СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я здоровым быть могу - сам себе я помогу. Газета для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Будьте добрыми, если захотите,

Будьте мудрыми, если сможете,

Но здоровыми вы должны быть всегда

                                                                       /КОНФУЦИЙ/

 

Просмотр содержимого документа
«Я здоровым быть могу - сам себе я помогу. Газета для педагогов.»



Подготовила:

Старший воспитатель

Лёвочкина Алла Алексеевна





Газета для педагогов


«Я здоровым быть могу - сам себе я помогу»





Содержание:


  • Здоровье педагога. – стр.1

  • Эмоции – наши союзники и слуги – стр.3

  • Приручение эмоций – стр. 5

  • Советы педагогам – стр.11

  • Упражнения для снятия стресса – стр. 4

  • Самомассаж на работе - снимаем усталость

и напряжение – стр. 13

  • Пословицы о здоровье – стр. 14

  • О здоровье с юмором – стр. 15







Здоровье педагога


Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда

Конфуций


Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от

состояния здоровья педагога зависит успешность учебноно-воспитательного процесса.


Под здоровьем мы понимаем динамику оптимальных для данного

человека психосоматических и духовно-нравственных состояний,

обеспечивающих достаточную трудоспособность, социальную активность,

творческую деятельность и естественную продолжительность жизни.


В формулировке есть слова «оптимальных для данного человека».

Это значит, что для одного человека оптимально одно, для другого - другое,

а для вас - третье. И еще, чрезвычайно важно обратить внимание на слова «творческую деятельность». Эту деятельность, к сожалению, мы учитываем недостаточно, а она способна творить с человеком чудеса. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания

нервной системы, костно-мышечной, сердечно-сосудистые заболевания.


По показателям 54 % педагогов имеют нарушения массы тела

70% - нарушения опорно-двигательного аппарата.

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

- после 10 лет работы более 35 % педагогов;

- после 15 лет стажа - 40 %;

- после 20 лет - более 50 % педагогов.


Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

  • Миопатия (близорукость)

  • ларингит;

  • синдром хронической усталости;

  • гиподинамия;

  • остеохондроз.







Причинами заболеваний являются:

• отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

• сниженная двигательная активность; эмоциональное перенапряжение;

• большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты;

• отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат

психологической разгрузки;

• использование авторитарного стиля руководства


Зададимся вопросом: «А все-таки, с чего начинается здоровье»?


Существует стойкое заблуждение, что здоровье начинается с утренней

зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т. д. Это все так,

и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.


Существуют различные подходы к решению этой проблемы со стороны

врачей и философов. В настоящее время насчитывается около 40 основных определений здоровья. Одним из лучших считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его

физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие

болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».


Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый

человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень

важных для него вопроса:

1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?

2. Зачем я родился? Что я должен совершить?

3. Зачем мне быть здоровым?

4. Быть здоровым - это мой долг перед обществом или мое личное дело?


Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно - только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.








Эмоции - наши союзники и слуги


Открыв Большую Советскую Энциклопедию на слове «эмоции»,

читаем: «Эмоции (от лат. emoveo - «потрясаю, волную»), субъективные

реакции человека ... на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляются в виде удовольствия или неудовольствия».


Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь

владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

- чтобы не болеть;

- чтобы принимать правильные решения.


Существует множество эмоций: интерес, радость, удовлетворение,

удовольствие, удивление, горе, страдание, отчаяние, гнев, ярость, ненависть, отвращение, презрение, пренебрежение, испуг, ужас, уныние, озабоченность,

стыд, раскаяние ...

Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет

к здоровью или к болезни. Надо научиться, в сущности, понятным вещам:

- жить с хорошими эмоциями;

- противодействовать негативным эмоциям.


Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную

болезнь или является профилактикой против конкретной болезни. Эпизод за эпизодом, кирпичик за кирпичиком, укрепляется или разрушается здоровье

педагога. Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.


Выделим болезнетворные эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность,

печаль, страх, тревожность, отчаяние, грусть…


Невозможно избавиться от гнева или уныния мгновенным волевым решением.

Мол, с завтрашнего дня не буду гневаться или унывать, и все! Не тут-то было. Вырваться из власти эмоций непросто. На это уйдут годы, но начинать надо с

этой секунды, с прочтения этой строчки, не откладывая на завтра - вот

обязательное условие. Есть такая цепочка болезнетворных эмоций, когда одно

ведет к другому: гнев - уныние - отчаяние. Самое страшное здесь - это отчаяние.


