Пояснительная записка
Урок физики «Явление смачивания» по параграфу 11 «Взаимное притяжение и отталкивания молекул», глава «Первоначальные сведения о строении вещества».
Класс: 7
УМК Перышкин А.В. Физика, 7 класс
Учебник: Физика, 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин.- 3-е изд., доп.-М. : Дрофа, 2014.- 224 с. :ил.
Оборудование и материалы: стакан с водой, стеклянная трубочка или пипетка, кусок свечи, бумага, пронумерованные кусочки материалов( кусок резиновой перчатки, кусок махрового полотенца, кусок бинта, бумажная салфетка, кусок мусорного полиэтиленового пакета).
Цель урока: изучение взаимного притяжения и отталкивания молекул на примере смачивания и несмачивания, изучение отличительных особенностей этих явлений, их влияние на функциональное назначение материалов.
Задачи:
Образовательные:
- обучение анализу жизненных ситуаций, связанных с явлениями смачивания и несмачивания.
- обучение выполнению экспериментальных заданий с различными материалами и оборудованием.
- закрепление умения работать в парах.
Развивающие:
- установление связи между предметами биология, технология, русский язык и физика.
- ознакомление учащихся с явлениями смачивания и несмачивания.
- развитие устной и письменной речи.
- развитие умения сопоставлять явления и свойства, выявлять закономерности.
Воспитательные:
- развитие толерантности учащихся.
- формирование интереса к исследованию, к поиску новой информации.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений, различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Опорные понятия, термины: притяжение молекул, отталкивание молекул.
Новые понятия: смачивание, несмачивание.
Форма урока: комбинированный.
Форма контроля: самоконтроль.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
Планируемые результаты
|
Организационный момент
|
Приветствие, на доске изображения гуся и крема для обуви.
|
Проверяют наличие оборудования на рабочем месте.
|
Регулятивные: самоконтроль.
|
|
Актуализация знаний
|
Объясняет, как работать с картой урока.
Проблемный диалог (подведение к теме):
- Какие проблемы мы испытываем, когда на улице наступает весна или осень?
|
Учащиеся высказывают своё мнение.
|
Познавательные: произвольное построение письменного речевого высказывания, анализ объекта.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Учащиеся научатся анализировать имеющиеся знания и жизненный опыт по смачиванию и несмачиванию, определять границы своего знания и формировать запрос на недостаточную информацию.
|
Постановка проблемы, целеполагание
|
Создаёт проблемную ситуацию.
- Что общего между гусем и кремом для обуви?
Ведёт диалог с учащимися для формирования учащимися цели урока.
|
Учащиеся выдвигают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя, выявляют проблему: не знают, что такое смачивание с точки зрения физики, хотя в жизни часто сталкиваются с этим явлением.
Высказываются, о чём бы они хотели узнать.
Формулируют цель урока и записывают в ДКУ.
Возможные варианты ответов: -изучить, что такое смачивание;
- узнать, почему оно происходит;
- выяснить, какую роль смачивание играет в нашей жизни.
|
Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ещё неизвестно.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка учебной цели, подведение под понятие.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
мотивом.
|
Изучение нового материала и способов действий
|
Предлагает выполнить учащимся задание №1 по дидактической карте урока (ДКУ).
Предлагает выполнить задание №2.
Подводящий к выполнению следующего задания диалог, промежуточная рефлексия:
- Достигнута ли цель урока?
- Всё ли мы узнали?
Предлагает выполнить задание №3.
|
Выполняют экспериментальное задание №1, формулируют выводы об использовании увиденного явления, высказывают своё мнение.
Выполняют экспериментальное задание №2, записывают примеры функционального назначения исследуемых материалов на основе своего жизненного опыта.
Возможный ответ:
- Не изучили, почему происходит смачивание или несмачивание, от чего это зависит?
Учащиеся, используя текст учебника, выбирает верные утверждения.
|
Познавательные: анализ объекта с выделением существенных признаков, выбор оснований для классификации.
Регулятивные: оценка правильности выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные: установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждения; Регулятивные:
самоконтроль, коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения результата с эталоном), оценка (выделение учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
Учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений, различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, описывать функционального назначения изученных раздаточных материалов.
|
Закрепление изученного материала
|
Предлагает выполнить задание №4.
Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: что общего между гусем и кремом для обуви?
Формулирует вопрос:
- Какие фразеологизмы связаны с нашей темой?
|
Учащиеся приводят примеры из жизни, опираясь на свой жизненный опыт, стараются не повторять высказывания из задания №2. По желанию высказываются вслух.
Возможный ответ:
-Гуся и крем для обуви объединяет явление несмачивания. Перья гуся покрыты жиром, поэтому они не промокают. В креме для обуви содержится воск, который не даёт влаге проникать внутрь обуви.
«Как с гуся вода».
«Выйти сухим из воды».
Высказывают своё мнение о смысле этих фразеологизмов. С помощью учителя формируют верный ответ.
|
Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, выбор критериев для классификации.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; коррекция знаний.
Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
|
Учащиеся научатся распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.
|
Рефлексия
|
Предлагает учащимся оформить газету «Смачивание – несмачивание».
Задаёт вопросы:
- Как могут взаимодействовать молекулы?
- Что такое смачивание?
- Достигнута ли цель урока?
- Где и как можно использовать полученные знания?
- Продолжите фразы:
«Я не знал…, теперь знаю…»
«Мне больше всего удалось…»
«Я похвалил(а) бы своих одноклассников за…»
|
По одному человека от пары выходят к доске и приклеивают на ватман картинку в соответствии с функциональным назначением вещи.
Осуществляют самооценку и самоанализ своей деятельности, анализируют и оценивают свою работу через лист самооцнеки, пишут синквейн, озвучивают его по желанию.
|
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Личностные: самооценка, установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных интересов
|
Учащиеся научатся анализировать и оценивать свою работу на уроке.
|
Домашнее задание
|
Даёт пояснения.
|
Записывают домашнее задание: параграф 11, задание стр.33письменно
|
|
|
Дидактическая карта урока (ДКУ)
Ф.И.___________________класс
Тема урока:__________________________________________________________________
Что я знаю по этой теме?_______________________________________________________
Цель урока: ____________________________________________________________________________
Выполните задания:
Задание 1. Возьмите два листа бумаги. Один из них натрите воском (свечкой). На каждый лист бумаги с помощью стеклянной палочки капните воду. Что вы наблюдаете? Где происходит смачивание, а где несмачивание?
Где в жизни можно использовать (или встречается) этот факт?
Задание 2. Рассмотрите образцы материалов. Исследуйте их на смачивание. Разделите их на две группы, и номера материалов внесите в соответствующий столбец таблицы.
Каковы их функциональные назначения этих материалов с точки зрения смачивания и несмачивания?
Задание 3. Выберите верное высказывание (отметьте знаком +)
- Сма́чивание — физическое взаимодействие жидкости с поверхностью твёрдого тела или другой жидкости. Оно выражается в растекании жидкости по поверхности твёрдого тела.
- Смачивание твёрдого тела жидкостью можно объяснить притяжением молекул друг к другу.
- При несмачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.
- При смачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.
- Если жидкость смачивает твёрдое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.
Задание 4.
Приведите из жизни примеры смачивания.
Приведите из жизни примеры несмачивания.
Синквейн
тема ( 1 существительное)
2 прилагательных
3 глагола
4 слова – ключевая фраза
1 слово, словосочетание – вывод.
Лист самооценки
Критерии
|
У меня всё получилось.
|
У меня не всё получилось.
|
У меня не получилось (укажите причины).
|
Сформулирована цель урока.
|
|
|
|
Проведены экспериментальные задания№ 1и 2.
|
|
|
|
Выполнено теоретическое задание №3.
|
|
|
|
Указано практическое применение изученного материала №4.
|
|
|
|
Составлен синквейн.
|
|
|
|
Раздаточный материал для рефлексии
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.jpg)
Полотенце Резиновые сапоги
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image008.jpg)
Зонт Носовой платок
Водолазный костюм Туалетная бумага
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image016.jpg)
Свеча Масло сливочное
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image020.jpg)
Плащ – дождевик
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image024.jpg)
Резиновые перчатки
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image028.jpg)
Салфетка для влажной уборки Шариковые ручки
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image032.jpg)
Оформление доски
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image036.png)
Возможный вариант оформления газеты «Смачивание – несмачивание».
