СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я в мире мир во мне

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Я в мире мир во мне.Хухлаева

Просмотр содержимого документа
«Я в мире мир во мне»

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ № 53»



СОГЛАСОВАНО

руководитель школьного методического объединения

Н.В. Лаптева

протокол от

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР



__________Е.А.Дуйко

«____»___________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ «СОШ № 53»

__________Ю.Г. Галкина

«____»___________2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

по

«Я в мире мир во мне»



для

(предмет)

5



классов



учитель

(класс)



Стурова Е.А.







2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по психологии для 5 классов «Я в мире мир во мне» разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2018.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.

Урок психологии «Я в мире мир во мне» преподается за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана .

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

УМК программы: ХухлаеваО.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2018.

Обоснование.

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образо­вания, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Имен­но личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Описание места предмета в учебном плане

Курс психологических занятий «Я в мире мир во мне» изучается в 5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа, является продолжением курса внеурочной деятельности в 1-4 классах Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»

Межпредметные связи

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);

  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация

4.Завершение темы

Цели изучения предмета

Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 5 классах:

введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

При проведении уроков психологии в 6 классах необходимо использование следующих технологий:

  1. Личностно-ориентированные технологии.

  2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.

  3. Диалогические технологии.

  4. КСО

  5. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).

  6. Коммуникативно-информационные технологии.

  7. Технология учебно-игровой деятельности.

  8. Технология проектной деятельности.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Предполагаемые результаты

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Методические пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Методики изучения особенностей общения.

  3. Набор фотографий, портретов людей.

  4. Психологические тесты.

  5. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.


Название темы

Количество

часов

Практические работы

Тема 1 Введение в мир психологии.

Тема 2 Я – это я.

Тема 3 Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Тема 4 Я и мой внутренний мир

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Тема 6. Я и Ты.

Тема 7. Мы начинаем взрослеть.

Обобщение

1

11

5

3

2

8

3

1








ИТОГО

34

0

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 5 КЛАССЕ



Тематическое планирование на 2019-2020 учебный год.

п/п

Наименование тем, занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Дата корректировки




Тема 1. Введение в мир психологии.


1




Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией?

1




Тема 2. Я – это я.

11




Занятие 2, 3. Кто я, какой я?

2




Занятие 4,5. Я – могу.

2




Занятие 6,7. Я нужен!

2




Занятие 8. Я мечтаю.

1




Занятие 9. Я – это мое прошлое.

1




Занятие 10,11. Я – это мое настоящее.

2




Занятие 12. Я – это мое будущее.

1




Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

5




Занятие 13. Чувства бывают разные.

1




Занятие 14. Мои чувства.

1




Занятие 15. Чувства вокруг.

1




Занятие 16. Стыдно ли бояться?

1




Занятие 17. Имею ли я право сердиться и обижаться?

1




Тема 4. Я и мой внутренний мир.

3




Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему.

2




Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален.

1




Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?.

2




Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня.

1




Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1




Тема 6. Я и Ты.

8




Занятие 23. Я и окружающие.

1




Занятие 24,25. Мои друзья.

2




Занятие 26,27. Я и мои «колючки».

2




Занятие 28. Трудности в школе.

1




Занятие 29. Трудности дома.

2




Занятие 30. Другие культуры – другие друзья.





Тема 7. Мы начинаем взрослеть.

3




Занятие 31. Нужно ли человеку взрослеть?

1




Занятие 32. взросление и отношения с окружающими.





Занятие 33. Мое взросление.

1




Занятие 34.Заключительное занятие. Обобщение.

1





1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!