СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык художественной литературы. Притча.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста,
  • развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
  • воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся, любви к родному языку, русской литературе.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Язык художественной литературы. Притча.»

Урок родного языка. Язык художественной литературы. Притча.

Класс — 7

Цели урока:

  • образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста,

  • развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

  • воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся, любви к родному языку, русской литературе.

Предполагаемые результаты:

Предметные результаты:

- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,
- воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю
культуры своего народа;

-приобщение к литературному наследию и через него - к
сокровищам отечественной и мировой культуры;

-свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения
родным литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели деятельности,

-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,

-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,

-владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Личностные результаты:

- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
- чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Который день у нас дует сильный ветер, пронизывающий насквозь. А знаете ли вы, что такое ветер? ( Ответы учащихся). Перед вами лежат рабочие листы. Посмотрите на первое задание. Там даны три текста. Давайте прочитаем их.

1) Ветер - это движение воздуха относительно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направленное от области высокого давления к области с более низким давлением. Он характеризуется направлением и скоростью (силой).

2) Ветер. Михаил Исаковский

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.

3) Объявление. Уважаемые жители города Новоалександровска. В связи с усилением северо-западного ветра до 24 м в секунду МЧС рекомендует автовладельцам отложить ночные поездки до более благоприятных погодных условий.

- Что объединяет эти тексты? (Тема) Запишите ответ в рабочий лист.

- А чем они отличаются? (Один написан научным языков, другой художественным, третий – официально-деловым). Запишите ответ в рабочий лист.

- Правильно, наш родной язык настолько богат, что с его помощью можно говорить на одну и ту же тему, используя языковые средства разных стилей. А какой стиль наиболее полно отражает все многообразие лексических средств языка? Если сложно, посмотрите на примеры. Какой текст самый выразительный и образный? (Текст 2, художественный стиль)

II. Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Художественный стиль, язык художественных произведений)

- Давайте вернемся к рабочему листу, подпишем его. Записываем сегодняшнее число, класс и ваше имя. Определяем тему.

- Каких целей вы бы хотели достичь на уроке? Подумайте. Сегодня часть заданий вы будете выполнять в группе. Обратите внимание на экран (правила работы в группе). Сообща сформулируйте и запишите 2-3 цели.

- Давайте обсудим, что у вас получилось. Какие цели вы поставили перед собой?



III. Актуализация знания

- Художественный стиль представлен огромным количеством жанров: эпических, драматических, лирических. Но все их что-то объединяет. В чем заключаются особенности художественного стиля мы и постараемся узнать на нашем уроке на примере жанра притчи.

- Что такое притча? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратимся к притче К.Ушинского. Один из ребят читает выразительно притчу, остальные следят.

Солнце и Ветер

1)Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. 2)Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами, как давние соперники, над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

3) Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

4)Сказал, — и начал дуть, что было мочи. 5)Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.6) Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. 7)Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

8)Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. 9)Увидев сеть солнечных лучей, человек приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

10)Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- О чем эта притча? ( тема).

- Над чем вы задумались, прочитав ее?

- Попробуйте сформулировать определение этого жанра.

- Запишите в рабочем листе ваше определение жанра притчи.

- Как вы думаете, почему люди уже не одно тысячелетие обращаются к этому жанру? Почему люди сочиняли и до сих пор сочиняют притчи?(Они помогают понять, что истинно, а что ложно в жизни. В притчах скрыты определенные идеи, которые должен постичь человек. В них люди передают свой жизненный опыт)

- Какой жанр похож на притчу? (Басня)

- Чем они отличаются? Что всегда есть в басне? (Мораль). В притче есть скрытое нравоучение, нет прямого наставления.

- В притче всегда есть какое-то нравственное правило. Как вы понимаете, что такое нравственность? (Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек).

IV. Закрепление. Работа с текстом.

- А как человек, читающий притчу, понимает, что его чему-то учат? (через те слова, которые использует автор).

1) Художественный стиль предназначен для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений. Читая образцы текстов художественного стиля, мы сопереживаем, наслаждаемся, испытываем гордость, разочарование и многое другое.

- Обратите внимание на задание 4.2 из рабочего листа: Подчеркните те эмоции, ключевые слова, которые у вас ассоциируются с данной притчей: восхищение, тревога, боль, радость, интерес, печаль, гнев, неловкость, жалость, разочарование. Выполните его. Объясните свои ассоциации.

