Занятие 1. Я умею управлять собой
Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно.
Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.
Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего это необходимо знать? Для того чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и весело, помогать друг другу.
Основное содержание занятия
«Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными?»
Ведущий спрашивает ребят, бывали ли они в цирке и видели ли какие-либо номера с участием дрессировщика. Нескольких учащихся он просит рассказать о своих впечатлениях. Затем предлагает им подумать, в чем состоит секрет того, что животные слушаются дрессировщика, ведь физически он намного слабее их. Можно пересказать детям отрывок из книги Л. Давыдычева «Лелишна из третьего подъезда», в котором рассказывается о дрессировщике.
Выступление дрессировщика занимало все третье отделение. Зрителям оно очень нравилось. Им было немного жутко. Совсем рядом – свирепые львы и огромные львицы. А когда звери раскрывали пасти, видно было каждый зубище. Но с лица дрессировщика не сходила улыбка.
Публика ахала и охала. То замирала от страха и восхищения, то восторженно шумела. Львы, конечно, слушались укротителя, но со злобой и неохотой. Казалось, что вот-вот кто-нибудь из них взревет и бросится на него. Бросались, замахивались лапой, но потом исполняли то, что от них требовали.
В заключение дрессировщик сделал из львов живой ковер и прилег на них отдохнуть. Один лев вдруг раскрыл пасть, но дрессировщик потрепал его по густой шерсти, и он успокоился.
Жалко было покидать цирк.
После этого дети отвечают на вопросы. Боялся ли дрессировщик? Показывал ли он свои чувства животным? Трудно ли ему было сохранять улыбку? Что могло бы произойти, если бы он показал свой страх? Чего ему на самом деле хотелось, когда лев разинул пасть? (Убежать со сцены.) Трудно ли ему было сдерживать свои желания и делать то, что нужно для работы со львами? Можно ли сказать, что дрессировщик умел управлять своими чувствами и поведением, то есть управлять собой?
Обсуждая отрывок, ведущий подводит учащихся к выводу, что главный секрет дрессировщика – в умении управлять самим собой.
Ведущий просит учащихся подумать, в каких профессиях и почему нужно уметь управлять собой. Подводит их к тому, что умение управлять собой необходимо в любом деле.
«Нужно ли ученику умение управлять собой?» Учащимся предлагают подумать, как умение управлять собой проявляется у школьника, а для этого закончить следующее предложение:
«Если ученик умеет управлять собой, то он умеет… (быстро успокаиваться, переставать смеяться, настраиваться на урок, не обращать внимания на выкрики окружающих, делать то, что нужно, а не то, что хочется, и т. п.)».
Делается вывод, что такой ученик умеет сдерживаться и выполнять учебные требования взрослых.
Можно спросить учащихся, трудно ли всегда управлять собой и что может помешать этому, а что помочь.
«Я умею управлять собой».
Ведущий пересказывает отрывок из книги Л. Давыдычева.
Однажды Виктора пригласил в цирк знакомый дрессировщик. Он провел его за кулисы (следует спросить, понимают ли дети, о чем идет речь) и попросил подождать. А сам пошел готовиться к выступлению. Но случилось непредвиденное. Засмотревшись на клетку с обезьянками, Виктор шагнул в железный коридор. Не заметил этого и продолжал шагать по нему дальше. А это был коридор, по которому львы выходили из своей клетки на сцену. В это время рабочие подкатили к железному коридору клетку. Подняли дверцу. И лев по знакомой дороге побежал на арену. Тут только сообразив, что произошло, завизжал фокусник, который был рядом. Виктор обернулся и увидел льва. Раскинув руки, он замер. Лев остановился. Рыкнул. Тут подбежали рабочие, вооруженные шестами с железными наконечниками, преградили ему дорогу и пытались заставить повернуть обратно. Но удары только злили зверя. Он повернулся к мальчику, но тот не шевелился. Это озадачило зверя. Если бы Виктор повернулся к нему спиной и побежал, лев стрелой бросился бы на него. Но мальчик не двигался. И льву стало ясно – маленький человечек его не боится. Пока лев размышлял, в коридор вбежал дрессировщик и загнал льва обратно в клетку.
Ведущий спрашивает ребят, умел ли Виктор управлять собой и в чем это проявлялось. Затем он интересуется, хотят ли они уметь управлять собой. Получив их согласие, ведущий раздает каждому ребенку по Рабочей тетради и просит рассмотреть рисунок со львами и дрессировщиком из первого занятия.
«Умею остановиться».
Ведущий предлагает ребятам начинать громко произносить звук «а» с того момента, как он подбросит в воздух лист бумаги, и мгновенно остановиться, когда лист коснется стола (бросать надо над столом). В другом варианте он предлагает им по хлопку начать крутиться за партами и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.
«Умею выполнять требования взрослых».
Ведущий предлагает учащимся в парах выполнить задание по сложной инструкции. Остальные определяют, кто из участников выполнил инструкцию правильно. Ученики начинают действовать, предварительно прослушав инструкцию.
«Подойдите к доске, возьмите мел в левую руку, нарисуйте три точки и один крестик, после этого тихо сядьте на свое место».
«Подойдите к двери, два раза постучите по ней тихо, три раза подпрыгните, один раз мяукните, потом тихо сядьте на свое место».
В более сложном варианте инструкцию можно давать шепотом.
Если дети начнут шуметь, упражнения в парах можно прекратить, а раздать им листочки в клеточку и предложить отступить три полных клеточки вниз и нарисовать узор по инструкции взрослого (сначала на слух, затем продолжить самостоятельно).
В конце занятия ведущий объявляет ребятам, что они прошли испытания на умение управлять собой. Теперь они могут приклеить наклейку в Рабочей тетради на Гору Радости Знаний.
Занятие 2. Я умею преодолевать трудности
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Ведущий заранее готовит карточки с изображениями различных животных. Дети по очереди их изображают.
Основное содержание занятия
«Вспомни и сделай». Ведущий предлагает ребятам вспомнить основную мысль прошлого занятия и выполнить несколько заданий (подобных заданию «Умею остановиться» из прошлого занятия).
«Я умею справляться с трудностями».
Ведущий рассказывает учащимся о подвиге адмирала Ушакова.
Флоту под командованием адмирала Ушакова нужно было выполнить очень трудную задачу: победить турецкий флот. Шла русско-турецкая война. По русским кораблям стреляли турецкие береговые пушки и пушки с турецких кораблей. Русских кораблей было меньше, чем турецких. Матросам было трудно и страшно, что они проиграют битву. Но они все равно продолжали сражаться и победили. Ушаков стал героем России, и его именем назвали орден.
