СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Явление сопротивления воспитанию

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Явление сопротивления воспитанию»

СУТЬ. ПРОЯВЛЕНИЯ. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ. ЯВЛЕНИЕ  СОПРОТИВЛЕНИЯ  ВОСПИТАНИЮ Явление сопротивления воспитанию Классификация причин сопротивления воспитанию Критические ситуации развития и воспитания Сопротивление воспитанию как защитная реакция Конкретные проявления сопротивления воспитанию Явления, негативно влияющие на процесс воспитания Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию

СУТЬ.

ПРОЯВЛЕНИЯ. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

ЯВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЮ

  • Явление сопротивления воспитанию
  • Классификация причин сопротивления воспитанию
  • Критические ситуации развития и воспитания
  • Сопротивление воспитанию как защитная реакция
  • Конкретные проявления сопротивления воспитанию
  • Явления, негативно влияющие на процесс воспитания
  • Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
Явление сопротивления воспитанию Врач-психиатр В. Леви отмечает, что за годы своей практики он узнал не одну сотню людей, которые не здороваются, не умываются, не чистят зубы, не читают книги, не занимаются спортом (музыкой, ручным трудом, языком, самоусовершенствованием), не работают, не женятся, не лечатся... [24]. Они не делают этого только потому, что их к этому принуждали. Приблизительно столько же людей, увы, осуществляют нежелательные действия только потому, что им внушали этого не делать. Это и есть сопротивление воспитанию.    Сопротивление воспитанию - это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса.

Явление сопротивления воспитанию

  • Врач-психиатр В. Леви отмечает, что за годы своей практики он узнал не одну сотню людей, которые не здороваются, не умываются, не чистят зубы, не читают книги, не занимаются спортом (музыкой, ручным трудом, языком, самоусовершенствованием), не работают, не женятся, не лечатся... [24]. Они не делают этого только потому, что их к этому принуждали. Приблизительно столько же людей, увы, осуществляют нежелательные действия только потому, что им внушали этого не делать. Это и есть сопротивление воспитанию.

Сопротивление воспитанию

- это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса.

Классификация причин сопротивления воспитанию СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ экономические, политические, культурологические причины, современные реалии ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ здоровье, уровень развития

Классификация причин сопротивления воспитанию

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

экономические, политические, культурологические причины, современные реалии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

здоровье, уровень развития

Критические ситуации  развития и воспитания Психолого-педагогическая ситуация развития, приводящая к сопротивлению воспитанию, может быть рассмотрена как критическая ситуация . Одним из частных случаев, приводящих к критической ситуации, является нарушение техники поощрений и наказаний.

Критические ситуации развития и воспитания

  • Психолого-педагогическая ситуация развития, приводящая к сопротивлению воспитанию, может быть рассмотрена как критическая ситуация .

Одним из частных случаев,

приводящих к

критической ситуации,

является

нарушение техники поощрений и наказаний.

ФРУСТРАЦИЯ

(обман, тщеславное ожидание, расстройство)

КРИЗИС

(решение, поворотный пункт)

КОНФЛИКТ

(столкновение)

ВИДЫ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

  • состояние, вызванное наличием сильной мотивации в достижении цели и преграды, препятствующей достижению. Преграды могут быть физическими (ограничение свободы), биологическими (болезнь) и оральными (нормы, правила поведения, запреты). Следствие - от небольшой дезорганизации до полной потери терпения и надежды.
  • состояние, вызванное наличием сильной мотивации в достижении цели и преграды, препятствующей достижению. Преграды могут быть физическими (ограничение свободы), биологическими (болезнь) и оральными (нормы, правила поведения, запреты). Следствие - от небольшой дезорганизации до полной потери терпения и надежды.
  • общая реакция организма на ситуацию, требующую перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением самоконтроля, приспособленности к окружающей действительности.
  • общая реакция организма на ситуацию, требующую перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением самоконтроля, приспособленности к окружающей действительности.

СТРЕСС

(напряжение)

  • состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, которую он не может решить за короткое время привычными для себя способами.
  • состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, которую он не может решить за короткое время привычными для себя способами.
  • ситуация противоречия, выбора, которую личность не может разрешить, в результате чего сознание и поведение человека дезорганизуются.
  • ситуация противоречия, выбора, которую личность не может разрешить, в результате чего сознание и поведение человека дезорганизуются.
Сопротивление воспитанию  как защитная реакция Сопротивление воспитанию зачастую является защитной реакцией воспитанника на негативные условия жизни и воспитания. Сопротивление воспитанию может быть связано с возникновением  негативных психических процессов в структуре личности (угнетенное состояние – страх, фрустрация – представление о трудности, нерешаемости  проблем обучения и воспитания). Такие проявления называют дидактогенией. В данном случае сопротивление воспитанию также выступает как защитная реакция.

