СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит выясненить  различия  между  языком  и  речью,  признаки литературного  языка  и  языковой  нормы,  типы  норм.

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме.»

Занятия на тему «Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме».

Цели занятия:

методическая: отработка технологии сотрудничества; дидактическая: выяснение назначения и содержания курса, выяснение различий между языком и речью, признаков литературного языка и языковой нормы, типы норм, формирование умения создавать монологические высказывания; развивающая: способствовать развитию творческой деятельности обучающихся, содействовать развитию способности обобщать, делать выводы, анализировать; воспитательная: способствовать развитию интереса и уважения к русскому языку.

Оборудование занятия: раздаточный материал (тексты, задания к ним), доска, учебник: М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, компьютер, медиапроигрыватель, DVD – диск с интервью.

ДОСКА.

  1. Понятия язык и речь. ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ

  2. Назначение курса.

  3. Понятие «литературный язык».

  4. Языковая норма.

Ход занятия.

1. Погружение и мотивация учебной деятельности курсантов

1.1 Интервью

Курсанты получили индивидуальное задание, давайте их послушаем.

1Курсант: Здравствуйте, нам поручили провести лингвистическую экспедицию по городу Калининграду.

Позвольте задать вам несколько вопросов.

1. Нужно ли исправить собеседника, если он говорит дрож`ж`и?

(Да, в современном русском языке звук ж всегда твёрдый)

2. А не будете ли Вы считать бестактным, если я спрошу Вас?

Как правильно сказать носок или носков?

А вы как считаете?

(Правильный вариант носков)

3. Как Вы понимаете выражение «сирота казанская»? Вы знаете, что оно означает в русском языке?

(Этот фразеологизм употребляют, когда говорят о притворяющемся несчастным, обиженным, беспомощным человеке, желающем вызвать сочувствие жалостливых людей)

4. Какова история его происхождения?

Не знаете?

И вы не знаете?

Вспомните историю. Какие события происходили в России примерно в середине 16 века, связанные с Казанью?

(Первоначально, примерно в середине 16 века после покорения Казанского ханства русскими, так говорили о татарских князьях, старавшихся разжалобить русских царей своей жалкой, горькой участью, чтобы получить для себя какие-либо поблажки и привилегии. Вот какова его история, а сейчас это уже фразеологизм)

Ученик: Я получил задание выяснить у калининградцев «Нужно ли говорить правильно?» и «Исправят ли они собеседника, если он допустит речевую ошибку?» На первый вопрос из 20 опрошенных 19 ответили: «Да, нужно говорить правильно».

Моими собеседниками были люди разных возрастов и профессий, и вот на второй вопрос ответы были разными. Давайте послушаем некоторые из них.

3.2 Постановка проблемного вопроса

Учитель:

- Вы согласны с мнением калининградцев, что нужно говорить правильно?

- А, может быть, совсем не обязательно говорить грамотно? Зачем «Русский язык и культура речи»?

Это проблемный вопрос нашего занятия к нему мы ещё вернёмся в конце.

3. Сообщение темы и постановка цели

Учитель:

Тема нашего занятия «Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме». Запишите число и тему. Сегодня нам необходимо выяснить

  • различия между языком и речью

  • каково назначение курса

  • определение понятия «литературный язык»

  • что такое языковая норма

3.Сообщение нового материала.

3.1. Понятия «язык» и «речь».

- Перейдём к первому вопросу.

- Что такое язык? Спасибо. Вот какие значения слова «язык» приводит Сергей Иванович Ожегов:

1) сс звуковых, словарных, грамматических средств, являющаяся орудием общения, мышления, обмена мыслями, взаимного понимания людей в обществе;

2) совокупность средств выражения в словесном творчестве (синоним стиля, как совокупности приёмов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей);
3) речь, способность говорить;

4) (перен.) сс знаков, звуков, сигналов и т.п., передающих информацию.

Какое из них наше? Запишите.

- Что такое «речь»? Спасибо. Вот какие значения слова «язык» приводит Сергей Иванович Ожегов:

1) использование языка, как сс звуковых, словарных и грамматических средств, для общения с другими людьми;

2) разновидность, стиль языка;

3) звучащий язык;

4) разговор, беседа.

