И. С. Якимовец, учитель русского языка и лит-ры средней школы № 1 г. Пружаны имени КБВО Брестской области
Н. В. Гоголь. «Шинель». История «маленького человека» Акакия Акакиевича
Цель рока: показать своеобразие трактовки темы «маленького человека» в повести «Шинель».
Задачи: познакомить со способами изображение враждебного Акакию Акакиевичу Петербурга, определить роль гротеска в повести.
Оборудование: видеозапись фантазии по мотивам спектакля театра «Современник» и Центра имени В. Мейерхольда (реж. Юрий Фаинкин).
Ход урока
-
Организационный этап.
— В XIX веке его звали по-разному: Самсон Вырин (А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»), Максим Максимович (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»), Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. В. Гоголь. «Шинель»), Червяков (А. П. Чехов. «Смерть чиновника»). В XX веке этот герой никуда не исчез, а только попал в другие жизненные обстоятельства: Сашка Ермолаев (В. М. Шукшин. «Обида»). Многие из этих героев вам знакомы. С героем Шукшина нам только предстоит познакомиться в конце учебного года. О персонаже Николая Гоголя мы будем говорить сегодня на уроке.
-
Проверка домашнего задания.
Приём «Урок наоборот»
Примерные вопросы учащихся:
-
Как называли сослуживцы шинель Башмачкина? (Капот.)
-
День рождения Башмачкина? (23 марта.)
-
Сколько зарабатывал Башмачкин в год? (400 рублей.)
-
Где служил Акакий? (В департаменте.)
-
В каком чине был Акакий Акакиевич? (Титулярный советник.)
-
В каком городе жил Башмачкин? (В Петербурге.)
-
О чём в повести говорится, что это сильный враг всех, кто получает в Петербурге 400 рублей жалования в год? (Северный мороз.)
-
Как зовут портного в повести? (Григорий Петрович.)
-
Какую сумму приготовил Башмачкин Петровичу за предполагаемую починку шинели? (2 рубля.)
-
На чём сидел Петрович, когда к нему пришёл Башмачкин? (На столе.)
-
Как переводится имя Акакий? (Не помнящий зла.)
После вопросов, заданных учащимися, учитель задаёт свои вопросы классу по содержанию повести.
-
Подготовка к восприятию нового материала.
-
Приятель Николая Гоголя, литературный критик Павел Анненков, описывал случай, очевидцем которого он был: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200... В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни... Все смеялись анекдоту, имевшем в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его “Шинель”».
-
Может быть, история написания «Шинели» именно так и начиналась: в 30-е годы XIX века Николай Васильевич Гоголь услышал от приятелей анекдот, а в 1841 повесть была написана.
Но есть и другой вариант развития событий. У художника Саввы Григорьевича Бродского, родившегося в Гомеле (1923-1982), есть серия из 14 линогравюр к повести «Шинель». Линогравюра — это гравюра на линолеуме. Одна из них представлена в учебнике IX класса, другие можно найти в Интернете. Среди них есть работа, которая явно выбивается из общего ряда. Это изображение самого писателя, смотрящего на своё отражение в зеркале. Зеркало отражает ещё и длинный коридор с высоким потолком. Это не квартира, не комната. Кажется, что это государственное учреждение. Но при чём здесь зеркало с отражением самого Гоголя? Для этого нужно вспомнить его биографию.
-
Актуализация знаний учащихся.
Приём «Набрасывание фраз»
Каждому учащемуся нужно вспомнить какой-нибудь факт из биографии Н. В. Гоголя, назвать его произведения, изученные ранее, вспомнить героев.
-
Изучение нового материала.
-
Слово учителя.
-
Повесть Гоголя «Шинель» — это одна из повестей, которые входят в цикл «Петербургские повести». Как вы помните, Николай Васильевич не являлся коренным жителем этого города. Он приехал в столицу в нежном возрасте (19 лет), не имея ни малейшего представления о жизни в большом городе. До этого писатель жил в Украине. Ко времени переезда он завершил обучение в гимназии и приехал в город больших возможностей в поисках своего предназначения.