Затем дети отвечают на вопросы:
– Что сделали Ушаков и его верные матросы?
– Как же им удалось совершить подвиг? Ведь было очень трудно.
– Можно ли сказать, что преодоление трудностей – это путь к подвигу?
– Можно ли сказать, что если тебе трудно что-то делать, но ты все равно делаешь, то это хорошо, так как трудности помогают нам быть храбрыми и сильными?
– А какие трудности есть у учеников?
– Кто хочет научиться преодолевать трудности, то есть совершать подвиги уже сейчас, в школе?
«Сумей понять».
Ведущий читает текст, одновременно отвлекая детей и мешая им слушать. После этого каждому ребенку задается вопрос по тексту. Детям нужно постараться ответить на вопросы правильно, тем самым показав, что они сумели выполнить задание, несмотря на шум.
«Вопрос».
Ведущий дает детям инструкцию: «Вам нужно выслушать вопрос, дождаться своей очереди и ответить одним предложением, нельзя выкрикивать с места, отвечать не по теме». Вопросы:
– Как зовут вашу маму?
– Что ты вчера делал?
– Какая твоя любимая игрушка?
«Тихо». Ведущий предлагает детям сидеть тихо, пока он будет считать до десяти, а сам в это время отвлекает их.
* * *
Если остается время, можно прочитать и обсудить с детьми следующую сказку (автор – А. Смирнова).
Жил да был один лопух. Рос он на прекрасном лугу, знаком был с разными цветами и сорняками. Как-то раз он, как обычно, смотрел на свой луг, оценивая его красоту, и задумался: «А ведь, наверное, существует еще какой-нибудь луг, кроме этого».
– Послушай, одуванчик, тебе нравится жить на нашем лугу? – как-то спросил лопух своего ближайшего соседа.
– Я об этом не задумывался, скорее всего – да, мы можем играть, когда захотим. Солнышко греет мои щечки по утрам. Я могу общаться с тобой, дорогой лопух. Чего же еще желать? – лениво отзывался одуванчик.
– А вдруг есть еще чего желать, а мы тут сидим с тобой и не знаем! – горячился лопух.
В это время мимо пролетала бабочка, она была яркая чернокрасная с огромными фиолетовыми кругами на хрупких крылышках.
– Откуда ты, такая красивая? И как тебя зовут? – спросил с удивлением лопух.
– Я – бабочка, – ответила неожиданная гостья, – правда, еще несколько дней назад была гусеницей. Лечу на маковое поле, его уже видно отсюда.
– Правда? А я никогда не видел отсюда макового поля, какое оно? – растерялся лопух.
– Оно отсюда кажется красным, но когда подлетаешь ближе, видны черные сердцевинки больших цветков мака. А когда садишься на краешек лепестка, не видно земли, а лишь цветок и небо!
– Наверное, маковое поле на тебя похоже… А там живет еще кто-нибудь?
– Да, я часто встречаю там пчел, они собирают цветочный мед и рассказывают о далеких местах, где я и сама не бывала. Мне пора, может, еще встретимся! – улыбнулась бабочка и упорхнула с волной свежего ветерка.
Лопух воодушевленно рисовал мысленные картины, представляя маки, пчел, их мед и бабочку, которая недавно была гусеницей, когда увидел муравья.
– Эй, привет, ты кто такой? И чем ты занят? – заинтересовался лопух.
– Я – муравей, мне нужно отнести эту тяжелую соломину к моему дому, меня и так уже жук отвлек, так что некогда мне болтать, извини! Если я ко времени не успею, худо будет. В другой раз поболтаем.
И лопух снова остался в обществе одуванчика.
– Одуванчик, я отправляюсь в путешествие, хочешь со мной? – вдохновенно спросил лопух.
– А зачем? Вдруг это утомительно или даже опасно?! Там подстерегают всяческие сложности и неизвестности! Мне и здесь, пожалуй, уютно сидеть.
– Одуванчик, одуванчик… Ну подумай сам, разве мы узнали бы о том, что существует маковое поле, пчелы и мед, если бы бабочка не рассказала нам об этом? О том, что если сесть на край лепестка, то не видно земли? О том, что муравьи любят больше трудиться, чем болтать с жуками и лопухами? А представляешь, как много интересного можно узнать, если самим захотеть! Взять и отправиться в путь! Конечно, может, будет нелегко, но радость знания слишком велика, и ради нее я готов преодолеть трудности! – закончил свою речь лопух и стал собираться в дорогу.
– Я с тобой пойду, я тоже хочу узнавать! А мы сможем иногда отдохнуть и поиграть немножко? – неуверенно спросил одуванчик.
Лопух развеселился:
– Сможем, ведь, играя, тоже можно узнавать, но сейчас перед нами трудный путь и необходимо не забывать о его цели.
– Хорошо, я готов! – сказал одуванчик, и они отправились.
Шли они долго, встречались им разные хищные птицы, крутые склоны, почти непроходимые грязевые разливы, ручьи и болота, настигал их холодный ветер и суровый ливень, пекло жаркое солнце. Но все преодолевали наши странники. Увидели они и маковое поле, удивившись его размерам и сочности красок. Увидели еще много других полей, лугов, лесных опушек, горных верхушек, водоемов, зверей, насекомых. Завели много новых друзей. И каждый раз, узнавая что-то новое, радовались: «Надо же, и это мы теперь знаем! И так, оказывается, бывает! Как здорово! Радость новых знаний действительно стоит преодоления этого трудного пути!.. Дерзайте и вы!» – говорили всем недоверчивым лопух и одуванчик, рассказывая о своих приключениях, обо всем, что уже увидели, и о том, что еще хотят увидеть.
Занятие 3. Я умею слушать других
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных домашних животных: коров, кошек, собак и т. п. (без карточек).
Основное содержание занятия
Задание на повторение «Я умею справляться с трудностями». Ведущий просит детей рассказать, как они справлялись с трудностями на прошлой неделе и какие трудности у них были.
«Слушать и слышать».
Ведущий рассказывает детям историю про альпинистов.
