СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковое воспитание как основа формирования коммуникативной личности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Насущной проблемой современной школы становится  воспитание речевой культуры: поток разного рода информации, захлестнувший наших детей, требует умения отбирать необходимое, использовать уместное.

Цель моей работы – создание «предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами»  (Парменова Т. В.  Практическая функциональная грамматика русского языка).

Просмотр содержимого документа
«Языковое воспитание как основа формирования коммуникативной личности»

Языковое воспитание как основа формирования

коммуникативной личности

Общение – одна из форм активности личности. В процессе общения происходит обмен информацией между участниками диалога (знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями). Общение влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. Наконец, в общении проявляется культура человека.

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“».

Насущной проблемой современной школы становится воспитание речевой культуры: поток разного рода информации, захлестнувший наших детей, требует умения отбирать необходимое, использовать уместное. Сказывается и недостаточный объём самостоятельного чтения.

Установка – писать грамотно необходимо на уроке русского языка. А на остальных?..

Цель моей работы – создание «предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами» (Парменова Т. В. Практическая функциональная грамматика русского языка).

Задача – научить пользоваться богатейшими возможностями языка, умело выбирать именно те языковые средства, которые позволят вести диалог в предлагаемых обстоятельствах. Эту задачу я решаю как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности.

Формирование, воспитание коммуникативной личности как главная цель лингвистического образования требует иного структурирования системы обучения языку. Учить нужно тому, что прежде всего понадобится в практике речевого общения говорящему или пишущему. Необходимо осуществить переход от анализа языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов к созданию собственных, а значит, от пассивной грамматики  к грамматике динамической, активной, о необходимости обучения которой писал еще Л. В. Щерба. Такое изучение грамматики развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании собственного высказывания.

В школьной практике анализ языковых единиц далеко не всегда сопровождается синтезом, столь необходимым для понимания подлинного функционирования языка. Усиление функционального и коммуникативного подходов в обучении.



ЕГЭ

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.



Изучение основ функциональной грамматики позволяет не только показать взаимодействие языковых единиц разных уровней, но и обучать правилам выбора этих единиц для нужд языкового общения.

Например, зная систему средств выражения повелительности (побудительности, императивности), мы можем выбрать (и выбираем!) в зависимости от условий общения тот или иной вариант выражения. Так, приглашение может быть выражено по-разному: Зайди ко мне в 5 часов. Не мог бы ты зайти ко мне? Зайдешь ко мне? Не зашел бы ты ко мне? Чем мы руководствуемся, предпочитая один способ выражения другому? Особенностями ситуации речи (официальная – неофициальная), отношениями с собеседником (близкие – неблизкие), возрастом партнера по коммуникации (моложе говорящего – старше него), социальным или профессиональным статусом (например, начальник – подчиненный), даже тем, заинтересован говорящий в побуждаемом действии или не очень. В результате из ряда близких (но не тождественных!) вариантов будет выбран наиболее приемлемый (по мнению говорящего).

Методическое обоснование: изучая уровневую структуру языка, мы абстрагируемся от реальной жизни языка, рассматриваем его как неподвижную, статическую систему. А вот изучение языка в динамике приблизит нас к реальным условиям его функционирования. В речи мы сталкиваемся не с уровнями (ярусами, этажами) языка, а с правилами выбора из ряда единиц разных уровней со сходным, близким значением таких, которые, по нашему мнению, более всего подходят для данной ситуации.

Эта работа будет содействовать развитию ассоциативного и логического мышления школьников. Развивает языковое и речевое чутье. Нет смысла разрывать в процессе преподавания в среднем звене и в старших классах то, что связано в процессе порождения и формирования речи.

Поисковое, развивающее, во многом опережающее обучение будет мощным толчком в развитии интереса к языку.

Пример: поиск учениками близких по смыслу языковых единиц. Это полезнейшая и увлекательнейшая работа.

Переходя улицу, человек не видел красного сигнала светофора. – Переходил и не видел… – Переходил и не видел при этом… – При переходе не видел… – Переходивший дорогу человек не видел… – Когда переходил, не видел.

(двойка, двойной, двойственный, удвоить, вдвоем, во-вторых),

белый снег – белизна снега – снег белеет – белеющий снег – снег, белея…

хрустальная ваза – ваза из хрусталя, домашнее задание – задание на дом.

