Занятия на тему «Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме».
Цели занятия:
методическая: отработка технологии сотрудничества; дидактическая: выяснение назначения и содержания курса, выяснение различий между языком и речью, признаков литературного языка и языковой нормы, типы норм, формирование умения создавать монологические высказывания; развивающая: способствовать развитию творческой деятельности обучающихся, содействовать развитию способности обобщать, делать выводы, анализировать; воспитательная: способствовать развитию интереса и уважения к русскому языку.
Оборудование занятия: раздаточный материал (тексты, задания к ним), доска, учебник: М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, компьютер, медиапроигрыватель, DVD – диск с интервью.
ДОСКА.
Понятия язык и речь. ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ
Назначение курса.
Понятие «литературный язык».
Языковая норма.
Ход занятия.
1. Погружение и мотивация учебной деятельности курсантов
1.1 Интервью
Курсанты получили индивидуальное задание, давайте их послушаем.
1Курсант: Здравствуйте, нам поручили провести лингвистическую экспедицию по городу Калининграду.
Позвольте задать вам несколько вопросов.
1. Нужно ли исправить собеседника, если он говорит дрож`ж`и?
(Да, в современном русском языке звук ж всегда твёрдый)
2. А не будете ли Вы считать бестактным, если я спрошу Вас?
Как правильно сказать носок или носков?
А вы как считаете?
(Правильный вариант носков)
3. Как Вы понимаете выражение «сирота казанская»? Вы знаете, что оно означает в русском языке?
(Этот фразеологизм употребляют, когда говорят о притворяющемся несчастным, обиженным, беспомощным человеке, желающем вызвать сочувствие жалостливых людей)
4. Какова история его происхождения?
Не знаете?
И вы не знаете?
Вспомните историю. Какие события происходили в России примерно в середине 16 века, связанные с Казанью?
(Первоначально, примерно в середине 16 века после покорения Казанского ханства русскими, так говорили о татарских князьях, старавшихся разжалобить русских царей своей жалкой, горькой участью, чтобы получить для себя какие-либо поблажки и привилегии. Вот какова его история, а сейчас это уже фразеологизм)
Ученик: Я получил задание выяснить у калининградцев «Нужно ли говорить правильно?» и «Исправят ли они собеседника, если он допустит речевую ошибку?» На первый вопрос из 20 опрошенных 19 ответили: «Да, нужно говорить правильно».
Моими собеседниками были люди разных возрастов и профессий, и вот на второй вопрос ответы были разными. Давайте послушаем некоторые из них.
3.2 Постановка проблемного вопроса
Учитель:
- Вы согласны с мнением калининградцев, что нужно говорить правильно?
- А, может быть, совсем не обязательно говорить грамотно? Зачем «Русский язык и культура речи»?
Это проблемный вопрос нашего занятия к нему мы ещё вернёмся в конце.
3. Сообщение темы и постановка цели
Учитель:
Тема нашего занятия «Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме». Запишите число и тему. Сегодня нам необходимо выяснить
различия между языком и речью
каково назначение курса
определение понятия «литературный язык»
что такое языковая норма
3.Сообщение нового материала.
3.1. Понятия «язык» и «речь».
- Перейдём к первому вопросу.
- Что такое язык? Спасибо. Вот какие значения слова «язык» приводит Сергей Иванович Ожегов:
1) сс звуковых, словарных, грамматических средств, являющаяся орудием общения, мышления, обмена мыслями, взаимного понимания людей в обществе;
2) совокупность средств выражения в словесном творчестве (синоним стиля, как совокупности приёмов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей);
3) речь, способность говорить;
4) (перен.) сс знаков, звуков, сигналов и т.п., передающих информацию.
Какое из них наше? Запишите.
- Что такое «речь»? Спасибо. Вот какие значения слова «язык» приводит Сергей Иванович Ожегов:
1) использование языка, как сс звуковых, словарных и грамматических средств, для общения с другими людьми;
2) разновидность, стиль языка;
3) звучащий язык;
4) разговор, беседа.
Какое из них наше? Запишите.
В чём различие между «языком» и «речью»? (язык - сс, речь - процесс, производимый сс)
- Вопросы? Что мы сделали на данном этапе занятия?