Однажды группа друзей собралась в свой отпуск пойти на Эверест. Эверест – это высокая гора, залезть на которую, как известно, очень тяжело. И вот шли они по горным хребтам и ущельям, долго шли. Но, проходя рядом с глубоким обрывом, один молодой человек вдруг оступился, вскрикнул и упал бы в обрыв, если бы не удержался за край пропасти. Друзья уловили еле слышный крик о помощи и помогли своему товарищу. Молодой человек поблагодарил ребят и спросил: «Как же вы услышали меня, ведь это почти невозможно было сделать?» – «Да, действительно, тебя было почти не слышно, но ведь мы твои друзья. Тем более в горах надо всегда держать ухо востро».
После этого ребята отвечают на вопросы:
– Как вы думаете, почему туристы все-таки услышали зов о помощи своего товарища?
– Значит, действительно нужно уметь слышать других?
– Зачем нам нужно слушать и слышать других?
– Когда нужно слышать и слушать других? Приведите пример.
– Скажите, вам интересно слушать, когда говорят другие?
– Хочется ли нам это делать?
«Запомни ответ».
Ведущий говорит: «А вот мы и проверим, умеете ли вы слушать других». Далее задает какой-нибудь вопрос, предупреждая, что спросит только трех человек. Задача детей – выслушать вопрос, не кричать с места, поднять руку и запомнить ответ другого ребенка. Примеры вопросов: «Что такое счастье? Как доставить маме радость?»
«Диалог».
Ведущий делит детей на пары. Им нужно по очереди рассказать друг другу что-нибудь интересное. Далее ведущий по очереди спрашивает у детей, кто что им рассказал и было ли им интересно.
Ведущий должен подвести детей к тому, что интересно слушать других, а не только говорить самому.
«Общий рисунок».
Ведущий предлагает детям нарисовать в паре общий рисунок. Задача детей состоит в том, чтобы договориться, что они нарисуют, кто что и как будет рисовать.
* * *
Если остается время, можно прочитать детям сказку и обсудить ее.
Жил-был муравьишка Гришка. Был он очень непоседливым, постоянно носился взад-вперед, прыгал и бегал. Любимая игра у него была салочки. Бывало, соберутся они с друзьями-муравьями во дворе с утра пораньше и бегают целый день друг за другом. Вечер настал, все устали, а Гришка все бегает, все ему мало. А иногда придумывал Гришка всякие проказы: то бабочек за крылья подергает, то верхом на червяках покатается, то жуков-пауков на спинки переворачивает, так что они встать не могут, а только смешно лапками шевелят и ругаются. За такие веселые проказы любили очень Гришку его друзья, всегда он был у них заводилой. Если друзья собирались идти куда-нибудь или играть во что-то, всегда Гришку с собой звали.
Настала осень, пришло время Гришке в первый класс идти. Очень ему хотелось в школу. Мама ему рассказывала о том, как хорошо в школе учиться, как интересно, как много у него появится новых друзей и подруг. Муравьишка, идя в школу, уже предвкушал все эти радости. Когда Гришка начал учиться, он понял, что почти все мамины предсказания сбылись. Только одного мама не сказала ему. Оказывается, на уроке не все так весело, что-то не получается, да и бегать и разговаривать нельзя, нужно только сидеть смирно и слушать. А Гришка не мог спокойно весь урок высидеть на одном месте, скучно ему было. Да и, если честно, ему казалось, что если он не будет всех веселить и проказничать, никто с ним и дружить-то по-настоящему не захочет, всем с ним будет скучно. Ведь прежние его друзья, с которыми он играл во дворе, любили его именно за веселые проказы. Поэтому посреди урока Гришка громко смеялся, разговаривал, вертелся, а иногда вскакивал и начинал по классу бегать. Ясное дело, что учительнице это очень не нравилось. Поэтому Гришку часто наказывали, ругали. И мама ругалась, и учительница ругалась. Да и ребятам, поначалу относящимся к Гришкиным проказам как к веселой забаве, стало это все надоедать. Надоели им Гришкины проказы потому, что мешали учительницу слушать. А муравьишка наш тем временем чувствовал себя все хуже и хуже. Учителя ругали его, никто с ним не хотел дружить, и никому его проказы смешными не казались. Так бы долго еще все продолжалось, остался бы Гришка в конце концов без друзей, если бы не одно происшествие.
Однажды, после особенно неудачного дня в школе, когда учительница опять ругалась, а ребята не смеялись над его шутками, Гришка пришел домой совсем расстроенный. Вечером он лег спать, и ему приснился такой сон. Приходит он в класс, садится за парту, начинается урок. Перед ним сидит какой-то новый ученик-муравьишка. И вот посередине урока, когда учительница рассказывает самое интересное, этот муравьишка начинает толкать товарища, крутиться, вертеться, бросаться ручками и ластиками. Вот он поворачивается к Гришке и начинает что-то говорить без умолку. Гришка уже не слышит учительницу, совсем ничего не слышит, кроме этого муравьишки. А тот все смеется, дергает Гришку, то ручкой его ткнет, то ластиком кинет. Вот он вскакивает и по классу начинает бегать, теперь он всем мешает. Гришка уже злится и думает: «Как же можно так себя вести?! Ведь этот новый муравьишка всем мешает: и учительнице, и ребятам. С ним же никто в классе дружить не будет, потому что он ни о ком, кроме себя, не думает, только всем мешает».
Проснулся утром Гришка, вспомнил свой сон и понял, что он себя в классе вел совсем как тот муравьишка. Очень ему стало стыдно, и тогда он твердо решил, что никогда так себя вести не будет. Ведь такими поступками он только расстраивает учительницу и своих товарищей, так он никогда не заведет себе друзей. Бегать и прыгать ведь можно и на переменах. Нужно думать не только о себе, но и о других. Тогда и другие будут тоже о тебе думать, любить тебя, дружить с тобой.
С тех пор как Гришка это понял, на уроках он стал вести себя совершенно по-другому. Теперь он сидит смирно, внимательно слушает учительницу, никому не мешает. А друзей у него стало только больше.
Занятие 4. Я умею учиться у ошибки
Разминка
«Противоположности».
Детям предлагают изобразить разных животных: большое и маленькое, толстое и тонкое. Затем их просят придумать слова, противоположные тем, которые назовет ведущий (короткий, сухой, твердый, большой).
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Ведущий рассказывает детям сказку.
В одной школьной стране жили-были Ошибка и Неошибка. И вот как-то раз на перемене они заспорили: кто нужнее и важнее детям? Неошибка говорит:
– Меня все любят, все хотят, чтобы в тетради неошибки чаще встречались. А ты только огорчаешь всех. Вот вчера была самостоятельная по математике, а ты к некоторым детям в примеры проскочила. Зачем ты это сделала?
