Эссе «Моя профессия – учитель»
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 36
Ежова Татьяна Александровна
В отличие от многих коллег, я никогда не мечтала стать учителем. Если только когда была совсем маленькой, еще в начальной школе. Когда я, в достаточной мере состоявшаяся в другой отрасли, приняла решение пойти работать в школу, это стало большой неожиданностью для всего моего окружения. Как же так случилось, что среди многообразия вариантов, мой выбор пал на преподавательскую стезю?
Все мы родом из детства. В школе меня окружали не только коллектив одноклассников-единомышленников, с которыми вместе мы прошли и школьные КВНы, и «Зарницы», и конкурсы, и многое другое, но и потрясающий коллектив учителей. Часто во сне я возвращаюсь в школу. Иду по коридорам, болтая с подружками, спешу на урок, услышав звонок, думаю над геометрической задачей. Воспоминания о школе – самые яркие, самые светлые, самые радостные. Для меня слова из песни «Школа, школа, я скучаю…» - не просто слова. Все было тогда по-другому, и трава зеленее, и небо чище, и все мы, выпускники, были окрылены надеждами и устремлены во взрослое светлое будущее. Не эта ли ностальгия по безвременно ушедшей юности дала внутренний толчок искать счастья и смысла жизни в школе?
Мне очень везет в жизни на встречи с хорошими людьми. С 1 по 4 класс я училась в маленькой школе в деревне Шереньга Шенкурского района. Школа была так мала, что в 3 и 4 классе я была единственной ученицей, и, по сути, ежедневно была на самостоятельном обучении, находясь в одной классной комнате с пятью первоклашками. Семакова Евгения Геннадьевна, моя первая учительница, настолько грамотно организовала учебный процесс, что перейдя в 5 класс, в Ровдинскую среднюю школу, я смогла подтвердить все поставленные ею пятерки. Много позже, она созналась мне, что очень боялась, что я «потеряюсь» в большом классе из 30 человек, что не смогу показать свои знания и что «подведу» свою первую школу. Так и закрепилось в сознании мысль: изо всех сил выбиться, но не подвести близких и дорогих тебе людей.
Мне повезло учиться у великолепных людей. Я помню нашего учителя истории Комарова Геннадия Николаевича, который, когда в школе было очень холодно, проводил с нами, старшеклассниками, зарядку. И никому из нас даже в голову ни приходило не выполнять требования педагога. Все мы ждали его урока, чтобы на минуту превратиться в малышей. «Руки – на пояс, руки – вверх, руки – на пояс, руки – вниз», - командовал он. А мы, смеясь, повторяли упражнения и отогревались… Никогда не забыть, как Геннадий Николаевич на каких-то показательных выступлениях, будучи уже пенсионером, поднимал гирю несколько десятков раз, а одноклассники стояли, раскрыв рты. Вот это пример здорового образа жизни и оптимистического отношения к ней! Геннадия Николаевича не стало на наш выпускной в 11 классе… А я до сих пор иногда слышу сквозь время его голос. «Руки – на пояс, руки – вверх, руки – на пояс, руки – вниз…»
Не забудутся никогда уроки английского Ирины Леонидовны Березиной, где в форме круглого стола мы на чужом нам языке отстаивали свои мысли по проблемам современной молодежи, экологии и культурным традициям. Не сотрутся из памяти внеклассные мероприятия по химии, перераставшие в чаепитие с пирогами и песнями под гитару и караоке. Навсегда с нами останется, как наивысший момент рефлексии, урок по литературе по произведению И.С. Тургенева «Муму», когда даже наши мальчишки плакали…
Становясь взрослым, часто думаешь, каковы были предпосылки твоего жизненного выбора. Почему ты сейчас такой, так поступаешь, так чувствуешь. Где и кто положил начало становлению твоего «я». С уверенностью могу ответить, что своей безграничной любовью к родному языку и литературе я обязана своему учителю Кулакиной Галине Илларионовне. Как она смогла заметить и на протяжении всех школьных лет находить время заниматься, развивать умение выражать свои мысли на бумаге, растить нас, воспитывать – уму непостижимо. Наверное, это настоящий талант педагога. Гореть, отдавая всего себя своим ученикам. Так всю себя без остатка отдала и Галина Илларионовна… Только благодаря ей были и победы в литературных конкурсах, и первые места в районных олимпиадах, и многолетнее сотрудничество с районной газетой «Важский край», и факультет филологии и журналистики ПГУ... Даже то, что моя дочь любит читать и тратит свои карманные деньги на книги, тоже благодаря моему учителю. Ведь когда-то именно Галина Илларионовна показала, что книга может стать твоим постоянным спутником по жизни.
