Урок 67
японские трехстишия (Хокку).
МАцуо басЕ, кобаяси Исса
Цели: познакомить с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями; вызвать интерес к японской культуре; показать особенности и своеобразие японского хокку.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Методические приемы: комментированное чтение текста, аналитическая беседа.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Байрона (с комментированием).
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
Работа по учебнику (с. 248–254).
Комментированное чтение статьи учебника учителем.
Составление плана статьи.
ПЛАН (примерный)
1) Хокку – краткое лирическое стихотворение.
2) Выражение мыслей и чувств.
3) Лаконизм (краткость).
4) Темы: жизнь природы и человека.
5) Слоги, ударения, рифмы.
6) Поэтическая картина, набросанная двумя-тремя словами; смысл будет понят только при внимательном чтении.
7) Хокку и живопись.
8) Звуковые образы.
9) Трехстишие требует от читателя работы воображения, а не дословного перевода.
Рассматривание иллюстраций, помещенных в учебнике, вышивок в японском стиле, выполненных учащимися.
Работа по конспекту статьи Д. С. Лихачева «Искусство открывает нам большой мир».
Первый пункт статьи. (Русская культура – открытая культура... все принимающая и все творчески осмысливающая.)
Третий пункт. (Ценность замечательных художников в том, что они «разные».)
Четвертый пункт. (Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.)
Вывод. Искусство других народов открывает нам большой мир.
– Прочитайте хокку (с. 248–250), постарайтесь раскрыть их смысл.
Составление плана ответа о биографии Мацуо Басе.
ПЛАН (примерный)
1) Мацуо Басе – национальный японский поэт.
2) Хокку раскрывают душевный мир, его чувства и переживания.
3) Поэзия – его призвание.
Чтение хокку (с. 252).
– Помните: хокку требуют воображения!
Чтение биографии Кобаяси Исса.
– Что мы узнали о Кобаяси Исса? (Тяжелое детство, постоянная нужда, странствия. Он очень талантлив, оставил богатое поэтическое наследие.)
Чтение хокку (с. 253–254).
– Попытайтесь раскрыть смысл прочитанных хокку.
Вывод. Знакомство с японскими трехстишиями помогает нам понять, хотя очень поверхностно, особенности литературы японского народа, его ум, выразительность, краткость и точность языка; хокку заставляют работать мысль, воображение.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Попробуйте подготовить собственные хокку, посвятив их родной природе или своим отношениям с друзьями.
Домашнее задание: прочитать рассказ О. Генри «Дары волхвов».