1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу») | - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке. - А знаете ли вы, как раньше приветствовали или встречали гостей на Руси в древности? - Гостей принято встречать с улыбкой и словами: «Добро пожаловать!» - Итак, мы начинаем наш урок. | Приветствуют учителя - Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное. ответы детей | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога; слушать и понимать речь других; | |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Цель: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | - Мы определили, что гостей встречали с улыбкой на лице. И в современном мире мы также встречаем гостей с улыбкой и пожеланиями добра. - Каким словом можно это назвать? - А что такое традиции? - Давайте все же прочтем определение в словаре С.И.Ожегова - традиция
- Почему русский народ, как и любой другой, бережно хранит свои традиции?
- А нужны ли нам традиции? | традиция ответы детей ответы детей то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений У русского народа обширное культурное, воспитательное и образовательное наследие, которое необходимо сохранять и бережно передавать последующим поколениям. Не подвергается сомнению, как велика роль народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Известно, что нравственные качества человека начинают вырабатываться с младенческих лет и в основном процесс их формирования завершается в школьные годы. Народные традиции - часть культуры любого народа | |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: освоение нового знания, способа действий 3.1. Целеполагание (выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности) 3.2. Открытие нового знания. (построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта) 3.3.Первичное закрепление (первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи). | - У вас на партах лежит рабочий лист. Разгадав кроссворд, вы сможете назвать тему нашего урока. Тема нашего урока « Обычаи и обряды русского народа». - Мы познакомимся с понятием венчание, сватовство, помолвка, бракосочетание. - Узнаем что такое обычай и обряд. - С таким обычаем, как свадьба, мы знакомы все. Она состоит из нескольких обрядов. - И сейчас я хочу вас с этими обрядами познакомить. Обряд 1. Сватовство. - Что это такое? Кто такие сваты? - На эти вопросы мы можем ответить, прочитав объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах. - Давайте теперь узнаем из учебника на с 79 кто же такие сваты!? – Посмотрим фрагмент фильма « Тихий Дон» о том, как проходило сватовство. - А в наше время жених сам приходит в дом невесты и просит её руки у родителей. Обряд 2. Обряд сводов. - Прочтем о нем в учебнике на с. 80. - А теперь этот обряд заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем на с. 81. - Во время помолвки жених дарит невесте перстень (кольцо с камнем). Обряд 3. Венчание. - Прочтем о нем. - Этот обряд проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Посмотрим СЛАЙД 6 - В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потом обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается « Свадебным маршем Мендельсона». Только после этого (на следующий день, а может через несколько месяцев или лет) по желанию можно заключить еще и церковный брак (т.е. обвенчаться). – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью с.81. - Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в семье. Когда сами молодые откушали хлеб-соль, они приглашают гостей за свадебные столы. – А еще мы сегодня с вами узнаем о Благовещении. - На эти вопросы мы можем ответить, прочитав объяснение терминов на листах, которые лежат на ваших столах. - В этот день 2013 лет назад архангел Гавриил (архангел – это старший ангел) принес Деве Марии весть о том, что у неё родится сын – Иисус Христос. К этому празднику в давние времена готовились заранее. Бедные люди в лесу ловили птиц и приносили их на рынок. А потом их покупали чтобы в праздничные дни выпустить их на волю. Считалось, что отпущенные на волю птицы попросят Господа о выполнении желания. В день Благовещения люди загадывали желание о будущем хорошем урожае, о том, чтобы не случилось засухи, пожаров, чтобы не было войны, и выпускали птичку на волю. - А еще 7 апреля у крестьян заканчивались зимние развлечения, посиделки, они начинали подготовку к полевым работам. - А.С.Пушкин в честь этого события написал небольшое стихотворение. Для нас его прочтет ...держит в руках голубя. ПТИЧКА В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! – В наши дни этот обычай возрожден. Наш Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника Благовещения выпускает в небо над Соборной площадью Московского Кремля голубей. В этом участвуют воспитанники православных гимназий. Некоторые из них приносят своих пернатых питомцев, чтобы отпустить их на волю в праздник Благовещения. - И сейчас я предлагаю просмотреть видеофрагмент об этом празднике. Работа по учебнику - Итак, сейчас послушаем текст о царском обеде. - « На том пиру был, мёд - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Ответы на вопросы нас. 86. - Перед вами картина Виктора Шилова «Боярский пир" СЛАЙД 9 Физкультминутка – Но на царском пире нам побывать не придется. А вкусненького захотелось ? Предлагаю сыграть в русскую игру « Съедобное, несъедобное» на новый лад. Если я называю овощ, а он растет на земле, значит надо присесть, если фрукт, растущий на дереве – поднять руки, а если десерт, то погладить себя по животикам. ( Капуста, вишня, кекс, груша, пирожное, редис, огурец, черешня, мороженое, слива, кабачок, торт, мандарин, баклажан, шоколад). | «Обычаи и обряды русского народа». Сватовство́ — свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. Как правило в состав делегации входят: родители жениха, ближайшие родственники, крёстные родители иногда в редких случаях близкие друзья. Смотрят видеофрагмент Читает ученик, остальные слушают Слушают одноклассника Рассматривают короны для венчания Слушают учителя Слушают учителя Один из религиозных праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа
Просмотр фильма "Обычаи русского народа" | | |