Бороться с негативной эмоцией, особенно с унынием, надо с помощью

специального тренинга.






Важнейшая эмоция - страх.


Страх бывает полезным и вредным, ведущим к болезням.

Страх полезный. Предупреждает о возможной опасности.


Страх болезнетворный. Проявляется как постоянное чувство опасности.


Такой страх медленно убивает. Охваченный страхом человек

теряет свою личность и превращается в раба своего страха, стремится

к самоизоляции.


Страх обучающий. Учит осторожности, умению преодолевать

эмоцию безболезненно, контролировать в себе минимум необходимого страха.

Люди делятся на уверенных в себе и неуверенных. Первые свободны от

«вредного» страха, в них пребывает лишь страх «полезный», вторых постоянно мучает «вредный» страх.


Есть эмоции, чувства, настроения, которые ведут к здоровью и счастью (здоровьесоздающие эмоции): интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение.

Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе,

чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это

была замечательная работа, какая бы это была жизнь!


Эмоции и чувства нравственного роста: стыд, угрызения совести, раскаяние, сочувствие, благоговение, уважение, жалость.


Вновь откроем БСЭ и прочитаем: «Чувства ... - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью». Чувства - это эмоции, на что-то направленные, отношение к чему-либо или к кому-либо.


Психология в самом общем виде все чувства и эмоции сводит к двум главным критериям: удовольствию или неудовольствию. Именно неудовольствие может

быть началом многих болезней. Оно проявляется обычно двумя видами

реакций: - агрессивной (агрессивно-протестной);

- капитулятивной (капитулятивно-депрессивной).


Агрессивная реакция активна - это гнев, враждебность, отвращение, презрение ...

Но эта реакция мобилизующая. Агрессия, правильно направленная, может быть очень полезным явлением. Для объяснения этого факта будем исходить из

Т тезиса, что свои эмоции подавлять нельзя! Подавленная эмоция мстит и может




стать началом психосоматического заболевания. Что же делать?

Попробуйте направить эмоцию гнева на какое-нибудь свое конкретное несовершенство, например на забывчивость, трусость, несобранность, и

получите замечательный эффект.


Капитулятивная реакция пассивна - это страх, депрессия, чувство вины,

зависть ... Эта реакция уже парализующая, пораженческая.




ПРИРУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ


Приступим к самому сложному - к работе с эмоциями. Мы уже упоминали, что отрицательную эмоцию нельзя подавлять, ее нужно преобразовывать, с ней

нужно работать.


Самое неприятное, если такая эмоция станет главной в поведении человека,

т. е. станет «доминантной установкой». Итак, начнем работу с преобразованием эмоций.


Упражнение 1. Определение спектра своих эмоций

Сначала выясните, какие эмоции (и чувства) живут в вашем психическом мире. Запишите все эмоции, которые вас посещают. Можете к отмеченным в этой

газете прибавить другие, которые придумаете сами. Потратьте на это

упражнение один-два-три месяца, но точно установите весь спектр своих

эмоций и чувств.


Упражнение 2. Научитесь безошибочно узнавать свои эмоции и чувства

Как только вы почувствовали волнение или раздражение, какую то сильную

эмоцию, тотчас достаньте записную книжку и попытайтесь определить, какая

именно это эмоция. Потратьте на эту работу месяц, может быть два, но

научитесь точно распознавать, «кто» именно проявляется и бесконтрольно хозяйничает в вашей психике. Подобного допускать нельзя, в нашем внутреннем мире должна быть «абсолютная монархия»: никаких неожиданностей, все под контролем и с разрешения сознания. Со временем вы убедитесь, что в вас живет

как будто еще один человек, который часто делает что захочет.

Вы говорите себе: «Все, больше не съем ни кусочка!» А он отвечает:

«Конечно, вот только еще две котлетки». Вы приказываете себе: «Сейчас встану

и сделаю зарядку», - он тут же реагирует: «Не хочу и, вообще, посплю еще

полчаса». Если мы в таких случаях не можем «ему» приказать, надо научиться

как-то с ним сотрудничать.





Как провести того, кто внутри?


Надо подготовиться к занятиям, но никак не заставить себя. Кто то внутри

говорит:

- Не хочу и все тут.

Тогда воспитатель говорит тому, «который внутри»:

- Подготовлю только первое задание и все, ну всего одно ...

- Ладно, - с неудовольствием соглашается тот, «который внутри».

Но вот задание подготовлено, что дальше?

- Второе подготовлю, - просит воспитатель.

