Народные игры как средство развития школьного возраста.
Алданский улус, п. Нижний - Куранах
МКОУ «С(К)ОШИ»
Учитель физической культуры –
высшей квалификационной категории
Абрамова Людмила Игнатьевна.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка. источник радостных эмоций. Обладающая воспитательной силой.
Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха.
Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр. состязаний в силе и ловкости.
Передовые представители культуры К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А. Виноградов и др.призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс.
В своих трудах известный этнопедагог - Г.Н.Волков подчеркивает, что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов.
В Якутских национальных играх отразилась особенности менталитета, в мировззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота а также охотой, рыболовством. «Меткий охотник »-меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» бег парами, «Водопой из проруби»-воля и сила, «Жеребята», «Бой быков»-бег и сила и ловкость для мальчиков итд.
Якутские народные игры – это культура якутского народа.
Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волков, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своему культуру должно начинаться с раннего детства, а именно с игры.
Например, игры " Упрямый теленок", "Водопой" и др. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей " Упрямый бык", " «пень и бык" и др.
Огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа как игра « Армрестлинг», «Скачки», «Путы» и т .д.
Бережное сохранение национальных традиций самобытности национального облика каждого народа- является одним из назначений традиционных народных играх раскрывается характер народа. Конечно эти игры ценят и стремятся осуществлять общечеловеческие идеалы добра. справедливости, честности, дружелюбье, смелости. выдержки. целеустремленности, верности. скромности итд.
В нашем суровом холодном краю у охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.
Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность, в цель, длительный бег. В играх « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» итд.
Национальные особенности проявляется не только в действиях и отношениях в играющих и у всех включая материальную культуры игры.
Яркий национальный колорит передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен, считалок , скороговорок и тд.
Важнейшей стороной народные игры можно считать утвердившие, как средство воспитание сложилось и действует своя народная педагогика игры, обьединяющая вековой опыт.
Знания и мысли о применении игры в воспитании детей .
Народная игра принимает всех, не говоря об ослабленных детях.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь школьников остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаютя сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение т.е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Гармоничное сочетание патриотизма с их устремленный к сотрудничеству к дружбе народов одной из качеств чрезвычайно актуально в наше время.
Знакомя школьников с историей, традициями, обычаями, культурой народа саха формируют у них историко- географические представления, вызывают чувства любви и гордости за свою малую родину.
Народная игра - понятие многомерное.
Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира.
В двигательной и умственной активности развивает в ребенке воображение и творческие наклонности.
Национальные игры состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.
Обучение между воспитанником и учителем - одна из основных форм в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость. накопленная человеком.
Важно активное сотворчество взрослого и детей их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев умение взрослого включаться в игровое взаимодействие с ребятами. Способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность показать свои знания и умения, поощрить их воображение и фантазию. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Таким образом, для образовательных учреждений наиболее эффективным средством является игра, так как она выполняет важную роль в жизни ребенка. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с детства, с игры.
Якутские народные игры для детей
Игра "Кочкарник"
Цель: Умение быть внимательным, сообразительным,
развивать координацию движений, умение считать. Ознакомить с жизнью предков.
Ход игры:
Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим предкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требующая особой сноровки ...
Для игры берут поленья 20 см длиной и 7 см толщиной и кладут их посреди балагана (7-9) поленьев.
Ведущий отводил игрока в угол, завязывая ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ни чего не задев. Если же участники уронят поленья (кочки), то учитывается, кто сколько уронил.
игра "Бык и пень"
Цель: Ознакомить трудом землепашества, развивать силовые качества, упорства, закалять качества терпимости.
С распространением землепашества в Якутии наши предки расчищали места для посева зерновых, выкорчевывая лес. Веселая игра " Бык и пень" возникла в этот период истории народа. В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, "бык". Никто из двоих соперников не желает стать "пнем".
игроки должны стать на четвереньки спинами друг к другу. Ведущий надевает веревку на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на линии упора проводить линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны. Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется" быком" а проигравший становится "пнем"
игра «Наперегонки»
В старину это была дна из любимых детских игр.
3 или 5 детей упираются в землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. Бегут наперегонки примерно 30-50 метров. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу
Игра «Амрестлинг»
Два человека сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки так, чтобы соединялись предплечья. Игроки должны давить ладонями так, чтобы не поднимались локти.
Задача игроков-согнуть запястье противника. В эту игру можно играть и левой рукой. Раньше предки узнавали сильного человека по этой игре.
Использованная литература
Авдулова Т. П.Психология игры: современный подход: учебн.пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1974.
Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации// Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст.-М.,1999.-С. 33-40.
Осокина Т.И.Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. Дет.сада.-М.: Просвещение, 1988.-239с.
Федоров А.С. народные игры и забавы саха.- Дьокуускай : Бичик, 2011.-96с.
Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. Якутск: Кн. Изд-во, 1991.-136с.