Ошибка ей отвечает:
– В самостоятельную работу я пришла к ребятам, которые не всегда внимательны. Теперь они об этом знают, и когда более сложные примеры будут, они постараются быть более внимательными и решать их правильно. И по другим предметам благодаря мне учиться они лучше будут.
И так горячо спорили Ошибка и Неошибка, что чуть не подрались. Хорошо, что в класс вошла учительница и сказала им:
– Вы обе не правы, вы обе нужны детям. Неошибка помогает быть успешными. А Ошибка – понять непонятное, лучше запомнить, учиться делать все правильно. И вообще, вы, как правая и левая руки, как день и ночь, нужны друг другу. Не было бы дня, не было бы и ночи, не так ли? Вы просто противоположны друг другу. Но кроме вас, в жизни полно противоположностей.
«Чему может научить ошибка?» Ведущий предлагает детям разыграть ситуации, в которых герой совершает ошибки, затем придумать, чему они могут научить его. Например, неправильно получил ответ при сложении 5 и 3, перепутал письменные буквы «б» и «д» и т. п.
* * *
Если останется время, можно прочитать детям еще одну сказку (автор – Е. Демехина) и обсудить ее.
Коля проснулся в отличном настроении. За окном была зима, и большие хлопья снега падали на землю. Он встал, улыбнулся, посмотрев в окно, потянулся и пошел завтракать. Мама сегодня приготовила его любимые оладьи. Все было здорово этим утром – Коля выспался, вчера сделал все уроки, еще с вечера собрал портфель, вкусно поел и уже думал о том, как он все хорошо ответит в школе, а потом пойдет играть с ребятами в снежки и кататься на санках.
Коля надел ботинки, куртку, натянул на себя шапку и шарф. Мама поцеловала его в щечку и пожелала удачи. Он взял свой модный портфель, купленный на прошлой неделе, и пошел в школу. Он был уже большим и взрослым, учился в третьем классе и сам ходил в школу. Он, конечно, замечал, что мама смотрит на него в окошко, когда он выходит на улицу, но что взять с этих взрослых – нервничают, волнуются непонятно из-за чего!
Школа находилась в пяти минутах ходьбы от Колиного дома. Он шел по улице, разгребая ногами выпавший ночью снег, и повторял выученное вчера вечером стихотворение.
Коля выучил его на славу – несколько раз рассказал маме, несколько раз перед зеркалом, а потом еще и папе, когда тот пришел вечером с работы.
Урок чтения был вторым.
Перемена уже закончилась, учительница вошла в класс и сказала:
– Начнем урок. Садитесь все на свои места. На прошлом уроке я вам задавала выучить стихотворение. Сейчас я буду называть фамилии, а тот, кого я назову, выйдет к доске и прочитает нам, что он выучил.
Кажется, она еще что-то говорила после этого, но у Коли в голове крутилось всего два слова: «К доске, к доске…» Дело в том, что он, конечно, все выучил и знал, но почему-то при этих словах у него как будто комок вставал в горле, руки начинали трястись, а в голове возникала какая-то путаница, и он ничего не мог сформулировать.
Коля сидел за своей партой, не видя, что происходит вокруг, как вдруг услышал: «Николай! Иди к доске! Ты что, не слышишь, что я тебе говорю?» Это был голос учительницы. «Да-да», – робко сказал он, встал из-за своей парты и медленно пошел к доске. С каждым шагом ему становилось все хуже и хуже: руки начинали трястись все сильнее и сильнее, голова закружилась, он весь покраснел, и ноги начали подкашиваться.
Когда Коля дошел до доски и встал перед классом, ему стало совсем плохо. Двадцать пар глаз смотрели на него, превращаясь в огромное страшное чудовище. Это чудовище выглядело совсем не дружелюбным, оно так пристально вглядывалось в Колю, что мороз начинал идти по коже. Казалось, оно так и ждало, когда Коля допустит какую-нибудь ошибку. И тогда уж чудовище точно не упустит своего – набросится и разорвет его на части.
– Николай, мы ждем! – раздался все тот же знакомый голос.
А Николай стоял и боялся даже пошевелиться. Он старался не думать о чудовище и даже начал было рассказывать стихотворение, но из его рта раздалось только что-то вроде: «М-м-мор-р-роз-з».
После этих слов чудовище стало зло смеяться и передразнивать его. Коля почувствовал, что вот-вот из его глаз польются слезы, ведь было не только страшно, но еще и обидно. «Я ведь все знаю! Я действительно учил! За что оно надо мной смеется?» – думал он, а слезы так и норовили скатиться по его щекам.
Но все же знают, что мужчина не должен плакать. Коле стало так стыдно, что он выбежал из класса, захлопнул за собой дверь и пошел к туалету, чтобы никто не увидел, как он плачет. Он шел по пустому коридору (ведь сейчас все были в классах на уроке) и вдруг услышал чей-то то ли крик, то ли писк. Коля оглянулся по сторонам, но никого не увидел и пошел дальше. Но тут снова раздался этот странный писк.
– Кто здесь? – спросил Коля.
– Это я, я здесь, – пропищал кто-то.
– Где здесь? Я никого не вижу!
– Я здесь, на подоконнике.
Коля посмотрел на подоконник и увидел маленький оранжевый комочек. Он подошел к комочку и взял его на руки. Комочек был чуть теплым и весь дрожал. Коля снял свитер, положил в него комочек, и когда он перестал дрожать и раскрылся, то оказался маленьким, пушистым и почему-то оранжевым зайчиком, похожим на кусочек солнца.
– Кто ты? – спросил наш герой.
– Я – Солнечный Зайчик, – ответил комочек.
– Что? – удивился Коля. – А я думал, что ты просто отражение луча Солнца в зеркале. А что ты здесь делаешь?
– Знаешь, – отвечал Солнечный Зайчик, – я и есть кусочек света, просто я спустился на Землю и заблудился, а у вас здесь так холодно, я и не знал, что так бывает. Я испугался, но вижу, ты тоже напуган. А почему у тебя такие красные и заплаканные глаза?
– Понимаешь, – грустно ответил Коля, – вчера вечером я выучил одно стихотворение, которое должен был сегодня рассказать, но я не знал, что это надо будет делать у доски. Там чудовище, оно смеется надо мной. Короче, у меня ничего не получилось. Наверное, я никогда не смогу…
Зачем он рассказал этому Комочку свою историю? Ведь он уже почти забыл о ней, только в душе оставалась какая-то непонятная обида то ли на себя, то ли на всех остальных. Коля не знал. Тем более что Солнечный Зайчик все равно, наверное, не поймет его.