![](file:///C:\Users\5E03~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image038.jpg)
Просмотр содержимого документа
«Явление смачивания»
Пояснительная записка
Урок физики «Явление смачивания» по параграфу 11 «Взаимное притяжение и отталкивания молекул», глава «Первоначальные сведения о строении вещества».
Класс: 7
УМК Перышкин А.В. Физика, 7 класс
Учебник: Физика, 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин.- 3-е изд., доп.-М. : Дрофа, 2014.- 224 с. :ил.
Оборудование и материалы: стакан с водой, стеклянная трубочка или пипетка, кусок свечи, бумага, пронумерованные кусочки материалов( кусок резиновой перчатки, кусок махрового полотенца, кусок бинта, бумажная салфетка, кусок мусорного полиэтиленового пакета).
Цель урока: изучение взаимного притяжения и отталкивания молекул на примере смачивания и несмачивания, изучение отличительных особенностей этих явлений, их влияние на функциональное назначение материалов.
Задачи:
Образовательные:
- обучение анализу жизненных ситуаций, связанных с явлениями смачивания и несмачивания.
- обучение выполнению экспериментальных заданий с различными материалами и оборудованием.
- закрепление умения работать в парах.
Развивающие:
- установление связи между предметами биология, технология, русский язык и физика.
- ознакомление учащихся с явлениями смачивания и несмачивания.
- развитие устной и письменной речи.
- развитие умения сопоставлять явления и свойства, выявлять закономерности.
Воспитательные:
- развитие толерантности учащихся.
- формирование интереса к исследованию, к поиску новой информации.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений, различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Опорные понятия, термины: притяжение молекул, отталкивание молекул.
Новые понятия: смачивание, несмачивание.
Форма урока: комбинированный.
Форма контроля: самоконтроль.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствие, на доске изображения гуся и крема для обуви. | Проверяют наличие оборудования на рабочем месте. | Регулятивные: самоконтроль. | |
Актуализация знаний | Объясняет, как работать с картой урока. Проблемный диалог (подведение к теме): - Какие проблемы мы испытываем, когда на улице наступает весна или осень? | Учащиеся высказывают своё мнение. | Познавательные: произвольное построение письменного речевого высказывания, анализ объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учащиеся научатся анализировать имеющиеся знания и жизненный опыт по смачиванию и несмачиванию, определять границы своего знания и формировать запрос на недостаточную информацию. |
Постановка проблемы, целеполагание | Создаёт проблемную ситуацию. - Что общего между гусем и кремом для обуви? Ведёт диалог с учащимися для формирования учащимися цели урока. | Учащиеся выдвигают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя, выявляют проблему: не знают, что такое смачивание с точки зрения физики, хотя в жизни часто сталкиваются с этим явлением. Высказываются, о чём бы они хотели узнать. Формулируют цель урока и записывают в ДКУ. Возможные варианты ответов: -изучить, что такое смачивание; - узнать, почему оно происходит; - выяснить, какую роль смачивание играет в нашей жизни. | Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка учебной цели, подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. мотивом. |
Изучение нового материала и способов действий | Предлагает выполнить учащимся задание №1 по дидактической карте урока (ДКУ). Предлагает выполнить задание №2. Подводящий к выполнению следующего задания диалог, промежуточная рефлексия: - Достигнута ли цель урока? - Всё ли мы узнали? Предлагает выполнить задание №3. | Выполняют экспериментальное задание №1, формулируют выводы об использовании увиденного явления, высказывают своё мнение. Выполняют экспериментальное задание №2, записывают примеры функционального назначения исследуемых материалов на основе своего жизненного опыта. Возможный ответ: - Не изучили, почему происходит смачивание или несмачивание, от чего это зависит? Учащиеся, используя текст учебника, выбирает верные утверждения. | Познавательные: анализ объекта с выделением существенных признаков, выбор оснований для классификации. Регулятивные: оценка правильности выполнения учебной задачи. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждения; Регулятивные: самоконтроль, коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения результата с эталоном), оценка (выделение учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению). Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений, различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, описывать функционального назначения изученных раздаточных материалов. |
