ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Система современного образования ориентирована на подготовку личности, обладающей самостоятельностью и оригинальностью мышления, умеющей самостоятельно получать и анализировать знания, которые можно было бы применить к разным сферам профессиональной деятельности. Современные образовательные технологии позволяют этого добиться. Нельзя однозначно определить понятие «общекультурные компетенции». Сущность данного понятия многогранна. Согласно классификации А.В. Хуторского «Общекультурные компетенции относятся к ключевым компетенциям, которые включаются в метапредметный уровень содержания образования.» В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Сюда относятся:
- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
- духовно-нравственные, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
- осознание роли науки и религии в жизни человека;
- владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательные компетенции. Предполагает следующие умения:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира..
4. Информационные компетенции.
Предполагают
• владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
Умения:
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
6. Социально-трудовые компетенции Сюда относятся:
– сотрудничество, работа в команде;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование;
- выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;
- владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Иностранные языки имеют огромные возможности в формировании общекультурных компетенций. На занятиях дисциплины «Иностранный язык» преподаватели обращают внимание на формирование следующих компетенций: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.
Применение традиционных и инновационных технологий обучения направлено на формирование общекультурных компетентностей .
К таким технологиям относятся:
1. метод проектов (индивидуальные и групповые проекты) – создание краткосрочных проектов и оформление результатов с использованием программы Power Point (мультимедийная презентация) и их защита по темам .
2. использование аутентичных видеоматериалов по страноведению на иностранном языке .
3. игровые технологии:
- ролевая и деловая игра
- круглый стол, диспут,дискуссия
4. метод творческих заданий по теме
-доклады и сообщения
5. метод беседы
6. подготовка заметок и статей в СМИ
Формирование общекультурных компетенций возможно лишь в том случае, если процесс обучения организуется в соответствии с принципами обучения, включающими в себя общепедагогические, такие как:
принцип непрерывности образования
принцип системности
принцип гуманистического подхода
принцип личностно-творческого развития
В программах третьего поколения, утвержденных Министерством ВПР РФ, определены новые требования к состоянию УМК, которых предполагает компетентностный подход, модульную основу, современные формы контроля (в том числе и интерактивный). Это предполагает новые подходы к преподавательской деятельности.
Учителю следует быть критичным при отборе текстового материала - он должен соответствовать уровню владения иностранным языком. На занятиях целесообразно использовать все виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, которые разнообразят работу, а владение базовыми знаниями повышают мотивацию и интерес к иностранному языку. Учащимся предлагается такой вид работы как индивидуальное чтение, которое предполагает самостоятельный отбор текстов, чтение, оформление словаря-минимума и выделение проблемы. Считается, что такой вид деятельности способствует развитию самостоятельности и целеустремленности (важных общенаучных компетенций), учит распределять время и организовывать работу. Результат самостоятельного чтения может прослеживаться в умении написать краткий очерк по данной проблеме, как на иностранном, так и на родном языке. Это помогает приобрести умение систематизировать и логически строить свои мысли. Самым сложным аспектом индивидуального чтения считается неподготовленная речь на английском языке. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в реальной жизненной ситуации, он на занятиях должен оказаться в таких условиях, которые вызовут у него потребность высказать свое мнение, защитить свою точку зрения, аргументировано высказать несогласие. Поэтому на занятиях студентам предлагаются различные коммуникативные упражнения: ситуативные, репродуктивные, дискутивные и инициативные.
Работу по формированию общекультурных компетенций необходимо продолжать так же и в рамках внеучебной деятельности.
Предлагаю осуществить реализацию квест-технологии. Актуальность проведения образовательного квеста обусловлена возросшей популярностью данной интерактивной технологии и ее эффективностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала его участников.
По своей целевой установке образовательный квест относится к воспитательным мероприятиям, направленным на развитие у студентов творческого потенциала, познавательной активности, навыков командной работы.
Образовательный квест представляет собой интерактивную педагогическую технологию, направленную на решение определенных интеллектуальных задач, поиск, анализ и синтез информации при осуществлении исследовательской деятельности с целью развития ценностного личностного потенциала.
Формы организации квеста весьма разнообразны: от линейной, при которой участники получают очередные задания по завершении предыдущих; штурмовой, предполагающей постановку изначальной задачи и перечень точек с подсказками при самостоятельном выборе членами команды путей решения, до кольцевой, представляющей собой разновидность линейного квеста, в котором стартовые точки одновременно станут для участников финишными.
Структура образовательного квеста включает в себя введение с описанием сюжета, поэтапные интеллектуально-творческие задания с определенным порядком выполнения, а также подведение итогов игры.
Например, вы можете организовать и провести квест “ Great Britain” В ходе квеста, реализуемого согласно определенным алгоритмам действий, каждая из команд-участниц представляет заранее подготовленное небольшое выступление (диалог, сценку) на английском языке на тему «Случай из жизни в Британии», после чего проходит тематические станции, посвященные различным аспектам британской культуры: «English Language», «England in Faces», « Literature», «Cinema», «Music», «Traditions».
Библиография:
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004.
.Методика преподавания иностранных языков в высшей школе. Под ред. С.Г. ТерМинасовой. –М. − Издво МГУ. – 2003
..Першина Е.Ю. Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков: приемы активизации практики устной речи на занятиях по иностранному языку. − Общественные науки. –2012. –№ 1