- Ну ладно, только еще одно.

Вот и это задание готово.

- Теперь еще два, ну всего два!



- Ладно, - ворчит тот, «который внутри».

И эти готовы ... Через час воспитатель с удивлением восклицает:

- Осталось подготовить всего три задания, и конспект занятия готов! Надо закончить.

- Ладно, - соглашается тот, «который внутри», всего-то три ...


Вернемся к эмоциям. Вы едете в переполненном транспорте, один

и тот же пассажир пятый раз наступил вам на ногу. Нахлынула буря

эмоций ... но вместо того, чтобы возмущаться, вы быстро достаете

записную книжку и бормочете про себя: «Где в этом списке эмоция,

которая сейчас во мне? Ага, меня посетил гнев, я бы сказала, с оттенком

презрения». В списке эмоций перед «гневом» поставьте жирную точку, перед презрением тоже, но поменьше: «Ага, меня на этой неделе гнев уже 15 раз

посетил».

Вы гладите ребенка по головке, тут же мелькает мысль: «Какая эмоция меня посетила?» И сами себе отвечаете: «Нежность».

Вы смотрите на своего коллегу и думаете: «Какую я испытываю при этом

эмоцию? Ага, высокомерие» (есть повод задуматься: почему?).


Мы обязаны научиться совершенно безошибочно узнавать свою

эмоцию! Ни в коем случае она не должна проникнуть в сознание тайно!

Только одно осознание эмоций уже дает значительный контроль над собой,

а кстати, и над своим здоровьем.


Упражнение 3. Распределение эмоций

Итак, нам уже ясно, что есть здоровьесоздающие эмоции и эмоции, ведущие к болезням. Выпишите «эмоции здоровья» на одном листе записной книжки, а «эмоции болезни» - на другом. Продолжайте прилежно отмечать их и



установите следующее:

- каких эмоций в вашей жизни больше: «светлых» или «темных»;

- какие эмоции несут самые тяжелые последствия для вас (ухудшается самочувствие, болит голова, желудок, возникает сильное нервное расстройство, чувство усталости, разбитости, депрессии ... );

- с какими из «светлых эмоций» вам более всего комфортно (улучшается самочувствие ... );

- как часто у вас случаются депрессии, уныние, пораженческие настроения;

- какое событие этому сопутствует.


Все это надо выяснить и собрать полный «компромат» на себя, чтобы знать и

о себе, и «том, который внутри»!


Упражнение 4. «Вызывание» эмоций

Итак, у вас есть список эмоций и чувств, поддерживающих здоровье и

вызывающих болезни. И вы полны решимости управлять ими сознательно,

не позволяя им руководить вами. Пойдем путем тренинга. Возьмите записную книжку, где выписаны все наиболее часто посещающие вас эмоции.

Представьте себе, что вы артист на сцене театра, работающий по системе Станиславского. Попробуйте вызвать в себе эмоции по списку. Начните с

эмоций «светлых». При этом постарайтесь прочувствовать каждую эмоцию, ощущение, которое она вызывает. Потратьте на эту работу столько времени, сколько нужно для того, чтобы быть уверенным - вы выполнили задание как минимум на «хорошо». Пусть будет много попыток, это не страшно, даже

наоборот. Когда через месяц-другой вы будете уверенно разбираться в

«светлых» эмоциях, можно будет приступать к работе с эмоциями «темными».


При работе с этими эмоциями надо неукоснительно соблюдать одно правило - вызывать их в себе нужно на короткое время. Если вы чувствуете, что такая

работа для вас тяжела, - не выполняйте упражнение, тренируйтесь только со «светлыми».


Эмоция может иметь вкус, например, если вы «включаете» гнев, во рту может появиться вкус горечи (желчи). У эмоции радости или восторга может быть

слегка сладковатый вкус (может и не быть).


Если у вас никак не получается вызывание эмоций, попробуйте идти путем ассоциаций. Безусловно, в вашей памяти есть персонажи (например из кинофильмов), которые можно ненавидеть. Предположим, фашисты из

фильмов о войне. Представьте, что вы видите их самые гнусные дела и

наполняетесь праведным гневом.


Чтобы «включить» эмоцию радости, вспомните своего ребенка в младенчестве.



Вызывая эмоцию презрения, вспомните предателя. Смысл упражнения в том,

чтобы не только научиться сознательно чувствовать эмоции, но и понять, что

мы их хозяева и, следовательно, можем ими управлять.


