СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и речь. Монолог, диалог, полилог. Речевой этикет 5 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Монолог, диалог, полилог. Речевой этикет 5 класс (Ладыженская)»

Язык и речь. Монолог, диалог, полилог. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности

Язык и речь. Монолог, диалог, полилог. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности

Мы постоянно делимся информацией или получаем её. Какие условия необходимы для этого? Иногда при общении можно обойтись и без слов: например, об опасности нам может сообщить звуковой сигнал или картинка (знак) с определённым рисунком. Достаточно ли этих средств для передачи информации?

Мы постоянно делимся информацией или получаем её. Какие условия необходимы для этого? Иногда при общении можно обойтись и без слов: например, об опасности нам может сообщить звуковой сигнал или картинка (знак) с определённым рисунком. Достаточно ли этих средств для передачи информации?

ЦЕЛИ познакомиться с понятиями «язык» и «речь», видами речевой деятельности познакомиться с понятиями «монолог», «диалог» и «полилог» расширить словарный запас в области речевого этикета и осознать важность умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения

ЦЕЛИ

  • познакомиться с понятиями «язык» и «речь», видами речевой деятельности
  • познакомиться с понятиями «монолог», «диалог» и «полилог»
  • расширить словарный запас в области речевого этикета и осознать важность умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД 1. Из чего состоит предложение? (в именительном падеже) (5 букв) 2. Обмен информацией, мыслями, чувствами (7 букв) 3. Единица языка, законченная мысль (11 букв) Слово Общение Предложение

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД

1. Из чего состоит предложение? (в именительном падеже) (5 букв)

2. Обмен информацией, мыслями, чувствами (7 букв)

3. Единица языка, законченная мысль (11 букв)

Слово

Общение

Предложение

Прочитайте и вставьте на месте пропусков нужные слова Когда мы общаемся, мы используем разные виды речевой… Во время разговора по телефону мы используем…. речь. При написании сообщения - ….. речь. Деятельности Устную Письменную

Прочитайте и вставьте на месте пропусков нужные слова

  • Когда мы общаемся, мы используем разные виды речевой…
  • Во время разговора по телефону мы используем…. речь.
  • При написании сообщения - ….. речь.

Деятельности

Устную

Письменную

ВАЖНО! Язык и речь взаимосвязаны. При устном общении речь создаётся в момент говорения, её нельзя исправить. При письменном общении речь продумывается, поэтому есть возможность исправить текст, отобрать наиболее точные языковые средства. Для устной речи характерно использование жестов, мимики. Фразу можно произнести с различной интонацией (тон, темп, громкость). Для письменной речи важны выделение абзацев; в тексте можно поменять шрифт, цвет, выделить ключевые слова.

ВАЖНО!

  • Язык и речь взаимосвязаны. При устном общении речь создаётся в момент говорения, её нельзя исправить. При письменном общении речь продумывается, поэтому есть возможность исправить текст, отобрать наиболее точные языковые средства.
  • Для устной речи характерно использование жестов, мимики. Фразу можно произнести с различной интонацией (тон, темп, громкость).
  • Для письменной речи важны выделение абзацев; в тексте можно поменять шрифт, цвет, выделить ключевые слова.
В каких пословицах говорится об устной речи? Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Где слова редки, там они вес имеют. Испокон веков книга растит человека.

В каких пословицах говорится об устной речи?

  • Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  • Где слова редки, там они вес имеют.
  • Испокон веков книга растит человека.
В каких пословицах говорится об устной речи? Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Где слова редки, там они вес имеют. Испокон веков книга растит человека.

В каких пословицах говорится об устной речи?

  • Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  • Где слова редки, там они вес имеют.
  • Испокон веков книга растит человека.
Какие понятия относятся к письменной речи? Буква, звук, вопросительный знак. Звук, громкость, мимика. Восклицательный знак, буква, вопросительный знак. Восклицательный знак, буква, вопросительный знак.

Какие понятия относятся к письменной речи?

  • Буква, звук, вопросительный знак.
  • Звук, громкость, мимика.
  • Восклицательный знак, буква, вопросительный знак.

Восклицательный знак, буква, вопросительный знак.

Единицами языка являются предложение, ……….. , звук. С помощью …………………. мы сообщаем информацию, выражаем мысли и чувства. Предложения состоят из ……………… . С помощью слов мы называем предметы, признаки, действия. Звук – единица ……………………… речи. Слово Предложений Слов Звучащей
  • Единицами языка являются предложение, ……….. , звук. С помощью …………………. мы сообщаем информацию, выражаем мысли и чувства. Предложения состоят из ……………… . С помощью слов мы называем предметы, признаки, действия. Звук – единица ……………………… речи.

Слово

Предложений

Слов

Звучащей

Впишите нужный предлог на месте пропуска (повторение темы «Предлоги с другими словами) Пассажиры сошли …. теплохода. Света приехала ….. Москвы. Туристы вышли ….. троллейбуса. Солнышко выглянуло …… туч. Я вернулся …… похода. С Из Из Из-за Из

Впишите нужный предлог на месте пропуска (повторение темы «Предлоги с другими словами)

Пассажиры сошли …. теплохода. Света приехала ….. Москвы. Туристы вышли ….. троллейбуса. Солнышко выглянуло …… туч. Я вернулся …… похода.

С

Из

Из

Из-за

Из

Что такое монолог, диалог, полилог? В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного человека, обращенная к самому себе или другим. Диалог – разговор, беседа двух лиц, при котором каждый из участников попеременно исполняет  роль говорящего и слушающего.  Полилог – это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга. Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц называют диалогом.

Что такое монолог, диалог, полилог?

В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.

Монолог – слова, речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.

Диалог – разговор, беседа двух лиц, при котором каждый из участников попеременно исполняет  роль говорящего и слушающего. 

Полилог – это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга.

Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц называют диалогом.

Что такое реплика? Реплика – это одно или несколько предложений. Каждая реплика пишется с новой строки. Перед репликой ставится тире. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.

Что такое реплика?

Реплика – это одно или несколько предложений.

  • Каждая реплика пишется с новой строки.
  • Перед репликой ставится тире.
  • После реплики одного из собеседников следует ответ другого.
Оформление диалога в письменной речи На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Реплика 1 лица Реплика 2 лица Реплика 3 лица Реплики диалога всегда тесно связаны между собой.

Оформление диалога в письменной речи

  • На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире.
  • Реплика 1 лица
  • Реплика 2 лица
  • Реплика 3 лица
  • Реплики диалога всегда тесно связаны между собой.
Перед вами текст. Прочитайте его и запишите в виде диалога И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: “Здорово!” И я сказал: “Здорово!” Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. “Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?” “Нет, домой не дам. Подарок…”

Перед вами текст. Прочитайте его и запишите в виде диалога

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: “Здорово!” И я сказал: “Здорово!” Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. “Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?” “Нет, домой не дам. Подарок…”

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:  – Здорово!  И я сказал:  – Здорово!  Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.  – Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?  – Нет, домой не дам. Подарок.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: 

– Здорово! 

И я сказал: 

– Здорово! 

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. 

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой? 

– Нет, домой не дам. Подарок.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения. ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Задание 1. “Умеем ли мы здороваться?” Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?

Задание 1. “Умеем ли мы здороваться?”

  • Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
  • У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?
Задание 2. Речевая ситуация: просьба Выберите наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой. 1.Убирайте за собой посуду!  2.У нас посуду убирают сами.  3.Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

Задание 2. Речевая ситуация: просьба

Выберите наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

1.Убирайте за собой посуду! 2.У нас посуду убирают сами. 3.Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

Выбери наиболее вежливое выражение просьбы. 1.Уступите, пожалуйста, место моей бабушке. 2.Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке? 3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.

1.Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.

2.Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?

3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что такое язык и речь? Какие бывают виды речевой деятельности? Что такое монолог, диалог, полилог? Что такое этикет и этикетные слова?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Что такое язык и речь?
  • Какие бывают виды речевой деятельности?
  • Что такое монолог, диалог, полилог?
  • Что такое этикет и этикетные слова?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  (прочитайте отрывок и напишите, как было бы лучше всего поступить учителю в этой ситуации)  С классом учитель решил провести чаепитие по поводу Нового года. В назначенный день все хлопотали в кабинете, накрывали столы, заканчивали последние приготовления. Учитель вышел из кабинета, чтобы принести призы. Возвращаясь в кабинет, на учителя обрушивается целый поток холодной воды. Оказывается, за дверью спрятался мальчик с банкой воды в руках, поджидая обидчика, который обрызгал его. Но вместо обидчика вошел учитель. Все дети притихли и испуганно взирали на учителя. В следующую минуту учитель оценил ситуацию: страх мальчика, испуганные глаза детей, которые выжидающе смотрели на них. Что же делать?  Чтобы не выглядеть ещё более смешным и жалким, учитель решил…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (прочитайте отрывок и напишите, как было бы лучше всего поступить учителю в этой ситуации)

С классом учитель решил провести чаепитие по поводу Нового года. В назначенный день все хлопотали в кабинете, накрывали столы, заканчивали последние приготовления. Учитель вышел из кабинета, чтобы принести призы. Возвращаясь в кабинет, на учителя обрушивается целый поток холодной воды. Оказывается, за дверью спрятался мальчик с банкой воды в руках, поджидая обидчика, который обрызгал его. Но вместо обидчика вошел учитель. Все дети притихли и испуганно взирали на учителя. В следующую минуту учитель оценил ситуацию: страх мальчика, испуганные глаза детей, которые выжидающе смотрели на них. Что же делать? Чтобы не выглядеть ещё более смешным и жалким, учитель решил…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!