СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ямская слобода г.Курска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий материал. История одной из пригодныхслобод г. Курска

Просмотр содержимого документа
«Ямская слобода г.Курска»

Ямская слобода

Ямская слобода

Ямская слобода - название пригородных слобод многих городов России, в старину заселенных ямщиками, обязанными (некогда)
  • Ямская слобода - название пригородных слобод многих городов России, в старину заселенных ямщиками, обязанными (некогда) "гонять" почту; местами потомки ямщиков и поныне занимаются извозным промыслом. Большинство ямских слобод слились с городами и совершенно утратили свой характер; о многих из них осталось одно название, так, например. Ямская ул. в Ленинграде, Ямские слободы в г.г. Москве, Твери, Курске и мн. др.
Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти XVII в., до 1629 г. она называлась Ерской, (Ерек, Ерик - слово турецкое. Джагатайск. нареч, значит - небольшой ручей.) Много в Ямской было ручьев, это и послужило названием слободы Ерскою, т. е. слободы ручьев, шли за ручьем.) а после 1629 г. ее наз. Емская, Ямская. В 1629 г. в Ямской была построена деревянная церковь Введения. Подобно всем другим церквам она была обложена данью. Священник Введенской церкви Г. Попов писал: «Самый первый храм в Ямском приходе основан в 1661 году. По преданию, храм этот был деревянный. За ветхостью сломан. Иконостас из него продан в село Пименово Кур. уезда. На месте его стоит каменный памятник. В десяти саженях от него стоит нынешний Введенский храм уже второе столетие».
  • Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти XVII в., до 1629 г. она называлась Ерской, (Ерек, Ерик - слово турецкое. Джагатайск. нареч, значит - небольшой ручей.)
  • Много в Ямской было ручьев, это и послужило названием слободы Ерскою, т. е. слободы ручьев, шли за ручьем.) а после 1629 г. ее наз. Емская, Ямская.
  • В 1629 г. в Ямской была построена деревянная церковь Введения. Подобно всем другим церквам она была обложена данью.
  • Священник Введенской церкви Г. Попов писал: «Самый первый храм в Ямском приходе основан в 1661 году. По преданию, храм этот был деревянный. За ветхостью сломан. Иконостас из него продан в село Пименово Кур. уезда. На месте его стоит каменный памятник. В десяти саженях от него стоит нынешний Введенский храм уже второе столетие».
Курск в то время постоянно подвергался нападениям с юга. В 1646 г. крымцы сделали на Курск свой, обычный набег, взяли в плен священника и часть населения, другая часть от страха разбежалась. Таким образом, достоверно известно, что 300 лет назад Ямская слобода уже существовала. У С. Ларионова читаем: «... в оной слободе церковь каменная богато украшенная (современная) с оградой каменною же вокруг, выстроенная ямщиками в 1752 г. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы». Храм освящен преосвященнейшим Иосафом Миткевичем 19 июня 1761 года
  • Курск в то время постоянно подвергался нападениям с юга. В 1646 г. крымцы сделали на Курск свой, обычный набег, взяли в плен священника и часть населения, другая часть от страха разбежалась.
  • Таким образом, достоверно известно, что 300 лет назад Ямская слобода уже существовала. У С. Ларионова читаем: «... в оной слободе церковь каменная богато украшенная (современная) с оградой каменною же вокруг, выстроенная ямщиками в 1752 г. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы». Храм освящен преосвященнейшим Иосафом Миткевичем 19 июня 1761 года
В Курском Краеведческом музее план гор. Курска, относящийся к 1782 г. В том году было межевание города. На этом плане видна и Ямская. Она, подобно другим слободам - Стрелецкой, Казацкой, Пушкарной, в тот год не была подвергнута межеванию. На карте она очень небольшая с узкими кривыми улицами. План Ямской того времени настолько отличается от современного, что трудно даже найти современные улицы - разрезы там идут совершенно в ином направлении. Но, несмотря па это несходство, все же некоторые улицы, найти можно - Кузнецовка,( Улица Кузнецовка названа от кузниц, во множестве построенных там. Раньше, по преданию, она назыв. Бобровкой. Она представляла из себя болото и была полна бобров.), Коренская, площадь для церкви. Размежевана Ямская была позже и на плане 1894 г., можно видеть современную Ямскую, только с прибавлением новых улиц за последнее время. План Курска 1782г. План Курска 1894г.
  • В Курском Краеведческом музее

план гор. Курска, относящийся к 1782 г. В том году было межевание города. На этом плане видна и Ямская. Она, подобно другим слободам - Стрелецкой, Казацкой, Пушкарной, в тот год не была подвергнута межеванию. На карте она очень небольшая с узкими кривыми улицами.

