СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие культуры русского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Многообразие культуры русского народа. 

(Году культуры в России посвящается)?

Воспитательная  цель

Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы.

Развивающая цель

Развивать  эстетическое и нравственное  воспитание с помощью популяризации элементов русской  национальной культуры.

Образовательная цель

Познакомить с многообразием культуры русского народа

Принципы, которых я  придерживаюсь  на занятии:

а) Личностно - ориентированные принципы.

  • Принцип адаптивности
  • Принцип развития
  • Принцип психологической комфортности

б) Культурно - ориентированные принципы

  • Принцип систематичности
  • Принцип овладения культурой

в) Деятельностно - ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности
  • Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие
  • Креативный принцип

 

 

 

  Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся:

  1. Система вопросов
  2. Создание проблемных ситуаций,
  3. Организация диалога и исследовательской работы.

Планируемые результаты воспитания.

 

В результате проведения занятия учащиеся

- Смогут лучше ориентироваться в понятии  «культура»

-Получат общее представление о культуре русского народа

–Смогут лучше  выстраивать  отношения делового сотрудничества

 

Форма проведения занятия – работа в группах

Оборудование:

План классного часа

  1. Вступление учителя (обоснование темы и формы проведения классного часа)
  2. Работа в группах
  3. Выступление групп
  4. Подведение итога занятию

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

  1. Вступление учителя

-

проводим мероприятия в рамках Года культуры в России.

- Трудно не согласиться с высказыванием Искандера, что «культура каждого народа- жемчужина на ковре цивилизации».

        В России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон страны Конституция. Так устроена наша жизнь, так сложилась наша история.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый народ? (языком, историей, культурой)

- правильно, даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это,  прежде всего язык, фольклор (народное творчество), религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда и прочее.

 - Кто может назвать народы, проживающие в нашей области, районе? (перечисляют народы: русские , татары, башкиры, украинцы и т.д.)

- Все верно, а представителей какого  народа больше? (русских)

- Не смотря на то, что коренным населением Урала являются башкиры (об этом вы говорили на уроках краеведения), в ходе заселения территории, количество русских  значительно преобладает.

- И сегодня мы прикоснемся к самой малой части огромного многообразия русской национальной культуры, вспомним, а может и узнаем что-то новое про русскую одежду, обычаи, традиции, игры и фольклор.

- Работать будем в группах ( не более 5 минут), на столах лежат инструкции по выполнению заданий, затем проведем выступление групп и подведем итоги нашей работы. Можно приступать, а вы (обратиться к группе из 3-х человек), подойдите ко мне.

/я устно объясняю задание группе: вы бывали когда-нибудь в русской избе? (ответы), видели как она выглядит внутри по фильмам, мультфильмам?, сейчас нам предстоит оформить уголок русской избы, используя предложенные  предметы, а также назвать их и объяснить, как они используются.)

Работа в группах  (до 5 минут)

Выступление групп

 

(слайд  1- заставка)

-Итак, ребята, закончили свою работу, давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось.

- ваша задача, внимательно слушать выступление товарищей, помогать им или исправлять их ошибки, если будет нужно.

  1. Группа
  1. Показывает изображения одежды русского народа (что выбрали)  - /я исправляю, если нужно – нечетные номера – русская одежда/, показываю на слайде еще виды русской одежды

(слайд 2 – виды русской одежды)

/слайд – разные виды одежды – сарафанов, головных уборов, рубах – старинных и современных, поясняя, что основные элементы дошли до нашего времени/

  1. Демонстрирует русскую национальную одежду, называя ее элементы,  выделяя обязательные для русской национальной одежды (сарафан, белая рубашка (на севере страны) юбка – понева (на юге), головной убор – кокошник, платок, мужчины– свободная рубаха-косоворотка, перехваченная поясом, и штаны с лаптями).
  2. Называют традиции, обычаи русского народа, отмечая те, которые соблюдаются и сегодня 

(слайд 3  –народное гуляние)