Закрепление изученного материала | Предлагает выполнить задание №4. Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: что общего между гусем и кремом для обуви? Формулирует вопрос: - Какие фразеологизмы связаны с нашей темой? | Учащиеся приводят примеры из жизни, опираясь на свой жизненный опыт, стараются не повторять высказывания из задания №2. По желанию высказываются вслух. Возможный ответ: -Гуся и крем для обуви объединяет явление несмачивания. Перья гуся покрыты жиром, поэтому они не промокают. В креме для обуви содержится воск, который не даёт влаге проникать внутрь обуви. «Как с гуся вода». «Выйти сухим из воды». Высказывают своё мнение о смысле этих фразеологизмов. С помощью учителя формируют верный ответ. | Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, выбор критериев для классификации. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; коррекция знаний. Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | Учащиеся научатся распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни. |
Рефлексия | Предлагает учащимся оформить газету «Смачивание – несмачивание». Задаёт вопросы: - Как могут взаимодействовать молекулы? - Что такое смачивание? - Достигнута ли цель урока? - Где и как можно использовать полученные знания? - Продолжите фразы: «Я не знал…, теперь знаю…» «Мне больше всего удалось…» «Я похвалил(а) бы своих одноклассников за…» | По одному человека от пары выходят к доске и приклеивают на ватман картинку в соответствии с функциональным назначением вещи. Осуществляют самооценку и самоанализ своей деятельности, анализируют и оценивают свою работу через лист самооцнеки, пишут синквейн, озвучивают его по желанию. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: самооценка, установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных интересов | Учащиеся научатся анализировать и оценивать свою работу на уроке. |
Домашнее задание | Даёт пояснения. | Записывают домашнее задание: параграф 11, задание стр.33письменно | | |
Дидактическая карта урока (ДКУ)
Ф.И.___________________класс
Тема урока:__________________________________________________________________
Что я знаю по этой теме?_______________________________________________________
Цель урока: ____________________________________________________________________________
Выполните задания:
Задание 1. Возьмите два листа бумаги. Один из них натрите воском (свечкой). На каждый лист бумаги с помощью стеклянной палочки капните воду. Что вы наблюдаете? Где происходит смачивание, а где несмачивание?
Где в жизни можно использовать (или встречается) этот факт?
Задание 2. Рассмотрите образцы материалов. Исследуйте их на смачивание. Разделите их на две группы, и номера материалов внесите в соответствующий столбец таблицы.
Каковы их функциональные назначения этих материалов с точки зрения смачивания и несмачивания?
Задание 3. Выберите верное высказывание (отметьте знаком +)
Сма́чивание — физическое взаимодействие жидкости с поверхностью твёрдого тела или другой жидкости. Оно выражается в растекании жидкости по поверхности твёрдого тела.
Смачивание твёрдого тела жидкостью можно объяснить притяжением молекул друг к другу.
При несмачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.
При смачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.
Если жидкость смачивает твёрдое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.
Задание 4.
Приведите из жизни примеры смачивания.
Приведите из жизни примеры несмачивания.
Синквейн
тема ( 1 существительное)
2 прилагательных
3 глагола
4 слова – ключевая фраза
1 слово, словосочетание – вывод.
Лист самооценки
Критерии | У меня всё получилось. | У меня не всё получилось. | У меня не получилось (укажите причины). |
Сформулирована цель урока. | | | |
Проведены экспериментальные задания№ 1и 2. | | | |
Выполнено теоретическое задание №3. | | | |
Указано практическое применение изученного материала №4. | | | |
Составлен синквейн. | | | |
Раздаточный материал для рефлексии
Полотенце Резиновые сапоги
Зонт Носовой платок
Водолазный костюм Туалетная бумага
Свеча Масло сливочное
Плащ – дождевик
Резиновые перчатки
Салфетка для влажной уборки Шариковые ручки
Оформление доски
Возможный вариант оформления газеты «Смачивание – несмачивание».