Какое из них наше? Запишите.

В чём различие между «языком» и «речью»? (язык - сс, речь - процесс, производимый сс)

- Вопросы? Что мы сделали на данном этапе занятия?

3.2. Назначение курса.

- Каково назначение курса? (способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения). Давайте запишем число, тему и это определение.

- Вопросы? Что мы сделали на данном этапе занятия?

3.3. Понятие «литературный язык».

- Сейчас мы поработаем с вами по группам. Предлагаю вам разделиться на группы следующим образом.

Каждый из вас получил карточку и попробует найти соответствие между тем, что на ней написано и названием какой-либо группы («Фонетика», «Словообразование», «Синтаксис», «Морфология», «Синтаксис»).

(Раздаются карточки, ребята находят свои группы, те, кто ошибся, объясняют, почему выбрали эту группу)

- Что такое «литературный язык»? (образцовый вариант языка, обработанный мастерами слова, учёными, общественными деятелями, который предназначен для обслуживания разнообразных культурных потребностей всего народа, используется в государственных учреждениях, науке, образовании, СМИ, художественной литературе и подчинён строго определённым правилам, которые именуются нормой). Какие нелитературные варианты языка вы знаете?

Проверим себя, для этого выполним такие задания.

- У каждой группы на парте лежит листок с заданием. Одни, выполнив его, помогут проверить нам правильно ли вы назвали нелитературные варианты языка, другие выполнят творческую работу, которую мы проверим позднее. Пусть выполнить его вам помогут наблюдательность, чувство слова, а ещё поддержка и помощь друг другу.


Прочитайте следующий отрывок из рассказа Лиона Измайлова «Ненужные словечки» по ролям и ответьте на вопросы, данные после текста.


Многие ребята употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки. Однажды я встретил соседского мальчишку Ваню Сидорова, и у нас с ним произошёл такой разговор. Я говорю:

- Здравствуй, Ваня, как дела?

Он говорит:

-У-у, дела моща.

- Что-что?

- Классно, говорю. Ща один фитиль такое сморозил, подкатывается к одному шкету, дай, говорит, велик погонять, сел и почесал, а тут училка, он и дававй выпендриваться, варежку разинул, вот и дерябнулся. Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во клёво, ржачка, да?

Я говорю:

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну, которая ржала, или я не понял ничего.

- Ну, чего вы не поняли?

- Ну, давай сначала.

- Давайте. Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень один длинный подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять, сел и почесал…

- К какому шкету?

- Ну, шибздик один, шмакодявка. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобилем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него вроде шнобиля. Рубильник такой вроде паяльника. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, попилил он…

- Ну и как, распилил?

- Что распилил?

- Ну, шнобиль.

- Да нет, шнобель у шкета был, а у фитиля – фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться, варежку разинул, вот и гикнулся. Теперь поняли?

- Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.


1. Какие особенности речи Вани позволяют рассказчику утверждать, что он совершенно не знает русского языка?

2. Можно ли, по вашему мнению, успешно общаться с людьми на том «языке», на котором привык разговаривать Ваня Сидоров, и если да, то с кем и на какие темы?

__________________________________________________________________\


ЗАДАНИЕ. Прочитайте справочный материал, отрывок из повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», будьте готовы прочесть этот эпизод по ролям. Найдите во фрагменте элементы диалекта. Почему в данном разговоре использование диалекта не мешает взаимопониманию собеседников?


Сидели у Дарьи, самой старой из старух; лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта оставалась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, - концов не найдёшь. О возрасте своём старухи говорили так:

- Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. – Это Дарья Настасье. – Я уж в памяти находилась, помню.

- Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.

- Но, на три! Я замуж-то выходили, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишшо без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить.

- Я помню.

- Ну дак от. Куды тебе ровняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.

Справочный материал.

Диалект (от греч. dialektos - «говор, наречие», где dia – «через», lektos – «могущий быть сказанным»), т.е. такой нелитературный вариант языка, который употребляется людьми на определённых территориях в сельской местности. Диалект может отличаться от литературного языка и своими словами (например, в некоторых местах вместо слова белка говорят векша, а вместо слова пояс – гашник), и элементами грамматики, и особенностями произношения. Самым трудным для выходцев из тех мест, где распространены диалекты, бывает, как правило, усвоить литературное произношение. Между тем диалектные особенности, если они встречаются в речи, которая должна быть литературной, могут отвлекать слушающих от содержания и мешать правильному пониманию.



