СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Явление смачивания

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Урок физики «Явление смачивания» по параграфу 11 «Взаимное притяжение и отталкивания молекул», глава «Первоначальные сведения о строении вещества».

Класс: 7

УМК Перышкин А.В. Физика, 7 класс

Учебник: Физика, 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин.- 3-е изд., доп.-М. : Дрофа, 2014.- 224 с. :ил.

Оборудование и материалы: стакан с водой, стеклянная трубочка или пипетка, кусок свечи, бумага, пронумерованные кусочки материалов( кусок резиновой перчатки, кусок махрового полотенца,  кусок бинта, бумажная салфетка, кусок мусорного полиэтиленового пакета).

Цель урока: изучение взаимного притяжения и отталкивания молекул на примере смачивания и несмачивания, изучение отличительных особенностей этих явлений, их влияние на функциональное назначение материалов.

Задачи:

Образовательные:

- обучение анализу жизненных ситуаций, связанных с явлениями смачивания и несмачивания.

- обучение выполнению  экспериментальных заданий с различными материалами и оборудованием.

- закрепление  умения работать в парах.

Развивающие:

- установление связи между  предметами биология, технология, русский язык  и физика.

- ознакомление учащихся с явлениями смачивания и несмачивания.

- развитие устной и письменной речи.

- развитие умения сопоставлять явления и свойства, выявлять закономерности.

Воспитательные:

- развитие толерантности учащихся.

- формирование интереса к исследованию, к поиску новой информации.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений,  различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Опорные понятия, термины: притяжение молекул, отталкивание молекул.

Новые понятия: смачивание, несмачивание.

Форма урока: комбинированный.

Форма контроля: самоконтроль.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие, на доске изображения гуся и крема для обуви.

Проверяют наличие оборудования на рабочем месте.

Регулятивные: самоконтроль.

 

Актуализация знаний

Объясняет, как работать с картой урока.

Проблемный диалог (подведение к теме):

- Какие проблемы мы испытываем, когда на улице наступает весна или осень?

 

Учащиеся высказывают своё мнение.

Познавательные: произвольное построение письменного речевого высказывания, анализ объекта.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами; планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Учащиеся научатся анализировать имеющиеся знания и жизненный опыт по смачиванию и несмачиванию, определять границы своего знания и формировать запрос на недостаточную информацию.

 

Постановка проблемы, целеполагание

Создаёт проблемную ситуацию.

- Что общего между гусем и кремом для обуви?

 

Ведёт диалог с учащимися для формирования учащимися цели урока.

 

 

 

 

 

Учащиеся выдвигают свои предположения.

 

Отвечают на вопросы учителя, выявляют проблему: не знают, что такое смачивание с точки зрения физики, хотя в жизни часто сталкиваются с этим явлением.

Высказываются, о чём бы они хотели узнать.

Формулируют цель урока и записывают в ДКУ.

Возможные варианты ответов:           -изучить, что такое смачивание;

- узнать, почему оно происходит;

- выяснить, какую роль смачивание играет в нашей жизни.

Регулятивные: целеполагание -  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка учебной цели, подведение под понятие.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами.

мотивом.

Изучение нового материала и способов действий

Предлагает выполнить учащимся задание №1 по дидактической карте урока (ДКУ).

 

 

 

Предлагает выполнить задание №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводящий к выполнению следующего задания диалог, промежуточная рефлексия:

- Достигнута ли цель урока?

- Всё ли мы узнали?

 

 

Предлагает выполнить задание №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют экспериментальное задание №1, формулируют выводы об  использовании увиденного явления, высказывают своё мнение.

 

 

Выполняют экспериментальное задание №2, записывают примеры функционального назначения исследуемых материалов на основе своего жизненного опыта.

 

 

 

 

 

 

Возможный ответ:

- Не изучили, почему происходит смачивание или несмачивание, от чего это зависит?

 

 

Учащиеся, используя текст учебника, выбирает верные утверждения.

 

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных признаков, выбор оснований для классификации.

Регулятивные: оценка правильности выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

 

Познавательные:  установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждения; Регулятивные:

самоконтроль, коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения результата с эталоном), оценка (выделение учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

Учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений,  различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, описывать функционального назначения изученных раздаточных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

Предлагает выполнить задание №4.