  • План Ямской того времени настолько

отличается от современного, что трудно даже найти современные улицы - разрезы там идут совершенно в ином направлении. Но, несмотря па это несходство, все же некоторые улицы, найти можно - Кузнецовка,( Улица Кузнецовка названа от кузниц, во множестве построенных там. Раньше, по преданию, она назыв. Бобровкой. Она представляла из себя болото и была полна бобров.), Коренская, площадь для церкви. Размежевана Ямская была позже и на плане 1894 г., можно видеть современную Ямскую, только с прибавлением новых улиц за последнее время.

План Курска 1782г.

План Курска 1894г.

Слобода Ямская в то время представляла из себя небольшой поселок, сконцентрированный возле церкви. Здесь же были базар и постоялые дворы. Кладбище сначала было возле церкви (где капличка), об этом говорят во множестве найденные на, усадьбах могилы, в которых сохранились кости и ткань недавнего времени. С течением же времени кладбище из центра поселка перенесено на окраину
  • Слобода Ямская в то время представляла из себя небольшой поселок, сконцентрированный возле церкви. Здесь же были базар и постоялые дворы.
  • Кладбище сначала было возле церкви (где капличка), об этом говорят во множестве найденные на, усадьбах могилы, в которых сохранились кости и ткань недавнего времени.
  • С течением же времени кладбище из центра поселка перенесено на окраину
Слобода Ямская отделяется от города рекою Туcкарь.  Слобода Ямская имела свою особую службу перед государством, службу по почте и транспорту. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей и были за то свободны от других повинностей. На это указывает и самое название. Слово Ям - татарское, означает почтовый двор Исполняя требуемую с них службу, ямщики получали в награду землю в виде распашной земли, сенокоса, леса. С течением времени, вследствие прироста населения, слобода Ямская увеличивается.
  • Слобода Ямская отделяется от города рекою Туcкарь.
  • Слобода Ямская имела свою особую службу перед государством, службу по почте и транспорту. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей и были за то свободны от других повинностей.
  • На это указывает и самое название. Слово Ям - татарское, означает почтовый двор Исполняя требуемую с них службу, ямщики получали в награду землю в виде распашной земли, сенокоса, леса. С течением времени, вследствие прироста населения, слобода Ямская увеличивается.
... Ямщики, как сказано, занимались извозом до проведения ж. д. Бывая всюду в России они привозили с собою ценные или редкие вещи на родину. В одной семье есть самовар, привезенный ямщиками из Тулы 100 лет тому назад; он был привезен, как подарок, па новоселье бабушке хозяина этого самовара. Бывали ямщики и за границей. Ездили они на своих подводах. Пошлина не позволяла им провозить ценных товаров, они пускались на хитрость, чтобы провести контрабанду -шелковую материю они скатывали в трубку и, сделан в оглоблях в середине отверстие, прятали эту материю туда и, таким образом, они привозили в Россию беспошлинно шелк. Ценные же вещи - золотые, они клали в мазницу (ведро с дегтем), на дно пустого ведра они клали вещи, затем вставляли сверху другое дно и уже потом наливали деготь.
  • ... Ямщики, как сказано, занимались извозом до проведения ж. д. Бывая всюду в России они привозили с собою ценные или редкие вещи на родину. В одной семье есть самовар, привезенный ямщиками из Тулы 100 лет тому назад; он был привезен, как подарок, па новоселье бабушке хозяина этого самовара. Бывали ямщики и за границей. Ездили они на своих подводах. Пошлина не позволяла им провозить ценных товаров, они пускались на хитрость, чтобы провести контрабанду -шелковую материю они скатывали в трубку и, сделан в оглоблях в середине отверстие, прятали эту материю туда и, таким образом, они привозили в Россию беспошлинно шелк. Ценные же вещи - золотые, они клали в мазницу (ведро с дегтем), на дно пустого ведра они клали вещи, затем вставляли сверху другое дно и уже потом наливали деготь.
Отправляясь с товарами в дальний путь ямщики были заинтересованы в скорейшей доставке товара туда и обратно. Для этого они старались ехать возможно больше времени без остановок, а чтобы лошади не были голодными, то они сзади каждой повозки на деревянной раме прибивали холстинный мешок, куда засыпали овес. Лошади шли и ели овес. Передняя подвода чередовалась с одной из последующих. Несмотря на их завидное умение постоять за себя, дать достойный отпор противнику, немало ямщиков погибало на больших дорогах из-за нападения на них разбойников или просто бродячего злого люда, многие замерзали в пути. . Ямское общество всегда было ревниво в своих правах и не пускало посторонних людей к себе. Разночинцам(Так в Ямской называли всех неямщиков) с большим трудом давали разрешение на право постройки домов. Если такие дома сгорали, то им не давали снова строиться и их усадьба шла в общее пользование ямщиков. Ямщики сами не занимались земледелием; свои земли они сдавали в аренду. Так было и после того, когда они оставили извоз.