/слайд – фото народного гуляния и подпись к какому празднику это относится/

(Более всего почитались ПасхаРождество и Троица. Гуляниями отмечалась Масленица, Спас, Иванов и Петров день. По обыкновению, праздник утром начинался с посещения церкви, а продолжался дома и на природе, также праздновали Воздвиженье, Крещение, Благовещенье, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Всего таких праздников двенадцать, как говорили в старину – “два на десять”. Интересные традиции русского народа — хозяйственные обряды, связанные с копанием колодцев, уходом за животными и домашними делами, практически отошли в прошлое. Но и среди них можно найти немало интересного, и полезного даже в наше время. Более стойкими являются русские семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами. С незначительными потерями эти обряды дожили до наших дней.

- Самые известные, «живучие» русские традиции, дошедших до наших дней – это Русское чаепитие

(слайд 4- церемония чаепития)

 (По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались  и порция горячего и крепкого чая, и  радушное внимание хозяина. )

. Русская традиция требует после парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь.

Русские хлеб-да-соль

(слайд 5 - церемония хлеб-соль)

Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета.

(Вывод)  Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность к единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями./

 

 

 

 

2 группа

(слайд 6 – картинка с народной игрой)

Называют игры и развлечения русского народа во время праздников, проводят игру «Ручеек», объясняют правила игры, проводить будут под песню 3 группы)

3 группа

(слайд 7 – картинка русских берез, хоровод)

А) Называют русские народные песни, исполняют 2-3 куплета под музыку (+ песни «Во поле береза стояла» - отдельная запись песни), в это время проходит игра «ручеек»

2 группа выстраивает всех ребят 1.2,4 групп

Все рассаживаются на места

Б) называют героев русских народных сказок

(слайд 8 – сказочные герои в русской одежде)

(обосновать свой выбор – элементы одежды на героях, поведение (смелые, смекалистые), традиции (гостеприимство), т.д.)

4 группа

Представляют русскую избу, называя предметы и объясняя их предназначение.

(слайд 9 – русская изба внутри)

 

 

 

Обобщение знаний, полученных в ходе выступления групп

 

Итак, мы в русской избе, стол накрыт для гостей – как можно назвать эту заботу, по отношению к гостям? ( гостеприимство) – это еще один обычай  русского, да и многих других народов нашей страны.

        Какой  народный праздник сейчас идет? (Масленица)

(слайд 10 – название дней масленичной недели и картинка)

Верно, каждый день масленичной недели имеет свое значение, сегодня среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами, в каждой семье накрывали стол, пекли блины, пили чай из самовара, и я приглашаю всех после окончания занятия попить чай с блинами.

Закрепление  полученных  знаний

-А сейчас мы проведем  небольшую игру «Что лишнее?» внимание на экран  (если экран не идет, то устно)

(слайд 11 -16 – задания на определение лишних предметов и т.д. из 4-х предложенных)

  • Сарафан, понева, тюбетейка(татарская), косоворотка
  • Масленица, Сабантуй (казахи), Троица, Пасха
  • Холодно-горячо, гуси-лебеди, царь горы, юрта(башкирская)
  • Конек-горбунок (Ершов), лиса, медведь, журавль
  • Ах вы сени, мои сени; Ой мороз, мороз; Виновата ли я;

Тала-тала (татарская)

  • Ухват, казан (татары, башкиры), прялка, кадка

 

Итог занятия

(слайд 17 – картинка)

Молодцы, справились с заданием хорошо, значит,  внимательно слушали друг друга.

Ребята, сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью огромного многообразия русской культуры, которую нужно изучать, знать, любить, уважать. . Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами в великой многонациональной России.

“Человек без знаний – что дерево без корней”. Эта пословица имеет глубокий смысл и относится не только к знаниям, полученным в школе, но и к знаниям основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа.

Необходимо жить полноценной жизнью своего народа и гордиться тем, что ты являешься его представителем.

Спасибо за работу, мне было с вами очень приятно заниматься.