 

 

 

 

 

Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: что общего между гусем и кремом для обуви?

 

 

 

 

 

Формулирует вопрос:

- Какие фразеологизмы связаны с нашей темой?

 

 

 

 

Учащиеся приводят примеры из жизни, опираясь на свой жизненный опыт, стараются не повторять высказывания из задания №2. По желанию высказываются вслух.

 

Возможный ответ:

-Гуся и крем для обуви объединяет явление несмачивания. Перья гуся покрыты жиром, поэтому они не промокают. В креме для обуви содержится воск, который не даёт влаге проникать внутрь обуви.

 

«Как с гуся вода».

«Выйти сухим из воды».

Высказывают своё мнение о смысле этих фразеологизмов. С помощью учителя формируют верный ответ.

 

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, выбор критериев для классификации.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; коррекция знаний.

Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами.

 

Учащиеся научатся распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.

 

 

 

Рефлексия

Предлагает учащимся оформить газету «Смачивание – несмачивание».

 

 

Задаёт вопросы:

- Как могут взаимодействовать молекулы?

- Что такое смачивание?

- Достигнута ли цель урока?

- Где и как  можно использовать полученные знания?

- Продолжите фразы:

«Я не знал…, теперь знаю…»

«Мне больше всего удалось…»

«Я похвалил(а)  бы своих одноклассников за…»

 

По одному человека от пары выходят к доске и приклеивают на ватман картинку в соответствии с функциональным назначением вещи.

Осуществляют самооценку и самоанализ своей деятельности, анализируют и оценивают свою работу через лист самооцнеки, пишут синквейн, озвучивают его по желанию.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: самооценка, установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных интересов

Учащиеся научатся  анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Домашнее задание

Даёт пояснения.

Записывают домашнее задание: параграф 11, задание стр.33письменно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая карта урока (ДКУ)

Ф.И.___________________класс

Тема урока:__________________________________________________________________

Что я знаю по этой теме?_______________________________________________________

Цель урока: ____________________________________________________________________________

Выполните задания:

Задание 1. Возьмите два листа бумаги. Один из них натрите воском (свечкой). На каждый лист бумаги с помощью стеклянной палочки капните воду. Что вы наблюдаете? Где происходит смачивание, а где несмачивание?

 

 

Где в жизни можно использовать (или встречается) этот факт?

 

 

Задание 2. Рассмотрите образцы материалов. Исследуйте их на смачивание. Разделите их на две группы, и номера материалов внесите в соответствующий столбец таблицы.

смачивание

несмачивание

 

 

 

Каковы их функциональные назначения этих материалов с точки зрения смачивания и несмачивания?

 

 

 

 

Задание 3. Выберите верное высказывание (отметьте знаком +)

  1. Сма́чивание — физическое взаимодействие жидкости с поверхностью твёрдого тела или другой жидкости. Оно выражается в растекании жидкости по поверхности твёрдого тела.
  2. Смачивание твёрдого тела жидкостью можно объяснить притяжением молекул друг к другу.
  3. При несмачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.
  4. При смачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.
  5. Если жидкость смачивает твёрдое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.

Задание 4.

 Приведите из жизни примеры смачивания.

 

 

 

 

Приведите из жизни примеры несмачивания.

 

 

 

 

Синквейн

тема  ( 1 существительное)

2 прилагательных

3 глагола

4 слова – ключевая фраза

1 слово, словосочетание – вывод.

 

Лист самооценки

Критерии

У меня всё получилось.

У меня не всё получилось.

У меня не получилось (укажите причины).

Сформулирована цель урока.

 

 

 

Проведены экспериментальные задания№ 1и 2.

 

 

 

Выполнено теоретическое задание №3.

 

 

 

Указано практическое применение изученного материала №4.

 

 

 

Составлен синквейн.

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал для рефлексии

                  

                            Полотенце                                                           Резиновые сапоги

 

 

                                    

            Зонт                                                                                                  Носовой платок

 

 

                                                      Водолазный костюм                                                            Туалетная бумага

 

 

                              

                                                                  

                      Свеча                                                               Масло сливочное

                                            

     Плащ – дождевик

 

                 

                                                                                                    Резиновые перчатки

 

 

                                                      

 Салфетка для влажной уборки                                        Шариковые ручки

 

                           

                                  

 

 

Оформление доски

 

                                           

Возможный вариант оформления газеты «Смачивание – несмачивание».