При работе с «темными» эмоциями нужно прекращать занятие, как только почувствуете, что эмоция овладевает вами, и вызывать эмоцию безразличия

или любую другую. Тогда предыдущая эмоция через несколько секунд

исчезнет. Работа может длиться долго, но надо ее хорошо выполнить.


В процессе этих упражнений следует выяснить:

- какие из «светлых» эмоций у вас вызываются легко, а какие трудно;

- с какой «светлой» эмоцией вам хорошо и комфортно;

- какие из «темных» эмоций вы хуже всего переносите;

- с какой эмоцией вы лучше всего «держите удар» («конфликтная эмоция»).



Упражнение 5. Замена одной эмоции на другую

Заметьте, возникшая эмоция «раскручивается» несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Представьте, что у вас возникла

нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили (уже

научились этому). И тут же, не давая ей «раскрутиться», нужно «включить»

другую эмоцию, какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма ... ). Или ту «светлую» эмоцию, которая, как вы уже определили

ранее, вызывается легче всего.

Это упражнение основано на том, что различные эмоции не могут проявляться вместе, в каждое мгновение может возникать только одна. Тот факт, что мы

иногда испытываем множество эмоций одновременно, говорит о том, что

сознание быстро «сканирует» одну эмоцию за другой. Заменив одну эмоцию

на другую, вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.


Упражнение 6. Жизнь с комфортной эмоцией

В процессе работы над собой вы определили, что есть какая-то «светлая»

эмоция, В которой вам легко и комфортно. Научитесь вызывать ее и как можно дольше «держать», сосредоточившись на ней.


Упражнение 7. Жизнь с эмоцией радости

Научитесь «включать» светлую эмоцию тихой, легкой радости. Это основная эмоция для счастья и здоровья, ее очень важно научиться вызывать и «держать» постоянно!


Упражнение 8. «Боевая» эмоция защиты

В процессе этой работы надо выяснить, какую эмоцию лучше всего «включать»

при конфликте. Часто конфликтная ситуация застает нас врасплох.



Воля при этом парализуется, мы не успеваем собраться с мыслями, чтобы

Начать отстаивать свою точку зрения. В результате, даже будучи правыми,

мы терпим поражение.


Эту ситуацию надо изменить. Предположим, у вас случаются частые

конфликты с заведующей. Мысленно дома проведите с ней несколько

словесных баталий. Победоносных, конечно. Отметьте, какую эмоцию вы при

этом вызываете.

Представьте, что сейчас будете говорить с начальством. «Включите» «боевую» эмоцию. Получается? Многократно отработайте «включение». Когда

конфликт наступит снова, не теряя времени, вызывайте «боевую» эмоцию и не сдавайтесь ни в коем случае! Чрезвычайно важно, чтобы эта эмоция не

переходила в «Темную» (гнева, злости, уныния и т. п.). «Боевая» эмоция

(это даже скорее чувство) должна быть похожа на состояние, включающее в

себя терпение, великодушие, спокойствие, невозмутимость ...


В этом упражнении попытайтесь разделить ваше внимание на два вектора:

«вектор положительного внимания» и «вектор переключения». Первый

должен держать под неусыпным контролем всю ситуацию и искать в ней положительное. Второй должен стараться переключить внимание на положительное. Первый вектор показывает вам, мол, как смело и

аргументировано говорит заведующая, прямо загляденье. А ведь после ее

болезни это так трудно. Надо проявить великодушие и попытаться

договориться, даже с убытком для себя. Второй тут же подхватывает, мол, уважаемый директор, я почти согласен и хочу попытаться договориться с вами.


Упражнение 9. Эмоция и слово

Во время конфликта говорите. Не молчите! Слово - великий дар.

Говорите спокойно и по делу, уясняя ситуацию для себя и для собеседника.

Если вы правы, призывайте к лучшим чувствам в человеке, предлагая ему без унижения для всех закончить конфликт. Если вы поняли, что сами не правы,

сразу скажите об этом, но постарайтесь сделать это красиво и изящно,

добавьте, что обязательно исправитесь!

Ничто на свете не в состоянии вас обидеть или унизить, если вы сами этого не хотите!


Упражнение 10. Эмоция «постоянства»

После практики с эмоциями вы должны знать, какая эмоция, после эмоции

радости, у вас «рабочая». У каждого из нас есть эмоциональное состояние,

которое ему нравится. Например, пусть это будет состояние великодушия или благородства. Старайтесь быть в нем постоянно, не впадая спонтанно в

уныние, тоску, депрессию, страх. При первой же возможности старайтесь




войти в эмоцию радости, а если выходите из нее, то лучше всего в эмоцию спокойствия, постоянства.