Но Зайчик вдруг сказал:
– Да нет, что ты, конечно, сможешь! Я помогу тебе в этом. Понимаешь, когда я был еще меньше и практически не умел светить, я очень боялся попадаться людям на глаза. Мне было так страшно, что все эти люди разочаруются во мне, что я начинал светить все хуже и хуже. И тогда Солнце рассказало мне, что все сталкиваются с этими проблемами и даже оно само когда-то было маленьким кусочком света. Оно поделилось со мной огоньком, который называется уверенностью. После этого я стал смотреть на людей без страха и увидел, что на самом деле они улыбаются мне и совсем не хотят, чтобы мне было страшно и плохо.
– Надо же, – сказал Коля.
А Солнечный Зайчик продолжал:
– Я спустился на землю, чтобы подарить тебе и всем людям с похожими проблемами этот огонек. Вот, возьми! – И Комочек дотронулся до Коли своей лапкой.
Коля ощутил, как что-то теплое и доброе поселилось внутри него.
– Спасибо, – сказал он.
– Если что, – продолжал Солнечный Зайчик, – я буду наверху. И каждый человек на Земле может теперь смотреть на Солнышко, на меня или на любой другой свет и разжигать потихоньку в себе этот огонек. Ведь он и так есть у каждого внутри, его просто нужно не бояться заметить и разжечь. Ну ладно, прощай, Коля! У меня еще много дел. Спасибо, что согрел меня. Пользуйся своим огоньком!
– Прощай, – прошептал Коля, наблюдая, как Солнечный Зайчик улетает далеко-далеко, но свет его становится все ярче.
Коля постоял немного, повернулся и пошел обратно в класс. Он был полон решимости и уверенности. «Я смогу!» – сказал он себе. Он вошел в класс со словами: «Я расскажу вам стихотворение!»
И учительница, и класс удивленно посмотрели на Колю и стали его внимательно слушать. Коля начал рассказывать и почувствовал, что чем лучше он рассказывает, тем сильнее разгорается огонек. А чем сильнее разгорается огонек, тем смешнее становится чудовище.
Закончил он стихотворение, и случилось Чудо: бывшее чудовище улыбнулось и зааплодировало Коле.
«Почему?» – спросите вы. Найдите в себе этот огонек, подмигните Солнечному Зайчику и сами узнаете…
Занятие 5. Я умею быть доброжелательным
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети самостоятельно по очереди исполняют роли различных диких и домашних животных.
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Ведущий рассказывает детям историю-сказку.
В одной волшебной стране жили два друга – ученики волшебной школы Зороастр и Жоакин. Как-то после обеда они решили поспать, и так крепко они спали, что не заметили, как им в рот влетела недоброжелательность. А они, не просыпаясь, проглотили ее. А когда проснулись, недоброжелательность уже поселилась в них. И стали они… драться, обзываться, радоваться, когда кто-то плакал, грустить, когда кого-то хвалят. А уж как им понравилось командовать другими, в игру не принимать, обидные слова говорить! Увидел это главный волшебник их страны и говорит:
– Избавляться вам надо от недоброжелательности.
А Зороастр возразил:
– Я хочу оставить недоброжелательность у себя. Ведь когда я обижаю кого-то, командую кем-то, в игру не принимаю, то таким себя сильным, могучим чувствую!
– Нет, – сказал главный волшебник, – истинная сила человека – это его ум, веселый характер, умение придумывать игры. Только такого человека все любят – веселого, доброжелательного. А недоброжелательного можно только бояться. Любить его никак не получится.
– А я хочу, чтобы меня любили, поэтому я хочу быть доброжелательным, только как это сделать?! – воскликнул Жоакин.
– Это трудно. Проглотить недоброжелательность легко, а вот справиться с ней непросто. Нужно пройти четыре испытания, как бы взойти на четыре горы.
Какие это испытания? В нашей сказке Жоакин их выполнил. А посмотрев на него, выполнил и Зороастр. Они научились справляться со своей недоброжелательностью. И теперь, даже если они случайно откусывали от нее кусочек, то уже знали, что нужно делать. И тогда их всех стали называть благородными людьми.
Ведущий спрашивает ребят, хотят ли они стать благородными людьми. Он говорит о том, что это довольно трудно. Необходимо пройти несколько испытаний.
«Первое испытание».
Суть первого испытания – найти хорошее в любом человеке. Каждый ребенок пишет на листочке имя того ученика в классе, на которого он меньше похож. Затем он находит в этом ученике три качества, которые ему особенно нравятся. После этого все по очереди называют эти качества.
«Второе испытание».
Суть второго испытания – суметь понять другого человека. Каждый ребенок получает листочек с именем сверстника уже по выбору ведущего. Ему нужно подумать и назвать любимые занятия того ребенка, чье имя написано у него на листке.
«Третье испытание».
Суть третьего испытания – уметь сказать спасибо другому. Ведущий говорит о том, что всегда есть за что сказать спасибо любому человеку, нужно только хорошо об этом подумать. Показывает, как это можно делать. Благодарит одного ученика, к примеру, за интересные ответы. Тот благодарит следующего. Так по цепочке в задании принимают участие все дети.
Для того чтобы не осталось детей, которым никто не хочет сказать спасибо, лучше «цепочку» регулировать. Например, ведущий может перебрасывать новогоднюю гирлянду из фольги от того ребенка, который будет сейчас говорить, к тому, кого он должен будет поблагодарить. Гирлянда придает особый интерес заданию.
«Четвертое испытание».
Ведущий рассказывает детям, что часто мы ненароком можем обидеть другого и очень важно уметь просить прощения и прощать. Он показывает, как можно просить прощения, обращаясь к двум-трем детям. Затем так же, как в предыдущем задании, дети по цепочке делают это.
Занятие 6. Я – доброжелательный
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего их животные могут быть радостными или грустными.
Основное содержание занятия
«Кому письмо?»
Ведущий заранее готовит детям письма: на одной стороне листа написаны три хороших качества каждого ребенка, а на другой у одной трети класса будут написаны слова «умение видеть хорошее», у второй трети – «спасибо», у остальных – «извините». Затем он зачитывает качества, а дети угадывают, кому предназначено письмо.
«Качества доброжелательного человека».