  • Отправляясь с товарами в дальний путь ямщики были заинтересованы в скорейшей доставке товара туда и обратно. Для этого они старались ехать возможно больше времени без остановок, а чтобы лошади не были голодными, то они сзади каждой повозки на деревянной раме прибивали холстинный мешок, куда засыпали овес. Лошади шли и ели овес. Передняя подвода чередовалась с одной из последующих.
  • Несмотря на их завидное умение постоять за себя, дать достойный отпор противнику, немало ямщиков погибало на больших дорогах из-за нападения на них разбойников или просто бродячего злого люда, многие замерзали в пути.
  • .
  • Ямское общество всегда было ревниво в своих правах и не пускало посторонних людей к себе. Разночинцам(Так в Ямской называли всех неямщиков) с большим трудом давали разрешение на право постройки домов. Если такие дома сгорали, то им не давали снова строиться и их усадьба шла в общее пользование ямщиков.
  • Ямщики сами не занимались земледелием; свои земли они сдавали в аренду. Так было и после того, когда они оставили извоз.
Сами же они занимались либо торговлей - крамарством либо какой промышленностью, либо ремеслами. Крамарство состояло вот в чем: ямщик брал с собою товар: мануфактуру, галантерею, иголки, нитки, пуговицы, колечки, крестики, сласти - все необходимое для деревенской жизни, садился на воз и ехал торговать. Денег ему давали мало, торговля была, главным образом, меновая.  Они ездили по Ямской и кричали:
  • Сами же они занимались либо торговлей - крамарством либо какой промышленностью, либо ремеслами.
  • Крамарство состояло вот в чем: ямщик брал с собою товар: мануфактуру, галантерею, иголки, нитки, пуговицы, колечки, крестики, сласти - все необходимое для деревенской жизни, садился на воз и ехал торговать. Денег ему давали мало, торговля была, главным образом, меновая.
  • Они ездили по Ямской и кричали: "Эй, ребятишки, выносите тряпички, костишки". И, взамен за приносимое, они давали пряник, колечко, конфетку.
  • Ребята тащили у матерей тряпки нужные и ненужные, с интересом поджидая этих купцов, от которых они получали лакомства. Но большинство Крамаров ездило далеко вглубь губернии за 100 вер., и более; это были более богатые крамары. Часть обменной пеньки, тряпок, яиц, пуха и пера крамары сдавали скупщиками
Более зажиточные ямщики занимались промышленностью. Здесь была развита промышленность тряпичная, веревочная. Здесь были трепальные заведения, в которых трепачи выбивали из пеньки кострику и, уже обработанная таким образом, пенька шла на веревки; здесь же были прядильные заведения или отправляли пеньку на железную дорогу для заграницы. Тряпье сортировалось и связывалось в тюки. Перо обрабатывалось так, что пушистые части отделялись от стержня. Стержень выбрасывался, а перо затюковывалось. Это был довольно значительный промысел. Девушки одни ходили на перья, другие на трепку. Препачи были исключительно пришлые, а прядильщики из местных жителей. Заведения эти находились за Писаревкой по направлению к Щиграм. Содержали эти заведения Гавр. Ив. Масленников, Долгошей по уличному и Горяинов.
  • Более зажиточные ямщики занимались промышленностью. Здесь была развита промышленность тряпичная, веревочная. Здесь были трепальные заведения, в которых трепачи выбивали из пеньки кострику и, уже обработанная таким образом, пенька шла на веревки; здесь же были прядильные заведения или отправляли пеньку на железную дорогу для заграницы. Тряпье сортировалось и связывалось в тюки. Перо обрабатывалось так, что пушистые части отделялись от стержня. Стержень выбрасывался, а перо затюковывалось. Это был довольно значительный промысел.
  • Девушки одни ходили на перья, другие на трепку. Препачи были исключительно пришлые, а прядильщики из местных жителей. Заведения эти находились за Писаревкой по направлению к Щиграм. Содержали эти заведения Гавр. Ив. Масленников, Долгошей по уличному и Горяинов.
В Ямской было развито живописное и иконостасное дело - Карачевцовы особенно славились этим; кустари Исаичкины и Чурсанов также известны были своими работами. Были в Ямской разные производства:, мраморное и паркетное (известен был Захаров), роговое (Рогожскин).  Из ремесел по переписи 1866 г. сапожников 360 и кровельщиков, 131.  По той же переписи было значительное число бондарей, портных, гребенщиков, кузнецов и ситников. Бондарей считалось 51, портных 37, кузнецов 24 и ситников 20.
  • В Ямской было развито живописное и иконостасное дело - Карачевцовы особенно славились этим; кустари Исаичкины и Чурсанов также известны были своими работами. Были в Ямской разные производства:, мраморное и паркетное (известен был Захаров), роговое (Рогожскин).
  • Из ремесел по переписи 1866 г.

