СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычаи и обряды Русского народа

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычаи и обряды Русского народа. Вековые традиции и обычаи русского народаРоссия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. 

Просмотр содержимого документа
«Обычаи и обряды Русского народа»

ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)


- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

- А знаете ли вы, как раньше приветствовали или встречали гостей на Руси в древности?

- Гостей принято встречать с улыбкой и словами: «Добро пожаловать!»

- Итак, мы начинаем наш урок. 

Приветствуют учителя

- Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.





ответы детей

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.


Коммуникативные УУД:


строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога;


слушать и понимать речь других;


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Цель: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.


- Мы определили, что гостей встречали с улыбкой на лице. И в современном мире мы также встречаем гостей с улыбкой и пожеланиями добра.

- Каким словом можно это назвать?

- А что такое традиции?

- Давайте все же прочтем определение в словаре С.И.Ожегова - традиция



- Почему русский народ, как и любой другой, бережно хранит свои традиции?

















- А нужны ли нам традиции?






традиция

ответы детей

ответы детей

то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений


У русского народа обширное культурное, воспитательное и образовательное наследие, которое необходимо сохранять и бережно передавать последующим поколениям. Не подвергается сомнению, как велика роль народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Известно, что нравственные качества человека начинают вырабатываться с младенческих лет и в основном процесс их формирования завершается в школьные годы.


Народные традиции - часть культуры любого народа


3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: освоение нового знания, способа действий

3.1. Целеполагание (выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности)







3.2. Открытие нового знания.

(построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта)


















3.3.Первичное закрепление

(первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи).






- У вас на партах лежит рабочий лист. Разгадав кроссворд, вы
сможете назвать тему нашего урока.
Тема нашего урока « Обычаи и обряды русского народа».

- Мы познакомимся с понятием венчание, сватовство, помолвка, бракосочетание.

- Узнаем что такое обычай и обряд.

- С таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов.

- И сейчас я хочу вас с этими обрядами познакомить.

Обряд 1. Сватовство.

- Что это такое? Кто такие сваты?

- На эти вопросы мы можем ответить, прочитав объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах.

- Давайте теперь узнаем из учебника на с 79 кто же такие сваты!?









– Посмотрим фрагмент фильма « Тихий Дон» о том, как проходило сватовство.

- А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей.

Обряд 2. Обряд сводов.

- Прочтем о нем в учебнике на с. 80.

- А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем на с. 81.

- Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем).

Обряд 3. Венчание.

- Прочтем о нем.

- Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Посмотрим СЛАЙД 6

- В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потом обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона».

Только после этого (на следующий день, а может через несколько месяцев или лет) по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться). – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью с.81.

- Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье. Когда сами молодые откушали хлеб-соль, они приглашают гостей за свадебные столы.


– А еще мы сегодня с вами узнаем о Благовещении.

- На эти вопросы мы можем ответить, прочитав объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах.


- В этот день 2013 лет назад архангел Гавриил (архангел – это старший ангел) принес Деве Марии весть о том, что у неё родится сын – Иисус Христос. К этому празднику в давние времена готовились заранее. Бедные люди в лесу ловили птиц и приносили их на рынок. А потом их покупали чтобы в праздничные дни выпустить их на волю. Считалось, что отпущенные на волю птицы попросят Господа о выполнении желания. В день Благовещения люди загадывали желание о будущем хорошем урожае, о том, чтобы не случилось засухи, пожаров, чтобы не было войны, и выпускали птичку на волю.

- А еще 7 апреля у крестьян заканчивались зимние развлечения, посиделки, они начинали подготовку к полевым работам. - А.С.Пушкин в честь этого события написал небольшое стихотворение. Для нас его прочтет ...держит в руках голубя.

ПТИЧКА В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

– В наши дни этот обычай возрожден. Наш Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. В этом участвуют воспитанники православных гимназий. Некоторые из них приносят своих пернатых питомцев, чтобы отпустить их на волю в праздник Благовещения.

- И сейчас я предлагаю просмотреть видеофрагмент об этом празднике. Работа по учебнику - Итак, сейчас послушаем текст о царском обеде. - « На том пиру был, мёд - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Ответы на вопросы нас. 86. - Перед вами картина Виктора Шилова «Боярский пир" СЛАЙД 9

Физкультминутка

– Но на царском пире нам побывать не придется. А вкусненького захотелось ? Предлагаю сыграть в русскую игру « Съедобное, несъедобное» на новый лад. Если я называю овощ, а он растет на земле, значит надо присесть, если фрукт, растущий на дереве – поднять руки, а если десерт, то погладить себя по животикам.

( Капуста, вишня, кекс, груша, пирожное, редис, огурец, черешня, мороженое, слива, кабачок, торт, мандарин, баклажан, шоколад).

«Обычаи и обряды русского народа».











Сватовство́ — свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. Как правило в состав делегации входят: родители жениха, ближайшие родственники, крёстные родители иногда в редких случаях близкие друзья.


Смотрят видеофрагмент





Читает ученик, остальные слушают





Слушают одноклассника





Рассматривают короны для венчания



Слушают учителя















Слушают учителя














Один из религиозных праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа



































Просмотр фильма "Обычаи русского народа"



  1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности)

- А в заключение предлагаю вам отгадать, к какому из изученных обрядов (сватовство, венчание, встреча хлебом-солью) подходят данные пословицы:

  • У вас товар, а у нас купец. слайд 10

  • Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем. слайд 11

  • Жениху да невесте сто лет, да вместе. слайд 12

  • Вы видели сокола, а нам покажите сизую голубку слайд 13

  • Дай Бог вам любовь, да совет. слайд 14

- Что нового узнали на уроке? С какими понятиями познакомились? Домашнее задание: с.79-86. прочитаете , ответите на вопросы,

- Ребята, кому понравилось стихотворение, можете выучить А.С.Пушкин «Птичка».

- Нарисуйте, свадебный каравай. - Спасибо за урок





сватовство


встреча хлебом – солью



венчание


сватовство










Класс 4, предмет ОРКСЭ

Тема: «Обычаи и обряды русского народа»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: узнать об обычаях и обрядах русского народа

Задачи:

-освоение знаний о праздниках народной культуры

- овладение умениями знакомства с понятиями венчание, сватовство, помолвка, бракосочетание.

- развитие уважительного отношения к традициям своего народа.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты:

  1. Формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  2. Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;

  3. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

Познавательные УУД:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Коммуникативные УУД:

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  2. Формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры;

  3. Формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;

Межпредметные связи: литературное чтение, история

Оснащение урока: презентация, карточки с понятиями, видеофрагменты






государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ГБПОУ РО «ЗернПК»









Технологическая карта урока

по «Основам религиозной культуры и светской этике»

студентка 3 курса ГБПОУ РО «ЗернПК»

Вострикова Виктория Викторовна






Преподаватель: Ярина О. В.





Зерноград

2019



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!