Дети читают, какие слова есть в их письмах, и вспоминают, какие умения необходимы для доброжелательного человека – видеть в другом хорошее, говорить «спасибо», «извините».
«Зачем нужны качества?»
Дети разбиваются на три команды в зависимости от того, написано ли у них в письме «спасибо», «извините» или «умение видеть хорошее». Командам нужно подумать, почему именно это умение необходимо для того, чтобы быть доброжелательным, затем рассказать об этом классу.
«Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся».
Представителям команды «Умение видеть хорошее» нужно назвать хорошие качества трех учеников других команд, представителям команды «Спасибо» – сказать трем ученикам спасибо, а представителям команды «Извините» – извиниться.
«Желаем добра».
Ведущий говорит, что слово «доброжелательный» состоит из двух слов: «добро» и «желать», то есть доброжелательный человек желает добро другим. И предлагает каждой команде по цепочке пожелать друг другу что-то хорошее.
* * *
Если остается время, можно прочитать и обсудить с детьми сказку.
День клонился к закату. Сережа подошел к окну, на душе у него было неспокойно; на кухне мама убирала посуду в шкаф, а отец, закрывшись газетой, смотрел телевизор.
«Что они понимают?! – подумал Сережа, глядя в пустоту ночи. – Не хотел я его бить, он сам ко мне полез! Я его всего один-единственный раз… а он…
Ну и что, буду я один. Вот волк – он такой сильный, и все его боятся. Он один, а чем я не волк, Серый Волк? Хм… а звучит… Не нужны мне друзья! Я – волк-одиночка, сильный, мудрый и жестокий к врагам!!!»
Вдохнув полной грудью воздух свободы, поверив в это, Сережа постоял еще немного у окна и лег спать.
Заснул он на удивление быстро: не метался по кровати, как раньше, не спорил с собой, с другими людьми, сон как будто обнял его своими мягкими руками, унося в свой мир…
Лес. Ночь. Пробираясь сквозь чащу, Сережа увидел два желтых глаза. Через мгновение рядом с ним оказался волк.
– Как здорово, что я с тобой встретился. Я преклоняюсь перед твоей силой: ты умен, ты свиреп, тебя все боятся, ты можешь ходить, куда захочешь, и делать, что нравится. В этом лесу нет зверя страшнее тебя. Ты же волк-одиночка, – сказал Сережа.
Волк посмотрел на Сережу спокойными, умными, большими желтыми глазами:
– Жизнь волка-одиночки тяжела и коротка. Мы, волки, живем стаей. Вместе мы можем загнать более крупную добычу. Вместе легче защищаться. В жизни нужны друзья, которым можно доверять. Если хочешь, идем со мной. Я познакомлю тебя со своей стаей, покажу тебе своих волчат.
И они пошли.
На опушке леса после удачной охоты отдыхали волки, резвились веселые волчата. Устроившись поудобнее, волк очень долго рассказывал своему спутнику о жизни стаи.
– А мне казалось, вы злые!
– Злость – вредное чувство. Мы нападаем только тогда, когда нам надо есть, защищаться или помогать другим зверюшкам. Подумай над этим.
Вдруг Сережа услышал странный знакомый звук. Он доносился откуда-то издалека, становясь все назойливее. Волк, лес, волчата – все стало расплываться. И сквозь туман он услышал голос волка: «Прими стаю, и стая примет тебя».
Сережа открыл глаза. Комната залита утренним светом. Пора идти в школу.
«А может, стоит присмотреться к одноклассникам?» – подумал Сережа.
Занятие 7. Я умею быть ласковым
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего они могут быть злыми или испуганными.
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Ведущий рассказывает детям историю.
Мама часто говорила Павлику: «Расти ласковым, сынок, тогда все у тебя будет получаться, а сам станешь счастливым человеком». Счастливым Павлик быть хотел, но не очень понимал, зачем для этого становиться ласковым. И решил он спросить об этом у своих соседей. Они явно были счастливыми людьми. Один сосед был известный жокей, принимал участие в мировых состязаниях, второй – крупный политик, он участвовал в переговорах России со многими странами. Третий – выдающийся врач-хирург. Он делал очень опасные операции на сердце. Правда, у Павлика была еще одна соседка – старушка из однокомнатной квартиры. Но она жила одна, никакими заслугами не блистала. И Павлик решил к ней с вопросами не обращаться.
Сначала он позвонил в дверь жокею и прямо с порога выпалил: «Скажите, вам нужно уметь быть ласковым?» Жокей улыбнулся: «Конечно, ведь я сначала моего рысака поглажу, а только потом на него сажусь. Он мою руку из ста тысяч других узнает».
Политика Павлик встретил выходящим из лифта. Он похвалил Павлика за вопрос и ответил: «Политику обязательно нужно уметь говорить ласковые, добрые слова, без них никаких переговоров не проведешь». Пошел тогда Павлик за советом к врачу. Тот посмотрел на него ласково и спросил: «Когда я так на тебя смотрю, ты хорошо себя чувствуешь? Так и мои больные. Я всегда перед операцией смотрю на них ласково, взглядом уверенности им придаю. И они с улыбкой от меня уходят». Вышел Павлик от врача, а из-за соседней двери, где старушка жила, так вкусно запахло, что позвонил он и в эту дверь. Оказалось, что вовремя – старушка как раз с противня пирожки да ватрушки снимала. Усадила она Павлика, угостила, чем могла. А пока он ел, к старушке то и дело гости разные приходили, добрые слова ей говорили, мол, какая она доброжелательная, веселая, ласковая. И она им тоже добрыми словами отвечала. Не стал спрашивать старушку Павлик ни о чем. Сам догадался. Где добрые слова – там много друзей, даже если нет славы и богатства.
Ведущий задает детям вопрос: «Зачем людям необходимо уметь быть ласковыми?»
Затем просит подумать, как проявляют свое ласковое отношение герои рассказа.
«Ласковый взгляд».
Ведущий выбирает трех экспертов. Они садятся перед классом. Остальные по очереди подходят к каждому эксперту и смотрят на него ласково. Эксперты определяют, у кого ласковый взгляд получился очень хорошо.
«Ласковое прикосновение». Проводится аналогично предыдущему.
«Ласковые слова и интонация». Проводится аналогично предыдущему.
* * *
Если останется время, можно прочитать и обсудить сказку (автор – А. Лунева).
