СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается вопрос влияния ионизирующего излучения на живые организмы, устройство и принцип работы ядерного реактора

Просмотр содержимого документа
«Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.»

Физика 11 класс. Урок № 57. Учитель Шлыкова Елена Эриковна

МОУ «УВК «Гармония» г. Донецк

Тема урока: Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.

Цель урока: повторить и обобщить знания по теме - физика атомного ядра. Объяснить устройство и принцип действия ядерных энергетических установок. Показать положительные и отрицательные стороны использования атомной энергетики .

Познакомить:

  • с допустимыми дозами и исследованиями мест получения облучения, методами защиты от излучения.

  • Что такое доза излучения?

  • Чему (в рентгенах) равен естественный фон радиации?

  • Чему (в рентгенах) равна предельно допустимая за год доза излучения для лиц, работающих с радиоактивными препаратами?

  • Что поражается радиоактивными излучениями в первую очередь?

  • Где мы получаем радиоактивные излучения?

  • Образовательная: проследить историю открытия радиоактивности, ее физическую сущность. Сформировать у учащихся представления о биологическом действии радиоактивных излучений. Оценить положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе, расширить кругозор учащихся.

  • Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием радиоактивности, воспитывать умение выслушивать товарища, уважать чужую точку зрения, критически оценивать явления общественной жизни страны.

  • Развивающая: развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, Internet, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, а также развивать эмоции.

Методы: информационный метод ( проекты учащихся), проблемный,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица Радиоактивность», презентации.

Темы докладов были даны за несколько недель до урока. Ребятам было предложено выбрать темы и подготовить проекты, доказывающие их точку зрения и составить презентацию для защиты своей темы.

Тип урокаизучение нового материала с опережающим домашним заданием.


Главный акцент был поставлен на проблеме: больше пользы или вреда принесло открытие радиоактивности. Каждый учащийся должен был на основе полученной информации решить и аргументировать свое отношение к проблеме.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель:. Мы завершаем изучение теории атомного ядра. Данный урок посвящён изучению актуальной и проблемной темы «Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения» Применение и использование технологии мирного атома требует крайней осторожности. Об этом напоминает известная всем жителям нашей планеты, крупнейшая в истории техногенная катастрофа, связанная с использованием ядерных технологий, которая произошла 26 апреля 1986 года в украинском городе Чернобыль. В результате аварии на четвёртом энергоблоке ЧАЭС произошёл пожар и выброс радиоактивных веществ. Город был полностью эвакуирован и по сей день является непригодным для проживания людей. В результате ликвидации аварии и из-за её последствий погибло множество людей, а экосистема района претерпела значительные изменения. Не только Украина, но и жители соседних государств ощутили на себе п агубное воздействие радиации.

Поэтому начать урок я хочу словами Э. Резерфорда, человека, который помог человечеству заглянуть внутрь атома: «Так не бывает, чтобы экспериментаторы вели свои поиски ради открытия нового источника энергии или ради получения редких и дорогих элементов. Истинная побудительная причина лежит глубже и связана с захватывающей увлекательностью проникновения в одну из величайших тайн природы». В конце 19, начале 20 веков были сделаны открытия, которые дали возможность науке и технике шагнуть далеко вперёд, положили начало развитию атомной и ядерной физики

Чтобы повторить основные вопросы строения атома и атомного ядра проведем тестирование.

Тест по теме «Строение атома и атомного ядра». Время- 10 мин.

Вариант I

  1. Кто предложил ядерную модель строения атома?
    А. Беккерель. Б. Гейзенберг. В. Томсон. Г. Резерфорд.

  1. Атом лития 37Li содержит...
    A. 4 протона, 7 нейтронов и 3 электрона. Б. 10 протонов, 7 нейтронов и 3 электрона.
    B. 3. протона, 10 нейтронов и 3 электрона Г. 3 протона, 4 нейтрона и 3 электрона.

  2. В каких из следующих реакций нарушен закон сохранения заряда?

    A. 815O→11H+814О B. 23He +23He →24He+11H+11H
    Б. 36Li+11H →24He+23He Г. 37Li +24He →510B+01n

    4. Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. Между ка­кими парами частиц внутри ядра действуют ядерные силы?
    А. Протон - протон. Б. Протон - нейтрон. В. Нейтрон - нейтрон. Г. Во всех парах А - В.

