Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Светлозерская средняя школа»
Устный журнал
«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
(5, 6 классы)
Составители:
Турышева Л.В., учитель русского языка и литературы, высшая категория.
п. Светлый
Цель: расширить и углубить знания учащихся о М.В.Ломоносове.
Оборудование: проектор, компьютер.
Награждение: в качестве призов используются книги, значки, календари, открытки.
Учитель: Мы начинаем устный журнал, посвященный Михаилу Васильевичу Ломоносову. Вы познакомитесь с самыми яркими страницами биографии нашего земляка, услышите его стихотворения и о нём. Будьте внимательны! Постарайтесь ответить на вопросы викторины, которые будут заданы в течение нашей встречи.
«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо 18-го столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Борис Шергин «Изящные мастера»).
Михайло Ломоносов – наш земляк. Он родился в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это современное название. Во времена Ломоносова оно звучала так: Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня …
* Знатоки, внимание! Назовите место рождения Ломоносова. (Мишанинская)
Учитель: Мишанинская располагалась на острове на реке Северная Двина. Крестьяне жили там не особенно бедно. Они обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей – тюленя да моржа – в Белом море. «Нас река да море кормит», - говорили они.
Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрёл морское судно с двумя мачтами – гукор. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки.
* Знатоки, внимание! Как называлось морское судно Василия Дорофеевича? (Чайка).
Учитель: Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. Учиться грамоте он начал поздно, лет в 12. К тому времени он уже освоил рыбный промысел. Но «дивное устройство окружающей природы» взволновало его, хотелось учиться.
* Знатоки, внимание! Назовите первые книги, по которым учился Михаил Ломоносов. («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого)
Учитель: Ломоносову шёл 19-й год, когда он понял, что если действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушёл с рыбным обозом в Москву. Без денег отправляться нельзя, и он обратился за помощью к соседу: занял у него тулуп и денег.
* Знатоки, внимание! Сколько денег одолжит Ломоносову его сосед Фома Шубный? (3 рубля)
Учитель: Обоз с мороженой рыбой шёл из Холмогор в Москву около трёх недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение.
* Знатоки, внимание! Как называлось учебное заведение? (Московская Славяно-греко-латинская академия).
Учитель: Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось идти на обман: скрыть своё крестьянское происхождение. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который был нужен для дальнейшей учёбы. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Михаил Ломоносов закончил за 5 лет! А в каких условиях приходилось учиться!
Ломоносову, как и другим ученикам, назначалось жалованье.
* Знатоки, внимание! Каким было «жалованье» ученика Московской Славяно-греко-латинской академии в месяц, в год? (90 копеек в месяц, 10 рублей в год)
Учитель: Это было тяжёлое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «… несказанная бедность: имел один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил» ( Из письма М.В.Ломоносова Шувалову в 1753 году).Другим ученикам помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле было стыдно обращаться к отцу. Так он и жил на 3 копейки в день.
В конце 1735 года в Московскую Академию пришёл приказ – отправить 20 наиболее способных учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учёбы был послан за границу. В ноябре 1738 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии. В июле 1739 года Михайло Васильевич с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили гонному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов изучил курсы по 16 научным дисциплинам. В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет её в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Впоследствии Белинский сказал: «С Ломоносова начинается наша литература: он был её отцом и пестуном, он был её Петром Великим».
В поэтическом наследии М.В.Ломоносова основное место занимают оды, хотя он отдал дань и другим многочисленным жанрам: его перу принадлежат трагедии и басни, сатиры и стихотворные послания, эпиграммы и «размышления», то есть философская лирика.
Чтение стихотворений М.В.Ломоносова. Читает подготовленный ученик.
* Знатоки, внимание! Послушайте стихотворение М.В.Ломоносова. Какой известный поэт XIX века продолжил эту тему? (А.С.Пушкин).
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид.
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество моё молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай славу дельфийским лавром.
Учитель: В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. По окончании ему было присвоено звание «адъюнкт», помощник профессора.
Позади годы учения, теперь за дело! Но работать сложно. Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде. Он ввёл множество научных терминов.
* Знатоки, внимание! Какие слова впервые употребил М.В.Ломоносов? (Квадрат, синус, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник).
Учитель: Надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. Но наш земляк знал и любил русский язык. Он заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам.
А.С.Пушкин сказал о Михаиле Васильевиче: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». «Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия определили своё время», - сказал академик Келдыш.
* Знатоки, внимание! Назовите заслуги М.В.Ломоносова в различных отраслях науки. Какое древнерусское искусство возродил Михаил Васильевич? (мозаику)
Учитель: Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк.
Архангельский помор вошёл в историю как один из выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери-России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я. Штелину: « Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не предпринял я для пользы отечества…»
Чтение стихотворений о М.В.Ломоносове.
Подведение итогов викторины, награждение участников