СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание курса
№ |
Название разделов |
По пла- ну |
Цель |
Планируемые результаты |
|
1 |
Введение |
2 |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
|
Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению Метапредметные: Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника Предметные: научиться пользоваться учебником, определять композицилнно-сюжетные особенности произведения |
|
2 |
Устное народное творчество
|
13 |
Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией. |
Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре наших предков Метапредметные: Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, собственное мнение и свою позицию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте. Предметные: научиться различать произведения фольклора, использовать их в устной и письменной речи, составлять план устного высказывания |
|
3 |
Древнерусская литература
|
1 |
познакомить учащихся с древнерусской литературой, показать, как отражены в летописи народные идеалы |
Личностные:формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Метапредметные: Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Познавательные: научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи Предметные: научиться владеть изученной терминологией, навыками устной монологической речи |
|
4 |
Литература XVIII века |
1
|
|
Личностные:формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм и морали нашего общества Метапредметные: Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, уметь читать вслух и понимать прочитанное Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста, строить речевое высказывание, , уметь анализировать стихотворный текст Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей, давать личностные характеристики Предметные: научиться понимать иносказательный текст произведения, мораль, выразительно читать лирическое произведение, выявлять способы самообразования |
|
5 |
Литература XIX века |
40 |
дать обзорную характеристику русской литературы 19 века, показать её непреходящую ценность и значение для современного человека, изучить элементы биографии и отдельные произведения основных её представителей |
Личностные: формирование способностей к решению морально выбора на основе собственных знаний и опыта, формирование условий для правильного личностного самоопределения Метапредметные: Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, научиться оценивать полученную информацию с точки зрения важности. Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Предметные: научиться давать характеристики героям произведений, анализировать текст стихотворения, прозаический, составлять план, научиться самостоятельной работк с текстом, понимать ключевые проблемы изученных произведений, понимать авторскую позицию, определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;. Обобщать, систематизировать полученные знания. |
|
6 |
Литература ХХ века
|
29 |
дать обзорную характеристику русской литературы 20 века, показать её непреходящую ценность и значение для современного человека, изучить элементы биографии и отдельные произведения основных её представителей |
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков самодиагностики,научиться собирать информацию, анализировать ее, обрабатывать результаты, полученные в ходе работы, Метапредметные: Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, проявлять активность для решения коммуникативных задач Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ, формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, выделять и формулировать познавательную цель Предметные: научиться владеть терминологией по теме, навыками устной монологической речи, определять идейное своеобразие произведения, выявлять способы выражения авторской позиции |
|
7 |
Зарубежная литература |
10 |
познакомить обучающихся с фрагментами биографии писателей, вызвать интерес к их творчеству, показать характерные особенности героев. |
Личностные: фомирование мотивации к самосовершенствованию, навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при помощи консультативной учителя Метапредметные: Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ, работать самостоятельно. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Предметные: научиться определять жанрово-композиционные особенности произведения, анализировать эпизод. Владеть терминологией по теории литературы |
|
8 |
Из литературы народов России |
2 |
познакомить обучающихся с представителями литературы народов России, пробуждать любовь к малой родине. |
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Метапредметные: Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ, работать самостоятельно. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию при работе над проектом, выделять, формулировать познавательную цель, строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Предметные: научиться уважать литературное наследие многонационального государства, обощать и синтезировать полученные знания |
|
№ четверти |
Программа |
Развитие речи |
Внеклассное чтение |
Проект |
Контрольные работы |
1 |
27 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
21 |
4 |
1 |
1 |
1 |
3 |
30 |
5 |
3 |
1 |
1 |
4 |
24 |
1 |
- |
1 |
2 |
год |
102 |
11 |
|
4 |
5 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Виды деятельности учащихся |
Дата план |
Дата факт |
Приме-чание |
|
|
1 |
Введение. Художественное произведение и его автор.