Жил-был волчонок Сеня. Он очень любил играть с другими волчатами. Особенно в салки. Но когда он был водящим, то любил кусать других волчат за хвосты, вместо того чтобы легонько хлопать лапой. Волчата сердились на Сеню. Просили его так не делать. Но он все равно кусал. Ему нравилось, как все взвизгивали от его укусов.
Но однажды волчата обиделись на Сеню и сказали ему:
– Если ты еще раз кого-то укусишь, мы позовем колдунью с холма Забытой Улыбки, и ты больше никогда не сможешь смеяться и улыбаться, а будешь только рычать и пугать всех своим злобным воем. С тобой перестанут дружить все в нашем лесу, потому что будут бояться тебя.
Но Сеня не поверил им.
– Ладно вам. Нет никакой колдуньи, и Холма этого нет. Сказки все это. Я этому не верю и не боюсь, – сказал он и куснул волчонка Васю.
Наутро он проснулся и пошел к ручью умыться. Поплескался в воде и вышел на берег. Только решил причесаться, посмотрел в воду, а оттуда смотрит не Сеня, а злой, оскалившийся волчонок.
– Нет, это не я, – сказал Сеня и еще раз посмотрел в воду. Он попытался улыбнуться, но увидел только оскал. – Значит, это все правда про колдунью с Холма, – испугался Сеня. – Ребята не обманули меня. Надо что-то делать!..
Заплакал Сеня. Но вместо плача услышал он злой рык.
– Тут не плакать надо, а действовать, – сказал кто-то сверху.
Сеня поднял голову и увидел Мудрого Филина, сидящего на еловой ветке.
– Тебе надо идти в дальний лес, найти Холм Забытой Улыбки и вернуть свою улыбку. И поторопись. Если не успеешь до захода солнца, то не видать тебе своей улыбки никогда, – сказал Филин и улетел.
Сеня встал, вытер слезы. Мудрый Филин был самым умным в лесу, и причин не верить ему у волчонка не было. Сеня точно не знал, где находится Дальний Лес. Лишь слышал, что за Глубокой Рекой и ходить туда опасно. Но делать было нечего, и он пошел.
Долго шел Сеня по лесу, пока не вышел к реке. Сел Сеня на берегу и стал думать, как ее переплыть. Плавать он не умел, плот делать тоже. Пригорюнился волчонок и стал выть. И такой жалобный у него был вой, что из леса вышел лосенок.
– Что случилось? – спросил у Сени лосенок.
– Я потерял улыбку, – ответил Сеня и рассказал лосенку о своей беде.
– Да, нелегко тебе будет. Но я могу тебе помочь, хотя кусать своих друзей, конечно, не стоило, – сказал лосенок. – Я перевезу тебя через реку.
Он велел Сене, чтобы тот забрался к нему на спину и держался покрепче, но не впивался когтями. Так они переплыли реку.
Куда идти дальше, волчонок не знал. Поэтому он шел туда, где лес становился выше, гуще, а злых мошек и комаров все больше и больше.
Наконец он увидел Холм Забытых Улыбок. Он был весь абсолютно серый. Там росли серые деревья, серые цветы, бродили серые куры и петухи. А еще там шел мелкий холодный дождик и дул сильный ветер, так что было слышно только его завывание: «У-у-у!..»
«Интересно, солнце еще не зашло? – подумал Сеня. – Не ясно, день сейчас или вечер. – А потом вдруг испугался: – До Холма-то я дошел, но ведь колдунья не отдаст мне мою улыбку просто так».
И тут рядом с Холмом он увидел поляну красивых разноцветных цветов.
– Соберу я их для колдуньи, – решил Сеня.
Он собрал большой букет и вступил на Холм. Его встретила грустная колдунья в сером платье. Она удивилась и обрадовалась букету.
– Мне еще никто не дарил цветы, – сказала она. – А самой мне нельзя уходить с Холма. Ты угадал мое желание, Сеня. Я помогу тебе, если ты отгадаешь мою загадку.
– Я попробую, – ответил Сеня. Я очень хочу улыбаться.
– Хорошо. Вот загадка:
Они помогут всегда,
Не обидят никогда.
Если ты попал в беду,
Скажут: верь, я помогу.
– Друзья, это друзья! – воскликнул Сеня и улыбнулся.
С тех пор Сеня стал самым ласковым волчонком в стае.
Занятие 8. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего они могут быть злыми или добрыми.
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Ведущий рассказывает детям сказку.
В одной волшебной стране все люди были волшебники, поэтому дети обязательно ходили в школу волшебников. И главным в этой школе было обучение детей внутренней силе, силе духа. Только когда ученик становился сильным духом, его начинали учить волшебству. В первый класс дети приходили еще слабые духом, можно сказать, что они приходили с духом мышки, всего боялись, даже друг друга. Потом они смелели и приобретали дух зайца. И только через некоторое время они становились увереннее в себе и приобретали дух благородного льва.
История наша случилась в одном из классов такой волшебной школы. Дети в нем благополучно достигли духа зайца, но остановились на этом. По возрасту им нужно было приобретать дух благородного льва, и они очень хотели казаться львами, но внутри оставались зайцами. Тогда они стали придумывать способы, как бы им доказать окружающим, что они уже львы и их можно учить волшебству. Способ был найден, они объединились вместе и стали дразнить, не принимать в игру одного из учеников. Когда они вместе делали это, казались себе все сильнее и сильнее. А что делал тот другой ученик? Он сначала обижался и плакал. Потому что ему было больно и тяжело на сердце от того, что такие дорогие ему ребята не хотят с ним играть. А потом стал становиться сильнее и сильнее, потому что находил в себе силы противостоять всем. И когда пришел верховный маг, чтобы проверить, кто уже достиг силы духа благородного льва, оказалось, что только тот ученик, который научился не обращать внимания на дразнилки ребят, может обучаться волшебству. А остальные – те, кто не умеет сдерживать себя, – остались с духом зайца.
В той же школе был еще один класс. Там произошла похожая история. Но закончилась она по-другому. Духа благородного льва достигли там два ученика. Как-то раз один из тех, кто дразнил, вдруг задумался: а достойно ли он поступает, проявляет ли силу, добивая слабого? И стал он один перед классом защищать того, кого дразнили. И не потому, что он нравился ему, а просто из чувства справедливости. Ему было очень трудно противостоять классу, дразнить вместе со всеми было гораздо проще. Но, преодолевая эти трудности, он как раз и приобрел силу духа благородного льва. А потом и остальные, глядя на него, задумались о том, что всем вместе против одного выступать не совсем прилично. И через некоторое время уже весь класс приступил к изучению волшебства.
