Ярмарка методических идей по теме:
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса».
Тема: «Особенности технологии групповой деятельности
на основе эффективности управления и организации учебного процесса»
1 часть: теоретическая.(слайд 1)
Хочу начать с одной китайской притчи «Нужные знания»
В древние времена жил человек Чжу. Он узнал, что старый охотник умеет убивать драконов, пришел к нему и попросил научить.
— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение?
— Да, — сказал Чжу и приступил к учению.
Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился. Вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он больше ничего не умел делать, то жизнь его протекла в горести и нужде.
И только состарившись, Чжу понял простую истину: (слайд 2)
«Познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу».
Новое поколение россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности. Подлинный интерес к познанию у моих учеников появится тогда, когда я смогу не только дать знания, умения и навыки, но и научить самостоятельно добывать их, ведь современный мир динамичен. Объем информации в мире удваивается каждые 10 лет. Необходимо создать условия для воспитания и развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, умеющей быстро адаптироваться в информационном пространстве, помочь ей в нравственном самоопределении.
Групповые формы работы и создают, на мой взгляд, наиболее благоприятные условия для решения этих задач.
( слайд 3) Особенности технологии групповой деятельности :
каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное;
в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога;
и что особенно важно- групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовывать их на практике и представлять найденный совместно результат;
при работе в группах дети учатся внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), развивают умения говорить, отвечать, доказывать;
ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.
Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других групп, они стараются не отвлекаться. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
(слайд 4) Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.
(слайд 5) Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
(слайд 6 ) Задачи групповой работы:
в сфере коммуникативных УУД – учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество, слушать и вступать в диалог, учиться выражать свои мысли;
в сфере регулятивных УУД- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
в сфере личностных УУД- уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
В сфере познавательных УУД- использовать спектр логических действий и операций для решения учебной задачи.
( слайд 7 ) Алгоритм работы в группе.
Прочитать задание, понять учебную задачу.
Проанализировать условие.
Предложить пути решения учебной задачи.
Обосновать и проверить свою версию.
Принять совместное решение.
Проговорить в группе выступление.
Представить решение группы.
(слайд 8) Памятка «Как работать в группе».
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Говори по очереди.
Слушай своих собеседников.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к товарищу по имени.
Уважай мнение каждого участника группы
( слайд 9) План поэтапного освоения групповой работы:
1 этап – Работа в паре.
2 этап – Работа в четвёрках.
3 этап – Работа в «больших» группах.
Таким образом, групповая форма работы- это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. А воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
2 часть: практическая.
Уважаемые коллеги! Организация групповой работы начинается с формирования групп. Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе.
Хочу предложить вашему вниманию план поэтапного освоения групповой работы, который я использую в своей работе .
1 этап – Работа в паре.
Я работаю по ОС «Начальная школа 21 века». («Русский язык», 2 класс, автор Иванов С.В. и др.). На экране вы видите фотографии детей, работающих в паре.
Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на уроке русского языка при изучении темы «Корень слова». Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте.
Задание для парной работы:
Подобрать группы однокоренных слов к словам: «ель», «трава» и записать их в левом столбце, а формы одного и того же слова записать в правом столбце:
| Однокоренные слова | Формы слова |
ель | | |
трава | | |
После окончания работы идет обмен мнениями и оценка правильности выполнения задания.
Примерный ответ (слайд10)
Однокоренные слова | Формы слова |
ельник еловый ельничек | (под) елью (на) ели ель |
трава травинка травушка | трава (на) траве (под) травой (в) траве |
Дети находят информацию в учебнике для обоснования своего решения. Так, например, предлагаю перечислить признаки родственных слов и сформулировать выводы:
слова должны иметь общую часть- корень;
слова должны быть близкими по значению.
Данный вид заданий предполагает дифференцированный подход. Почему?
В паре один из них- сильный ученик, таким образом, идет взаимообучение.
2 этап – Работа в четвёрках.
Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в четверках. Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме «Природные сообщества» на уроках окружающего мира.
Задание для групп - четвёрок:
Какие животные обитают на Земле.
Распределить животных в таблице по группам.
Млекопитающие | Насекомые | Пресмыкающиеся | Птицы |
| | | |
Слова для справок: рысь, жук, змея, пингвин, страус, черепаха, бабочка, летучая мышь, белый медведь, ящерица, муравей, полярная сова, кузнечик, дельфин.
В группе распределяются задания таким образом, чтобы каждый член группы был задействован в работе. Задания проверяются сообща и выдается общий ответ группы.
Ответ: (слайд11)
Млекопитающие | Насекомые | Пресмыкающиеся | Птицы |
рысь летучая мышь белый медведь дельфин | бабочка муравей кузнечик жук | ящерица черепаха змея | страус пингвин полярная сова |
3этап – Работа в «больших» группах.
Задание для больших групп :
Уважаемые коллеги, прошу приготовиться к работе по группам. На экране вы видите фотографии детей, работающих в больших группах. Для каждой группы (можно ряда) предлагаю задание. Результат первого примера является началом второго и так далее. Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)
(слайд12)
Цепочка 1 ряда: | Цепочка 2 ряда: | Цепочка 3 ряда: |
(Ответ: 1-82;2-8;3-0)
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
И все же, подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное, и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие, учит «добывать» знания, которые потом используются в жизни. Учит делать выбор оптимального пути, предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его, т.е., учит быстро адаптироваться в информационном пространстве: «Познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу».
(слайд 13)
Скажите, что такое обучение?
Уроков трудных вечное течение?
Учебников тяжелых утомление?
Нет!
Обучение- это миром знаний увлеченье!
Желаю успехов!