Российская Федерация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ № 53»
СОГЛАСОВАНО руководитель школьного методического объединения Н.В. Лаптева протокол от | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР __________Е.А.Дуйко «____»___________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ № 53» __________Ю.Г. Галкина «____»___________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
по | «Я в мире мир во мне» |
для | (предмет) 5 | классов |
учитель | (класс) Стурова Е.А. |
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 5 классов «Я в мире мир во мне» разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2018.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Урок психологии «Я в мире мир во мне» преподается за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана .
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
УМК программы: ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2018.
Обоснование.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Описание места предмета в учебном плане
Курс психологических занятий «Я в мире мир во мне» изучается в 5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа, является продолжением курса внеурочной деятельности в 1-4 классах Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»
Межпредметные связи
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация
4.Завершение темы
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 5 классах:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
При проведении уроков психологии в 6 классах необходимо использование следующих технологий:
Личностно-ориентированные технологии.
Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
Диалогические технологии.
КСО
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
Коммуникативно-информационные технологии.
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Предполагаемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения особенностей общения.
Набор фотографий, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Тема 1 Введение в мир психологии. Тема 2 Я – это я. Тема 3 Я имею право чувствовать и выражать свои чувства Тема 4 Я и мой внутренний мир Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? Тема 6. Я и Ты. Тема 7. Мы начинаем взрослеть. Обобщение | 1 11 5 3 2 8 3 1 | |
ИТОГО | 34 | 0 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 5 КЛАССЕ
Тематическое планирование на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Наименование тем, занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Дата корректировки |
| |
| Тема 1. Введение в мир психологии. | 1 | | |
| Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией? | 1 | | |
| Тема 2. Я – это я. | 11 | | |
| Занятие 2, 3. Кто я, какой я? | 2 | | |
| Занятие 4,5. Я – могу. | 2 | | |
| Занятие 6,7. Я нужен! | 2 | | |
| Занятие 8. Я мечтаю. | 1 | | |
| Занятие 9. Я – это мое прошлое. | 1 | | |
| Занятие 10,11. Я – это мое настоящее. | 2 | | |
| Занятие 12. Я – это мое будущее. | 1 | | |
| Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 5 | | |
| Занятие 13. Чувства бывают разные. | 1 | | |
| Занятие 14. Мои чувства. | 1 | | |
| Занятие 15. Чувства вокруг. | 1 | | |
| Занятие 16. Стыдно ли бояться? | 1 | | |
| Занятие 17. Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | | |
| Тема 4. Я и мой внутренний мир. | 3 | | |
| Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 2 | | |
| Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 | | |
| Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?. | 2 | | |
| Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня. | 1 | | |
| Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 | | |
| Тема 6. Я и Ты. | 8 | | |
| Занятие 23. Я и окружающие. | 1 | | |
| Занятие 24,25. Мои друзья. | 2 | | |
| Занятие 26,27. Я и мои «колючки». | 2 | | |
| Занятие 28. Трудности в школе. | 1 | | |
| Занятие 29. Трудности дома. | 2 | | |
| Занятие 30. Другие культуры – другие друзья. | | | |
| Тема 7. Мы начинаем взрослеть. | 3 | | |
| Занятие 31. Нужно ли человеку взрослеть? | 1 | | |
| Занятие 32. взросление и отношения с окружающими. | | | |
| Занятие 33. Мое взросление. | 1 | | |
| Занятие 34.Заключительное занятие. Обобщение. | 1 | | |
| | 1 | | |