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Явление смачивания»

Пояснительная записка



Урок физики «Явление смачивания» по параграфу 11 «Взаимное притяжение и отталкивания молекул», глава «Первоначальные сведения о строении вещества».

Класс: 7

УМК Перышкин А.В. Физика, 7 класс

Учебник: Физика, 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин.- 3-е изд., доп.-М. : Дрофа, 2014.- 224 с. :ил.

Оборудование и материалы: стакан с водой, стеклянная трубочка или пипетка, кусок свечи, бумага, пронумерованные кусочки материалов( кусок резиновой перчатки, кусок махрового полотенца, кусок бинта, бумажная салфетка, кусок мусорного полиэтиленового пакета).

Цель урока: изучение взаимного притяжения и отталкивания молекул на примере смачивания и несмачивания, изучение отличительных особенностей этих явлений, их влияние на функциональное назначение материалов.

Задачи:

Образовательные:

- обучение анализу жизненных ситуаций, связанных с явлениями смачивания и несмачивания.

- обучение выполнению экспериментальных заданий с различными материалами и оборудованием.

- закрепление умения работать в парах.

Развивающие:

- установление связи между предметами биология, технология, русский язык и физика.

- ознакомление учащихся с явлениями смачивания и несмачивания.

- развитие устной и письменной речи.

- развитие умения сопоставлять явления и свойства, выявлять закономерности.

Воспитательные:

- развитие толерантности учащихся.

- формирование интереса к исследованию, к поиску новой информации.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений, различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Опорные понятия, термины: притяжение молекул, отталкивание молекул.

Новые понятия: смачивание, несмачивание.

Форма урока: комбинированный.

Форма контроля: самоконтроль.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие, на доске изображения гуся и крема для обуви.

Проверяют наличие оборудования на рабочем месте.

Регулятивные: самоконтроль.


Актуализация знаний

Объясняет, как работать с картой урока.

Проблемный диалог (подведение к теме):

- Какие проблемы мы испытываем, когда на улице наступает весна или осень?


Учащиеся высказывают своё мнение.

Познавательные: произвольное построение письменного речевого высказывания, анализ объекта.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учащиеся научатся анализировать имеющиеся знания и жизненный опыт по смачиванию и несмачиванию, определять границы своего знания и формировать запрос на недостаточную информацию.


Постановка проблемы, целеполагание

Создаёт проблемную ситуацию.

- Что общего между гусем и кремом для обуви?


Ведёт диалог с учащимися для формирования учащимися цели урока.






Учащиеся выдвигают свои предположения.


Отвечают на вопросы учителя, выявляют проблему: не знают, что такое смачивание с точки зрения физики, хотя в жизни часто сталкиваются с этим явлением.

Высказываются, о чём бы они хотели узнать.

Формулируют цель урока и записывают в ДКУ.

Возможные варианты ответов: -изучить, что такое смачивание;

- узнать, почему оно происходит;

- выяснить, какую роль смачивание играет в нашей жизни.

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка учебной цели, подведение под понятие.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

мотивом.

Изучение нового материала и способов действий

Предлагает выполнить учащимся задание №1 по дидактической карте урока (ДКУ).




Предлагает выполнить задание №2.











Подводящий к выполнению следующего задания диалог, промежуточная рефлексия:

- Достигнута ли цель урока?

- Всё ли мы узнали?



Предлагает выполнить задание №3.










Выполняют экспериментальное задание №1, формулируют выводы об использовании увиденного явления, высказывают своё мнение.



Выполняют экспериментальное задание №2, записывают примеры функционального назначения исследуемых материалов на основе своего жизненного опыта.







Возможный ответ:

- Не изучили, почему происходит смачивание или несмачивание, от чего это зависит?



Учащиеся, используя текст учебника, выбирает верные утверждения.


Познавательные: анализ объекта с выделением существенных признаков, выбор оснований для классификации.

Регулятивные: оценка правильности выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.


Познавательные: установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждения; Регулятивные:

самоконтроль, коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения результата с эталоном), оценка (выделение учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Учащиеся научатся извлекать информацию из текста об отличительных особенностях смачивания и несмачивания, проводить опыты по наблюдению этих явлений, различать изученные физические явления по описанию их характерных свойств и на основе опытов, описывать функционального назначения изученных раздаточных материалов.