Весь его наличный капитал — это юношеские амбиции. Ни знакомых, ни денег, ни друзей, ни жилья на тот момент у него не было. В письмах матери он рассказывал, что снял квартиру из двух комнат на Гороховой улице, которая была недалеко от знаменитой Фонтанки. Приходилось платить 80 рублей в месяц из скудного жалования только за проживание, а ещё нужно было питаться. От посещений столь любимого им театра пришлось отказаться. Гоголь в полной мере успел ощутить враждебность и холод города Петербурга по отношению к приезжим. Известно, что в 1829 году будущий писатель устроился на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. С апреля 1830 года по март 1831 года он служил в департаменте уделов на должности писаря, а затем помощником столоначальника. Три неполных года, проведённых в конторах, привели к глубочайшему разочарованию в службе. Он искренне хотел быть полезным, но не видел в переписывании бумаг никакого смысла. В «Авторской исповеди» он пишет: «Мысль о службе меня никогда не оставляла. Я примирился и с писательством своим тогда, когда почувствовал, что на этом поприще могу служить на земле своей».
Всё это позволило писателю сделать свой вывод о городе, в котором он оказался, об отношении к человеку в нём. Так возник целый цикл повестей, место действия которых обозначено в названии. Речь идёт о цикле «Петербургские повести», куда входит и повесть «Шинель». Вот почему среди линогравюр Бродского к «Шинели» есть двойной портрет Гоголя. Писатель смотрит в историю своего героя и видит зеркальное отражение своей истории жизни в Петербурге.
Согласитесь, что самое начало петербургской жизни Гоголя напоминает нам жизнь Акакия Акакиевича: холод, служба в департаменте в должности писаря, небольшое жалование, одиночество, отсутствие поддержки, съёмная квартира. Если для героя анекдота покупка ружья была роскошью, то приобретение шинели для Башмачкина стало вопросом жизни и смерти.
Александр Пушкин в поэме «Медный всадник», которая называется ещё и «Петербургская повесть», с восторгом писал о Петербурге:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный...
У Фёдора Достоевского этот город является чуть ли не соучастником преступления Раскольникова. Враждебность этого города по отношению к простому человеку отмечал и поэт Николай Некрасов, прошедший через те же мытарства, через которые прошёл Гоголь. Много строк Петербургу посвятили Анна Ахматова и Александр Блок.
-
Историческая справка о Петербурге (подготовлена учащимися).
-
Образ Петербурга в повести (самостоятельная работа).
Примерный ответ
-
«Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах петербургских домов, — взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей».
-
«Дорогою задел его всем нечистым боком своим трубочист и вычернил всё плечо ему: целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома».
-
«Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные дома, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки».
-
«Он шёл по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырёх сторон, из всех переулков».
-
«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда и не было».
Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа ищет в тексте свои примеры: цвет, звуки, дома, улицы, люди в повести.
Примерный ответ
• Цвет: преобладание серого, коричневого, рыжего и чёрного цветов.
-
Звуковые образы: вой ветра, вьюги, скрип снега под ногами в морозный день.
-
Квартиры: грязные, маленькие.
-
Улицы: пустынные, неуютные, опасные.
-
Люди: жестокие, грубые, равнодушные.
-
Анализ образа «маленького человека» в повести «Шинель».
-
Вы убедились, что в этом городе всё против Акакия Акакиевича. А ведь он никому ничего плохого не сделал. Он просто жил своей работой, брал её на дом, думал о ней всё своё свободное время, не замечая, что арбузные корки падают прямо на него, когда он шёл по улице, что он всех только раздражает и всем мешает. Даже портной Петрович возвышается над ним на столе, «как турецкий паша». Он так искренне и много думал о своей работе, что лошадь, склонившая голову ему на плечо и фыркнувшая в него ветром, напомнила ему, что он «не на середине строки, а скорее на середине улицы». А ведь он просто переписывал бумаги. Мы ничего не знаем о его детстве, юности, взрослении. Если дать ему заполнить анкету, то в ней будет три записи: родился, честно служил в департаменте и умер. А как он косноязычен! Его речь за годы службы в департаменте явно регрессирует. Каждое предложение заканчивается многоточием. Постоянное употребление слова того без всякого смысла. Междометия, бедность синтаксических конструкций. В речи Акакия Акакиевича было только одно восклицание, когда он узнал о стоимости шинели (150 рублей) при своём годовом доходе в 400. «Полтораста рублей за шинель!» — воскликнул он.
-
Чтение по ролям диалога Башмачкина и Петровича.