Сопротивление воспитанию как защитная реакция

  • Сопротивление воспитанию зачастую является защитной реакцией воспитанника на негативные условия жизни и воспитания.
  • Сопротивление воспитанию может быть связано с возникновением негативных психических процессов в структуре личности (угнетенное состояние – страх, фрустрация – представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания). Такие проявления называют дидактогенией. В данном случае сопротивление воспитанию также выступает как защитная реакция.

МЕХАНИЗМЫ САМОЗАЩИТЫ

Подавление, или репрессия

I

  • устранение из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защищаться: «Ничего не вижу, ничего не слышу»
  • устранение из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защищаться: «Ничего не вижу, ничего не слышу»

Отрицание

II

  • попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирование: «Вижу то, что хочу увидеть».
  • попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирование: «Вижу то, что хочу увидеть».

III

Рационализация

  • попытка построения приемлемых оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств. Проявляется в том, что человек в речи проблему и все, связанное с ней, подчеркивает, приводя множество оправданий, основанных на правилах, морали, традиции.
  • попытка построения приемлемых оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств. Проявляется в том, что человек в речи проблему и все, связанное с ней, подчеркивает, приводя множество оправданий, основанных на правилах, морали, традиции.

Инверсия

IV

  • попытка подменить источник угрозы противоположным.
  • попытка подменить источник угрозы противоположным.

Проекция

V

  • бессознательное стремление переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект.
  • бессознательное стремление переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект.

Изоляция

VI

  • отдаление части собственного Я от остальной сферы сознания
  • отдаление части собственного Я от остальной сферы сознания

Регрессия

VII

  • снижение способа реагирования: человек на сложную ситуацию реагирует так, как он реагировал в детстве (изображает из себя малыша, грызет ногти, чрезмерно много ест и т. д.) или злоупотреблять средствами, приносящими удовольствие телу (алкоголь, курение).
  • снижение способа реагирования: человек на сложную ситуацию реагирует так, как он реагировал в детстве (изображает из себя малыша, грызет ногти, чрезмерно много ест и т. д.) или злоупотреблять средствами, приносящими удовольствие телу (алкоголь, курение).

Сублимация

VIII

  • перенос энергии тревоги в энергию созидания.
  • перенос энергии тревоги в энергию созидания.
  • бессодержательное общение ради самого процесса общения: «стоять в подъезде», «ходить по улице».
  • бессодержательное общение ради самого процесса общения: «стоять в подъезде», «ходить по улице».

Общение фазическое

  • моральное разложение, утрата нравственных критериев.
  • моральное разложение, утрата нравственных критериев.

Деморализация

Конкретные проявления сопротивления воспитанию

  • стойкие переживания человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков. Результат – деформация личности.
  • стойкие переживания человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков. Результат – деформация личности.

Комплекс неполноценности

  • поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм.
  • поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

Девиантное поведение

  • подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных, печальных сторонах жизни.
  • подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных, печальных сторонах жизни.

Дистимия

  • система отношений личности с окружающей действительностью, в которой социальные ценности - дружба, культура, образование, воспитание - не принимаются личностью.
  • система отношений личности с окружающей действительностью, в которой социальные ценности - дружба, культура, образование, воспитание - не принимаются личностью.

Отчуждение

Явления, негативно влияющие  на процесс воспитания  Педагогическая практика отмечает целый ряд явлений, приводящих к непродуктивности воспитательного процесса. Они могут как обуславливать сопротивление воспитанию, так и активно мешать его преодолению. Инфантилизм Психическая атака Конформность Эффект «Быть как все» Регрессия поведения Синдром хронической усталости Эффект «Мы и Они» Эффект ореола Синдром посттравмати-ческого стресса Рассмотрим сущность этих явлений.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания

Педагогическая практика отмечает целый ряд явлений, приводящих к непродуктивности воспитательного процесса. Они могут как обуславливать сопротивление воспитанию, так и активно мешать его преодолению.

