ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Портфолио (Языковой портфель) – это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами. Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку портфолио служит связующим звеном между школьными ступенями.
Цели и задачи создания ЯП:
Основные цели:
отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;
активизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
прогнозирование траектории личностного развития ребёнка;
индивидуализация образования.
Основные задачи:
формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития подрастающего поколения;
организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;
расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании, введение альтернативных форм оценивания; развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся
Особенности работы над языковым портфелем на разных этапах обучения
2 класс
На данном этапе учащиеся выполняют творческие задания по темам модуля, что позволяет учащимся с раннего возраста работать самостоятельно и творчески, опираясь на личный опыт, принимать самостоятельные решения, развивает активное отношение к обучению. Учащиеся включают в Языковой портфель работы, выполненные в классе или дома.
5 класс
Нынешние пятиклассники создают Языковой портфель с первого класса, поэтому опыт разработки и создания творческих работ у ребят огромный. Языковой портфель пятиклассника можно условно разделить на три части: результативность в изучении английского языка (схемы, таблицы, итоги тестов и т.д.), творческие работы, домашнее чтение. Основная цель ЯП – повышение личностной самооценки, самовоспитание, умение работать на себя в коллективе без ущерба для коллектива. Тематика заданий определяется ходом учебного процесса, а творческие подходы выполнения задания определяет сам ученик.
7 класс
Год работы над языковым портфелем – третий. Основная цель – развитие навыков самоанализа, самооценки учащихся. Большое внимание в 7 классе уделяется работе над сочинением (умение высказать свое мнение, аргументировать свой выбор), личным письмом (умение написать содержательное письмо, умение правильно выбрать лексические единицы). Кропотливая работа заставляет учащихся по-новому оценить использование языка и родного, и иностранного. Стилистически, лексически и грамматически правильно оформляя письменные работы, учащиеся автоматически переносят этот навык на свою устную речь.
8 класс
Год работы над ЯП – второй. Потенциал учащихся этого возраста довольно высок, формы выполнения работ разнообразны, творческие работы выполняются уже и с помощью компьютерных технологий. Интересным оказался опыт работы над разделом учебника «Культуроведение».
9-10 класс
Работа в старших классах нацелена на успешную сдачу государственных экзаменов, поэтому работы в ЯП прежде всего нацелены на тренировку экзаменационных заданий. В ЯП старшеклассника включены проектные и письменные работы, диски с видеопрезентациями, сертификаты и дипломы. ЯП является собственностью ученика, с его помощью можно отслеживать успешную индивидуальную работу по овладению всеми языковыми навыками.
Вашему вниманию предлагается пособие для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений "Языковой портфель". В него входят работы, выполненные учащимися в школе и дома. Языковой Портфель помогает при изучении иностранного языка на протяжении всей школьной жизни и подтверждает достигнутый уровень знаний, если у ребенка поменялись учитель, школа и местожительство. На практике портфели могут включать проекты или другие примеры письменных работ, компьютерные диски, видеокассеты, аудиокассеты, сертификаты, отзывы учителей или даже коллекции предметов или картинок. Основной акцент делается на процессе обучения. В результате, создавая свои портфели, дети развивают способность работать самостоятельно.
Языковой портфель (My Language Portfolio)
Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Языковой портфель составлен таким образом, чтобы он вызывал интерес у учащихся и желание изучать английский язык. Его цель – помочь учащимся поразмышлять о том, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке.
На практике языковой портфель может включать в себя проекты или любые другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и т. д., сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Это – все то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение своих успехов в изучении английского языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент Государственных образовательных
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. –
М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
3. Быкова Н., Дули Дж., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в
фокусе» для 2 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2007