СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я выбираю здоровый образ жизни

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на профилактику вредных привычек, связанных с формированием здорового образа жизни студентов.

Просмотр содержимого документа
«Я выбираю здоровый образ жизни»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»






Наумова Н. А.

преподаватель профессионального цикла

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Училище (техникум)

олимпийского резерва»




Методическая разработка классного часа «Я выбираю здоровый образ жизни» направлена на профилактику вредных привычек, связанных с формированием здорового образа жизни студентов, проводится со студентами первого курса.

Содержание классного часа позволяет студентам изучить важные аспекты здорового образа жизни, способствует формированию отношения к своему здоровью, заставляет задуматься над образом жизни.

В ходе занятия используются традиционные и информационные педагогические технологии: рассказ, конкурс, ознакомление с текстом рекомендаций.

Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями и преподавателями техникума, осуществляющих подготовку специалистов начального и среднего профессионального образования.



Пояснительная записка


В последнее время активизировалось внимание к здоровому обра­зу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособно­сти в трудовой сфере.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на полноценную реа­лизацию своих сущностных сил, дарований и способностей. Он соз­дает такую социокультурную микросреду для личности, в условиях ко­торой возможна высокая творческая самоотдача, работоспособность, трудовая и общественная активность, психологический комфорт.

В ус­ловиях здорового образа жизни ответственность за свое здоровье фор­мируется у студента как часть общекультурного развития.

Содержание здорового образа жизни студентов является резуль­татом распространения индивидуального или группового стиля по­ведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов, доведенного до уровня традиционного.

К основным элементам здорового образа жизни относят: соблюдение режима тру­да и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организацию индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и по­ведения в коллективе, культуру сексуального поведения, содержатель­ный досуг, развивающий личность.

Все эти элементы тесно связаны между собой и, влияя друг на дру­га, усиливают оздоровительный эффект образа жизни. Они проеци­руются на личность студента, его жизненные планы, цели, запросы, поведение.

Важнейшей характеристикой здорового образа жизни является его направленность. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так, здоровый об­раз жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.


Подготовительный этап

1.За месяц до классного часа студенты готовят фотовыставку по предложенным темам: «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моих увлечений», «Здоровые дети должны быть на планете».

2. Студентам предлагается анонимная анкета, ответы которой помогут определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Приложение1.


План проведения

Тема: «Я выбираю здоровый образ жизни»

Цели:

дидактические: формирование здорового образа жизни.

воспитательные: формирование навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

развивающие: воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью.

Участники классного часа: студенты I курса специальности

49.02.02 Адаптивная физическая культура (учитель), классный руководитель, медработник учебного заведения.

Место проведения: актовый зал.

Время проведения: 90 мин.

Оформление и оборудование: плакаты на стенах (русские народные пословицы, высказывания ученых о здоровье (Приложение 2), фотовыставка: «В здоровом теле-здоровый дух». «Здоровые дети должны быть на планете», презентации, аудиозаписи, техническое оборудование, столы (расставлены таким образом, чтобы студенты могли работать в группе по 4-6 человек, письменные принадлежности, магнитная доска).

Жюри:

  • преподаватель биологии;

    • психолог;

    • медработник.


Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам - здравствуйте, дорогие участники, гости.

Звучит аудиозапись песни: «Я люблю тебя, жизнь».

Заканчивается песня

Ведущий задает вопрос: «Вы любите жизнь? (Ответ студентов).

Ведущий: жизнь — это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.

А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь — это...»

Студенты под негромкую мелодию «красивая музыка для душевного здоровья» записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин).

Затем ведущий предлагает обсудить в группах эти записи и расставить их по степени значимости.

Идет запись:

1.Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет:

  • мир, отсутствие войны;

  • здоровье;

  • достаточное питание;

  • материальное благополучие;

  • медицинское обслуживание...

Ведущий: хочу обратить ваше внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

Студент 1.

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Студент 2.

Если делаешь зарядку,

Если кушаешь салат

И не любишь шоколадку

То найдешь здоровья клад.

Студент 1.

Если мыть не хочешь уши

И в бассейн не идешь,

С сигаретою ты дружишь –

Так здоровья не найдешь.