2) В художественном стиле должны присутствовать образные средства. Какие тропы вы знаете? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

Эпитет – красочное определение предмета, чаще всего выражено словосочетанием существительного с прилагательным (очаровательное утро).

Метафора – образное выражение, основанное на употреблении слов в переносном значении (прорубил окно в Европу)

Олицетворение - это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных (буря плачет)

Сравнение - изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. (Лес, точно терем расписной)

3) Помимо тропов авторы художественных текстов используют другие средства. Например привлекают фразеологизмы и лексические возможности языка (синонимы, антонимы, омонимы)

Динамическая пауза.

- Давайте отвлечемся от работы и немного отдохнем.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

- Отвлеклись? Теперь продолжаем работу.

4) В данном произведении интересны именно лексические средства. Чтобы увидеть их, предлагаю заполнить небольшую таблицу. Поработаем в группах. Первая группа заполняет колонку таблицы, касающуюся Ветра. Вторая группа заполняет только колонку «Солнце».

Группа 1 «Ветер»:

- Найдите и запишите в таблицу прилагательное, которое употребляется с существительным, называющим главного героя притчи.

- Найдите в предложениях 3,6 глаголы, которые передают действия Ветра. Выпишите их.

- Найдите и выпишите глаголы, передающие действия путешественника.

- В последней строке таблицы напишите отвлеченное существительное, которое характеризует Ветер (10 предложение).

Группа 2 «Солнце»:

- Найдите и запишите в таблицу прилагательное, которое употребляется с существительным, называющим главного героя притчи.

- Найдите и выпишите глаголы, которые передают действия Солнца(предложение 8).

- Найдите и выпишите глаголы, передающие действия путешественника.

- В последней строке таблицы напишите отвлеченное существительное, которое характеризует Солнце. (10 предложение).


Ветер (какой?) сердитый ,северный

Солнце (какое?) кроткое

Глаголы, передающие действия героев

Налечу,сорву(3предл.)

сердился,свирепел, осыпал дождем(6пред.)

Улыбнулось, выглянуло,обогрело, осушило(8предл.)

Путешественник и его действия

Закутывался в плащ, ворчал,проклиная, плащ надел, подвязался

Приободрился, благословил, сам снял плащ, свернул

Понятия

Гнев

Ласка, доброта


- Теперь поработаем вместе и поделимся своими наблюдениями.

- Посмотрим на глаголы, описывающие действия Ветра: сердился, свирепел. И на глаголы, описывающие действия Солнца: обогрело,осушило. Как они называются? Это синонимы. Причем расположены они в определенном порядке, увеличивая эмоциональное напряжение.

- А теперь сравните действия Ветра и Солнца. В каких отношениях находятся слова: осыпал дождем — осушило? Это антомимы.

- Теперь посмотрим на поведение путешественника. Найдите слова, противоположные по смыслу, описывающие отношение к Ветру и к Солнцу. Проклиная — благословляя. Это опять антонимы.

- Обратимся к последнему предложению. Найдите в нем пары антонимов. Кроткое- сердитый, ласка, доброта — гнев.

- Мы рассмотрели языковые особенности притчи. Найдите и выпишите предложение, в котором заключена идея произведения. (...лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом) Как вы понимаете эти слова?

- Какие языковые средства использует автор, чтобы передать основную мысль? Сделайте вывод в рабочем листе. (Автор использует синонимы и антонимы, противопоставляя героев произведения и те идеи, которые они представляют)

- Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики родного языка. В этом мы убедились. Помимо этого художественный стиль предназначен для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

V Итог урока:

Мы разобрали небольшое по объему произведение художественной литературы. В нем всего 10 предложений, но мы понимаем, что это не научный, не официально-деловой, не разговорный стиль, а художественный. Что нам помогает это понять?

- Выберите характеристики, относящиеся к языку художественной литературы. Подчеркните их в вашем рабочем листе.

  • образность — отсутствие образов,

  • невыразительность — выразительность,

  • эмоциональность — безэмоциональность,

  • многообразие лексических средств( синонимы, антонимы, многозначные слова, тропы)- бедность языка,

  • шаблонность – авторская индивидуальность.

- Какие же черты, свойственны языку художественной литературы?

Именно в языке художественной литературы выражается все богатство родного языка на всех уровнях: фонетическом, лексическом, синтаксическом. И наша с вами главная задача: научиться пользоваться огромными богатствами нашего родного русского языка.

- Вернитесь, пожалуйста, ко второму заданию вашего рабочего листа. Подчеркните ту цель, сформулированную вами в начале урока, которую вам удалось достичь.

