Тема: Многообразие культуры русского народа. (26.02.2014)
(Году культуры в России посвящается)?
Воспитательная цель
Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы.
Развивающая цель
Развивать эстетическое и нравственное воспитание с помощью популяризации элементов русской национальной культуры.
Образовательная цель
Познакомить с многообразием культуры русского народа
Принципы, которых я придерживаюсь на занятии:
а) Личностно - ориентированные принципы.
б) Культурно - ориентированные принципы
в) Деятельностно - ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности
Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие
Креативный принцип
Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся:
Система вопросов
Создание проблемных ситуаций,
Организация диалога и исследовательской работы.
Планируемые результаты воспитания.
В результате проведения занятия учащиеся
- Смогут лучше ориентироваться в понятии «культура»
-Получат общее представление о культуре русского народа
–Смогут лучше выстраивать отношения делового сотрудничества
Форма проведения занятия – работа в группах
Оборудование:
План классного часа
Вступление учителя (обоснование темы и формы проведения классного часа)
Работа в группах
Выступление групп
Подведение итога занятию
Ход занятия
Вступление учителя
-
проводим мероприятия в рамках Года культуры в России.
- Трудно не согласиться с высказыванием Искандера, что «культура каждого народа- жемчужина на ковре цивилизации».
В России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон страны Конституция. Так устроена наша жизнь, так сложилась наша история.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый народ? (языком, историей, культурой)
- правильно, даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор (народное творчество), религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда и прочее.
- Кто может назвать народы, проживающие в нашей области, районе? (перечисляют народы: русские , татары, башкиры, украинцы и т.д.)
- Все верно, а представителей какого народа больше? (русских)
- Не смотря на то, что коренным населением Урала являются башкиры (об этом вы говорили на уроках краеведения), в ходе заселения территории, количество русских значительно преобладает.
- И сегодня мы прикоснемся к самой малой части огромного многообразия русской национальной культуры, вспомним, а может и узнаем что-то новое про русскую одежду, обычаи, традиции, игры и фольклор.
- Работать будем в группах ( не более 5 минут), на столах лежат инструкции по выполнению заданий, затем проведем выступление групп и подведем итоги нашей работы. Можно приступать, а вы (обратиться к группе из 3-х человек), подойдите ко мне.
/я устно объясняю задание группе: вы бывали когда-нибудь в русской избе? (ответы), видели как она выглядит внутри по фильмам, мультфильмам?, сейчас нам предстоит оформить уголок русской избы, используя предложенные предметы, а также назвать их и объяснить, как они используются.)
Работа в группах (до 5 минут)
Выступление групп
(слайд 1- заставка)
-Итак, ребята, закончили свою работу, давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось.
- ваша задача, внимательно слушать выступление товарищей, помогать им или исправлять их ошибки, если будет нужно.
Группа
Показывает изображения одежды русского народа (что выбрали) - /я исправляю, если нужно – нечетные номера – русская одежда/, показываю на слайде еще виды русской одежды
(слайд 2 – виды русской одежды)
/слайд – разные виды одежды – сарафанов, головных уборов, рубах – старинных и современных, поясняя, что основные элементы дошли до нашего времени/
Демонстрирует русскую национальную одежду, называя ее элементы, выделяя обязательные для русской национальной одежды (сарафан, белая рубашка (на севере страны) юбка – понева (на юге), головной убор – кокошник, платок, мужчины– свободная рубаха-косоворотка, перехваченная поясом, и штаны с лаптями).
Называют традиции, обычаи русского народа, отмечая те, которые соблюдаются и сегодня
(слайд 3 –народное гуляние)
/слайд – фото народного гуляния и подпись к какому празднику это относится/
(Более всего почитались Пасха, Рождество и Троица. Гуляниями отмечалась Масленица, Спас, Иванов и Петров день. По обыкновению, праздник утром начинался с посещения церкви, а продолжался дома и на природе, также праздновали Воздвиженье, Крещение, Благовещенье, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Всего таких праздников двенадцать, как говорили в старину – “два на десять”. Интересные традиции русского народа — хозяйственные обряды, связанные с копанием колодцев, уходом за животными и домашними делами, практически отошли в прошлое. Но и среди них можно найти немало интересного, и полезного даже в наше время. Более стойкими являются русские семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами. С незначительными потерями эти обряды дожили до наших дней.
- Самые известные, «живучие» русские традиции, дошедших до наших дней – это Русское чаепитие
(слайд 4- церемония чаепития)
(По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались и порция горячего и крепкого чая, и радушное внимание хозяина. )
. Русская традиция требует после парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь.
Русские хлеб-да-соль
(слайд 5 - церемония хлеб-соль)
Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета.
(Вывод) Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность к единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями./
2 группа
(слайд 6 – картинка с народной игрой)
Называют игры и развлечения русского народа во время праздников, проводят игру «Ручеек», объясняют правила игры, проводить будут под песню 3 группы)
3 группа
(слайд 7 – картинка русских берез, хоровод)
А) Называют русские народные песни, исполняют 2-3 куплета под музыку (+ песни «Во поле береза стояла» - отдельная запись песни), в это время проходит игра «ручеек»
2 группа выстраивает всех ребят 1.2,4 групп
Все рассаживаются на места
Б) называют героев русских народных сказок
(слайд 8 – сказочные герои в русской одежде)
(обосновать свой выбор – элементы одежды на героях, поведение (смелые, смекалистые), традиции (гостеприимство), т.д.)
4 группа
Представляют русскую избу, называя предметы и объясняя их предназначение.
(слайд 9 – русская изба внутри)
Обобщение знаний, полученных в ходе выступления групп
Итак, мы в русской избе, стол накрыт для гостей – как можно назвать эту заботу, по отношению к гостям? ( гостеприимство) – это еще один обычай русского, да и многих других народов нашей страны.
Какой народный праздник сейчас идет? (Масленица)
(слайд 10 – название дней масленичной недели и картинка)
Верно, каждый день масленичной недели имеет свое значение, сегодня среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами, в каждой семье накрывали стол, пекли блины, пили чай из самовара, и я приглашаю всех после окончания занятия попить чай с блинами.
Закрепление полученных знаний
-А сейчас мы проведем небольшую игру «Что лишнее?» внимание на экран (если экран не идет, то устно)
(слайд 11 -16 – задания на определение лишних предметов и т.д. из 4-х предложенных)
Сарафан, понева, тюбетейка(татарская), косоворотка
Масленица, Сабантуй (казахи), Троица, Пасха
Холодно-горячо, гуси-лебеди, царь горы, юрта(башкирская)
Конек-горбунок (Ершов), лиса, медведь, журавль
Ах вы сени, мои сени; Ой мороз, мороз; Виновата ли я;
Тала-тала (татарская)
Ухват, казан (татары, башкиры), прялка, кадка
Итог занятия
(слайд 17 – картинка)
Молодцы, справились с заданием хорошо, значит, внимательно слушали друг друга.
Ребята, сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью огромного многообразия русской культуры, которую нужно изучать, знать, любить, уважать. . Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами в великой многонациональной России.
“Человек без знаний – что дерево без корней”. Эта пословица имеет глубокий смысл и относится не только к знаниям, полученным в школе, но и к знаниям основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа.
Необходимо жить полноценной жизнью своего народа и гордиться тем, что ты являешься его представителем.
Спасибо за работу, мне было с вами очень приятно заниматься.
(если осталось время, по слайдам показать материал о масленице подробнее, со слайда 18)
7