    5. Определить второй продукт х в ядерной реакции:
    А. Альфа-частица. Б. Нейтрон. В. Протон. Г. Электрон.

    6. Рассчитать т (дефект масс) ядра атома 37Li (в а.е.м.).
    тр =1,00728; тп =1,00866; тя =7,01601.
    А. т = 0,04. Б. т = -0,04. В. т = 0. Г. т = 0,2.

    7. При альфа-распаде атомных ядер...
    A. Масса ядра остаётся практически неизменной, поэтому мас­совое число сохраняется, а заряд увеличивается на единицу.
    Б. Массовое число увеличивается на 4, а заряд остается неизменным.
    B. Массовое число уменьшается на 4, а заряд увеличивается на.2.
    Г. Массовое число уменьшается на 4, а заряд также уменьшает­ся на 2.

  3. 8. При бомбардировке изотопа 510B нейтронами из образовав­шегося ядра выбрасывается альфа-частица. Пользуясь законами
    сохранения массового числа и заряда, а также периодической сис­темой элементов, запишите ядерную реакцию.

    Вариант II

    1. С помощью опытов Резерфорд установил, что...
    A. Положительный заряд распределен равномерно по всему объему атома.
    Б. Положительный заряд сосредоточен в центре атома и зани­мает очень малый объем.
    B. В состав атома, входят электроны.
    Г. Атом не имеет внутренней структуры.

    2. Сколько электронов содержится в электронной оболочке
    нейтрального атома, в атомном ядре которого содержится 16 про­тонов и 15 нейтронов?
    А. 0 Б. 16 В. 15 Г. 31.

    3. В каком из приведенных ниже уравнений ядерных реакций
    нарушен закон сохранения массового числа?
    А. 49Be +24He?612C+01n В. 715N +11H?511B+24He
    Б. 714N +24He?817O+11H Г. 92239U ?93239Np+-10e

    4. Ядерные силы, действующие между нуклонами…
    A. Во много раз превосходят гравитационные силы и действу­ют между заряженными частицами.
    Б. Во много раз превосходят все виды сил и действуют на лю­бых расстояниях.
    B. Во много раз превосходят все другие виды сил, но действу­ют только на расстояниях, сравнимых с размерами ядра.
    Г. Во много раз превосходят гравитационные силы и действуют между любыми частицами.

    5. В каком приборе прохождение ионизирующей частицы реги­стрируется по возникновению импульса электрического тока в ре­зультате возникновения самостоятельного разряда в газе?
    А. В камере Вильсона. Б. В счетчике Гейгера.
    В. В сцинтилляционном счетчике. Г. В пузырьковой камере.

    6. Определите второй продукт x ядерной реакции: 1327Al +24He?1530P+x
    А. Альфа-частица (24He). В. Протон.
    Б. Нейтрон. Г.Электрон.


7. Все химические элементы существуют в виде двух или большего количества изотопов. Определите отличие в составе ядер 1020Ne и 1022Ne.
A. Изотоп 1020Ne имеет в ядре на 2 протона меньше, чем 1022Ne.
Б. Изотоп 1020Ne имеет в ядре на 2 протона больше, чем 1022Ne.
B. Изотоп 1022Ne имеет в ядре на 2 нейтрона больше, чем 1020Ne.
Г. Изотоп 1022Ne имеет в ядре на 2 нейтрона меньше, чем 1020Ne.

8. Пользуясь законом сохранения массового числа и заряда, а также периодической системой элементов, написать ядерную реак­цию, происходящую при бомбардировке 511B -частицами и сопровождаемую выбиванием нейтронов.


Фронтальный опрос. Проверяется усвоение пройденного материала по теме «Строение атомного ядра и ядерные реакции. Время- 6 мин.

- Что общего у протонов и нейтронов? Чем они отличаются друг от друга?

- Что такое изотопы?

- Каковы основные свойства ядерных сил?

- Что такое – радиоактивность? Кто открыл это явление?

- Из каких частиц состоит атомное ядро?

- Какие частицы вылетают из ядра при радиоактивном распаде?

– Что такое ядерные реакции?      
– Что такое энергия связи атомного ядра?
– Что такое удельная энергия связи?
– Почему нейтрон используют для осуществления ядерных реакций тяжелых ядер?

