеть душу»

Сегодня на классном часе мы будем учиться видеть душу. Мы попытаемся посмотреть на мир глазами людей с ОВЗ, почувствовать, что чувствуют они, как живут они со своими особенностями и справляются в условиях ограниченных возможностей.

В 1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида 3 декабря. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. Уделить внимание их социализации, чтобы они общались не только с родными, но и чаще находились в обществе: учились, работали, передвигались по городу без посторонней помощи.

Люди с ограниченными возможностями или «особенные люди» - кто они?

Стихотворение Вадима Галкина читает Пронина Александра

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды — Ангелы земли

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз, они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то, что есть мы — это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, недобрых, немощных людей

Немощны они не телом бренным…

Немощны душой своей холодной

Не помочь пытались детям бедным

Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите матери не надо

Ваши дети - ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех, кто их не понимает

Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат, как рыдают

Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны,

Больше тех, кто хочет им помочь.

Открывая душу им радушно

Горе помогают превозмочь.

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений

Ни цунами страшных, НИКОГДА

Сбереги Господь от потрясений

Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

Люди с ограниченными возможностями такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, пользуются языком жестов. Какие чувства возникают у нас при встрече с ними? (ответы)

Внимание на экран. Видео Подарок

(Обсуждение)

Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?

Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов…), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.

Любой недуг является испытанием для человека, но оно также тренирует силу воли и учит ответственности за себя и своих близких, что часто помогает добиться в жизни успеха. Когда приходит в дом беда, страдает не только тот, кто болен, но и близкие для него люди. Нам очень трудно понять, что они чувствуют, как они переживают.

Стихотворение инвалида Сергея Ольгина. Читает Дидковская София

С нами вера, надежда, любовь

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь, и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда нам на подмогу,

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Аутизм – тяжёлое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть различным: от глубокой умственной отсталости до одарённости в отдельных областях знаний и искусства. Что чувствуют дети с этим диагнозом? Предлагаю стать на минуту аутистами и понять, что чувствуют эти люди (видео «Аутизм: мир глазами больного»).

Соня Шаталова – наверное, самый известный в России уникальный человек. Сейчас ей чуть больше 20 лет, у неё аутизм. В восемь лет она, бывало, не могла начать есть без команды мамы, сидя перед тарелкой супа, но в том же возрасте смогла написать: «Зачем живут люди? Бог каждому, когда посылает в это мир, говорит: «Трудись и прославляй Меня делами своими». Я так думаю, для меня это стихи. Мне невозможно их НЕ ПИСАТЬ, иначе я умру от боли, лопну от напора слов в голове».

Они могут быть ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению. Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди могут добиться успехов в самых разнообразных сферах: науке, бизнесе, художественном творчестве, искусстве, спорте.

Видео калека иконописец

Человек, о котором рассказывается в песне, существовал на самом деле - Григорий Николаевич Журавлёв (иконописец). Но на видео вы видели другого человека. Это всемирно известный австралийский мотивационный оратор – Ник Вуйчич. Он родился с синдромом тетраамелии – редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырех конечностей. «Моя миссия — это помочь людям найти свой путь в жизни», — говорит он. Переживая по поводу инвалидности в детстве, он научился жить со своим недостатком, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером.

Наша землячка Екатерина Ивановна Литовченко, выдающая художница нашего края, «Заслуженный художник Украины», «Украинская Мадонна». Катерина Литовченко была воздушной гимнасткой в цирковом коллективе ДК «им. Я.М. Свердлова». В 20 лет с ней произошел несчастный случай: во время отработки прыжков на батуте, упала с высоты, получив перелом шейного позвонка. C этого времени прикована к постели, получила инвалидность I группы. Но она не опустила руки, начала тренировать мышцы шеи, освоила самостоятельно письмо, с помощью ручки, зажатой в зубах. Затем начала рисовать. Картины Катерины Литовченко выставлялись на выставках в США, Голландии, Бельгии и многих других странах Мира.

Чтобы полнее ощутить, почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение.

Упражнение.

  1. Попробуйте одной рукой надеть шапку.

  2. Попробуйте без помощи рук выпить стакан воды

Что вы испытывали? Что хотелось сделать?

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух и зрение?

Одна из известных незрячих людей — ясновидящая Ванга. В 12-летнем возрасте Ванга потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. Отец с мачехой не в состоянии были провести лечение и Ванга ослепла. Она привлекла к себе внимание в годы Второй мировой войны, когда по деревням прошел слух, что она способна определить местонахождение пропавших людей, будь они живы, или места, где они погибли.

Упражнение

Перенести книгу с одного стола на другой.

Трудно ли вам было выполнить задания? Какие были ваши ощущения? Хотелось ли открыть глаза?

Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издалека. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

Стих Скрипичный концерт Саша Нестерова. Читает Анна Ковешникова

Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в специальных Центрах их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой.

Упражнение

Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза партнеру, возьмите его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Напишите слово, проверьте, понял ли вас партнер. Поделитесь своими впечатлениями.