сапожников 360 и кровельщиков, 131.

По той же переписи было значительное число бондарей, портных, гребенщиков, кузнецов и ситников.

Бондарей считалось 51, портных 37, кузнецов 24 и ситников 20.

Жизнь Ямской слободы всегда шла особняком от города. Ямщик любил свою слободу, с гордостью говорил, что он из Ямской и неохотно женил своего сына на
  • Жизнь Ямской слободы всегда шла особняком от города. Ямщик любил свою слободу, с гордостью говорил, что он из Ямской и неохотно женил своего сына на "чужой" девушке.
  • Ямщики всегда отличались независимым характером, в средствах не нуждались и потому на ж. д. не поступали. Да и ж. д. начальство недолюбливало их и старалось их не принимать.
Из всех обычаев прошлой русской жизни в слободе Ямской долее всего сохранялись обычаи, связанные со свадьбой. Существовали они почти до самой революции. Молодая девушка и юноша, вступая в брак, почти не знали друг друга. Их судьбу устраивали родители. Обыкновенно к родителям жениха или невесты являлись сваты- сват или сваха. Их с почтением принимали и угощали.
  • Из всех обычаев прошлой русской жизни в слободе Ямской долее всего сохранялись обычаи, связанные со свадьбой. Существовали они почти до самой революции. Молодая девушка и юноша, вступая в брак, почти не знали друг друга. Их судьбу устраивали родители. Обыкновенно к родителям жениха или невесты являлись сваты- сват или сваха. Их с почтением принимали и угощали.
За угощеньем сват говорил, что у него есть жених и рассказывал, кто он, откуда, кто его родители. Если жених по рассказам казался родителям невесты подходящим, то через несколько дней назначались
  • За угощеньем сват говорил, что у него есть жених и рассказывал, кто он, откуда, кто его родители. Если жених по рассказам казался родителям невесты подходящим, то через несколько дней назначались "глядки" (Смотрины). На глядки сват приводил жениха с родителями. В доме невесты было убрано по-праздничному, сама она и родители ее были хорошо одеты. Начиналось чаепитие, затем закуска.
  • Если родителям молодые люди казались подходящими, то здесь же на глядках сразу решали дело - выговаривали приданое за невестой, назначали день "образования". Если не хотели обидеть отказом прямо, поступали дипломатически: называли цифру приданого за невестой неподходящей по требованию.
  • Иногда бывало и так, что в день "глядок" сразу совершалось и "образование". После "глядок" подруги невесты выходили с медным тазом на улицу и били в таз - это означало, что девушка просватана. И в слободе, услышав этот звон, всякий знал, что у такого-то гражданина сговорена дочь в замужество.
  • Через некоторое время после "глядок" назначалось "образование". Название это происходит от слова образ -икона, которым благословляли нареченных на брак. В этот день бывало приглашено очень много народу - родители нареченных, дяди, тетки, их сестры с мужьями, братья с женами, двоюродные, кумовья, друзья, знакомые.
  • И снаружи дом был облеплен любопытными, глядящими в окна на торжество. В середине дома была теснота невероятная от гостей. Созывалось гостей много, не разбирая того вместит ли дом их всех и в состоянии ли хозяйка накормить всех. Близких родных приглашали к столу для угощенья, а молодежь и прочая родня обносилась чаем.