Закрепление изученного материала

Предлагает выполнить задание №4.






Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: что общего между гусем и кремом для обуви?






Формулирует вопрос:

- Какие фразеологизмы связаны с нашей темой?





Учащиеся приводят примеры из жизни, опираясь на свой жизненный опыт, стараются не повторять высказывания из задания №2. По желанию высказываются вслух.


Возможный ответ:

-Гуся и крем для обуви объединяет явление несмачивания. Перья гуся покрыты жиром, поэтому они не промокают. В креме для обуви содержится воск, который не даёт влаге проникать внутрь обуви.


«Как с гуся вода».

«Выйти сухим из воды».

Высказывают своё мнение о смысле этих фразеологизмов. С помощью учителя формируют верный ответ.


Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, выбор критериев для классификации.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; коррекция знаний.

Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.


Учащиеся научатся распознавать изученные явления в окружающем мире, выделяя их существенные признаки, приводить примеры практического использования смачивания и несмачивания в повседневной жизни.




Рефлексия

Предлагает учащимся оформить газету «Смачивание – несмачивание».



Задаёт вопросы:

- Как могут взаимодействовать молекулы?

- Что такое смачивание?

- Достигнута ли цель урока?

- Где и как можно использовать полученные знания?

- Продолжите фразы:

«Я не знал…, теперь знаю…»

«Мне больше всего удалось…»

«Я похвалил(а) бы своих одноклассников за…»

По одному человека от пары выходят к доске и приклеивают на ватман картинку в соответствии с функциональным назначением вещи.

Осуществляют самооценку и самоанализ своей деятельности, анализируют и оценивают свою работу через лист самооцнеки, пишут синквейн, озвучивают его по желанию.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: самооценка, установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных интересов

Учащиеся научатся анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Домашнее задание

Даёт пояснения.

Записывают домашнее задание: параграф 11, задание стр.33письменно































Дидактическая карта урока (ДКУ)

Ф.И.___________________класс

Тема урока:__________________________________________________________________

Что я знаю по этой теме?_______________________________________________________

Цель урока: ____________________________________________________________________________

Выполните задания:

Задание 1. Возьмите два листа бумаги. Один из них натрите воском (свечкой). На каждый лист бумаги с помощью стеклянной палочки капните воду. Что вы наблюдаете? Где происходит смачивание, а где несмачивание?





Где в жизни можно использовать (или встречается) этот факт?





Задание 2. Рассмотрите образцы материалов. Исследуйте их на смачивание. Разделите их на две группы, и номера материалов внесите в соответствующий столбец таблицы.

смачивание

несмачивание




Каковы их функциональные назначения этих материалов с точки зрения смачивания и несмачивания?









Задание 3. Выберите верное высказывание (отметьте знаком +)

  1. Сма́чивание — физическое взаимодействие жидкости с поверхностью твёрдого тела или другой жидкости. Оно выражается в растекании жидкости по поверхности твёрдого тела.

  2. Смачивание твёрдого тела жидкостью можно объяснить притяжением молекул друг к другу.

  3. При несмачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.

  4. При смачивании молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела.

  5. Если жидкость смачивает твёрдое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.

Задание 4.

Приведите из жизни примеры смачивания.









Приведите из жизни примеры несмачивания.









Синквейн

тема ( 1 существительное)

2 прилагательных

3 глагола

4 слова – ключевая фраза

1 слово, словосочетание – вывод.



Лист самооценки

Критерии

У меня всё получилось.

У меня не всё получилось.

У меня не получилось (укажите причины).

Сформулирована цель урока.




Проведены экспериментальные задания№ 1и 2.




Выполнено теоретическое задание №3.




Указано практическое применение изученного материала №4.




Составлен синквейн.








Раздаточный материал для рефлексии

Полотенце Резиновые сапоги





Зонт Носовой платок





Водолазный костюм Туалетная бумага



Свеча Масло сливочное

Плащ – дождевик



Резиновые перчатки





Салфетка для влажной уборки Шариковые ручки







Оформление доски



Возможный вариант оформления газеты «Смачивание – несмачивание».


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!