 

(если осталось время, по слайдам показать материал о масленице подробнее, со слайда 18)

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Многообразие культуры русского народа»

Тема: Многообразие культуры русского народа. (26.02.2014)

(Году культуры в России посвящается)?

Воспитательная цель

Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы.

Развивающая цель

Развивать эстетическое и нравственное воспитание с помощью популяризации элементов русской национальной культуры.

Образовательная цель

Познакомить с многообразием культуры русского народа

Принципы, которых я придерживаюсь на занятии:

а) Личностно - ориентированные принципы.

  • Принцип адаптивности

  • Принцип развития

  • Принцип психологической комфортности

б) Культурно - ориентированные принципы

  • Принцип систематичности

  • Принцип овладения культурой

в) Деятельностно - ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности

  • Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика

  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие

  • Креативный принцип




Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся:

  1. Система вопросов

  2. Создание проблемных ситуаций,

  3. Организация диалога и исследовательской работы.

Планируемые результаты воспитания.


В результате проведения занятия учащиеся

- Смогут лучше ориентироваться в понятии «культура»

-Получат общее представление о культуре русского народа

–Смогут лучше выстраивать отношения делового сотрудничества


Форма проведения занятия – работа в группах

Оборудование:

План классного часа

  1. Вступление учителя (обоснование темы и формы проведения классного часа)

  2. Работа в группах

  3. Выступление групп

  4. Подведение итога занятию









Ход занятия

  1. Вступление учителя

-

проводим мероприятия в рамках Года культуры в России.

- Трудно не согласиться с высказыванием Искандера, что «культура каждого народа- жемчужина на ковре цивилизации».

В России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон страны Конституция. Так устроена наша жизнь, так сложилась наша история.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый народ? (языком, историей, культурой)

- правильно, даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор (народное творчество), религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда и прочее.

- Кто может назвать народы, проживающие в нашей области, районе? (перечисляют народы: русские , татары, башкиры, украинцы и т.д.)

- Все верно, а представителей какого народа больше? (русских)

- Не смотря на то, что коренным населением Урала являются башкиры (об этом вы говорили на уроках краеведения), в ходе заселения территории, количество русских значительно преобладает.

- И сегодня мы прикоснемся к самой малой части огромного многообразия русской национальной культуры, вспомним, а может и узнаем что-то новое про русскую одежду, обычаи, традиции, игры и фольклор.

- Работать будем в группах ( не более 5 минут), на столах лежат инструкции по выполнению заданий, затем проведем выступление групп и подведем итоги нашей работы. Можно приступать, а вы (обратиться к группе из 3-х человек), подойдите ко мне.

/я устно объясняю задание группе: вы бывали когда-нибудь в русской избе? (ответы), видели как она выглядит внутри по фильмам, мультфильмам?, сейчас нам предстоит оформить уголок русской избы, используя предложенные предметы, а также назвать их и объяснить, как они используются.)

Работа в группах (до 5 минут)

Выступление групп


(слайд 1- заставка)

-Итак, ребята, закончили свою работу, давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось.

- ваша задача, внимательно слушать выступление товарищей, помогать им или исправлять их ошибки, если будет нужно.

  1. Группа

  1. Показывает изображения одежды русского народа (что выбрали) - /я исправляю, если нужно – нечетные номера – русская одежда/, показываю на слайде еще виды русской одежды

(слайд 2 – виды русской одежды)

/слайд – разные виды одежды – сарафанов, головных уборов, рубах – старинных и современных, поясняя, что основные элементы дошли до нашего времени/

  1. Демонстрирует русскую национальную одежду, называя ее элементы, выделяя обязательные для русской национальной одежды (сарафан, белая рубашка (на севере страны) юбка – понева (на юге), головной убор – кокошник, платок, мужчины– свободная рубаха-косоворотка, перехваченная поясом, и штаны с лаптями).