-
Мы не знаем о внутреннем мире Башмачкина до тех пор, пока он не начинает изыскивать средства для приобретения новой шинели. Вот тут мы получаем представление о воображении, способности рассуждать нашего несчастного героя.
-
Обсуждение фрагмента фантазии по мотивам спектакля театра «Современник».
Демонстрируется фрагмент спектакля (20-я минута спектакля; момент, где герой размышляет, на чём он может экономить, от чего отказаться и чем пожертвовать).
-
Совпал ли такой образ Башмачкина с тем, что был в вашем представлении?
-
Что было для вас совершенно неожиданным?
-
Справилась ли, на ваш взгляд, актриса с мужской ролью? Почему это стало возможным? (Башмачкин — это какое-то странное существо среднего рода, которое утратило навыки человеческого общения. В департаменте с ним не разговаривали даже сторожа. Для них он был пролетевшей мимо мухой.)
-
Наш герой отказывается от всего: от накопившейся за годы медной суммы в 40 рублей на чёрный день, от свечей по вечерам, от работы сапожника по замене подмёток в обуви, от услуг прачки, от белья, от чая. Он отказался от самой жизни. А жил ли он? Единственная роскошь, которую он себе позволил и оставил, — это бумажный халат. Ещё он оставил себе духовную пищу, состоявшую в бесконечных фантазиях по поводу новой шинели. У Башмачкина впервые в жизни появилась цель, он как-то внешне оживился. Невольно вспоминается мысль о том, что ожидание счастья важнее самого счастья. А Башмачкин был счастлив по- настоящему. Мысль о шинели озаряла его незаметный жизненный путь и была светом, маяком, надеждой. Когда шинель отняли, то с ней ушла и жизнь. В первый раз наш герой пошёл по инстанциям в поисках справедливости, защиты. Всё было тщетно. И он умер. Умер, так и не став человеком, личностью, умер, не родившись.
-
Гротеск в повести Гоголя «Шинель».
-
Представить произведения Гоголя без его излюбленного приёма нельзя. Я имею в виду гротеск. Давайте вспомним, на чём основан этот литературный приём, который мы встречали во многих произведениях Гоголя, изученных ранее. Для него характерны сильное искажение событий, намеренное преувеличение или преуменьшение, изображение в комическом или уродливом виде, сочетание реальности и фантастики, расположение рядом смешного и страшного.
Самостоятельно найдите приёмы гротеска в повести «Шинель». Для чего нужен такой фантастический финал, когда призрак отнимает у прохожих шинели? (Возможно, чтобы мог совершиться акт возмездия, чтобы, Башмачкин после смерти получил то, что не мог получить при жизни.)
-
Подведение итогов урока.
-
Как вы относитесь к гоголевскому герою?
-
Как, на ваш взгляд, сам Гоголь относится к своему герою?
-
Вам бывает себя жалко? Вы испытываете чувства обиды или несправедливости? Как вы ведёте себя в таких случаях?
-
Мне кажется, что Гоголь относится к Башмачкину так, как люди относятся к своему отражению в зеркале. Разве можно плохо относиться к себе? Башмачкин — это немножко мы с вами в определённые моменты нашей жизни, когда мы чувствуем себя непонятыми, обиженными, забытыми. Позвольте напомнить, что у Башмачкина был шанс что-то изменить в своей жизни: «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». Он отказался. Гоголь своим шансом воспользовался. Он стал знаменитым писателем, книги которого читают уже 200 лет.
Не бойтесь движения вперёд, так как есть ещё один вид движения — это движение назад. Это мы и видели на примере Башмачкина.
Из воспоминаний критика Натальи Злыгостевой: «Вспоминаю давний-давний зимний вечер. Дома никого нет. Над круглым столом мягкий свет от абажура. Я сижу на стуле с высокой спинкой и читаю повесть “Шинель” Н. В. Гоголя. Мне 7 лет, и многого я ещё не понимаю, но сердце щемит от жалости к бедному Акакию Акакиевичу оттого, что все над ним смеются, все его обижают, а он ни на кого не может даже рассердиться».
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
-
Выполнить задание 6 на с. 233 или задание 2 на 234.
-
Рассказать историю Акакия Акакиевича от первого лица; рассмотреть 14 линогравюр С. Бродского к повести «Шинель» и подобрать к ним текст из рассказа или дать свой комментарий (творческое задание)