|
Аналитическая работа с параграфом учеб-ника и его пересказ, работа с теоретичес-кими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочи-танному), работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой). |
|
|
|
|
|
2. |
Изображение характера героев. Диагностика уровня литературного развития учащихся. |
Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы. Проектирование дифференци-рованного домашнего задания. |
|
|
|
|
|
3. |
Устное народное творчество Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. |
Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников или чтения актеров. Ответы на проблемные вопросы учебника. |
|
|
|
|
|
4. |
Пословицы, поговорки, загадки как малые жанры устного народного творчества. |
Аналитическая беседа по статье учебника. Различение пословиц и поговорок. Знакомство с их тематикой и художественными особенностями. |
|
|
|
|
|
5. |
Пословицы, поговорки, загадки как малые жанры устного народного творчества. |
Толкование смысла (работа в парах). Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. Работа с иллюстрациями. |
|
|
|
|
|
6. |
Пословицы, поговорки, загадки как малые жанры устного народного творчества. |
Толкование смысла (работа в парах). Исполь-зование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.д. Работа с иллюстрациями. |
|
|
|
|
|
7. |
Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе» Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи. |
Аналитическая беседа по статье учебника. Пересказ статьи. Выразительное чтение произведений и его рецензирование. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словаря и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы. Подбор цитат по заданной теме. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
|
|
8. |
Русские басни (из русской литературы 18 века). И.И. Дмитриев «Муха». |
Самостоятельное выполнение тестовых заданий. Поиск сведений о писателях из разных источников, сравнение найденного материала со статьями учебника. Выразительное чтение басен и его инсценирование. Инсценировка басен. |
|
|
|
|
|
9. |
Русские басни (из русской лите-ратуры 19 века). И.А. Крылов «Осёл и соловей». Аллегория и мораль басен, художественные особенности языка. |
Поиск сведений о писателях из разных источников, сравнение найденного материала со статьями учебника. Выразительное чтение басен и его инсценирование. Инсценировка басен. Анализ художественных особенностей басен. Заучивание наизусть одной из басен. Обсуждение произведений книжной графики. |
|
|
|
|
|
10. |
И.А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик». Аллегория и мораль басни, художественные особенности языка. |
Игровые виды деятельности. Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие человеческие пороки осуждает И.А. Крылов в своих баснях? |
|
|
|
|
|
11 |
Проект "Инсценировка басен. Презентация и защита собственных иллюстраций к басням». |
Выступление и защита индивидуальных проектов. Анализ художественных особенностей басен. Участие в коллективном диалоге. |
|
|
|
|
|
12. |
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лицейская лирика. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».
|
Поиск сведений о поэте с использованием различных источников информации, создание презентации (индивидуальное задание). Аналитическая беседа по статьям учебника. Рассказ-характеристика Лицея и его учеников. Выразительное чтение стихотворений, просушивание актерского чтения и рецензия. |
|
|
|
|
|
13. |
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. |
Составление плана анализа стихотворения. Анализ идейно-художественных особеннос-тей стихотворения. Песенное начало текста. Устное словесное рисование. Рецензирование актерского чтения. Заучивание наизусть. |
|
|
|
|
|
14. |
Тема жизненного пути в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога». |
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание актерского чтения и рецензия. Выявление жанровых особенностей стихотворений. Анализ художественных приемов, используемых в тексте. Заучивание наизусть стихотворений. |
|
|
|
|
|
15. |
Тема природы в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. |
Анализ идейно-художественных особенностей стихотворения. Лингвистический комментарий к тексту (групповое задание). Работа над стиховым размером. Определение роли пейзажа в стихотворении. Устное словесное рисование. Рецензирование актерского чтения. Заучивание наизусть стихотворения. |
|
|
|
|
|
16. |
А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русской усадьбы. |
Знакомство с историей создания романа «Дубровский» (чтение и аналитическая беседа по статье учебника). Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаического произведения. Участие в беседе о главных и второстепенных героях романа. |
|
|
|
|
|
17. |
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова. |
Понятие конфликт в художественном произведении. Различные виды чтения и пересказа. Составление плана характеристики героя. Сопоставительная характеристика героев. Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Анализ иллюстраций и рецензирование актерского чтения. |
