Просмотр содержимого документа
«Языковой портфель»
Языковой портфель
это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродным языком вне зависимости от использования методов и средств обучения.
«Языковой портфель»:
- обеспечение качества процесса обучения иностранному языку на всех уровнях обучения в средней общеобразовательной школе для разных категорий обучающихся;
- обновление содержания и структуры иноязычного образования в средней школе на основе использования инновационных средств проектирования учебного занятия, направленных на личностно-ориентированное, компетентностное и развивающее обучение;
- развитие нравственных основ социализации личности в межкультурной среде;
- использование совокупности ресурсов различных областей научного знания, ведущих методов, средств, технологий иноязычного обучения для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий обучаемых и развития творческого потенциала личности;
- развитие возможностей системы контроля и оценки качества иноязычного образования;
- создание в рамках использования различных технологий иноязычного образования эффективных механизмов координации и интеграции в процессе учебного взаимодействия учащихся с различным уровнем познавательной активности, навыками самостоятельной работы и результатами обучения;
- совершенствование в рамках вариации технологий обучения процессов структурирования урока иностранного языка с точки зрения психических процессов, протекающих в обучении и создание атмосферы психологического комфорта в рамках образовательного процесса;
- формирование здоровьесберегающей образовательной среды на уроке иностранного языка.
Языковой Портфель ученика
* американский портфель
* языковой портфель России
* «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»
* Европейский языковой портфель
Американский портфель учащегося
- свидетельства персонального роста (автобиографический очерк: история семьи, особые события и отношения ценности; кратко- и долгосрочные цели);
- · свидетельства проявления лидерских качеств в школе, семье и сообществе;
- · свидетельства общественно-полезной работы (резюме общественной работы; групповой проект, который принесёт пользу сообществу);
- · свидетельства академических достижений (лучшие, с точки зрения учащегося, работы).
Европейский языковой портфолио
- Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах. Он был запущен в пилотирование по всей Европе во время проведения Общеевропейского года языков как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности.
Цели портфолио :
- Развитие самоопределения граждан Европы;
- · Укрепление культурного и лингвистического разнообразия;
- · Развитие межкультурного образования и формирование межкультурной компетенции;
- · Формирование осознания разнообразия языкового и культурного наследия Европы.
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком
- В основе Европейского Языкового Портфеля лежит документ «Общеевропейская шкала оценивания» (« Common European Framework of Reference ”, который был принят Советом Европы в 1996 году в Страсбурге»).
Языковой портфель России
- В основу данной технологии положены «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». В статьях Гальсковой Н.Д.» и Полат Е.С. даётся подробное описание основополагающих идей, заложенных в общероссийский проект под одноимённым названием.
Библиография
- 1. Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция»,ИЯШ, №5-1998г., с. 82
- 2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков,ИЯШ, №5-2000г., с. 6 3. Полат Е.С. Портфель ученика,ИЯШ, №5-2000г., с. 22-27
- 4. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//ИЯШ. № 1. 2004. С. 8-14 5. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования,ИЯШ, №4-2004 г., с.14 .
- 6.Бим И.Л.Личностно-ориентированный подход-основная стратегия обновления школы. ИЯШ №5,2002. С.7
Уровни владения языком
- А1 Уровень выживания
- А2 Допороговый уровень
- В1 Пороговый уровень
- В2 Пороговый продвинутый
- С1 Эффективные умения
- С2 Мастерское владение
( согласно общеевропейской компетенции владения языком)
Уровень выживания
- Понимает и использует знакомые выражения повседневного обихода и базовые фразы;
- Умеет представить себя и других, задаёт вопросы личного характера;
- Участвует в общении, если собеседник говорит медленно, понятно и готов помочь .