- Что такое реакции синтеза? Почему их называют «термоядерными»?

- Что такое «реакции деления»? Приведите пример реакции деления.


У читель: Осуществление управляемых термоядерных реакций дало человечеству новый экологически чистый и практически неисчерпаемый источник энергии. Однако получение сверхвысоких температур и удержание плазмы, нагретой до миллиарда градусов, представляет собой труднейшую научно-техническую задачу на пути осуществления управляемого термоядерного синтеза. Сейчас ведутся работы в Европе по запуску установки ТОКАМАК (ТОроидальная КАмера с МАгнитными Катушками). Ученые всего мира надеются на успех.
Но основной интерес для ядерной энергетики представляет деление тяжелых ядер

Ученик : Презентация ученика на тему: «Устройство и принцип действия ядерного реактора.».

Устройство, в котором поддерживается управляемая реакция деления ядер, называется ядерным (или атомным) реактором. Первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми. В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова. Это явилось началом эпохи «мирного» атома.


Рис. 1 Принципиальная схема ядерного реактора. Презентация учащегося.

Комментарий учителя: В России имеется 10 атомных электростанций (АЭС), и практически все они расположены в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

Наиболее мощные АЭС в мире в основном сосредоточены в Европе. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.


Что вы знаете об инцидентах, произошедших на атомных электростанциях?

Ответы учащихся: Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности.   А в 1986 г произошла трагедия, последствия которой до сих пор, наводят ужас на мировую общественность – это катастрофа на Чернобыльской АЭС (СССР. В результате взрыва четвертого блока ЧАЭС в окружающую среду попало около 7,4 тонн радиоактивного вещества.

Комментарий учителя: Впервые недели основную опасность для населения представляло внешнее гамма-излучение и наличие изотопа йода-131 в атмосфере. Действительно, данные  изотопного анализа первых проб воздуха, воды и почвы, отобранных в первые дни после аварии, показали, что кроме этого обнаружены изотопы бария-140, лантана-140, цезия-137, церия-134, рутения-103, циркония-95, теллура-132, церия-141, нептуния-239; а в ближайшей зоне, например, в зоне отселения – изотопы стронция-90, плутония-239 и плутония-240.  Союзный Госкоматом еще в 1987 году сравнил катастрофу на Припяти со взрывом 300 хиросимских бомб. Иностранные специалисты назвали другую цифру – 800 бомб.

Считается, что при радиационном уровне свыше 15 Кюри на квадратный километр жизнь человека невозможна. Территория, прилегающая к АЭС заражена от 15 до 1200 Кюри/км2. Причем эта совсем не та радиация, которая поразила жителей гг. Хиросимы и Нагасаки. В богатых пойменных лугах, лесных массивах, заброшенных деревнях зловеще притаились долгоживущие радионуклиды – стронций, цезий, плутоний. Жизнь сюда не вернется ни через 100, ни через 500, а на отдельных участках – ни через 1000 лет., насколько была и остается опасной  радиация для человека?

Следствие радиационного облучения – лучевая болезнь. В результате аварии на ЧАЭС высокую дозу облучения получили 20 млн. человек.
Таким образом, авария реактора Чернобыльской АЭС ярко высветила значимость проблемы не только в практическом, но и в методологическом отношении.

В связи с этим надо отметить неизбежность существования факторов опасности ядерных реакторов, и они достаточно многочисленны

Мы уже знаем, что - радиация бывает естественной и искусственной. Физическое действие радиации начало изучаться только в конце XIX столетия, а ее биологические эффекты на живые организмы — в середине XX. Ионизационные излучения относятся к тем физическим феноменам, которые не ощущаются нашими органами чувств, сотни специалистов, работая с радиацией, получили радиационные ожоги от больших доз облучения и умерли от злокачественных опухолей, вызванных перед облучением. Тем не менее, сегодня мировая наука знает о биологическом воздействии радиации больше, чем о действии любых других факторов физической и биологической природы в окружающей среде.