Инфантилизм

Психическая атака

Конформность

Эффект «Быть как все»

Регрессия поведения

Синдром хронической усталости

Эффект «Мы и Они»

Эффект ореола

Синдром посттравмати-ческого стресса

Рассмотрим сущность

этих явлений.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: ИНФАНТИЛИЗМ сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы. Проявляется в том, что эти подростки хихикают не по делу, подтрунивают над  одноклассниками, кукарекают, плюются из трубочек и т. д.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

ИНФАНТИЛИЗМ

  • сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы. Проявляется в том, что эти подростки хихикают не по делу, подтрунивают над одноклассниками, кукарекают, плюются из трубочек и т. д.
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ форма психологической защиты, выражающаяся в возвращении к примитивному, детскому типу поведения: ребенок не может сосредоточиться, грызет ногти, сосет палец, боится уколов, темноты, опроса у доски.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ

  • форма психологической защиты, выражающаяся в возвращении к примитивному, детскому типу поведения: ребенок не может сосредоточиться, грызет ногти, сосет палец, боится уколов, темноты, опроса у доски.
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: ЭФФЕКТ ОРЕОЛА восприятие людьми друг друга по первичной, бросающейся в глаза информации. Например, если новый ученик нагрубит учителю, которого все боятся, одноклассники начнут считать его «авторитетом».

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

  • восприятие людьми друг друга по первичной, бросающейся в глаза информации. Например, если новый ученик нагрубит учителю, которого все боятся, одноклассники начнут считать его «авторитетом».
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: ЭФФЕКТ «МЫ И ОНИ» бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой общности: учителя и ученики, различные группировки в классе, школьные и уличные компании, «любимчики» и «нелюбимчики» учителей.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

ЭФФЕКТ «МЫ И ОНИ»

  • бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой общности: учителя и ученики, различные группировки в классе, школьные и уличные компании, «любимчики» и «нелюбимчики» учителей.
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: ЭФФЕКТ «БЫТЬ КАК ВСЕ» Подростки могут осознанно или несознательно менять свой имидж: в одежде, манере поведения, использовать  жаргон или сленг.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

ЭФФЕКТ «БЫТЬ КАК ВСЕ»

  • Подростки могут осознанно или несознательно менять свой имидж: в одежде, манере поведения, использовать жаргон или сленг.
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: КОНФОРМНОСТЬ подверженность групповому влиянию. Проявляется в некритичности, принятии позиции большинства. В стрессовых ситуациях усиливается: «все побежали и я побежал», «все ломали и я ломал».

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

КОНФОРМНОСТЬ

  • подверженность групповому влиянию. Проявляется в некритичности, принятии позиции большинства. В стрессовых ситуациях усиливается: «все побежали и я побежал», «все ломали и я ломал».
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА активная форма поведения, которая рассчитана на устрашение, подавление воли, тотальное воздействие на психику человека. Запугивают слабых, «любимчиков», отличников-«ботаников». Терроризируют неугодных, инакомыслящих.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА

  • активная форма поведения, которая рассчитана на устрашение, подавление воли, тотальное воздействие на психику человека. Запугивают слабых, «любимчиков», отличников-«ботаников». Терроризируют неугодных, инакомыслящих.
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: СИНДРОМ  ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ Возникает вследствие школьных  перегрузок, из-за нерешенности социально-бытовых проблем.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ

  • Возникает вследствие школьных перегрузок, из-за нерешенности социально-бытовых проблем.
Явления, негативно влияющие на процесс воспитания: СИНДРОМ  ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов: возбудимость и раздражительность, фиксация на обстоятельствах травмирующего события, уход от реальности (в бесплодные мечтания, в дурные компании, в употребление нервно-стимулирующих средств). Это - предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям, к замкнутому образу жизни.

Явления, негативно влияющие на процесс воспитания:

СИНДРОМ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

  • совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов: возбудимость и раздражительность, фиксация на обстоятельствах травмирующего события, уход от реальности (в бесплодные мечтания, в дурные компании, в употребление нервно-стимулирующих средств). Это - предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям, к замкнутому образу жизни.
10 ИДЕЙ, которые помогут  преодолеть сопротивление воспитанию

10 ИДЕЙ,

которые помогут

преодолеть сопротивление воспитанию

10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    1_ИДЕЯ. 1. А. И. Гаврилина писала: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? - Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово “воспитание” вызывает отрицательные реакции» (Цит. по: [37, с. 150]).

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

1_ИДЕЯ.

1. А. И. Гаврилина писала: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? - Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово “воспитание” вызывает отрицательные реакции» (Цит. по: [37, с. 150]).

10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    2_ИДЕЯ. Выбор правильной логики воспитательного воздействия:   • принять ребенка таким, каков он есть; • понять природу возникновения негативных явлений, хорошо изучив причины; • найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей  среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход).

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

2_ИДЕЯ.