  • Каждый, сидя на месте, брал в руки подносимый стакан чаю, затем на подносе ему предлагали конфеты, пряники, орехи. И он пил таким образом чай. Но большинству угощенья не было - просто не хватало средств угостить всех. Впрочем, молодежь и не интересовалась этим. Она интересовалась самим делом, гуляньем и песнями. Вот одна из этих песен: (на образовании).
  • Как прилетел сизый голубь из чистова поля,
  • Ой лели, лели, али лели, лели, из чистова поля,
  • Да сизая галубушка,
  • По галубинчку ходит (2 раза).
  • По голубю тужит (припев).
  • А свет ты мой, да сизый голубь,
  • Да и где же тибе посадити (припев)
  • Да и где же тибе посадити,
  • И чем тебе угостити (припев)
  • Посажу я сиза голубя,
  • На свой галубничек (припев)
  • Накормлю я сиза голубя,
  • Яровой пашаницай (припев)
  • Напаю я сизабуркастава,
  • Ключевою водою (припев)
  • Как приехал Иванушка,
  • Из чужова гарадочка (припев)
  • Из чужова гарадочка,
  • Из чужова гарадочка,
  • Из чужова низнакомава (припев),
  • А свет душа Катеринушка,
  • На горенки ходит (припев)
  • На горинки ходит.
  • Па Иванушке тужить (припев).
  • Ах ты, свет ты мой, Иванушка,
  • Да и где ж тебе посадити (припев)
  • Да и где ж тебе посадити
  • И чем тебе угостити (припев).
  • Посажу ль свет Иванушку
  • Сбоку сибе (припев).
В день свадьбы невеста постилась. К венцу за невестой приезжали шафера, жениховы сестры, человек 5 всего. После венца молодые ехали в дом жениха. На пороге родители встречали молодых с иконами, а в ноги им клали шубу; это была примета - чтоб жили богато. На свадьбе уже песен не пели. Обособленность ямщиков сказывалась во всей их жизни: и в их обрядах, и в играх, и в увеселениях. То, что город в 3-х верстах, мало интересовало ямщика. Взрослые, а за ними и дети, жили своим особым миром и интересами.
  • В день свадьбы невеста постилась. К венцу за невестой приезжали шафера, жениховы сестры, человек 5 всего. После венца молодые ехали в дом жениха. На пороге родители встречали молодых с иконами, а в ноги им клали шубу; это была примета - чтоб жили богато. На свадьбе уже песен не пели.
  • Обособленность ямщиков сказывалась во всей их жизни: и в их обрядах, и в играх, и в увеселениях. То, что город в 3-х верстах, мало интересовало ямщика. Взрослые, а за ними и дети, жили своим особым миром и интересами.
На Троице были специальные языческие игрища. Под Троицу ходили искать купену. Шли на луг и в болотистых местах рыли землю и искали корневище травы, своей формой напоминающее человеческую фигуру, шили из лоскутов в поле ей платье и па Троицу ее хоронили с песнями и плясками. Пелась эта песня по-похоронному. Похороны Купены не есть ли символ уходящем весны и наступления лета? . Вот текст песни, так называемой
  • На Троице были специальные языческие игрища. Под Троицу ходили искать купену. Шли на луг и в болотистых местах рыли землю и искали корневище травы, своей формой напоминающее человеческую фигуру, шили из лоскутов в поле ей платье и па Троицу ее хоронили с песнями и плясками.
  • Пелась эта песня по-похоронному. Похороны Купены не есть ли символ уходящем весны и наступления лета? .
  • Вот текст песни, так называемой "Купены":
  • Нонче Троицын день, богородицин день.
  • Червичек, паучек, ты куда же ползешь?
  • Я к девкам в сад венки завивать,
  • Нонче Троицын день богородицин день.
  • Венки завивать караваи начинать и купену поминать.
  • Кун-купена, ты к нам поздно пришла,
  • Когда теперь к нам придешь?