Источники радиации: 

  • в медицине - 0,4мЗв

  • радиоактивные осадки – 0,02мЗв

  • атомная энергетика – 0,001мЗв

  • естественные – 2мЗв: земного происхождения, внутреннее облучение -1,325

  • земного происхождения, внешнее облучение – 0,35

  • космические, внутреннее облучение – 0,3,космические, внешнее облучение – 0,015

Излучения радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0,001°С, нарушает жизнедеятельность клеток

При изучении действия радиации на живой организм были определены следующие особенности:

· Действие ионизирующих излучений на организм не ощутимо человеком. У людей отсутствует орган чувств, который воспринимал бы ионизирующие излучения. Существует так называемый период мнимого благополучия — инкубационный период проявления действия ионизирующего излучения. Продолжительность его сокращается при облучении в больших дозах.

· Действие от малых доз может суммироваться или накапливаться.

· Излучение действует не только на данный живой организм, но и на его потомство — это так называемый генетический эффект.

· Различные органы живого организма имеют свою чувствительность к облучению. При ежедневном воздействии дозы 0,002-0,005 Гр уже наступают изменения в крови.

· Не каждый организм в целом одинаково воспринимает облучение.

· Облучение зависит от частоты. Одноразовое облучение в большой дозе вызывает более глубокие последствия, чем фракционированное. Проникающие в ткани организма альфа- и бета-частицы теряют энергию вследствие электрических взаимодействий с электронами тех атомов, близ которых они проходят. За время порядка десяти триллионных секунды после того, как проникающее излучение достигнет соответствующего атома в ткани организма, от этого атома отрывается электрон. Последний заряжен отрицательно, поэтому остальная часть исходно нейтрального атома становится положительно заряженной. Этот процесс называется ионизацией. Оторвавшийся электрон может далее ионизировать другие атомы.

В течение следующих миллионных долей секунды образовавшиеся свободные радикалы реагируют как друг с другом, так и с другими молекулами и через цепочку реакций, еще не изученных до конца, могут вызвать химическую модификацию важных в биологическом отношении молекул, необходимых для нормального функционирования клетки. Биологические эффекты. Биохимические изменения могут произойти как через несколько секунд, так и через десятилетия после облучения и явиться причиной немедленной гибели клеток или таких изменений в них, которые могут привести к раку.

Вопрос учителя: изучая биологию, вы знаете, как устроена клетка. Что вы можете сказать о клетке, как объекте влияния на нее излучения?

Предположительный ответ: живая клетка-это сложный организм не способный продолжить нормальную жизнедеятельность даже при малых повреждениях различных его участков. Даже слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызывать опасные заболевания.

Правильно: При большой интенсивности излучения живые организмы погибают. Опасность излучений усугубляется еще и тем, что они не вызывают никаких болевых ощущений даже при смертельных дозах. Механизм поражающего действия излучений еще недостаточно изучен.

Давайте подумаем, почему излучения влияют на клетки организма?

Возможный ответ: это действие сводится к ионизации атомов и это приводит к изменению их химической активности.

Как вы считаете, какие клетки наиболее чувствительны к излучениям ?

Возможный ответ: клетки, которые быстро делятся. Поэтому, в первую очередь, излучения поражают костный мозг, из-за чего нарушается процесс образования крови. Учитель: Неблагоприятное влияние оказывает облучение и на наследственность, поражая гены и хромосомы.

Но облучение живых организмов может оказывать и пользу. Быстро размножающиеся раковые клетки гибнут под воздействием -излучения. Давайте более подробно поговорим об этом.

Вопрос учителя: Как вы думаете, от чего зависит поражающее действие излучения? (работа в группах)

Возможный ответ: от вида излучения, времени воздействия, массы тела, его части.

Учитель: Все верно. Воздействие излучений на живые организмы характеризуется дозой излучения.

Вопрос учителя. Что такое доза излучения?

Возможный ответ: Может это излучение полученное каждым килограммом вещества.

Учитель: Доза излучений характеризует воздействие излучений на живые организмы. Поглощенной дозой излучения Д называется отношение поглощенной энергии Е ионизирующего излучения к массе облучаемого вещества. . Единица измерения в системе СИ : Грей (Гр.) Естественный фон радиации составляет 0,002 Гр. на человека в год. Для людей, работающих с излучениями – 0,005 Гр. Доза 3-10 Гр., полученная за короткое время, смертельна. На практике широкое распространение получила другая единица поглощенной дозы излучения - Рентген. Можно считать : 1Р= 0,001 Гр. Есть такое понятие как мощность поглощенной дозы облучения —это величина, численно равная поглощенной дозе излучения, отнесенной к единице времени Р =

Вопрос учителя: А как вы думаете, какой вид излучения самый опасный при всех одинаковых факторах?