3.2. Назначение курса.
- Каково назначение курса? (способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения). Давайте запишем число, тему и это определение.
- Вопросы? Что мы сделали на данном этапе занятия?
3.3. Понятие «литературный язык».
- Сейчас мы поработаем с вами по группам. Предлагаю вам разделиться на группы следующим образом.
Каждый из вас получил карточку и попробует найти соответствие между тем, что на ней написано и названием какой-либо группы («Фонетика», «Словообразование», «Синтаксис», «Морфология», «Синтаксис»).
(Раздаются карточки, ребята находят свои группы, те, кто ошибся, объясняют, почему выбрали эту группу)
- Что такое «литературный язык»? (образцовый вариант языка, обработанный мастерами слова, учёными, общественными деятелями, который предназначен для обслуживания разнообразных культурных потребностей всего народа, используется в государственных учреждениях, науке, образовании, СМИ, художественной литературе и подчинён строго определённым правилам, которые именуются нормой). Какие нелитературные варианты языка вы знаете?
Проверим себя, для этого выполним такие задания.
- У каждой группы на парте лежит листок с заданием. Одни, выполнив его, помогут проверить нам правильно ли вы назвали нелитературные варианты языка, другие выполнят творческую работу, которую мы проверим позднее. Пусть выполнить его вам помогут наблюдательность, чувство слова, а ещё поддержка и помощь друг другу.
Прочитайте следующий отрывок из рассказа Лиона Измайлова «Ненужные словечки» по ролям и ответьте на вопросы, данные после текста.
Многие ребята употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки. Однажды я встретил соседского мальчишку Ваню Сидорова, и у нас с ним произошёл такой разговор. Я говорю:
- Здравствуй, Ваня, как дела?
Он говорит:
-У-у, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю. Ща один фитиль такое сморозил, подкатывается к одному шкету, дай, говорит, велик погонять, сел и почесал, а тут училка, он и дававй выпендриваться, варежку разинул, вот и дерябнулся. Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во клёво, ржачка, да?
Я говорю:
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала, или я не понял ничего.
- Ну, чего вы не поняли?
- Ну, давай сначала.
- Давайте. Значит, один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень один длинный подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять, сел и почесал…
- К какому шкету?
- Ну, шибздик один, шмакодявка. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобилем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него вроде шнобиля. Рубильник такой вроде паяльника. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он…
- Ну и как, распилил?
- Что распилил?
- Ну, шнобиль.
- Да нет, шнобель у шкета был, а у фитиля – фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться, варежку разинул, вот и гикнулся. Теперь поняли?
- Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
1. Какие особенности речи Вани позволяют рассказчику утверждать, что он совершенно не знает русского языка?
2. Можно ли, по вашему мнению, успешно общаться с людьми на том «языке», на котором привык разговаривать Ваня Сидоров, и если да, то с кем и на какие темы?
__________________________________________________________________\
ЗАДАНИЕ. Прочитайте справочный материал, отрывок из повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», будьте готовы прочесть этот эпизод по ролям. Найдите во фрагменте элементы диалекта. Почему в данном разговоре использование диалекта не мешает взаимопониманию собеседников?
Сидели у Дарьи, самой старой из старух; лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта оставалась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, - концов не найдёшь. О возрасте своём старухи говорили так:
- Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. – Это Дарья Настасье. – Я уж в памяти находилась, помню.
- Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.
- Но, на три! Я замуж-то выходили, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишшо без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить.
- Я помню.
- Ну дак от. Куды тебе ровняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.
Справочный материал.
Диалект (от греч. dialektos - «говор, наречие», где dia – «через», lektos – «могущий быть сказанным»), т.е. такой нелитературный вариант языка, который употребляется людьми на определённых территориях в сельской местности. Диалект может отличаться от литературного языка и своими словами (например, в некоторых местах вместо слова белка говорят векша, а вместо слова пояс – гашник), и элементами грамматики, и особенностями произношения. Самым трудным для выходцев из тех мест, где распространены диалекты, бывает, как правило, усвоить литературное произношение. Между тем диалектные особенности, если они встречаются в речи, которая должна быть литературной, могут отвлекать слушающих от содержания и мешать правильному пониманию.
