Эссе «Моя профессия - учитель»
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хорошим учителем. …
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам он — совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
С детства я играла, как и все дети в школу: усаживала подруг или куклы и свою бабушку и учила писать и читать. В старших классах мне предложили быть пионервожатой у пятиклассников и мы росли вместе: переходили из класса в класс. Вместе придумывали интересные занятия: искали клад или флаг, путешествовали по горам и лесам, работали в поле и отдыхали у костра. На последнем звонке я осознала, кем для меня были мои уже семиклассники, которые вместе с родителями подарили мне талисманы с напутствием быть учителем. Вспоминая их, понимаю, что они учили меня, а я училась вместе с ними быть счастливой и успешной.
В жизни каждого человека встречаются люди, которые как – то влияют на выбор профессии. Для меня это были мои семиклассники и школьные учителя. В то время я не замечала, что меня окружали самые лучшие в мире учителя!. Они любили свою профессию! Они были очень разные и строгие, но каждый из них сумел привить любовь к своему предмету. Директором Борцовской школы был очень мудрый и умный Шестаков Иван Спиридонович, фронтовик. Человек, любящий профессию учителя талантлив во многом! Учителем немецкого языка была Клавдия Ивановна. До сих пор помню ее уроки. Внешне она выглядела очень строгой и требовательной, но мы все знали, что в душе она добрая, отзывчивая и внимательная. Речь была четкая и краткая. Мне хотелось научиться говорить также же красиво. Личный пример дорогих мне людей вовремя оказал на меня решающее влияние. Теперь я – их преемница, несущая ответственность за продолжение самой главной профессии. Об этом я помню каждый день. Мне повезло, что долгое время после школы я могла общаться с ними.
Задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. Еще два века назад, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». Сегодня слишком много в жизни учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний: из–за постоянных стрессов в школе и дома, ожидания оценки со стороны учителей и родителей, вредных привычек, малой подвижности, скудного питания и зависимости от компьютерных игр. Мои коллеги парой недовольны из - за организованных мною Дней здоровья на природе. Сколько знергии и радости у детей! Какие песни у костра! Какая вкусная каша! Я всегда «за» проведение динамических перемен! Думаю, что в скором времени в расписании нашей школы будут уроки валеологии. Стремлюсь своим примером пропагандировать здоровый образ жизни, учить детей корректному отношению к своему здоровью, прививать иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!»
Понимаешь, что свои мозги детям не вставишь и не проживешь за них их жизнь. Сегодня, важно не только как много ты знаешь, но еще важнее как можешь научить своих учеников заинтересовать, увлечь и научить добывать знания самостоятельно, научить их уверенно вести диалог с другими людьми и быть толерантными к другим людям. Сегодня они учатся в деревне, завтра будут учиться в другом городе, в другой стране. И я все время спрашиваю у себя: «Достаточно ли моих сегодняшних знаний, чтобы быть интересной современным детям?» Вопросов много, которые постоянно витают в моей голове и не дают мне покоя. Поиски ответов на эти вопросы ежедневно заставляют меня думать о саморазвитии, самообразовании и работе над собой.
Всегда вкладываю усилия и время, чтобы урок был интересным. Иногда ночью возникают новые мысли, задумки, приходится быстрее их записать, чтобы не забыть. Моя цель - Учитель не должен быть скучным! Во все времена важным для детей была поддержка и внимание учителя, его помощь и одобрение. Живое и доброе общение с учителем – вот что остается в сердцах у многих детей. Чтобы урок становился интересным, познавательным, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца, применяю игровую деятельность, создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика. Когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: со – дружество. Важнее всего их глаза, их слова и сердца! В них читаешь все! И я благодарна судьбе за те минуты, когда удается пробудить лучшие чувства в детях, когда после неудач ребенок обретает веру в себя. И эти успехи и неудачи сближают нас ещё больше. Чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. И тогда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они видят во мне, ведь именно сейчас я для них – умная, здоровая, понимающая, самая добрая, решительная. Ради этого ощущения дважды в неделю провожу дополнительные занятия, куда приходят ученики, которые выполняют задания не только по английскому языку, но и по математике и другим. Они знают, что я им помогу, подскажу и открою Интернет. Живу, страдаю, читаю, учусь, пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше соединение. Не случайно Ян Амос Коменский сказал: «Сначала любить, а потом учить». Этой же позиции придерживался и В.А. Сухомлинский, сказавший: «Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем».
Детей в школе – «куча – мала»: конопатые, вихрастые, драчуны, молчуны, послушные и непослушные. Такие разные! Как научить их быть гуманными, терпеливыми, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников? Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Вера в ученика вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья - это что-то, что растет вместе со мной. Суть этической культуры учителя: оказывать адресную помощь ребенку своими педагогическими приёмами, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.
Привлекая детей к внеклассным занятиям, старалась занять их досуг, воспитывать в них чувство собственного достоинства, патриотизм, гражданскую ответственность, моральные качества, важные для современного общества. Много внимания мы уделяли изучению и знакомству с нашей малой родиной. Вместе с родителями готовились и отмечали хакасские праздники. Как девочкам и родителям нравились мастер – классы, на которых я показывала как можно красиво заплетать косички (по – хакаски сюрьместер). В первый класс я ходила в Борцовскую школу с такими косичками. Моя мама говорила, что я как солнышко, когда начинала кружиться.
. Если дети в процессе обучения чувствуют себя творцами, они мыслят, у них есть стимул двигаться вперед и быть счастливыми. Во время помочь им обрести себя, научить их быть самостоятельными, подставить плечо в трудную минуту, и тогда они взойдут на вершину сами. Встречаясь со своими выпускниками, всегда слышу восторженные воспоминания о том, как ходили в походы, путешествовали по Союзу, как писали сценарии и допоздна репетировали, ходили выступать на фермы перед рабочими, смеялись и плакали, если что-то не получалось, и радовались, когда зрители подходили со словами благодарности. Вдвойне приятно, когда родители выпускников говорят слова благодарности. Это придает мне силы! И я чувствую себя счастливым и состоявшимся человеком. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» - так говорил А. С. Макаренко.