СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Японские трехстишия (хокку). мацуо басе, кобаяси исса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

японские трехстишия (Хокку). МАцуо басЕ, кобаяси Исса

Просмотр содержимого документа
«Японские трехстишия (хокку). мацуо басе, кобаяси исса»

Урок 67
японские трехстишия (Хокку).
МАцуо басЕ, кобаяси Исса

Цели: познакомить с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями; вызвать интерес к японской культуре; показать особенности и своеобразие японского хокку.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Методические приемы: комментированное чтение текста, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Байрона (с комментированием).

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику (с. 248–254).

Комментированное чтение статьи учебника учителем.

Составление плана статьи.

ПЛАН (примерный)

1) Хокку – краткое лирическое стихотворение.

2) Выражение мыслей и чувств.

3) Лаконизм (краткость).

4) Темы: жизнь природы и человека.

5) Слоги, ударения, рифмы.

6) Поэтическая картина, набросанная двумя-тремя словами; смысл будет понят только при внимательном чтении.

7) Хокку и живопись.

8) Звуковые образы.

9) Трехстишие требует от читателя работы воображения, а не дословного перевода.

Рассматривание иллюстраций, помещенных в учебнике, вышивок в японском стиле, выполненных учащимися.

Работа по конспекту статьи Д. С. Лихачева «Искусство открывает нам большой мир».

Первый пункт статьи. (Русская культура – открытая культура... все принимающая и все творчески осмысливающая.)

Третий пункт. (Ценность замечательных художников в том, что они «разные».)

Четвертый пункт. (Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.)

Вывод. Искусство других народов открывает нам большой мир.

– Прочитайте хокку (с. 248–250), постарайтесь раскрыть их смысл.

Составление плана ответа о биографии Мацуо Басе.

ПЛАН (примерный)

1) Мацуо Басе – национальный японский поэт.

2) Хокку раскрывают душевный мир, его чувства и переживания.

3) Поэзия – его призвание.

Чтение хокку (с. 252).

– Помните: хокку требуют воображения!

Чтение биографии Кобаяси Исса.

– Что мы узнали о Кобаяси Исса? (Тяжелое детство, постоянная нужда, странствия. Он очень талантлив, оставил богатое поэтическое наследие.)

Чтение хокку (с. 253–254).

– Попытайтесь раскрыть смысл прочитанных хокку.

Вывод. Знакомство с японскими трехстишиями помогает нам понять, хотя очень поверхностно, особенности литературы японского народа, его ум, выразительность, краткость и точность языка; хокку заставляют работать мысль, воображение.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Попробуйте подготовить собственные хокку, посвятив их родной природе или своим отношениям с друзьями.

Домашнее задание: прочитать рассказ О. Генри «Дары волхвов».