ЗАДАНИЕ. Герой рассказа Михаила Зощенко «Аристократка» (фрагмент этого рассказа приводится ниже) рассказывает о своём знакомстве с женщиной, которая кажется ему аристократкой. Прочитайте выразительно этот отрывок. Какие элементы просторечия встречаются в речи рассказчика?

Проанализируйте ответные реплики его знакомой. Есть ли основания для того, чтобы считать эту женщину аристократкой?


- Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси, - говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюдцу и цоп с кремом и жрёт…

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня эдакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет, и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть, звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берёт третье.

Я говорю:

- Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет, - говорит, - мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи, - говорю, - взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи, - говорю, к чёртовой матери


ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ ГРУПП.

Группа

1. Чтение отрывка по ролям.

2. Ответы на вопросы после текста

3. Все откройте учебник на с. 22. Прочитайте информацию этой страницы, обозначенную символом ∆ (чтение ∆ с.22 кем-то из другой группы.)

Учитель:

- Давайте запишем заголовок «Нелитературные варианты языка», а затем определение «жаргона» в тетрадь.

- Какие синонимы слова жаргон вы знаете?

Группа

1. Прочитайте справочный материал.

2. Чтение отрывка по ролям.

3. Ответы на вопросы.

Преподаватель:

- Давайте запишем определение «диалект» в тетрадь.

Группа

1. Откройте с. 24

2. Чтение отрывка.

3. Прочитайте информацию этой страницы, обозначенную символом ∆

4. Ответы на вопросы

- запишем определение понятия просторечие в тетрадь.

- Давайте запишем определение «просторечие» в тетрадь.

- Какие нелитературные варианты языка вы знаете?(жаргон, диалект, просторечие)


3.4. Словарная работа.

Учитель:

- Слова-паразиты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Засоряет нашу речь и употребление без надобности иноязычных слов, например: «Предлагаем пролонгировать договор о проведении конференций» (продлить); «Среди собравшихся превалировали представители молодёжи» (преобладали).

Портят речь жаргонизмы. Например, слова тащусь, клёвый, ржать и др.

Преподаватель:

Именно поэтому в современной лингвистике появилось новое направление - лингвоэкология.

Как вы думаете, что она изучает?

Давайте запишем это слово в словарик в конце тетради.

(Записываем новое слово и его определение)

Преподаватель: ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ - это такой раздел науки о языке, который связан с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка.

- Лингвоэкология должна лежать в основе языковой политики государства.


И с каждым днём

Сильнее ценим все мы

Покой лесов и чистоту воды.

В кругу экологической проблемы

Охраны окружающей среды

И наш язык. Он - часть

большой природы!

КРУЖОК

- Что мы сделали на данном этапе занятия? (выяснили, что такое литературный язык, а также то, что жаргон, диалект, просторечие – нелитературные варианты, которые используются только в определённых случаях.)

3.5. Понятие «языковая норма». Типы норм.

- Что такое «языковая норма»?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, дадим для начала определение понятию «норма». Сделаем это, пользуясь словарём. Каким? (толковым). (ученик ищет в словаре слово «норма»).

- Более подробно о словарях мы поговорим на следующем занятии.

«Норма» - узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь.

- Что, с вашей точки зрения, влияет на установление «правил» в языке, на закрепление в качестве нормы одного из возможных вариантов употребления слова, грамматической формы, одного из вариантов произношения? (Выработкой литературно-языковых норм занимались многие поколения русских образованных людей. Особенно много сделали в этом отношении М.В. Ломоносов, Ник.Мих. Карамзин, А.С. Пушкин и другие классики нашей литературы 19-20 веков. Норма - не плод воображения учёных-лингвистов, она создаётся не в кабинетах составителей словарей. Правила, определяющее образцовое применение языковых средств, выводятся из языковой практики. «Создать язык, - писал Белинский,- невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами». И это так. - Как появился толковый словарь В.Даля, например? (Он собирал слова для своего словаря в народе)

- Продолжаем работать с учебником по русскому языку и культуре речи Федосюка М.Ю. Русский язык с.54 №8 (уст.)