ЗАДАНИЕ. Герой рассказа Михаила Зощенко «Аристократка» (фрагмент этого рассказа приводится ниже) рассказывает о своём знакомстве с женщиной, которая кажется ему аристократкой. Прочитайте выразительно этот отрывок. Какие элементы просторечия встречаются в речи рассказчика?
Проанализируйте ответные реплики его знакомой. Есть ли основания для того, чтобы считать эту женщину аристократкой?
- Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
- Мерси, - говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюдцу и цоп с кремом и жрёт…
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня эдакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет, и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
- Не пора ли нам в театр сесть, звонили, может быть.
А она говорит:
- Нет.
И берёт третье.
Я говорю:
- Натощак – не много ли? Может вытошнить.
А она:
- Нет, - говорит, - мы привыкшие.
И берёт четвёртое.
Тут ударила мне кровь в голову.
- Ложи, - говорю, - взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.
- Ложи, - говорю, к чёртовой матери
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ ГРУПП.
Группа
1. Чтение отрывка по ролям.
2. Ответы на вопросы после текста
3. Все откройте учебник на с. 22. Прочитайте информацию этой страницы, обозначенную символом ∆ (чтение ∆ с.22 кем-то из другой группы.)
Учитель:
- Давайте запишем заголовок «Нелитературные варианты языка», а затем определение «жаргона» в тетрадь.
- Какие синонимы слова жаргон вы знаете?
Группа
1. Прочитайте справочный материал.
2. Чтение отрывка по ролям.
3. Ответы на вопросы.
Преподаватель:
- Давайте запишем определение «диалект» в тетрадь.
Группа
1. Откройте с. 24
2. Чтение отрывка.
3. Прочитайте информацию этой страницы, обозначенную символом ∆
4. Ответы на вопросы
- запишем определение понятия просторечие в тетрадь.
- Давайте запишем определение «просторечие» в тетрадь.
- Какие нелитературные варианты языка вы знаете?(жаргон, диалект, просторечие)
3.4. Словарная работа.
Учитель:
- Слова-паразиты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Засоряет нашу речь и употребление без надобности иноязычных слов, например: «Предлагаем пролонгировать договор о проведении конференций» (продлить); «Среди собравшихся превалировали представители молодёжи» (преобладали).
Портят речь жаргонизмы. Например, слова тащусь, клёвый, ржать и др.
Преподаватель:
Именно поэтому в современной лингвистике появилось новое направление - лингвоэкология.
Как вы думаете, что она изучает?
Давайте запишем это слово в словарик в конце тетради.
(Записываем новое слово и его определение)
Преподаватель: ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ - это такой раздел науки о языке, который связан с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка.
- Лингвоэкология должна лежать в основе языковой политики государства.
И с каждым днём
Сильнее ценим все мы
Покой лесов и чистоту воды.
В кругу экологической проблемы
Охраны окружающей среды
И наш язык. Он - часть
большой природы!
КРУЖОК
- Что мы сделали на данном этапе занятия? (выяснили, что такое литературный язык, а также то, что жаргон, диалект, просторечие – нелитературные варианты, которые используются только в определённых случаях.)
3.5. Понятие «языковая норма». Типы норм.
- Что такое «языковая норма»?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, дадим для начала определение понятию «норма». Сделаем это, пользуясь словарём. Каким? (толковым). (ученик ищет в словаре слово «норма»).
- Более подробно о словарях мы поговорим на следующем занятии.
«Норма» - узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь.
- Что, с вашей точки зрения, влияет на установление «правил» в языке, на закрепление в качестве нормы одного из возможных вариантов употребления слова, грамматической формы, одного из вариантов произношения? (Выработкой литературно-языковых норм занимались многие поколения русских образованных людей. Особенно много сделали в этом отношении М.В. Ломоносов, Ник.Мих. Карамзин, А.С. Пушкин и другие классики нашей литературы 19-20 веков. Норма - не плод воображения учёных-лингвистов, она создаётся не в кабинетах составителей словарей. Правила, определяющее образцовое применение языковых средств, выводятся из языковой практики. «Создать язык, - писал Белинский,- невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами». И это так. - Как появился толковый словарь В.Даля, например? (Он собирал слова для своего словаря в народе)
- Продолжаем работать с учебником по русскому языку и культуре речи Федосюка М.Ю. Русский язык с.54 №8 (уст.)
