СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я знак бессмертия себе воздвигнул" Устный журнал

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал, посвящён нашему земляку М.В.Ломоносову.

Просмотр содержимого документа
«"Я знак бессмертия себе воздвигнул" Устный журнал»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Светлозерская средняя школа»
















Устный журнал

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

(5, 6 классы)











Составители:

Турышева Л.В., учитель русского языка и литературы, высшая категория.

















п. Светлый







Цель: расширить и углубить знания учащихся о М.В.Ломоносове.

Оборудование: проектор, компьютер.

Награждение: в качестве призов используются книги, значки, календари, открытки.


Учитель: Мы начинаем устный журнал, посвященный Михаилу Васильевичу Ломоносову. Вы познакомитесь с самыми яркими страницами биографии нашего земляка, услышите его стихотворения и о нём. Будьте внимательны! Постарайтесь ответить на вопросы викторины, которые будут заданы в течение нашей встречи.

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо 18-го столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Борис Шергин «Изящные мастера»).

Михайло Ломоносов – наш земляк. Он родился в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это современное название. Во времена Ломоносова оно звучала так: Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня …


* Знатоки, внимание! Назовите место рождения Ломоносова. (Мишанинская)


Учитель: Мишанинская располагалась на острове на реке Северная Двина. Крестьяне жили там не особенно бедно. Они обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей – тюленя да моржа – в Белом море. «Нас река да море кормит», - говорили они.

Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрёл морское судно с двумя мачтами – гукор. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки.


* Знатоки, внимание! Как называлось морское судно Василия Дорофеевича? (Чайка).


Учитель: Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. Учиться грамоте он начал поздно, лет в 12. К тому времени он уже освоил рыбный промысел. Но «дивное устройство окружающей природы» взволновало его, хотелось учиться.


* Знатоки, внимание! Назовите первые книги, по которым учился Михаил Ломоносов. («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого)


Учитель: Ломоносову шёл 19-й год, когда он понял, что если действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушёл с рыбным обозом в Москву. Без денег отправляться нельзя, и он обратился за помощью к соседу: занял у него тулуп и денег.


* Знатоки, внимание! Сколько денег одолжит Ломоносову его сосед Фома Шубный? (3 рубля)


Учитель: Обоз с мороженой рыбой шёл из Холмогор в Москву около трёх недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение.


* Знатоки, внимание! Как называлось учебное заведение? (Московская Славяно-греко-латинская академия).

Учитель: Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось идти на обман: скрыть своё крестьянское происхождение. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать латинский язык, который был нужен для дальнейшей учёбы. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Михаил Ломоносов закончил за 5 лет! А в каких условиях приходилось учиться!

Ломоносову, как и другим ученикам, назначалось жалованье.


* Знатоки, внимание! Каким было «жалованье» ученика Московской Славяно-греко-латинской академии в месяц, в год? (90 копеек в месяц, 10 рублей в год)


Учитель: Это было тяжёлое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «… несказанная бедность: имел один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил» ( Из письма М.В.Ломоносова Шувалову в 1753 году).Другим ученикам помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле было стыдно обращаться к отцу. Так он и жил на 3 копейки в день.

В конце 1735 года в Московскую Академию пришёл приказ – отправить 20 наиболее способных учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учёбы был послан за границу. В ноябре 1738 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии. В июле 1739 года Михайло Васильевич с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили гонному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов изучил курсы по 16 научным дисциплинам. В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет её в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Впоследствии Белинский сказал: «С Ломоносова начинается наша литература: он был её отцом и пестуном, он был её Петром Великим».

В поэтическом наследии М.В.Ломоносова основное место занимают оды, хотя он отдал дань и другим многочисленным жанрам: его перу принадлежат трагедии и басни, сатиры и стихотворные послания, эпиграммы и «размышления», то есть философская лирика.


Чтение стихотворений М.В.Ломоносова. Читает подготовленный ученик.


* Знатоки, внимание! Послушайте стихотворение М.В.Ломоносова. Какой известный поэт XIX века продолжил эту тему? (А.С.Пушкин).


Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид.

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество моё молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И перьвому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай славу дельфийским лавром.


Учитель: В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. По окончании ему было присвоено звание «адъюнкт», помощник профессора.

Позади годы учения, теперь за дело! Но работать сложно. Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде. Он ввёл множество научных терминов.


* Знатоки, внимание! Какие слова впервые употребил М.В.Ломоносов? (Квадрат, синус, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник).


Учитель: Надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. Но наш земляк знал и любил русский язык. Он заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам.

А.С.Пушкин сказал о Михаиле Васильевиче: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». «Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия определили своё время», - сказал академик Келдыш.


* Знатоки, внимание! Назовите заслуги М.В.Ломоносова в различных отраслях науки. Какое древнерусское искусство возродил Михаил Васильевич? (мозаику)


Учитель: Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк.

Архангельский помор вошёл в историю как один из выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери-России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я. Штелину: « Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не предпринял я для пользы отечества…»


Чтение стихотворений о М.В.Ломоносове.

Подведение итогов викторины, награждение участников