- В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика.

- Что такое ЯЗЫКОВАЯ НОРМА?

Языковая норма - совокупность правил, регламентирующих (регулирующих) употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений.

- Запишите определение.

- Для чего нужна языковая норма? (Она ограждает национальный язык от привнесения в него всего случайного, частного. Без твёрдо установленных языковых норм люди плохо понимали бы друг друга).

- Что мы сделали на данном этапе занятия? (Выяснили, что такое языковая норма)

3.6 Самостоятельная работа.

Преподаватель:

- Перед вами определения терминов, с которыми мы сегодня работали. Назовите их.

- А теперь проверим.

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

  2. ДИАЛЕКТ

  3. ПРОСТОРЕЧИЕ

  4. ЖАРГОН

4. Творческая работа.

Преподаватель:

- Предоставляю слово вам творцы слова.


ЗАДАНИЕ. Какое из приведённых высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, вызвало какую-то ответную мысль, чувство? Попробуйте объяснить почему.

Писатели о русском языке.


1. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить.

(В. Шефнер)

_________________________________________________________________

2. И с каждым днём сильнее ценим все мы покой лесов и чистоту воды.

В кругу экологической проблемы охраны окружающей среды и наш язык. Он - часть большой природы!



(В. Винокуров)

________________________________________________________________

3. Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, разговорная краса; отступают в неизвестность речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, сникнув, голос потеряв, взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни, чтобы речь — людское чудо — не скудела в наши дни.

(В.Шефнер)

4. «Глаголом жечь сердца людей» не так то просто, обыватели. Он должен вызреть на гряде, на ниве жизни, обязательно и милосердный, и, как штык, от терроризма защищающий, чтоб им гордиться мог язык!

(С. Симкин)


Группа

Задание.

Расставьте предложения правильно, прочитайте получившийся текст. У текста нет заключительной части, придумайте концовку.

1) Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

2) Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё мягкие, которые для слуха очень приятны.

3) Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

4) Однако, не забудем и о звуковой стороне речи.

5) Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

(По И.И. Постниковой и И.М. Подгаецкой).

(Творческое задание группы _________ выведено через кодоскоп (правильный вариант)

Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё мягкие, которые для слуха очень приятны. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

(По И.И. Постниковой и И.М. Подгаецкой).

5. Подведение итогов занятия.

5.1 Ответ на проблемный вопрос

Учитель:

- Итак, к какому выводу вы пришли? Нужно ли говорить правильно?

(Нужно говорить правильно)

- Нужна ли культура речи? Почему?

(Безусловно, да, чтобы точно и доходчиво выражать свои мысли во время вахт, в быту, речь наша должна быть понятна и нашим потомкам, чтобы тот опыт, который мы накопим, можно было бы передать и им.)


- Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:

Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, механику, экономисту - человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь. Прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля.

Я желаю вам лёгкости стиля.

5.2 Рефлексия

- Предоставляем слово нашему психологу …

- Что вы сегодня узнали на занятии? Чему научились? С помощью чего получилось этого добиться? Не кого, а чего?


5.3 Объяснение домашнего задания.

Преподаватель:

- Подобрать …

А вот что подобрать, вы должны выяснить, сложив по порядку буквы, которые пропущены в словах р..сток, мес..ный, абсо..бция, ц..ган, ..тулка, покл..ниться, ..омпрессор (отрывок)

- Взять … (отрывок) из произведений современной литературы, в нём должны быть нелитературные варианты языка, которые вы должны найти и определить, к какому именно нелитературному варианту языка они относятся.

- Оценки…

Речь или точнее речевая деятельность имеет несколько разных видов. Чуть раньше я диктовала вам определения «языка» и «речи», в тот момент можно было увидеть сразу несколько разных видов речевой деятельности. Каких? (говорение, чтение, слушание, письмо) Какие из них древнее? (говорение и слушание)

Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырёх прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение», письмо».

- Кто желает начертить свою схему на доске? Пожалуйста. Вы согласны? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!