Выбор правильной логики воспитательного воздействия:

• принять ребенка таким, каков он есть;

• понять природу возникновения негативных явлений, хорошо изучив причины;

• найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход).

10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    3_ИДЕЯ. Широко использовать в воспитании метод сублимации - переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные. Это моральное стимулирование разнообраз­ных видов деятельности через чувство симпатии, выражение любви. Это - включение в деятельность по канонам истины, добра, красоты.

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

3_ИДЕЯ.

  • Широко использовать в воспитании метод сублимации - переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные. Это моральное стимулирование разнообраз­ных видов деятельности через чувство симпатии, выражение любви. Это - включение в деятельность по канонам истины, добра, красоты.
10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    4_ИДЕЯ. Начинать с малого , простого, легкого, но с быстро ощутимым результатом.

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

4_ИДЕЯ.

  • Начинать с малого , простого, легкого,

но с быстро ощутимым результатом.

10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    5_ИДЕЯ. Чаще использовать такой прием, как перенос знаний, умений, навыков.

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

5_ИДЕЯ.

  • Чаще использовать такой прием, как перенос знаний, умений, навыков.
10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    6_ИДЕЯ. Стержнем всей деятельности сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах сверстников.

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

6_ИДЕЯ.

  • Стержнем всей деятельности сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах сверстников.
10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    7_ИДЕЯ. Особая инструментовка методов и приемов воспитания. Например, по В. Леви [24]:  • Похвала. Хвалить не за все. Не следует хвалить за красоту, за силу, ловкость, здоровье, смекалку, ум, талант, за легко дающиеся отметки. Не хвалить за вещи, одежду, за случайные находки, за то, что достигнуто не своим трудом. Обязательно хвалить в случае комплекса неполноценности.  • Положительные авансы. Не говорить о дурных побуждениях. Говорить о хорошем.  • Косвенное неодобрение.  • Шутка. Но не насмешка!

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

7_ИДЕЯ.

Особая инструментовка методов и приемов воспитания. Например, по В. Леви [24]: • Похвала. Хвалить не за все. Не следует хвалить за красоту, за силу, ловкость, здоровье, смекалку, ум, талант, за легко дающиеся отметки. Не хвалить за вещи, одежду, за случайные находки, за то, что достигнуто не своим трудом. Обязательно хвалить в случае комплекса неполноценности. • Положительные авансы. Не говорить о дурных побуждениях. Говорить о хорошем. • Косвенное неодобрение. • Шутка. Но не насмешка!

10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    8_ИДЕЯ. Помочь найти друга , близкое по духу существо (человека или животное).

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

8_ИДЕЯ.

  • Помочь найти друга , близкое по духу существо (человека или животное).
10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    9_ИДЕЯ. Заботиться о преодолении одиночества человека.

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

9_ИДЕЯ.

  • Заботиться о преодолении одиночества человека.
10 ИДЕЙ, которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию    10_ИДЕЯ. В каждом отдельном случае программа должна быть уникальна.

10 ИДЕЙ,

которые могут помочь преодолеть сопротивление воспитанию

10_ИДЕЯ.

  • В каждом отдельном случае программа должна быть уникальна.
С П А С И Б О      за внимание ! б и б л и о г р а ф и ч е с к и й с п и с о к Леви В. Исповедь гипнотизера [Электронный ресурс] / В. Леви. Режим  доступа: http://Terabit.biz/.../3149-vladimir-levi-ispoved-gipnotizjora.html. Малахов Г. П. Создание собственной системы оздоровления  [Текст] / Г. П. Малахов. СПб.: Невский проспект: Крылов, 2007. 192 с. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. М.: Пед. о-во России, 2002. 480 с. Сумина Т.Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: курс лекций / Т.Г. Сумина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 124 с. Чапаев Н. К Введение в курс «Философия и история образования» [Текст]: учеб. пособие / Н. К. Чапаев. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 280 с.

С П А С И Б О за внимание !

б и б л и о г р а ф и ч е с к и й с п и с о к

  • Леви В. Исповедь гипнотизера [Электронный ресурс] / В. Леви. Режим доступа: http://Terabit.biz/.../3149-vladimir-levi-ispoved-gipnotizjora.html.
  • Малахов Г. П. Создание собственной системы оздоровления [Текст] / Г. П. Малахов. СПб.: Невский проспект: Крылов, 2007. 192 с.
  • Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. М.: Пед. о-во России, 2002. 480 с.
  • Сумина Т.Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: курс лекций / Т.Г. Сумина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 124 с.
  • Чапаев Н. К Введение в курс «Философия и история образования» [Текст]: учеб. пособие / Н. К. Чапаев. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 280 с.