Игра по станциям «Язык родной – дружи со мной»
Цель:
- привлечь внимание к живому слову.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к изучению русского языка;
- развивать память, мышление, речь;
- воспитывать уважение к родному языку;
- прививать аккуратность, внимательность, любознательность.
Оборудование:
- карточки и таблицы с заданиями
- кроссворды, ребусы
- письмо от Незнайки
- презентации
- высказывания писателей о русском языке
- грамоты для поощрения
Вступление.
- Ребята, 21 февраля - Международный день родного языка (заставка в презентации).
В какой стране мы живём? (В России)
- Велика Россия, много разных народностей проживает на её территории. У каждого народа имеются свои традиции, свой национальный язык. А на каком языке говорим мы? (На русском языке)
- «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью!» Алексей Николаевич Толстой
- Сегодня мы проводим игру по станциям, которая посвящена русскому языку. На каждой станции ученики получат задания. После выполнения заданий, будет выставлена оценка работы класса и определены самые активные участники.
- Сейчас мы выдадим вам « Бегунки» и вы отправитесь с ними на задания. Обратите внимание на нумерацию каждой станции.
Всем удачи!!!
Станция «Буквоград»
(доска украшена буквами: а, м, ж, г, х, ц, к, у, б, н, п, ы)
Загадка
Сели на страничку
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (буквы)
-А как хорошо вы знаете буквы, мы сейчас проверим.
1 задание.
Игра « Молчанка».
- Вы слушаете загадку о букве, отгадываете её, не выкрикивая ответ, выкладываете букву из палочек.
1 - 2 класс
Айболиту все сперва
Говорили букву ...
(А) (1 класс)
Давно известно детям всем:
Корова знает букву ...
(М) (1 класс)
Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
(Ж)
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...
(Г)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква ...
(Х) (1 класс)
Точит коготь на крыльце
Царапучка буква ...
(Ц)
Половинку от жука
Составляет буква ...
(К) (1 класс)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ...
(У) (1 класс)
3 - 4 класс
Буква первая, друзья,
В алфавите - это ...
(А)
Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего-лишь буква...
(К)
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!
(Ж)
Наш барашек букву знает,
Только чуточку смягчает, -
Я, пока его учил,
Сам ее почти забыл.
(Б)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву...
(У)
«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить!
(Н)
С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!
(П)
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!
(Ы)
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква...
(Ц)
2 задание (дополнительное)
Кто больше назовёт слов на букву Д и Р.
Станция «Шифровальная»
- Когда человек хочет отправить кому-то секретное сообщение, он его шифрует. На нашей станции тоже есть зашифрованные слова, которые вам нужно будет найти и записать.
1 класс
Распутай слово.
(индивидуальное задание)
у х м а ш и м ы ы с о с а и л
2 – 4 классы
1 задание.
Распутай слова.
(Каждому ребёнку даётся карточка с заданием. Нужно выписать все слова из строчки. Последняя буква слова – начало нового слова.)
2 класс
ротокитазуб
3 класс
дымакитиротомирисыносад
4 класс
аистелосёлистуча
2 задание.
- Как и люди, слова живут семьями. Родственники люди похожи друг на друга: глаза у всех серые или носы курносые.
Родственники-слова тоже имеют общую примету. Возьмём слова: хлебный, хлебушек, хлеборезка. Примета их родства - хлеб. Это общая часть есть у всех родственников-слов.
- Сейчас мы будем работать со словами–родственниками, будем составлять слова при помощи картинок и букв.
Родственные слова (презентация).
(коллективная работа, для 2-4 классов всё одинаковое, для 1 класса со словом гриб и лист)
, ик, яр, овая
, ок, ной, ник (1 класс)
, ик, ашний, ище
, ик, ок, (1 класс) венница, очек
, овой, за ить, вы ить, ик
Станция «Кроссвордная».
- Ребята, кто разгадывал кроссворды?
- Кроссворд— головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
Задание.
- Кто догадался, что мы будем делать на этой станции? (разгадывать кроссворды)
1 класс
(коллективная работа: отгадывают вместе, ответы вписывает один ученик/ или по очереди)
Кроссворд «В гостях у сказки».
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)
Карлсон в малом доме жил,
Дом его всех выше крыш.
