СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языческие праздники и обряды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калядование, Масленица, праздник Ивана Купалы.

Просмотр содержимого документа
«Языческие праздники и обряды»

Языческие праздники и обряды.

Во все времена человек выражал себя в труде и творчестве, которые необходимы ему как хлеб, воздух, общение.

Исстари человек верил магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к матери-земле, солнцу, ветру, воде. Древний земледелец был уверен, что песнями и различными обрядовыми действиями можно влиять на природу.

На Новый год дети, парни и девушки ходили по селу калядовать, стучались в каждый дом, пели песни-калядки, желали хозяевам в будущем году хорошего урожая, а с ним богатства и счастья. Ребята приходили в масках медведя, козы, журавля. Они шли по селу гурьбой и пели:

Уж и ходим мы,

Уж и бродим мы

По проулочкам,

По закоулочкам.


Щедрый вечер,

Добрый вечер,

Добрым людям

На весь вечер.


Уж и ищем мы,

Уж и ищем мы

Иванов двор,

Иванов двор.


Уж и будем брать,

Будем брать – ступать –

Все калачики,

Все горячие.


Уж и будем давать,

Давать – поделять –

Колядовщичков,

Недоросточков.


Подойдя к одному из дворов, стучали в ворота и просили хозяев:

Уж ты, тетушка подай,

Ты, лебедушка, подай,

Ты подай-ка пирог –

С рукавичку широк…





Если хозяева долго не выходили из дома, приговаривали:


Не пора ли вам, хозяюшки,

Колядовщиков дарить!

Прикажите, не держите,

Наших ножек не знобите!


Когда хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия и пели:

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом –

Туда жито кустом.

Куда коза рогом –

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Перед тем, как идти к другому двору, хозяевам говорили:

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Вопросы к детям:

  • Кто из вас видел колядки или сам был их участником?

  • Что вы можете дополнить к этому рассказу?


Самые любимые в народе праздники – праздники проводов зимы и встречи весны. Кто из вас знает, как называется праздник, который празднуют в конце зимы? Что вы о нем знаете и можете рассказать? Что символизирует этот праздник?

За восемь недель до первого весеннего полнолуния справляли старинный праздник проводов зимы – масленицу, который длился неделю. Этот праздник отражал всеобщее ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека. В разных местах масленица праздновалась по-разному. Но общая и устойчивая основа традиционного праздника – это борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся веселым сожжением Зимы-Масленицы и всеобщим праздничным ликованием – с катанием на лошадях или с гор, на льду, с пиршеством, в центре которого – блины. Блины, как символ солнца и вместе с тем как поминальная трапеза по отжившей свое Зиме.

На масленицу взрослые пекли блины и посылали ребят «встречать масленицу».ребята ездили по огороду верхом на ухвате или кочерге с блином в руке и пели:

Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, блином

И румяным пирогом!..

Чтобы вызвать смех, веселое настроение, масленицу называли самыми нелепыми, смешными, веселыми словами: широкорожая, куросейка, обжора, обмануха.

Строили ледяные горы, с которых съезжали на салазках, рогожах, вениках.

А мы масленицу ожидали,

Дорогую гостьюшку встречали.

Блинами гору устилали,

Сверху маслицем поливали.

Как от блинов гора крута,

Так от маслица гора ясна.

А на горушку снеги сыплят,

А нас мамоньки домой кличат.

Нам домой идти не годится.

Мы надумали с горы прокатиться.

Ой, ты, масленица-кривошейка,

Покатай-ка нас хорошенько!

После масленичных катаний с гор ребята толпой обходили деревню и, останавливаясь у окон, просили:

Тин-тин-тинка,

Подай же блинка,

Оладышка-прибавишка.

Последний кусок,

Мочальный усок!

Уж вы не скупитесь,

Масленым кусочком поделитесь!

Мочальный усок – помазок, которым маслили блины.


В последний день масленицы, провожая ее, пели:

А мы масленицу провожали,

Тяжко-важко по ней вздыхали:

Ой, ты, масленица, воротись,

За белую березу зацепись,

До красного лета протянись!





Праздник Ивана Купалы.

В половине июня полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остается некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Здесь оно поворачивает на зимний путь, потеряв свою царственную власть над природой, и начинает все ниже и ниже медленно спускаться по небесной горе; дни начинают убывать. Вся природа, как бы предчувствуя свою близкую старость, спешит жить полной жизнью. Последний месяц кукует кукушка, последнюю, чудную песню поет своим звонким голосом соловей, а скоро и другие певчие птицы притихают…

Расскажите, что вам известно про этот праздник? Как вы проводите этот день?