Ведущий задает вопросы: «Как вы думаете, большинство ребят вашего класса уже приобрели силу льва? Могли бы они обучаться волшебству, если бы учились в той школе?»
Ведущий говорит детям, что на сегодняшнем и нескольких следующих занятиях они будут учиться становиться сильными духом. И первое, что необходимо уметь сильным духом, – это договариваться друг с другом.
«Нарисуй страну».
Класс делится на три команды, заранее составленные педагогами (необходимо исключить явных недругов, которые не смогут играть вместе).
Каждой команде дается лист ватмана. Членам команды нужно договориться и выделить каждому примерно одинаковую территорию для его страны (нельзя делить лист на равные прямоугольники). Дети дают своим странам названия, рисуют главные города.
«Что между странами?»
Детям необходимо договориться о том, что находится между их странами (моря, леса, горы и т. п.), потом нарисовать все это.
«Как страны общаются?»
Детям нужно договориться о средствах сообщения между странами и нарисовать их (корабли, железные дороги и т. п.).
«Общий рассказ».
Командам нужно подготовить общий рассказ о своих странах и представить его классу.
Занятие 9. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего они могут быть смелыми или трусливыми.
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Ведущий рассказывает детям сказку.
Дело происходило в той же волшебной школе, в том классе, в котором ученики решили развивать в себе силу духа. Они уже почти научились играть вместе и почти всегда принимали в игру друг друга. Теперь они уже гордились этим. «Ведь это ученица нашего класса, она будет играть с нами!» – произнесла юная волшебница Векторана шустрому Юктору, когда тот сказал о своей однокласснице: «Она только мешает нам играть». И уже ученики других волшебных классов стали смотреть на ребят с уважением: «Да, они друг друга в обиду не дают. Вот бы и нам учиться в этом классе».
И все было бы хорошо, но однажды в классе произошла такая история. Как-то учительница заболела. Ее заменяла другая. А тут учитель физзарядки – так у них называлась физкультура – сказал, что нужно выделить трех человек для участия в очень интересных соревнованиях. Векторана не растерялась: «Пойду я, моя подруга и Юктор – он шустрый». Учитель физкультуры записал их имена и ушел. А после уроков в класс пришел главный волшебник школы. Он был строгий и невеселый. Все поняли, что в классе случилось что-то неправильное. Векторана сразу поняла, в чем дело… «Но мы же договорились со всеми. Ведь никто мне не возразил», – сказала она.
Ведущий спрашивает детей: «Как вы думаете, почему пришел волшебник и что он хочет сказать ребятам?» Дети приходят к выводу, что на самом деле ученики не договорились, потому что Векторана не спросила мнения других.
«Кто умеет слышать мнение другого?»
Ведущий дает детям послушать два разговора, записанных заранее на диктофон, и просит определить, в каком разговоре ребята слушали мнения друг друга, а в каком один подавлял другого.
Диалоги могут быть примерно такими:
– Давай построим домик.
– Давай.
– Мы возьмем кубики…
– Да. И еще можно взять вон то «Лего». А давай ты будешь строить кухню и гостиную. А я спальню.
– Давай.
– Так, это надо поставить сюда. Передай мне кубик, он будет лежать здесь.
– Ой, а это можно положить сюда. И может…
– Нет, надо сделать так, как я скажу.
– Почему? Я ведь тоже хочу.
– Нет, давай я буду решать.
«Оружие для защиты».
Ведущий раздает командам их работы, сделанные на прошлом занятии, а также фольгу, ракушки, кусочки проволоки, пластилин. Предлагает вернуться в свои страны, поскольку существует угроза нападения сильного противника. Нужно разработать и сделать оружие для защиты. Детям необходимо договориться, какое это будет оружие, как оно будет выглядеть, из чего его нужно соорудить и кто что будет делать. Дети делают оружие, затем рассказывают о его устройстве классу.
Занятие 10. Я учусь решать конфликты
Разминка
«Ролевая гимнастика».
Дети по очереди изображают различных животных: больших и трусливых, маленьких и смелых. Например, смелую мышку и трусливого льва, смелого воробья и трусливого орла.
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Ведущий рассказывает детям историю.
Мальчик, о котором пойдет речь, заканчивал первый класс. Его папа был в длительной командировке. И вот папа приехал и говорит:
– Ну-ка, сын, расскажи, какие в вашем классе есть радости и трудности?
– Класс у нас очень хороший, – ответил мальчик. – На уроках все вместе с трудностями справляемся. А вот на прогулках иногда конфликты бывают.
– А ты знаешь, что такое конфликт? – удивился папа.
– Конечно, знаю. Конфликт – это (помогайте, ребята) столкновение интересов, когда один хочет сделать так, а другой – эдак. Чаще конфликт заканчивается ссорой, вызывает обиду и злость.
– А вот тут я с тобой не согласен, – сказал папа. – Конфликт – он как задача. Решишь неверно – огорчишься. А если правильно – все будут довольны. Только решать конфликт еще труднее, чем задачу.
– А ты научи меня, папа, – попросил мальчик, – а я потом ребятам в классе расскажу.
Давайте и мы с вами будем учиться решать конфликты.
«Это конфликт?» Ведущий предлагает ребятам ситуации и просит догадаться, можно их назвать конфликтом или нет и почему.
– Девочки играют, подходит Наташа, хочет присоединиться. А у них все места заняты. Одна из них отвечает: «Извини, все занято, в следующий раз».
– Мальчики играют, подходит Витя, хочет играть с ними. Один из них отвечает: «Отойди, ты нам мешаешь».
– Миша хочет играть в одну игру, Петя в другую. Спорят, обижаются, Петя толкает Мишу.
– Маша хочет играть в одну игру, Настя в другую. Спорят, потом договариваются играть в обе игры по очереди.
«Придумай конфликт».
Ведущий предлагает ребятам подумать и назвать три варианта конфликта между детьми на прогулке. Например:
– Маша спускается по лесенке с горки, Наташа поднимается. Никто не хочет уступать.
– Два мальчика хотят водить.
– Дети строятся идти на прогулку. Миша и Петя хотят стоять первыми, начинают толкаться.
«Инсценирование конфликта».
Ведущий выбирает наиболее яркий конфликт из названных, помогает детям инсценировать его и найти правильное решение, в основе которого лежит совместная уступка. Если есть куклы, это можно сделать с их помощью.