  2. Называют традиции, обычаи русского народа, отмечая те, которые соблюдаются и сегодня

(слайд 3 –народное гуляние)

/слайд – фото народного гуляния и подпись к какому празднику это относится/

(Более всего почитались Пасха, Рождество и Троица. Гуляниями отмечалась Масленица, Спас, Иванов и Петров день. По обыкновению, праздник утром начинался с посещения церкви, а продолжался дома и на природе, также праздновали Воздвиженье, Крещение, Благовещенье, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Всего таких праздников двенадцать, как говорили в старину – “два на десять”. Интересные традиции русского народа — хозяйственные обряды, связанные с копанием колодцев, уходом за животными и домашними делами, практически отошли в прошлое. Но и среди них можно найти немало интересного, и полезного даже в наше время. Более стойкими являются русские семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами. С незначительными потерями эти обряды дожили до наших дней.

- Самые известные, «живучие» русские традиции, дошедших до наших дней – это Русское чаепитие

(слайд 4- церемония чаепития)

(По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались  и порция горячего и крепкого чая, и  радушное внимание хозяина. )

Русская традиция требует после парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь.

Русские хлеб-да-соль

(слайд 5 - церемония хлеб-соль)

Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета.

(Вывод) Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность к единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями./





2 группа

(слайд 6 – картинка с народной игрой)

Называют игры и развлечения русского народа во время праздников, проводят игру «Ручеек», объясняют правила игры, проводить будут под песню 3 группы)

3 группа

(слайд 7 – картинка русских берез, хоровод)

А) Называют русские народные песни, исполняют 2-3 куплета под музыку (+ песни «Во поле береза стояла» - отдельная запись песни), в это время проходит игра «ручеек»

2 группа выстраивает всех ребят 1.2,4 групп

Все рассаживаются на места

Б) называют героев русских народных сказок

(слайд 8 – сказочные герои в русской одежде)

(обосновать свой выбор – элементы одежды на героях, поведение (смелые, смекалистые), традиции (гостеприимство), т.д.)

4 группа

Представляют русскую избу, называя предметы и объясняя их предназначение.

(слайд 9 – русская изба внутри)




Обобщение знаний, полученных в ходе выступления групп

Итак, мы в русской избе, стол накрыт для гостей – как можно назвать эту заботу, по отношению к гостям? ( гостеприимство) – это еще один обычай русского, да и многих других народов нашей страны.

Какой народный праздник сейчас идет? (Масленица)

(слайд 10 – название дней масленичной недели и картинка)

Верно, каждый день масленичной недели имеет свое значение, сегодня среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами, в каждой семье накрывали стол, пекли блины, пили чай из самовара, и я приглашаю всех после окончания занятия попить чай с блинами.

Закрепление полученных знаний

-А сейчас мы проведем небольшую игру «Что лишнее?» внимание на экран (если экран не идет, то устно)

(слайд 11 -16 – задания на определение лишних предметов и т.д. из 4-х предложенных)

  • Сарафан, понева, тюбетейка(татарская), косоворотка

  • Масленица, Сабантуй (казахи), Троица, Пасха

  • Холодно-горячо, гуси-лебеди, царь горы, юрта(башкирская)

  • Конек-горбунок (Ершов), лиса, медведь, журавль

  • Ах вы сени, мои сени; Ой мороз, мороз; Виновата ли я;

Тала-тала (татарская)

  • Ухват, казан (татары, башкиры), прялка, кадка


Итог занятия

(слайд 17 – картинка)

Молодцы, справились с заданием хорошо, значит, внимательно слушали друг друга.

Ребята, сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью огромного многообразия русской культуры, которую нужно изучать, знать, любить, уважать. . Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами в великой многонациональной России.

“Человек без знаний – что дерево без корней”. Эта пословица имеет глубокий смысл и относится не только к знаниям, полученным в школе, но и к знаниям основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа.

Необходимо жить полноценной жизнью своего народа и гордиться тем, что ты являешься его представителем.

Спасибо за работу, мне было с вами очень приятно заниматься.


(если осталось время, по слайдам показать материал о масленице подробнее, со слайда 18)





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!