Дорогие мои учителя, бесценные хранители жизненной мудрости! Сейчас здания нашей школы уже нет… многие из Вас ушли из жизни… но частичку своей души, которую Вы вложили в меня, тогда еще школьницу, теперь я, будучи учителем, передаю своим ученикам. Это ли не бессмертие человеческой души? Проявляться своими чувствами и мыслями в другом человеке сквозь время.
В современном обществе, мне кажется, нивелируется профессия учителя. Это происходит по ряду причин, и об этом можно написать еще ни одно эссе. Но главное начинающий педагог должен понять для себя: когда ты приходишь в целую систему, ты должен разделять ее ценности, следовать за изменениями в социуме, быть готовым, как к положительным, так и отрицательным сторонам своего выбора. Редко бывает все просто, редко получается все с первого раза, иногда нужно приложить массу усилий, чтобы вознаградить себя достойным результатом.
Мне повезло с выбором учебного учреждения, и с моими детьми и родителями. Вместе мы – единый коллектив, который идет к общей цели. Та поддержка, которую тебе оказывают во всем, дружеский совет или предостережение – дорогого стоят. Самое главное, чего могут научить старшие коллеги, - вовремя остановиться, выдохнуть, отпустить ситуацию и выпить чаю. Не все поддается твоему руководству, не все можно контролировать, иногда можно не бояться чего-то не успеть. Мы работает с маленькими людьми со своими ценностями, ориентирами и взглядами на мир. Будем честными, если скажем, что дети вносят свои коррективы даже в классическую классно-урочную систему. Каждый день несет в школе что-то новое, и это прекрасно. Улыбнись – и веди дальше урок. Нельзя в нашей профессии без юмора и здорового оптимизма.
Часто на родительских собраниях я повторяю, что не стоит ругать ребенка за неуспехи в обучении, в конце концов, главное, чтобы маленький человек вырос хорошим. Ведь даже гений Александр Сергеевич Пушкин не был в ладах с арифметикой, но это не помешало ему развить свой талант на литературном поприще. Радует, что родители меня в этой мысли поддерживают. И вместе мы растим психосохранных детей.
Дети разные, не всегда простые. Но когда ты проводишь с ними большую часть их маленькой жизни, замечаешь, что они уже говорят твоими фразами, повторяют твои же действия в определенных ситуациях, смотрят на мир твоими глазами. Поэтому цена педагогической ошибки высока, поэтому и жизнь твоя меняется под взглядами этих чистых глаз. Быть учителем – не сложно, если ты готов меняться сам вместе с учениками и требованиями времени. Да, пусть это отчасти наивно, но эта мысль помогает мне в работе. Уныние – смертный грех.
Однажды на просторах интернета, я нашла одну очень интересную историю. Один директор школы говорил следующие слова каждому учителю, которого брал на работу. «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как ученые инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев; как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин... Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более человечными!»
Наша профессия тем и важна, что мы помогаем стать человеку человеком. Хотя нет, профессия – это то, на что ты учился, то, чем ты занимаешься в рабочий день, а, придя домой, забываешь. Пожалуй, это действительно должно быть призванием, ведь взвалить на себя такую ношу ответственности – далеко не всем по силам. Где вы видели учителя, который работает только на работе, а не 24 часа в сутки, 7 дней в неделю? Вот и я не видела… И если вы спросите меня, кто я сейчас, я, не без удовольствия, отвечу, что я - мама, жена и учитель. И непонятно, какая ипостась превалирует.