На работу с эмоциями вы можете потратить год, можете значительно меньше, главное, чтобы после этого сознательного шага вы уже никогда не наступали

на одни и те же «эмоциональные грабли». Право, будет очень обидно. Ниже предлагаем несколько советов, как стать психологически стабильным

человеком.


Психологическая отстраненность. Очень важно психологически не входить в ситуацию другого, человека. У каждого свой жизненный путь, свои задачи и

своя специализация, выражаемая индивидуальными особенностями:

конституцией, темпераментом, характером, эмоциями, инстинктами. Очевидно, проявлением если не мудрости, то здравого смысла будет, если мы станем заниматься своими делами, а не полезем в чужие, даже если эти «чужие» нам

совсем не чужие, а родственники.


Пребывание в крепости. Для того, чтобы чувствовать себя психологически уверенно, надо стараться почаще пребывать в «крепости своего состояния».

Что это значит? Представьте, что вы играете определенную роль, которая вам нравится. Это и конкретное эмоциональное состояние, и тембр голоса, причем

вы постоянно наблюдаете себя со стороны. Надо хорошо выглядеть, быть

вообще приличным человеком, не впадающим в истерики, жалобы, уныние.

Человеком, которому все нипочем, который мудр, спокоен и рассудителен.

Это вы!!! Дома раз двести попробуйте проиграть этот образ. Затем перенесите

его в реальную жизнь и постарайтесь реже выходить из своей «крепости»!
















Советы педагогам.


- Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование - рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится

на 50 %.


- Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы - это снижает уровень холестерина

в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.


- Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз

или какую-нибудь болезнь.


- Больше ходите пешком.


- Если любите петь, то делайте это каждый день.


- Бойтесь попасть в плен к врачам.


- Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не

сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.


- Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь

есть то, что мы о ней думаем».


- Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях,

которых мы не любим».


- Считайте свои удачи, а не несчастья.


- Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим,

вы делаете его, прежде всего самому себе.


- Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.


- Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.


- Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.


- Не задерживайте внимание на недостатках других.


- Профилактикой от стресса является чувство юмора.


- Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.



Упражнения для снятия стресса.


  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.


  1. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.


3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.


4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.


5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте.

Повторите быстрее.


6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте.

Повторите быстрее.


7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами.

Расслабьте их. Повторите быстрее.




















Самомассаж на работе, снимаем стресс и напряжение.


На работе мы постоянно испытываем дефицит времени и находимся в

напряжении. Как быстро освободиться от накопившейся усталости,

зарядиться энергией на работе? Вам поможет знание простейших упражнений

для самомассажа.


1. Быстро потрите пальцем по ладони - 5 секунд.


2. Теперь быстро потрите разогретыми руками щеки вверх­ вниз - 5 секунд.


3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы - 5 секунд.


  1. Сожмите руки в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте

внутреннюю и внешнюю стороны предплечья - 3 раза.


  1. Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на

артерию, сосчитайте до 5. Освободите. Дышите глубже. Снова нажмите и

перейдите на другую сторону.


  1. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа. Нажмите,

сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.


7. Массаж рефлекторных зон ног:


- Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;


- Плотно захватите большим и указательным пальцами рук ахиллово

сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите 3 раза на каждой ноге;


- Быстро потрите верх ступни рукой (или, что более удобно, пяткой другой

ноги).


  1. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до

паха (если у Вас нет варикозного расширения вен).


Если Вы чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота - цель достигнута: всего за одну минуту вы включили основные системы организма на полные обороты.









Пословицы о здоровье.


• Больной - лечись, а здоровый - болезни берегись.


• Больной себе поможет - врач скорее вылечит.


• Больному и золотая кровать не поможет.


• Двигайся больше - проживешь дольше.


• Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле.


• Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и

здоровое нездорово.


• Здоровье дороже золота.


• Здоровье и счастье не живут друг без друга.


• Беспричинная усталость - предвестник болезни.


• Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье.


• Здоровье не купишь - его разум дарит.
















О здоровье с юмором.


• Здоровье - это единственное благо, которое каждый

отнимает у себя сам.


• Как правило, здоровый образ жизни обретается вместе с болезнями.


• Что бы ни наболело у начальника, принимать таблетки

придется подчиненным.


• Если каждую нервную клетку оценить в доллар, то меня

только что лишили состояния!


• Пациент так быстро пошел на поправку, что стало больно смотреть на врача.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!