Возможный ответ: Я думаю, что это -излучение. Оно обладает большой проникающей способностью.

Учитель: Характер воздействия излучения зависит не только от дозы поглощенного излучения, но и от его вида. Различие биологического воздействия характеризуется коэффициентом качества k.

Вопрос учителя: Подумайте, что принято за единицу качества?

Возможный ответ: рентгеновское излучение.

Учитель: Для оценки действия излучения на живые организмы вводится величина – эквивалентная доза излучения - H=D*k. Единица измерения- 1зиверт(1Зв). Самым большим коэффициентом качества обладает α-излучение (k=20), действие быстрых нейтронов (k=10).

Вопрос учителя: А зависит ли воздействие излучения на отдельные части тела и органы?

Возможный ответ: ну мы же говорили, что излучение опасно для более быстро делящихся клеток, значит зависит.

Учитель: Конечно. Каждый орган и ткань имеют коэффициент радиационного риска: для легких – 0,12; для щитовидной железы – 0,03.

Учитель. Ребята, мы живем с вами на планете , у которой есть свой естественный радиационный фон. Но также мы с вами подвержены и техногенному действию

радиации.

Доза излучения. Воздействие излучений на живые организмы характеризуется дозой излучения. Поглощенной дозой излучения называется отношение поглощенной энергии Е ионизирующего излучения к массе т облучаемого вещества: D=Е/m

В СИ поглощенную дозу излучения выражают в грэях (сокращенно: Гр). 1 Гр равен поглощенной дозе излучения, при которой облученному веществу массой 1 кг передается энергия ионизирующего излучения 1 Дж. (Методом флюорографии доза облучения составляет 0,0076Гр. Выкуривающий за день 20 сигарет получает такое же облучение, как будто ему сделали 200 рентгеновских снимков, т.е. 1,52Гр.)

Естественный фон радиации (космические лучи, радиоактивность окружающей среды и человеческого тела) составляет за год дозу излучения около 2-10 -3 Гр на человека.

Рентген. На практике широко используется внесистемная единица экспозиционной дозы излучения — рентген (сокращенно: Р). Эта единица является мерой ионизирующей способности рентгеновского и гамма-излучений.В практической дозиметрии можно считать 1Р » 0,01 Гр.

Таблица. Основные физические величины, используемые в радиационной биологии, и их единицы


Физическая

величина

Наименование и обозначение единицы

Соотношение между

единицами

внесистемная

системы СИ

внесистемной

в системе СИ

системы СИ и внесистемной

Активность нуклида в радиоактивном источнике

кюри (Ки)

беккерель (Бк)

1 Ки-

3,7∙1010Бк

1 Бк = 2,7∙10-11 Ки

Экспозиционная доза излучения

рентген (Р)

кулон на килограмм (Кл/кг)

1 Р = 2,58 ∙

10 -4 Кл/кг

1 Кл/кг =

3876 Р

Поглощенная доза излучения

рад (рад)

грей (Гр)

1 рад = 0,01

Гр

1 Гр = 100 рад

Эквивалентная доза излучения

бэр (бэр)

Зиверт

(Зв)

1 бэр = 0,013в

1 Зв = 100 бэр



Таблица Биологические эффекты человека при общем облучении

Дозы. Гр

Эффект

2000

Мгновенная смерть

50-100

Церебральная форма лучевой болезни (коматозное состояние, смерть через 1-2 ч)

10-50

Кишечная форма лучевой болезни (внутреннее кровоизлияние в желудочно-кишечном тракте, смерть через 1-2 недели)

4-6

Костномозговая форма лучевой болезни (тяжелое поражение костного мозга, смерть 50% в течение 1-2 месяцев

2-4

Средняя тяжесть лучевой болезни (сокращение средней продолжительности жизни на 3-9 лет)

1-2

Иммунодефицитное состояние (пострадиационный канцерогенез и др.)

0,5-1

Нарушение кроветворения, первичные нарушения иммунитета, удвоение мутаций, учащение злокачественных образований

0,1-0,5

Временная мужская стерильность

0,05-0,1

Регистрация мутаций

0,002-0,05

Стимуляция жизнедеятельности

0,001-0,002

Оптимум жизнедеятельности

Менее 0,001

Угнетение жизнедеятельности



Рассмотрим примеры решения задач:

  1. Человек находится в зоне радиоактивного облучения и подвергается облучению мощностью поглощенной дозы 0,05 мкГр/с. Какую дозу облучения получит человек, находясь в этой зоне на протяжении 5 минут?

Р = D = Р ·t Ответ 0,9 мГр.

  1. Какую дозу излучения поглотил железный куб массой 20 кг, если вследствие облучения он нагрелся на 2 ºС?

D = = D = 920 Гр

Защита организмов от излучения. При работе с любым источником радиации (радиоактивные изотопы, реакторы и др.) необходимо принимать меры по радиационной защите всех людей, могущих попасть в зону действия излучения.

Виды защиты от ионизирующих излучений.

  1. Химическая - современная технология. В основе которой лежит ослабление воздействия излучения при условии введения в него химических веществ, которые называются радиопротекторами.

  2. Физическая – применение различных экранов, ослабляющих материалов. Наилучшим экраном для - излучения является свинец.

  3. Биологическая – применение специальных энзимов.

Основными способами защиты являются:

  1. Защита расстоянием.

  2. Защита экранированием.

  3. Защита от α- излучения: лист бумаги, респиратор, перчатки.

  4. От β – излучения защищает тонкий слой алюминия, стекло, противогаз.

  5. От - излучения защитой являются тяжелые металлы: вольфрам, свинец, чугун.

  6. От нейтронов – вода, полиэтилен.

  7. Защита временем.

  8. Защита информацией.

Дискуссия: Подведем итог сегодняшнего урока. Как вы думаете, пользу или вред принесло человечеству открытие радиоактивности?

Изучение последствий ядерных взрывов позволило ученным сделать выводы:

При взрыве 10000Мт ядерных зарядов озоновый слой разрушится над Северным полушарием и над Южным. Эти разрушения озонового слоя повлекут губительные последствия для всего живого: люди получат обширные ожоги и даже раковые заболевания кожи; некоторые растения и мелкие организмы погибнут мгновенно; многие люди и живот потеряют способность ориентироваться.

В результате крупномасштабной ядерной войны произойдет климатическая катастрофа. Загорятся города и леса, облака из радиоактивной пыли окутают Землю непроницаемым слоем, что неминуемо приведет к резкому падению температуры у земной поверхности. После ядерных взрывов суммарной силой 10000 Мт в центральных районах континентов Северного полушария температура понизится до минус 31° С. Температура вод мирового океана останется выше 0° С, но из-за большой температуры воздуха возникнут жестокие штормы. Затем, спустя несколько месяцев, к Земле прорвется свет, но, по-видимому, богатый ультрафиолетом из-за разрушения озонового слоя. Как следствие этого произойдут гибель посевов, лесов, животных и голодный мор людей. Трудно ожидать, что уцелеет хоть какое-то человеческое сообщество. Исследования 1983 года, проведенные советскими и американскими учеными, показали необходимость коренного пересмотра исходных принципов взаимоотношения людей на планете, методов и средств разрешения конфликтных ситуаций.


Плюсы АЭС

  • Малое количество ядерного горючего.

  • Низкие  транспортные расходы.

  • Нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых

  • Низкая стоимость электроэнергии.

  • Использование ядерного топлива не сопровождается процессом горения и выбросом в атмосферу вредных веществ и парниковых газов.

  • На сегодняшний день в мире ведутся разработки подземных и плавучих АЭС и ядерных двигателей для космических летальных аппаратов.

Минусы АЭС
  • Ядерные станции могут представлять глобальную угрозу.

  • Аварии на атомных станциях влекут за собой опасные экологические последствия на обширных территориях, затрагивая огромные массы людей.

  • Геоэкологические следствия аварии на АЭС сохраняют свою остроту в течение очень длительного времени.

  • Воздушные течения и вода распространяют радиоактивные выбросы на территории, весьма удаленные от АЭС( на ЧАЭС высота выбросов из аварийного блока достигла высоты 1200 м)

  • Радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет.

  • Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Домашнее задание: Оценив плюсы и минусы работы АЭС, предложить способ захоронения ядерных отходов.

Решить задачу: за 2 часа поглощенная доза облучения составляет 4 мГр. Какова средняя мощность поглощенной дозы за это время?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!