Студент 2.

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.

Это только нужно нам!


Ведущий:

Наш классный час посвящен серьезной проблеме. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что от­ветил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье — это действительно бесцен­ный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Если человек здоров, то он способен учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать.

Беда наша в том, что мы начинаем понимать это только тог­да, когда «поломан механизм» и нужно думать о его починке.

Давайте вспомним 10 золотых правил сохранения здоровья.

После каждого ответа студентов на магнитную доску вывешивается прави­ло. Их список представлен ниже.

Студент 1.

Двигательная активность. Дела­ет человека сильным, ловким, выносли­вым, работоспособным, дает хорошее самочувствие, поддерживает в «рабо­чем» состоянии все без исключения си­стемы организма и внутренние органы. «Движение — это жизнь!» - говорили с древних времен.

Студент 2.

Личная гигиена. Помогает защи­тить человека от различных заболеваний, в том числе и инфекционных.

Студент 3.

Закаливание организма. Делает человека устойчивым к изменениям

температуры окружающей среды.

Студент 4.

Правильное питание. Обеспечи­вает организм всеми необходимыми ве­ществами.

Студент 5.

Режим дня. Помогает правильно, без ущерба для здоровья, организовать свой день, чередуя труд с отдыхом.

Студент 6.

Правильное экологическое по­ведение. Защищает организм от загряз­нений окружающей среды.

Студент 7.

Соблюдение правил психогигие­ны. Помогает сохранять нервную систе­му здоровой, правильно формировать отношения с окружающими людьми.

Студент 8.

Отсутствие вредных привычек. Курению, алкоголю, наркотикам - нет. Это защитит от опасных и смертельных заболеваний.

Студент 9.

Правильное сексуальное поведе­ние. Защитит от опасных венерических заболеваний и СПИДа.

Студент 10.

Соблюдение правил поведения на дорогах, в школе, дома. Поможет со­хранить жизнь и здоровье при передви­жении по дорогам, как и в любых других опасных ситуациях, избежать травм.

Ведущий:

Итак, мы с вами видим, что основными составляющими здорового образа жизни являются: отличное самочувствие, хорошее настроение, правильное питание, отказ от вредных привычек, хорошая физическая форма.

Ведущий:

Сейчас немного поиграем, проведем «разминку», для этого необходимо разделиться на 4 команды и выбрать капитанов.

Капитанам для своей команды нужно выбрать лепесток от цветика – семицветика, на которых указан вид спорта. Капитаны выбирают лепесток и не оглашают вид спорта указанный на нем. Затем команды по очереди показывают пантомиму на вид спорта согласно лепестку, другие команды разгадывают, что за вид спорта был показан.

Жюри оценивает:

  • команду, оказывающую пантомиму от 1-3 баллов;

  • команду, которая первая разгадает вид спорта – 1балл.

В

О

Л

Е

Й

Б

О

л




Прыжки с трамплина



Стрельба из лука


Бег с припятствиями



виддид

Метание диска


г

о

л

ь

ф

В

Е

Л

О

С

П

О

р

т


Прыжки с шестом







Ведущий:

Цветик-семицветик желает вам: здоровья, успехов, красоты, счастья, бодрости, друзей, исполнения желаний.

Ведущий:

Предлагаю следующий конкурс: Веселые эстафеты».

В конкурсе от каждой команды участвуют 4 человека. Каждому члену команды особое задание:


Первому

Бег «задом наперед»

Второму

Бег «гигантскими шагами»

Третьему

Ходьба в полу приседе

Четвертому

Бег боком


Жюри оценивает скорость и качество выполнения задания.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Ведущий:

Настал момент провести конкурс эрудитов. Сейчас посмотрим, какая из команд заслуживает звания эрудитов. Команда, быстрее и правильно ответившая на вопрос, получает 1 балл.

Пусть каждый смело
Вступит в бой,
В азарт соревнованья.
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания.

Начинаем игру!

1.А.П. Чехов говорил: «Целовать курящую женщину все равно, что...» (...целовать пепельницу).

2.Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. nark - оцепенение, mania - влечение).