  • Когда нам веночки принесешь?
  • Кун-купена, нам тебя жалко,
  • А хоронить тебя надо,
  • Купим тебе гробочек,
  • Совьем тебе веночек,
  • И положим его на гробочек.
  • Будем к тебе, купена приходить
  • И будем тебе веночки приносить
  • Еще тебе принесем букет цветов
  • Ныне Троицын день, Богородицын день
  • и т. д.
На Масленицу было торжественное катание. Ехали кругом Ямской но улицам Поповой, Рогожской, Чурючкиной, Коренской, Дворянской... Это был сплошной поезд. Приезжали кататься из Казацкой, Стрелецкой. Пушкарной, из города приезжало купечество. Всех прельщала Ямская своим отсутствием гор. Лошади были убраны. Люди были ряженными. Кто был не ряжен, тот был красиво одет. Все участники этого поезда пели, играли на разных инструментах.. На Масленой же ездили верхом маскированные, например, леший с бородой, бреднем покрытый.
  • На Масленицу было торжественное катание. Ехали кругом Ямской но улицам Поповой, Рогожской, Чурючкиной, Коренской, Дворянской... Это был сплошной поезд. Приезжали кататься из Казацкой, Стрелецкой. Пушкарной, из города приезжало купечество. Всех прельщала Ямская своим отсутствием гор.
  • Лошади были убраны. Люди были ряженными. Кто был не ряжен, тот был красиво одет. Все участники этого поезда пели, играли на разных инструментах..
  • На Масленой же ездили верхом маскированные, например, леший с бородой, бреднем покрытый.
Старинная русская одежда в слободе Ямской сохранилась долее, чем в г. Курске. 150 лет тому назад в Ямской можно было видеть гражданина, одетого в длинную до пят одежду с широкими, предлинными рукавами, длиннее рук на 1 - 1,5 арш. Это были так называемые азюмы (азямы), парадная одежда из темного хорошего сукна. А внизу был сюртук предлинный в обтяжку до икр. Под сюртуком атласный жилет с атласным воротником в складках черного цвета и шелковый галстук-платок, па ногах сапожки козловые.
  • Старинная русская одежда в слободе Ямской сохранилась долее, чем в г. Курске. 150 лет тому назад в Ямской можно было видеть гражданина, одетого в длинную до пят одежду с широкими, предлинными рукавами, длиннее рук на 1 - 1,5 арш. Это были так называемые азюмы (азямы), парадная одежда из темного хорошего сукна. А внизу был сюртук предлинный в обтяжку до икр. Под сюртуком атласный жилет с атласным воротником в складках черного цвета и шелковый галстук-платок, па ногах сапожки козловые.
  • "Моя мать, - говорит 82-летний старожил, - ходила, как и все женщины, в кокошнике. Шубки у женщин были плюшевые, модного тогда красною цвета. На ногах у них были башмаки с легкими каблуками, а потом полсапожки".
В Курском наместничестве ямщики одевались по-особому. Их форму составляли вишневая шапка с пухом, шубный кафтан, кушак бумажный. Весь наряд стоил немалых по тем временам денег - шести с половиной рублей. Шилась форма на долгие годы и переходила от отца к сыну.
  • В Курском наместничестве ямщики одевались по-особому. Их форму составляли вишневая шапка с пухом, шубный кафтан, кушак бумажный. Весь наряд стоил немалых по тем временам денег - шести с половиной рублей. Шилась форма на долгие годы и переходила от отца к сыну.
Жизнь Ямской слободы всегда шла особняком от города. Ямщик любил свою слободу с гордостью говорил что он из Ямской.
  • Жизнь Ямской слободы всегда шла особняком от города. Ямщик любил свою слободу с гордостью говорил что он из Ямской.