Одним из известных людей мира имеющим проблемы со слухом, но состоявшимся в жизни является немецкий композитор, представитель венской классической школы – Людвиг Ван Бетховен. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения.

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить таким людям. Ведь само слово «инвалид» означает «слабость», «немощность», «бессилие». Это человек, который не может противостоять трудностям. Но познакомившись с историями наших героев можно их назвать слабыми, немощными?

Стих читает Александр Мартынчик

В их глазах не всегда отражается небо, 
Их слова не всегда, точно стилус, остры,
Но у каждого сила духовная скрыта,
Каждый хочет опоры, надежды, любви.
И они покоряют вершины и дали,
Где обычный теряется вмиг человек,
Их упорство достойно, их нервы – из стали.
Преклоняю колени пред ними навек.
Вы такие же люди, как каждый на свете,
Пусть же будут добры к вам всегда небеса,
Начинание каждое – счастьем согрето,
Оглашают ваш дом пусть друзей голоса.

А сейчас послушайте притчу «Напоминание»

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

 Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

А чем мы можем помочь таким людям?

А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на две группы.

1 группа.

Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.

2 группа.

Должны назвать действия, которые вы можете сделать сами в помощь инвалидам.

Студенты в течении 1-2 минут выполняют задание. Затем озвучивают, что у них получилось.

1 группа – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенных, для инвалидных колясок.

2 группа – помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. (на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту), а теперь прикрепите сердечки с пожеланиями к доске, чтобы передать нашу доброту всем нуждающимся в ней людям.

Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран.

Хочу представить вашему вниманию стихотворение Игоря Мазунина «Уродливый кот»

Когда-то давно жил я в стареньком доме.

С тех пор пролетел не один уже год.

И всем его жителям было известно

Насколько уродлив был местный наш кот.


Уродливый кот был всегда узнаваем –

Он был одноглазый и с ухом одним.

И знал он, как трудно на свете бывает,

Когда ты один и никем не любим.


Оторванный хвост, и поломана лапа

Срослась под каким-то неверным углом.

И множество шрамов… А был он когда-то

Приятным на вид полосатым котом.


Кота никогда и никто не касался.

Бутылки и камни бросали в него.

Водой ледяной поливали из шланга.

Пытаясь прогнать со двора своего.


И лапы ему защемляли дверями,

Когда он пытался войти в чей-то дом.

Страдая от боли, зализывал раны

Уже много раз он под чьим-то окном.


Но все удивлялись, насколько отважен

Был этот невзрачный уродливый кот.

И если из шланга его поливают –

Он мокнет покорно, но не отойдет.


И даже, когда в него что-то бросали,

Он терся о ноги о ласке прося.

Увидев детей, он бросался за ними.

Мечтал о заботе, да только вот зря…


Не мог он понять, почему в целом мире

Не встретить того, кто бы смог приютить.

И хоть он уродлив и грязен снаружи,

Но с чистой душой и умеет любить.


Однажды кота покусали собаки,

Что жили напротив в соседнем дворе.

Послышался лай и о помощи крики.

Спустился я вниз – кот лежал на земле.


Уродливый кот был ужасно искусан,

Все тело в крови. Он почти умирал.

Пытаясь укрыться от страха и боли,

Свернувшись в клубок, неподвижно лежал.


Он знал – наступает конец грустной жизни.

И след от слезы пересек его лоб.

Я нес его в дом, он хрипел, задыхался.

Мне стало вдруг плохо, меня бил озноб.


Я чувствовал то, как ему было больно.

И как тяжело ему просто вздохнуть.

Но вдруг он к лицу моему потянулся

И робко меня попытался лизнуть.


От слез задыхаясь, к нему я прижался.

Прильнул он к ладони моей головой.

Его добрый глаз вдруг ко мне обернулся –

И кот замурлыкал, почти неживой.


И даже сквозь самые сильные боли

Просил этот кот лишь о капле любви.

О капле сочувствия, что в этой жизни

Мы доброе сердце сберечь не смогли.


Я в тот момент неожиданно понял,

Что самый красивый и любящий тот,

Кто смотрит сейчас на меня, умирая,

Обычный уродливый уличный кот.


Впервые он чувствовал чью-то заботу.

Нашел он того, кто сумел полюбить.

И счастлив, что встретил того, кто смягчает,

А не пытается боль причинить…


Он умер чуть раньше, чем мы были дома.

Я сел у подъезда с котом на руках.

Держал его долго, пока не стемнело.

В душе поселились тревога и страх.


Ведь я осознал, что несчастный калека

Меня изменил за один только миг.

Он мне сообщил о страдании больше,

Чем тысячи лекций, уроков и книг.


Он мне расцарапал не тело, а душу.

И пусть в моей жизни немало забот,

Но я к одному только буду стремиться –

Учиться любить как Уродливый кот…

И в заключении хочется добавить, что каждый человек с ограниченными возможностями желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. Особенные люди достойны уважения. Думаю, что вы никогда не будете смеяться над такими людьми, а, наоборот, по возможности предложите им свою помощь. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». «Принимай меня, как себе равного».

Видео

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» лев толстой

Спасибо огромное за общение, будьте здоровы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!