красивая елка / красавица елка, старый охотник / старик охотник

читающий мальчик – мальчик, который читает...

Наречие можно соотнести с другими средствами выражения обстоятельственных значений: сочетаниями существительных с предлогами, фразеологизмами, придаточными предложениями: давно – в прошлом веке, когда тебя на свете не было – тогда, … когда…; далеко – на кудыкину гору, туда, куда Макар телят не гонял; нечаянно – по невнимательности, потому что не заметил.

В среднем звене (6–9-е классы), сохранив традиционный уровневый принцип изучения, деление по темам и распределение изучаемого материала по классам, следует внести коррективы и использовать дополнительные материалы, обучая детей видеть связи одной части речи или синтаксической конструкции с другими средствами выражения близкой семантики.

В старших классах, особенно классах гуманитарного профиля, можно вести специальный курс, построенный на функционально-коммуникативной основе. Такой факультативный курс поможет избежать дублирования и малоэффективного повторения того, что уже было изучено в среднем звене. Главное в организации такого курса – идти от текста, на материале текстов повторять, обобщать и углублять знания о системе языка, активизируя средства всех языковых уровней в их взаимодействии.

Пока школьник не научится анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных речевых произведений. «В художественном произведении язык отражён трояко – как живая речь, как литературная норма и как произведение искусства» (Г. О. Винокур).

Важными приёмами работы по развитию коммуникативной компетентности я считаю также:

  • анализ образцового текста, включающий разные виды комментария, работу с ключевыми словами, тематические сетки, выстраивание синонимических и антонимических цепочек;

  • работу с деформированным текстом, который учащиеся восстанавливают, используя изученный материал;

  • стилистический или лингвистический эксперимент.

Обязательная часть урока (как русского языка, так и литературы) – это словарная работа, позволяющая расширить словарный запас учеников, вырабатывающая привычку обращаться к словарю или справочнику при необходимости.

Чтобы научиться высокой культуре речи, по мнению Лихачёва, необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. Читая лучшие произведения русских поэтов и писателей, изучая художественные особенности, язык произведений, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком. На уроках литературы, анализируя рассказ (именно этот жанр представляется мне особенно удобным для работы по языковому воспитанию), использую метод художественно-педагогической драматургии. Он даёт возможность каждого ученика сделать активным участником действия, а не пассивным зрителем. Построение собственного высказывания в «последействии» урока требует тщательного отбора языковых средств: сочетание литературоведческих терминов и образных, экспрессивных выражений – задача сложная даже для очень хорошо подготовленного читателя.

Внеурочная деятельность, на мой взгляд, помогает решать те же проблемы, но другими средствами. Это метод проектов.

Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, содействующим выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. Метод проектов в сочетании с традиционными методами обучения можно рассматривать в качестве важного дополнительного элемента - дидактического средства, которое организует самостоятельную работу ученика, изменяет его отношение к собственной деятельности в развитой информационной среде. Учащийся «сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде, стремится усвоить учебный материал в процессе творческой деятельности» (Н. Н. Курова). В школе проектный метод можно рассматривать «как такой метод, который направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности» (Е. Ястребцева «Пять вечеров»).



Полезные виды деятельности: работа с текстом произведения, анализ текста, исследовательская работа, чтение специальной литературы (научной, публицистической), создание собственного высказывания. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков, умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, умения при необходимости вести дискуссию, т. е. формирование коммуникативной компетентности.




Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации». СМЕТАННИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, кандидат психологических наук, доцент, профессор. Является руководителем текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность».



В основе моей педагогической деятельности лежат технологии личностно-ориентированного обучения, развивающие, информационно-коммуникационные. Деятельностный подход к обучению помогает успешно решать проблемы активного, творческого восприятия знаний учащимися, развития их образовательных компетентностей. Проектный метод обучения, нетрадиционные по форме уроки, среди которых урок-диалог, урок-дискуссия, урок-исследование, а также приемы развития критического мышления способствуют организации познавательной деятельности школьников в условиях сотворчества и сотрудничества, формируют жизненные ценности, активную гражданскую позицию учащихся. Социализация личности средствами педагогического и образовательного воздействия – главное условие успешности будущего выпускника.

Результативность деятельности:

  • положительная динамика уровня обучаемости по русскому языку, литературе.

  • повышение познавательной активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

  • пробуждение интереса к самостоятельному чтению

  • развитие проектной и исследовательской деятельности.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!