|
|
|
|
|
18. |
Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина. Протест героя против беззакония и несправедливости. |
Составление плана характеристики героя прозаического произведения. Составление плана анализа эпизода. |
|
|
|
|
|
19. |
Неоднозначность характера и поступков Владимира Дубровского. |
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Работа со словарем литературоведческих терминов. Обсуждение киноверсий романа. |
|
|
|
|
|
20. |
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. |
Чтение эпизодов по ролям и пересказ отрывков от лица героя. Анализ авторской позиции. Аналитическая беседа по нравственно-этическим проблемам, поднимаемым в романе. Ответы на проблемные вопросы. Поиск информации о судьбах романа «Дубровский» в отечественном искусстве (индивидуальные задания). Заучивание наизусть отрывка из текста. |
|
|
|
|
|
21. |
РР Подготовка к домашнему сочинению – ответы на проблемный вопрос «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» |
Составление примерного плана ответа на проблемный вопрос. Анализ отдельных сцен и эпизодов. Подбор цитат из текста для аргументации собственной позиции. |
|
|
|
|
|
22. |
Внеклассное чтение А.С. Пушкин «Повести покойного И.П. Белкина». История создания. Образ автора рассказчика и автора-повествователя. Нравственные проблемы повести «Выстрел». |
Рассказ об истории создания «Повестей» на основе статьи учебника и самостоятельно собранных материалов. Историко-культурный комментарий к прочитанным текстам (по группам). Чтение и пересказ понравившихся эпизодов. Аналитическая беседа по текстам. Рецензирование актерского чтения текстов. |
|
|
|
|
|
23-24 |
Мир русской усадьбы и ее обитателей в повести «Барышня-крестьянка». Отношение автора к своим героям. Юмор повествования. |
Чтение и пересказ понравившихся эпизодов. Аналитическая беседа по текстам. Обсуждение иллюстраций к повестям. Рецензирование актерского чтения текстов и киноверсий произведений. |
|
|
|
|
|
25-26 |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Листок», «На севере диком», «Утес». Тема одиночества и тоски в произведениях М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Тучи». Любовь поэта-изгнанника к родине. |
Поиск материалов о биографии поэта в разных информационных источниках. Создание презентации (по выбору). Чтение статьи учебника и аналитическая беседа. Составление хронологической таблицы по статье. Знакомство с историей создания стихотворений. Чтение стихотворений, работа над выразительностью чтения. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя, определение их художественной функции в произведении. Определение видов рифм и способов рифмовки. Анализ стихотворного размера произведений. Заучивание наизусть стихотворений. |
|
|
|
|
|
27. |
Стихотворение-притча М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и его аллегорический смысл. |
Анализ стихотворного размера произведений. Формирование начальных представлений о поэтической интонации. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям и рецензии на них. Заучивание наизусть стихотворений. |
|
|
|
|
|
28 |
Рр Конкурс выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. |
Выразительное чтение стихотворений, подбор музыкального сопровождения, рецензирование чтения. |
|
|
|
|
|
29 |
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания цикла «Записки охотника». Центральный рассказ цикла «Бежин луг». Человек и природа в рассказе. |
Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Создание презентации (по выбору). Чтение статьи учебника и аналитическая беседа. Заочная виртуальная экскурсия по местам «Записок охотника» (индивидуальное или парное задание) Языковой комментарий к рассказу. Выразительное чтение фрагментов (в том числе и по ролям). |
|
|
|
|
|
30. |
Образы детей в рассказе «Бежин луг»: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков. |
Выразительное чтение фрагментов (в том числе и по ролям). Рецензирование чтения. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление устной и письменной характеристики героя или групповой характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
|
|
|
|
|
31. |
Образы детей в рассказе «Бежин луг»: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков. Проект "Презентация и защита собственных иллюстраций". |
Работа со словарем литературоведческих терминов. Анализ иллюстраций. |
|
|
|
|
|
32. |
РР Групповая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (устное сочинение). |
Составление плана групповой характеристики. Подбор цитат из текста. |
|
|
|
|
|
33. |
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы и человеческой души. |
Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Создание презентации (по выбору). Чтение статьи учебника и составление плана, беседа по вопросам. Анализ идейно-художественного содержания стихотворений (устный и письменный). Работа с литературоведческим словарем. Подготовка выразительного чтения и рецензирование. Заучивание наи Полезное для учителя![]() ![]() |