- В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика.
- Что такое ЯЗЫКОВАЯ НОРМА?
Языковая норма - совокупность правил, регламентирующих (регулирующих) употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений.
- Запишите определение.
- Для чего нужна языковая норма? (Она ограждает национальный язык от привнесения в него всего случайного, частного. Без твёрдо установленных языковых норм люди плохо понимали бы друг друга).
- Что мы сделали на данном этапе занятия? (Выяснили, что такое языковая норма)
3.6 Самостоятельная работа.
Преподаватель:
- Перед вами определения терминов, с которыми мы сегодня работали. Назовите их.
- А теперь проверим.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
ДИАЛЕКТ
ПРОСТОРЕЧИЕ
ЖАРГОН
4. Творческая работа.
Преподаватель:
- Предоставляю слово вам творцы слова.
ЗАДАНИЕ. Какое из приведённых высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, вызвало какую-то ответную мысль, чувство? Попробуйте объяснить почему.
Писатели о русском языке.
1. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить.
(В. Шефнер)
_________________________________________________________________
2. И с каждым днём сильнее ценим все мы покой лесов и чистоту воды.
В кругу экологической проблемы охраны окружающей среды и наш язык. Он - часть большой природы!
(В. Винокуров)
________________________________________________________________
3. Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, разговорная краса; отступают в неизвестность речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, сникнув, голос потеряв, взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни, чтобы речь — людское чудо — не скудела в наши дни.
(В.Шефнер)
4. «Глаголом жечь сердца людей» не так то просто, обыватели. Он должен вызреть на гряде, на ниве жизни, обязательно и милосердный, и, как штык, от терроризма защищающий, чтоб им гордиться мог язык!
(С. Симкин)
Группа
Задание.
Расставьте предложения правильно, прочитайте получившийся текст. У текста нет заключительной части, придумайте концовку.
1) Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
2) Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё мягкие, которые для слуха очень приятны.
3) Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
4) Однако, не забудем и о звуковой стороне речи.
5) Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
(По И.И. Постниковой и И.М. Подгаецкой).
(Творческое задание группы _________ выведено через кодоскоп (правильный вариант)
Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё мягкие, которые для слуха очень приятны. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
(По И.И. Постниковой и И.М. Подгаецкой).
5. Подведение итогов занятия.
5.1 Ответ на проблемный вопрос
Учитель:
- Итак, к какому выводу вы пришли? Нужно ли говорить правильно?
(Нужно говорить правильно)
- Нужна ли культура речи? Почему?
(Безусловно, да, чтобы точно и доходчиво выражать свои мысли во время вахт, в быту, речь наша должна быть понятна и нашим потомкам, чтобы тот опыт, который мы накопим, можно было бы передать и им.)
- Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:
Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, механику, экономисту - человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь. Прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля.
Я желаю вам лёгкости стиля.
5.2 Рефлексия
- Предоставляем слово нашему психологу …
- Что вы сегодня узнали на занятии? Чему научились? С помощью чего получилось этого добиться? Не кого, а чего?
5.3 Объяснение домашнего задания.
Преподаватель:
- Подобрать …
А вот что подобрать, вы должны выяснить, сложив по порядку буквы, которые пропущены в словах р..сток, мес..ный, абсо..бция, ц..ган, ..тулка, покл..ниться, ..омпрессор (отрывок)
- Взять … (отрывок) из произведений современной литературы, в нём должны быть нелитературные варианты языка, которые вы должны найти и определить, к какому именно нелитературному варианту языка они относятся.
- Оценки…
Речь или точнее речевая деятельность имеет несколько разных видов. Чуть раньше я диктовала вам определения «языка» и «речи», в тот момент можно было увидеть сразу несколько разных видов речевой деятельности. Каких? (говорение, чтение, слушание, письмо) Какие из них древнее? (говорение и слушание)
Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырёх прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение», письмо».
- Кто желает начертить свою схему на доске? Пожалуйста. Вы согласны? Почему?