Допороговый уровень
- Понимает предложения и часто употребляющиеся выражения из сферы своего окружения
- Общается в простых повседневных ситуациях, требующих прямого обмена информацией по знакомым темам
- Умеет описать своё происхождение, окружение, потребности
Пороговый уровень
- Понимает в целом ясные стандартные сообщения на знакомые темы( работа, учёба, досуг)
- Общается во время путешествия по стране изучаемого языка
- Строит простые связные высказывания
- Описывает события, мечты, кратко объясняет мнения
Пороговый продвинутый
- Понимает основные идеи текста, включая технические дискуссии в области своей специализации
- Бегло общается с носителем языка
- Строит ясные высказывания с обилием деталей
- Объясняет точку зрения, указывает на преимущества и недостатки
Эффективные мнения
- Понимает широкий диапазон длинных сообщений, узнаёт их смысл
- Выражается бегло, не затрудняясь в поиске выражений
- Строит ясные и детальные сообщения
- Использует структурные образцы, слова- связки
Мастерское владение
- Легко понимает всё увиденное и услышанное
- Обобщает информацию из различных источников в связные высказывания
- Выражается бегло и точно, передавая тонкие оттенки значений даже в сложных ситуациях
«Языковой портфель»: предъявляемые требования к ЗУН учащихся
- научиться понимать устные и письменные сообщения по темам, определенным программой авторской научно-методической разработки;
- уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
- уметь отбирать и классифицировать материал в языковой портфель;
- уметь исследовать собственное развитие в течение определенного времени;
- развивать способности работать самостоятельно и в коллективе;
- уметь творчески выполнять проектные работы.
Цели языкового портфеля
- Внедрение в практику перспективной образовательной идеологии
- Вооружение обучающихся инструментом для определения достижений в изучении языка
- Развитие и поддержка заинтересованности каждого в изучении языков на протяжении жизни
- Возможность учителю оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести корректировку в преподавании в случае надобности
Что представляет из себя языковой портфель?
- Это дневник или папка, которая:
- Красочно и ярко оформлена;
- Содержит красочно выполненные работы и проекты;
- Содержит перечень оценочных листов, согласно которым ребята должны оценить свой уровень умений( для младших классов на русском языке, для старших- на иностранном языке)
Структура и содержание
- Раздел 1- Языковой паспорт.
( Языки, которые я изучаю)
( Мои успехи)
( Моя копилка)
Языки, которые я знаю
Когда я слушаю,…
Когда я разговариваю,…
Я умею поздороваться и попрощаться.
Я умею называть некоторые имена людей, предметы и места
Я умею поблагодарить своего собеседника
Я умею задавать простые вопросы
Я умею представиться, назвать своё имя, узнать имя своего собеседника
Я умею рассказывать о том, что мне нравиться и не нравиться
Я умею рассказать стихотворение
Я умею называть цвета, животных, продукты питания
Я умею попросить своего собеседника дать мне тот или иной предмет, понять, что просят у меня
Я умею односложно отвечать на простые вопросы
Я умею рассказать о том, что я делаю
Я умею отвечать на вопросы собеседника о том, где я живу и что мне нравится
Я умею общаться в магазине, делать покупки
Я умею считать до 100
Я умею
Я умею читать и понимать…
Я умею писать…
Своё имя, возраст и где я живу Отдельные слова и предложения, пользуясь книгой Слова и простые предложения по памяти Поздравительные открытки О том, что мне нравиться и не нравиться О своей семье ,своих увлечениях Подписывать картинки ,используя знакомые слова Писать список товара для покупок
Досье
- свидетельства развития личности, лидерских качеств, достижения в учёбе;
- · «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками);
- · автобиографические записи;
- · список прочитанной литературы;
- · работы по чтению, словарные работы;
- · стихи и рассказы, написанные учащимся;
- · индивидуальные и групповые проекты (картинки, коллажи, слайды, видео);
- · работы, выполненные на компьютере;
- · письма – деловые и личные;
- · письменные доклады, рефераты;
- · рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.
Памятки
- рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).
Рефлексия
- оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. Ученики пишут рефлексию к каждому проекту .
Оценивание портф олио
- В конце каждой четверти - учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов.
- В конце года - выступление на конференции .
- В конце учебного года – з ащи та портфолио на экзамене.
- Перед экзаменом учащиеся получают свои портфели с рецензиями и заполненными оценочными листами.
Критерии
- Он интересный • Я думаю, мой проект красивый • Мне он нравится • Мои одноклассники считают, что он хороший • Я многое узнал, выполняя это задание • Мне было интересно делать это задание • Мой проект показывает, что я … • Я красиво написал • Мой учитель посоветовал мне • Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка
Что даёт учителю работа с языковым портфелем?
- Повышает мотивацию в преподавании языка.
- Позволяет планировать свою деятельность.
- Помогает ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком, формируя автономность обучающегося.
- Вносит необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации.
- Облегчает планирование учебного процесса, контроля за ним.
- Повышает профессионально- методическое мастерство учителя.
Портфель учителя