Сейчас этот день остался лишь в играх детей, а раньше поворот солнца, деливший год на две половины, летнюю и зимнюю, сопровождался особым празднеством. По народному поверью солнце в этот день выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом, бриллиантовом; оно пляшет, рассыпает по небу огненные звезды и едет к своему супругу месяцу.

Как в древности наши предки-язычники справляли летний поворот солнца возжиганием костров, омовением в реках и источниках, так и в более поздние времена ночи Ивана Купалы сопровождаются теми же обрядами и обычаями. При пении особых купальских песен зажигали в эту ночь костры – символ знойного июньского солнца, и совершали гадания, стараясь пытливо проникнуть в распоряжение судьбы. Нарядно одетые парни и девушки собирались у реки, разжигали костры, водили хороводы, прыгали чрез костры попарно, взявшись за руки, думая, что это прыганье избавит от всех бед, болезней, худого глаза. По удачному или неловкому прыжку предсказывали грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество; кто выше скачет через купальский костер, у того и колос хлеба уродится выше.

Когда жгли костры, прыгали через них и пели:

У воды-моря Купала,

Играл ночью конь у Ивана.

Копытом камень разбивал,

Искрой костер разжигал.

Скачи-ка первый конь,

Через велик огонь.

За тобой царь и царица,

И красная девица,

И миром, и пиром,

И добрыми людьми.

На купальском костре матери сжигали снятые с хворых детей сорочки. В некоторых местах существовал обычай прогонять через этот огонь и домашнюю скотину.

- Как вы думаете, для чего это делали? ( Люди верили в очищающую силу огня, полагали, что купальский огонь «очистит» их от всех напастей.)

Ночь Ивана Купалы, по народному поверью, считается страшной ночью, полною чародейных явлений. В эту ночь колдуны и ведьмы стараются причинить людям зло, уничтожить, например, домашних животных. Поэтому в эту ночь не выпускают лошадей в поле, чтобы злы духи не заездили их, оставляют телят ночевать вместе с коровами, чтобы ведьмы не портили дойных коров, а на окно кладут жгучую крапиву, которая н пускает нечистого дух избы.

Тем не менее, смельчаки отправляются ночью в лес собирать лекарственны травы, цветы и коренья (логань, былица, полынь, яспер). Эти травы оказывали действенную помощь, если будут сорваны на заре Иванова дня, прежде чем на них обсохнет роса.

Собирая в купальскую ночь лечебные травы, припевали:

Темная ночка,

Где твоя дочка?

В огороде.

Гряды полет,

Руки колет,

Веночки вьет.

Свила венок,

Пошла в танок –

На купаленку,

Ночку маленьку!

Эти травы сохраняются в продолжение года, как некая святыня; ими окуривают больных, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

Но труднее всего достать в Ивановскую ночь папоротник, который в это время только и расцветает. Когда наступает полночь, раскроется яркий цветок, озарит все вокруг ослепительным светом, и молнии засверкают в ярости. Начнет папоротник своими мохнатыми лапами махать. Все машет и машет, будто хочет поймать кого-то. Старики сказывают, что нечистая сила в кустах бесится. Но если не испугаешься, подойдешь, сорвешь и унесешь цветок с собой, все тайны земли тебе подвластны станут и всю жизнь счастлив будешь. Великой силой наделяла этот таинственный цветок пылкая фантазия наших предков. Только не каждому давался в руки заветный жар-цвет папоротника. Надо и победить себя, и неумение одолеть, и со страхом справиться, от тщеславия да корысти избавиться. Где уж тут простому смертному все это суметь! А все-таки искали. И ведь знали же, что никогда он не цветет, этот папоротник! Не хотелось от красивой сказки отказываться.

Послушайте стихотворение о папоротнике сибирского поэта А.Казанцева:

Может, в ночь на Ивана Купалу

Он и впрямь зацветет, орляк.

И соцветья красы небывалой

Простирает в таинственный мрак.


От восторга лишь ухают совы

(Ибо ахать не могут никак),

Увидав среди ночи свинцовой

Потаенно цветущий орляк.

Но лишь совам и ведомо это,

Только им и видна красота,

Ведь уже накануне рассвета

Исчезают цветы без следа.

И орляк зеленеет у тропок,

Чутко слушает, как бы сквозь сон:

Сыну мать объясняет про то, как

Только ночь он цвести обречен.

А малец, размышляя об этом,

В голове начинает скрести:

Если некого радовать цветом,

Может вовсе не стоит цвести?..

- Какую сказку вы вспомнили?

- А кто-нибудь из вас согласился бы в страшную колдовскую ночь отправиться на поиски этого загадочного цветка?

Эти календарные праздники и обряды давно утратили свое первоначальное значение, но почему интерес к ним современного человека не пропадает? ( Это проявление интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам.)

- Какие еще народные праздники вам известны?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!