Карлсон с мальчиком дружил,
Называл его … (Малыш)
Шло веселье за столом
И гостей был полон дом.
Муху злой паук схватил,
Паутиною скрутил.
Тут бы мухе был конец,
Да явился удалец!
Нет пощады пауку:
Остра сабля на боку,
А в руках — фонарик.
Муху спас … (Комарик)
2 класс
(коллективная работа: отгадывают вместе, ответы вписывает один ученик/ или по очереди)
Кроссворд с буквой О
Ночная птица. (сова)
Сигнал, пре-ду-пре-жда-ю-щий о начале и конце урока. (звонок)
Столовая для зимующих птиц. (кормушка)
Нижняя конечность человека. (нога)
Дом диких животных в земле. (нора)
Домашнее животное, дающее молоко. (коза)
Капельки влаги на траве. (роса)
Узкая про-топ-тан-на-я дорожка. (тропинка)
Свободное от деревьев место в лесу. (поляна)
Домашнее животное. (осёл)
3 – 4 классы
(работа в парах)
Кроссворд с буквой Е
Птичий домик. (гнездо)
Ползающее животное с извивающимся туловищем. (змея)
Водоём. (река)
Время года. (весна)
Сиденье для езды верхом на лошади. (седло)
Школьник. (ученик)
Человек, охраняющий лес. (лесник)
Крупа из проса. (пшено)
Предмет, с помощью которого плывут на лодке. (весло)
10. Маленький населённый пункт. (село)
11. Прибор, которым взвешивают. (весы)
12. Предмет, которым украшают макушку новогодней ёлки. (звезда)
Станция «Смекалка»
- Ребус — зашифрованное в картинках и отдельных буквах, знаках, фигурах слово, а иногда и целое предложение.
1 задание.
Ребусы (презентация).
(коллективная работа)
2 задание.
«Буквы заблудились»
(коллективная работа)
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква- озорница.
Очень странные дела
Начали твориться…
- Догадайтесь, какая буква заблудилась и попала не в своё слово.
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Закричал охотник: «Ой!»
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (маки)
Мы пришли на огород,
Смотрим: кепка там растёт. (репка)
Нарушая тишину,
Воют вилки на луну. (волки)
Пышка любит грызть зерно, -
Очень вкусное оно! (мышка)
Утром бабушка к рубашке
Прибивала мне кармашки. (пришивала)
Жучка будку не доела,
Не охота, надоело! (булку)
Станция «Помогайка»
(работа в группах, детям раздаются карточки с заданием)
- Ребята, нам пришло письмо. Посмотрите от кого (показать конверт). Кто это? (Незнайка)
- Послушайте, что он пишет:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я учусь дома. Помогите мне, пожалуйста, справиться с заданием по русскому языку».
1 класс
ус . . ит во . она
. ом л . па ро . а
2 класс
Кролики . ушок и Шалун любят м . рковку. Игорь принёс им котлету. Крол . ки отвернулись, а .горю обидно.
3 – 4 классы
В лесной чаще.
Хлоп.ями валил сне.. Ноч.ю з.ма пришла в л.сную ч.щу. Огромные ша.ки снега лежали на дерев.ях. Особенно краси. был зимний наря. у старой ели. На её в.твях искрились снеж.нки. На сн.гу под ел.ю были видны сл.ды л.сы.
- Давайте проверим, справились ли вы с заданием.
Станция «Сортировочная»
1 класс
(работа в парах)
Задание
Разложить буквы на гласные и согласные.
2 класс
(работа в парах, пишет один из пары)
Задание
Разделить слова на слоги и записать их в два столбика: в первый - из 1 слога, во второй – из 2 слогов.
Соль, лиса, мороз, кот, шум, трава, дом.
3 – 4 классы
(работа в парах, пишет один из пары)
Задание
- На этой станции вы будете расставлять слова в предложениях в правильном порядке. После того как закончите, у вас получится текс. Прочитайте его.
3 класс
Увидел лосёнок в траве цветок. Малыш захотел его понюхать. А цветок взмахнул крылышками и улетел.
4 класс
За ночь сильно похолодало. На окнах появились удивительные узоры. Стали окна похожи на волшебную сказку.
Подведение итогов мероприятия.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?