3.В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, баре, ресторане. За курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Где был принят этот закон? (Этот закон был принят властями Нью-Йорка).

4.Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает...» (Мозг).

5.Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).

6.Назовите принципы закаливания - «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).

7.Назовите насекомых - индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши).

8.Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).

9.Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами).

10.Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).

11.Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый человек - 8 часов, подросток-9-10 часов, ребенок-10-12 часов).

12.Зачем для профилактики ангины и насморка делают холодные ножные ванны? (Нервные окончания стопы и носоглотки связаны).

13.Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).

Жюри: подводит итоги

Ведущий:

Как вы думаете, что сегодня наиболее сильно вредит вашему здоровью?

Среди вредных привычек по массовости охвата людей выделяют курение и алкоголизм.

Два студента, и три студента в роли: «сердце», «легкие». «головной мозг» читают стихотворение Д.Бершадского:


Студент 1

Мое имя – сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам.

Скажем прямо - слабакам

«Сердце»



Мне так плохо, я так устала,

И нет уж больше сил стучать. Наверное, жить осталось мало... Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода.

Меня так душит никотин.

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные –

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете.

Мы от куренья пропадем!

«Легкие»


Ой, мы бедные, сожженные совсем, мы, хотим спросить вас люди:

«А вы курите зачем?»

Нас полоний отравляет,

Никотин нам - страшный яд.

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь?

«Головной мозг»

Иссушил меня проклятый злодей. Нету больше светлых идей.

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет поменял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

И внимания, и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Студент 2

Запомни - человек не слаб.

Рожден свободным. Он не раб. Сегодня вечером, как ляжешь спать Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

И, презирая сигарету.

Не стану ни за что курить.

Я - человек!

Я должен сильным быть!»



Ведущий:

В заключении хочу пожелать вам, чтобы вы были счастливы и здоровы. И ваши представления о счастливой полноценной жизни выглядели в виде дерева жизни. (На экране высвечивается дерево жизни)

Листья этого дерева - дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: «я могу», «я хочу», «я должен».

Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет.

Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями - «составляющими здоровый образ жизни».

Будьте здоровы!







Библиографический список


1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента: учебник. М.: Альфа-М, 2003. 417 с.

2.Все о здоровом образе жизни. М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2015. 404 c.

3.Егорова Е. Ю. Основы здорового образа жизни, рациональное питание: учеб. пособие. Иваново: [б. и.], 2019. 186 с.

4.Кучма В. Р., Сивочалова О. В. Здоровый человек и его окружение: учебник для меда. училищ и колледжей. 4-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАРМедиа, 2015. 544 с.

5.Физическая культура. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. В. Чедов, Г. А. Гавронина, Т. И. Чедова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 1,68 Мб; 128 с.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Анкета

Алкоголь. Сигареты. Наркотики.


Напротив утверждения, с которым согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны - знак «-».

1. Поднимают настроение.

2. Придают уверенность.

3. Способствуют общению.

4. Избавляют от скуки.

5. Утрачивают контроль над поступками.

6. Укорачивают жизнь.

7. Ведут к тяжелым болезням.

8. Ослабляют потомство.

9. Наносят вред семье, обществу, государству.

10.Дают чувство свободы.

11. Способствуют взрослению.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Русские народные пословицы


1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Какую дружбу заведешь - такую и жизнь поведешь.

3.Век живи - век трудись, а трудясь - век учись,

4.Любой жует, да не любой живет,

5.Здоровье - всему голова,

6.Здоровая душа в здоровом теле,

7.Здоровье дороже денег,

8.Здоровье не купишь,

9.Наше счастье в наших руках,

10.Счастье не ищут, а делают,

11. Человек без друзей, что дерево без корней.



Ученые о здоровье


Здоровье — это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

(П. Фосс - нем. профессор - валеолог.)

Здоровое тело - продукт здорового рассудка.

(Б. Шоу.)

Главное, от чего зависит физическое здоровье, - здоровье нравственное..., чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других.

(Д.С. Лихачев.)

Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни.

(И. Аршавский)

Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам.

(И. Брехман -основатель валеологии.)