VI.Домашнее задание

Я надеюсь, что тема вас заинтересовала, а чтобы закрепить ее, предлагаю вам сделать самостоятельно оставшееся в ваших рабочих листах задание.

Прочитайте притчу и выполните задание.

Деревянная кормушка. Л.Н.Толстой

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

7.1 Тема притчи:___________________________________________

7.2 Идея произведения_______________________________________

7.3 Выпишите глаголы и прилагательные, которые характеризуют состояние старика.________________________________________________________________7.4 Какие слова автор использует для характеристики сына и его жены?_

7.5 Сделайте вывод: О чем автор предлагает задуматься читателю?

VII. Рефлексия.

Я считаю, что мы сегодня достигли сообща поставленных целей. Испытали эмоции. приблизились к счастью. А что такое счастье?

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Я хочу положить вам в ладони маленькую звезду. Возьмите в руки тот цвет, который бы передавал ваше состояние. Прикрепите в облаку. Посмотрите, какое красивое небо у вас получилось. Это картина вашего настроения на уроке. Я рада была познакомиться с вами. Спасибо, дети.

Рабочий лист урока родного языка 1

Ученика(цы)_______класса_________________________________(ФИ)___

Дата:

Тема:

1. Прочитайте тексты. Сравните их.

1) Ветер - это движение воздуха относительно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направленное от области высокого давления к области с более низким давлением. Он характеризуется направлением и скоростью (силой).

2) Ветер. Михаил Исаковский

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.

3) В связи с усилением северо-западного ветра до 24 м в секунду МЧС рекомендует автовладельцам отложить ночные поездки до более благоприятных погодных условий.

Что объединяет эти тексты? ________________________________

Чем они отличаются?____________________________________________

2. Цели, которые я бы хотел бы достичь на этом уроке:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Притча - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. 1. Солнце и Ветер. Прочитайте текст.

1)Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. 2)Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

3) Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

4)Сказал, — и начал дуть, что было мочи. 5)Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.6) Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. 7)Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

8)Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. 9)Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

10)Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (К.Ушинский)

4.2. Подчеркните те эмоции, ключевые слова, которые у вас ассоциируются с данной притчей: восхищение, тревога, боль, радость, интерес, печаль, гнев, неловкость, жалость, разочарование.

4.2. Выпишите эпитеты (предложение 1)______________________________________

4. 3. Выпишите метафору (предложение 9). Не путать с олицетворением!!!___________________________________________________

4.4. Выпишите олицетворения (предложения 6, 8)__________________________________________________________________

4.5. Выпишите сравнение (предложение 2)_____________________________

4.6. Выпишите фразеологизм (предложение 4)__________________________

4.7. Заполните таблицу. Группа 1 «Ветер»:

- Найдите и запишите в таблицу прилагательное, которое употребляется с существительным, называющим главного героя притчи.

- Найдите в предложениях 3,6 глаголы, которые передают действия Ветра. Выпишите их.

- Найдите и выпишите глаголы, передающие действия путешественника.

- В последней строке таблицы напишите отвлеченное существительное, которое характеризует Ветер (10 предложение).


Ветер (какой?)



Солнце (какое?)

Глаголы, передающие действия героев





Путешественник и его действия





Понятия




4.8. Выпишите предложение (или его часть), в котором сформулирована основная мысль текста:_____________________________________________________________

4.9. Вывод (Какие языковые средства использует автор, чтобы передать основную мысль произведения?):__________________________________________________

5. Подчеркните характеристики, относящиеся к языку художественной литературы:

  • образность — отсутствие образов,

  • невыразительность — выразительность,

  • эмоциональность — безэмоциональность,

  • многообразие лексических средств( синонимы, антонимы, многозначные слова, тропы) - бедность языка,

  • шаблонность – авторская индивидуальность.

6. Вернитесь ко второму заданию вашего рабочего листа. Подчеркните ту цель, сформулированную вами в начале урока, которую вам удалось достичь.

7. Домашнее задание. Прочитайте притчу и выполните задания.

Деревянная кормушка. Л.Н.Толстой

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

7.1 Тема притчи:___________________________________________

7.2 Идея произведения_______________________________________

7.3 Выпишите глаголы и прилагательные, которые характеризуют состояние старика.__________________________________________________________________________________________________________________________________________7.4 Какие слова автор использует для характеристики сына и его жены?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.5 Сделайте вывод: О чем автор предлагает задуматься читателю?______________________________________________________________











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя