СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА БЕДА ИЛИ БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть в нашем календаре дата, которую мы не можем и не имеем права забыть. 26 апреля - день памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

В этот день в 1 час 23 мин. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС при его плановой остановке и проведении испытания турбореактора произошел мощный взрыв, эквивалентный 500 хиросимским бомбам.

В результате аварии реактор был полностью разрушен, в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Чернобыльская катастрофа стала крупнейшей за всю историю мировой ядерной энергетики, как по количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по масштабам экологического и экономического ущерба.

Об этом страшно говорить, но это было и есть. Была и есть боль людей, которые жили, которые умирали и не знали за что.

Мы не были там. И не узнаем, каково это. Но это нельзя забывать.

Просмотр содержимого документа
«ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА БЕДА ИЛИ БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.ДОНЕЦКА


Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №28











РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ФИЗИКЕ

на тему:

«ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА БЕДА ИЛИ БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»










Подготовил(-а)

учитель физики

Сапрыкина Алена Владимировна




Донецк 2016








«ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА БЕДА ИЛИ БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

11 класс.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о цепной ядерной реакции, выяснить условия ее протекания;

  • объяснить принцип действия ядерного реактора; рассмотреть проблемы развития и показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика;

  • формирование способностей теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства человека в природу при решении научно – технических задач;

  • показать необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф;

  • используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей;

  • Охарактеризовать различные типы электростанций, в том числе АЭС;

  • Выявить положительные и отрицательные стороны ядерной энергетики;

  • Раскрыть проблемы и выделить пути их решения.

Развивающие:

• Развивать информационно-коммуникационные компетентности;

• Совершенствовать умения самообразования;

• Развивать умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представления ее в заданной форме.

Воспитательные:

• Формировать ответственность и самостоятельность при подготовке материалов урока;

Воспитывать эстетические чувства в процессе оформления и подачи материала.

Задачи:

• Сделать обучающихся активными участниками занятия;

• Дать материал в сжатой форме, обеспечив при этом максимум наглядности и связать изучаемые явления с жизнью.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Предметные навыки:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.


Метапредметные навыки:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

  • Методы: частично-поисковые, проблемно – эвристические, методика работы с историческими документами, методика организации дискуссии.


Межпредметные связи: история, обществознание, информатика, биология, ОБЖ.


Ход урока


Есть в нашем календаре дата, которую мы не можем и не имеем права забыть. 26 апреля - день памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

В этот день в 1 час 23 мин. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС при его плановой остановке и проведении испытания турбореактора произошел мощный взрыв, эквивалентный 500 хиросимским бомбам.

В результате аварии реактор был полностью разрушен, в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Чернобыльская катастрофа стала крупнейшей за всю историю мировой ядерной энергетики, как по количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по масштабам экологического и экономического ущерба.

Об этом страшно говорить, но это было и есть. Была и есть боль людей, которые жили, которые умирали и не знали за что.

Мы не были там. И не узнаем, каково это. Но это нельзя забывать.


Нам предстоит выяснить, действительно ли одно из величайших открытий человечества – энергия атома – может служить во благо, и насколько мы достойны проникновения в одну из загадок природы. Мы рассмотрим цепную реакцию, устройство ядерного реактора и атомной станции, окажемся за пультом управления 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС в тот самый роковой момент, но подробнее остановимся на проблемах и перспективах ядерной энергетики, так как в наше время часто стали возникать дебаты на тему: «Нужно ли развивать ядерную энергетику?» Это и есть цель нашего урока.

Демонстрация видео «Ядерные взаимодействия»

Вот уже 30 лет во всем мире Чернобыль является именем нарицательным, символизирующим ядерную опасность. На его примере люди убедились, что может сделать атом, пусть даже мертвый, но вышедший хоть на время из-под контроля человека.

Чернобыль – это урок для всего человечества.

Демонстрация видео «История аварии на Чернобыльской АЭС»


Проблемная беседа «Стоит или нет развивать атомную энергетику?» с формулировкой общего вывода, в котором заключается ответ на вопрос, поставленный к уроку в целом.

Аргументы против:

Несмотря на то, что это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный, он тоже дает отходы. Это ставшие радиоактивными детали и отработавшие тепловыделяющие элементы. Просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отхода мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, который мы получаем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. И далее, взрыв реактора на АЭС – грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывов будет несколько, на нашей планете может наступить ядерная зима. Человек не сможет выжить, он погубит и себя, и Землю!

Аргументы за:

Многие готовы отказаться от развития атомной энергетики только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Но какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Необходимо задуматься еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает атомная энергетика. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться.

Вывод: Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергии, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед. А главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

Домашнее задание.

Итоги урока.


Список использованной литературы

  1. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/01/30/yadernaya-energetika-ekologicheskie-problemy-raboty-atomnykh

  2. http://www.openclass.ru/node/453244

  3. http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=1659:-q-q&catid=59:physics&Itemid=68

  4. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/04/24/otkrytyy-urok-konferentsiya-po-fizike-po-teme-yadernaya-energetika

  5. http://ulyanovbib.blogspot.com/2015/04/blog-post_95.html

  6. http://ria.ru/ecoinfogr/20090425/169208464-ig.html